Семинар - практикум «Современные подходы в обучении дошкольников связной диалогической речи»
презентация по развитию речи

Анисимова Елена Александровна

Семинар-практикум для педагого дошкольного учреждения содержит основные понятия по теме "Развитие диалогической речи дошкольников"; правила ведения диалога; цель и задачи обучения детей диалогической речи; методы и приемы обучения дошкольников диалогу; основные этапы формирования диалогической речи; обзор методической литературы по развитию диалога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_po_dialogicheskoy_rechi.pptx1.61 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Современные подходы в обучении дошкольников связной диалогической речи» Семинар - практикум Ст. воспитатель: Анисимова Елена Александровна

Слайд 2

C ловарь терминов Диалог – это особый вид деятельности, цель которой – обмен мыслями, установление взаимопонимания, процесс совместного речетворчества , в котором речевое поведение каждого из участников в значительной мере определяется речевым поведением другого (других) партнера (партнеров); функции этого вида речедеятельности реализуются в процессе непосредственного общения между собеседниками в результате последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик. Типы диалогов – диалог-расспрос, диалог-беседа, диалог-диспут, диалог-спор, диалог-справка, диалог- обмен суждениями (впечатлениями, сведениями), диалог-обсуждение, диалог-объяснение, диалог-возражение, диалог-договор. Вопросы (типы) – специальные (выясняющие) - в них указывается на соответствующий элемент мысли и побуждается назвать его в ответе; общие (уточняющие), требующие подтверждения или отклонения; альтернативные ( противительно -сопоставительные), т.е. вопросы, требующие выбора; расчлененные (продолжительно-удостоверительные) – особая форма взаимодействия суждения и вопроса. Реплики – речевые действия, система взаимосвязанных элементов, определенная цепь сменяющих поочередно друг друга высказываний. Реплики диалога рассматриваются как языковая единица, наделенная присущими ей синтаксическими, интонационными и другими признаками, как первоэлементы диалога, границей между которыми служит конец речи одного говорящего и начало речи дру г ого.

Слайд 3

Недостатки существующей методики развития диалогической речи детей 1) Представления о диалоге как о вопросно-ответной форме речи , что приво-дит к обеднению содержания работы по развитию у детей диалогической речи: дошкольников учат лишь отвечать на вопросы и задавать их. Другим видам диалогических реплик (сообщению, побуждению и реакциям на них) внимания не уделяется, без них не будет полноценного диалога. Ученые указывают, что, не освоив разнообразия диалогических реплик, ребенок не может усвоить и разнообразия их функций. 2) Среди методов развития диалогической речи дошкольников преобладают разговоры и беседы педагогов с детьми. Потенциальные возможности многих игр используются не в полной мере. Между тем в настоящее время в связи с ориентацией на гуманизацию дошколь-ного образования востребованы технологии, наиболее приближенные к возраст-ным особенностям детей, к их потребностям. (Анна Валентиновна Чулкова сделала попытку заполнить названные пробелы в методике развития диалогической речи, используя в работе разнообразный игровой материал. Книга «Формирование диалога у дошкольника)

Слайд 4

правила ведения диалога : соблюдение очередности в разговоре необходимость выслушивать собеседника , не перебивая поддерживать общую тему разговора смотреть на собеседника (т.к. в диалоге жесты, мимика могут заменять словесную реплику), иначе можно потерять связь с ним проявлять уважение и внимание к собеседнику: — говорить спокойно, доброжелательно, с умеренной громкостью — строить высказывание так, чтобы не обидеть собеседника — чтобы высказывание было понятно ему — использовать литературную лексику

Слайд 5

«Развитие диалогической речи дошкольников в игре» Бизикова Ольга Анатольевна В сборнике представлены подвижные, дидактические игры , литературный материал для игр-инсценировок с детьми , предназначенные для развития диалогической речи дошкольников. Весь материал сборника структурируется в соответствии с единицами диалога, которые предстоит усвоить детям, а также с этапами развития у них диалогических умений. Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям.

Слайд 6

Диалог - одна из форм связной речи , состоит из чередования высказываний (реплик) говорящих Открывают диалог инициативные реплики (реплики-стимулы): 1) вопросы, 2) сообщения и 3) побуждения Другие реплики поддерживают диалог (реплики-реакции): ответ на вопрос, реакции на сообщения и побуждения Сочетание двух взаимосвязанных реплик : реплики, начинающей диалог (стимул), и ответной реплики (реакции) называется диалогическим единством . Выделяют три вида диалогических единств : 1/ «вопрос — ответ»: — Вопросы, чтобы запросить информацию — Реплики-ответы, чтобы выдать информацию 2/ «сообщение — реакция на сообщение» — Реплики-сообщения, чтобы поделиться с собеседником мыслями, чувствами, информацией — Реакция на сообщение, чтобы выразить положительное или отрицательное отношение к обсуждению 3/ «побуждение — реакция на побуждение» — Реплики-побуждения, чтобы стимулировать собеседника — Реакция на побуждение — выполнение действия, к которому человека побуждали (может быть словесное или молчаливое, либо отказ от выполнения действия)

Слайд 7

Основная цель работы по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы научить их пользоваться диалогом как формой общения 3 блока задач по развитию диалогической речи : первый блок — это комплекс задач, предполагающих усвоение детьми диалогического единства «вопрос - ответ» и соответствующих этой паре реплик форм поведения второй блок посвящен диалогическому единству «сообщение - реакция на сообщение» и правилам, связанным с употреблением этого вида реплик третий блок включает задачи обучения детей репли-кам и речевому поведению в диалогическом единстве «побуждение - реакция на побуждение»

Слайд 8

Содержание блоков Диалог единство Освоение стимулов Освоение реакций Освоение правил поведения Вопрос - ответ Умение задавать вопросы различного содержания (познавательные и социально-личностные); пользоваться вопросит. словами и местоимениями Умение отвечать на вопросы коммуникативно целесообразно, в соответствии с темой и ситуацией общения Задавать вопросы адресно; - не отвечать вопросом на вопрос; не оставлять вопрос без внимания; Извине ние Простите меня. - Простите (извините), пожалуйста. - Не обижайся (тесь). - Не сердись (тесь). - Я виноват (а) - Пожалуйста. -Ладно. - Ничего. - Не стоит извинений. - Я не сержусь. - Ну что Вы (ты)! -Да что Вы (ты)! За... (мотивируется извинение: я нечаянно... я не подумала...) Пригла шение - Разреши (те) пригласить на день рождения (праздник, танец ...), - Я хочу пригласить тебя (вас) ... Ты (Вы) придешь (те)? - Приходи (те), если сможешь (те), в гости (на день рождения). Буду (очень) рад (а). - Прошу к столу... - Спасибо за приглашение, обязательно приду. - Спасибо за приглашение, но прости (те), прийти не могу. - С удовольствием. - Я готов (а) Отказы желательно мотивировать Совет - Ты не хотел бы сделать так-то...? - Сделай так-то, по-моему, будет лучше. - Можно, мой совет? - Спасибо, ты прав (а). - Согласен (а), так и сделаю.ь- Извини, я сам (а). - Извини, пожалуйста, но мне хотелось бы самому (самой) решить, как будет правильно Отказы желательно мотивировать

Слайд 9

ПЕРВЫЙ ЭТАП использования игр и игровых приемов Заимствование готовых диалогических реплик - в процессе развития диалогической речи у детей Заучивая литературные диалоги и передавая их в инсценировании стихотворений, дети заимствуют разные формы инициативных и ответных реплик Например , читая по ролям потешки или стихотворения С.Я.Маршака «Кузнец», потешку « Кисонька-мурысонька » или А.Л.Барто «Я знаю, что можно придумать...» и др., дошкольники усваивают разные формы реплик из диалогических пар: побуждение - реакция на побуждение вопрос — ответ сообщение — реакция на сообщение

Слайд 10

обыгрывание детьми коротких фольклорных миниатюр Вопрос - ответ Сообщение – реакция на сообщение Побуждение – реакция на побуждение Ты пирог съел? Нет, не я! А вкусный был? Очень Я медведя поймал! Так веди сюда. Не идет. Так сам иди. Да он меня не пускает Егор-Егор, укажи свой двор! А вот мой двор, голубой забор Где ты, брат Иван? В горнице. А что делаешь? Помогаю Петру. А Петр что делает? - Да на печи лежит Я хочу гулять. Одевайся теплее, там холодно. Я буду кататься на коньках, не замерзну Тит, поди молотить. Брюхо болит. Тит, поди кисель есть. Где моя большая ложка?

Слайд 11

ВТОРОй ЭТАП обучения диалогической речи Используются игры, в которых дети оперируют не только заученными (репродуктивными) репликами , но и самостоятельно построенными (продуктивными) Для постепенного перевода детей от использования готовых реплик к построению своих подходят такие виды театральных игр , как 1)пересказ по ролям, 2) инсценирование прозаических литературных произведений и 3)режиссерские игры по мотивам произведений Каждое диалогическое единство отрабатывается отдельно . Для этого вначале подбираются произведения с преобладанием какой-либо одной диалогической пары . Позже берутся произведения, где разные диалогические пары переплетаются На данном этапе можно учить детей вести диалог по телефону : игры с телефоном, в них педагог демонстрирует различные ситуации, связанные с телефонными переговорами: 1)звонок другу, 2)звонок маме (бабушке), 3)звонок в поликлинику, 4)цветочный магазин и мн. др. Обыгрывая ситуации, дети знакомятся с этикетом телефонного разговора, с традиционными речевыми фразами. Затем дети разыгрывают сходные ситуации.

Слайд 12

ТРЕТий ЭТАП обучения диалогической речи Используются игры, которые должны побуждать детей к самостоятельному построению диалогических реплик Это словесные игры без готовых текстов , телефонные игры-импровизации , творческие виды игр (театральные и режиссерские игры с придуманными сюжетами) Закрепление умений детей задавать вопросы и отвечать на них происходит в таких играх, как «Да и нет», «Вопросы с подсказкой», «Запрещенные слова» и др. Игры с применением моделей, символически отображающих направленность вопросов . Так, карточка с изображением цветных пятен ориентирует детей на вопрос о цвете предмета. Карточка с изображением геометрических форм — о форме и т.п. Игра «Турнир знатоков» - одна команда формулирует вопрос, а другая отвечает - по разным темам программы: «Экзотические животные» и др. Игры «Кто кого запутает», «Небылицы», «Ошибки» провоцируют столкновение мнений детей В играх «Сумей отказаться», «Поручение», «Назови родителей», «Угощение» и др. закрепляются умения формулировать побуждения и вежливо реагировать на них

Слайд 13

ИГРЫ , подобранные для развития диалогической речи детей, рассчитаны на то, чтобы: 1) формировать умения пользоваться в диалоге различными видами инициативных реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями соблюдать элементарные правила поведения (правила очередности и тематического единства реплик) 2) отражать естественную логику формирования речевых умений : от восприятия и заимствования образцов диалогических реплик – к их использованию в сочетании репродуктивной и продуктивной речи и творческому переносу усвоенных образцов в самостоятельную речевую практику Использование игр и игровых приемов для развития диалога у детей, наряду с организацией разговоров и бесед , повышает эффективность работы воспитателя в данном направлении

Слайд 14

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 1. Обогащение содержания речевого воспитания 2. Совершенствование форм и методов речевой работы. 3. Стимуляция высказываний детей из личного опыта; 4. Организация словесного коллективного творчества (сотворчество) 5. Обучение диалогу: умению слушать и слышать партнера 6. Поддержка речевого и игрового взаимодействия, отвечать на высказывания партнера, рассуждать, аргументировать высказывания · 7. Работа с подгруппами; организация пространства общения; недисциплинарные формы привлечения и удержания внимания; игровая и коммуникативная мотивация занятий. 8. Групповые беседы 9. Деятельность кооперативного типа (совместное рисование, аппликация, конструирование. художественный труд); театрализованные игры (игры-драматизации, инсценировки); дидактические игры. 10. Дидактические игры парами с соблюдением следующих игровых правил: соблюдать очередность игровых и речевых действий; слушать партнера; сказанного не повторять; дополнять высказывания партнера: задавать вопросы, вежливо высказывать предположения, пожелания, несогласие; рассуждать, обосновывать свои суждения.

Слайд 15

«Формирование диалога у дошкольников» Чулкова Анна Валентиновна В пособии определены этапы, уровни и условия формирования и развития речи у детей дошкольного возраста. Разработаны: методика формирования диалога у дошкольников, серия дидактических речевых игр для обучения детей в детском дошкольном учреждении. Для работников детских образовательных учреждений, студентов факультетов дошкольного воспитания педвузов и педколледжей .

Слайд 16

Объем речевых умений и навыков, оптимальный для усвоения детьми в младшем, среднем, старшем дошкольном возрасте (по А.В. Чулковой) 1) владение речевым этикетом 2) запрос информации 3) реплицирование 4) составление диалога КРИТЕРИИ сформированности диалогической речи у детей:

Слайд 17

Речевой этикет Младший дошкольный возраст. Знать одну общеупотребительную форму речевого этикета в ситуациях общения (приветствие, просьба, извинение, благодарность, знакомство и пр.). Включать в предложение обращение к собеседнику, различать формы обращения к взрослому и ребенку (здравствуйте — здравствуй) Средний дошкольный возраст. Знать и употреблять в знакомых ситуациях различные речевые штампы и клише в зависимости от характера ситуации (например, в ситуации «Приветствие» — здравствуйте, добрый день, добрый вечер, доброе утро, привет и т. д. При обращении к собеседнику называть его имя. Обращаться к незнакомым людям, используя речевые штампы «скажите, пожалуйста», «извините», «будьте добры») Старший дошкольный возраст. Знать и употреблять различные речевые штампы в новых ситуациях, актуальных для данного возраста (в столовой, в транспорте, в магазине, в гостях и т. д.). Уметь переносить, варьировать речевые штампы в однотипных ситуациях.

Слайд 18

Запрос информации Младший дошкольный возраст . Быстро и адекватно реагировать на различные типы вопросов (общие, специальные, альтернативные, расчлененные), уметь формулировать встречный вопрос. Самостоятельно ставить вопросы различного типа (1-2) по наглядной или словесной информации (картинке, игрушке, предложению, ситуации). Использовать вопросительную интонацию при их постановке Средний дошкольный возраст. Уметь строить серию вопросов различного типа с определенной целью (вести расспрос) по плану, опираясь на наглядный источник информации (картинки, игрушки, предметы) Старший дошкольный возраст. Уметь самостоятельно вести расспрос, опираясь на словесную информацию. Самостоятельно определять последовательность, соблюдать логику при постановке вопросов

Слайд 19

Реплицирование Младший дошкольный возраст . Знать и употреблять различные виды реплик, быстро и адекватно реагировать на них в беседе. Активно вступать в беседу, разнообразить свои высказывания, не копировать реплики собеседника. Употреблять простейшие диалогические единства: сообщение-сообщение, сообщение - подтверждение, сообщение-побуждение к действию и др. Средний дошкольный возраст . Уметь изменять, дополнять, распространять реплики-реакции, находить нелогичные реплики в готовом диалоге. Употреблять реплики-стимулы, поддерживающие диалог, проявлять инициативу, творчество в ведении беседы Старший дошкольный возраст . Активно вступать в контакт с собеседником, в беседе быстро реагировать на реплики собеседника, пользоваться различными их видами, в том числе и побуждающими партнера к речевому действию (вопросы, советы, предложения, просьбы и др.). Уметь поддерживать разговор на предложенную собеседником тему.

Слайд 20

Составление диалогов Младший дошкольный возраст. Уметь составлять реплики диалога по описанной ситуации и содержанию беседы, используя го-товые фрагменты разговора. Составлять диалог из 3 – 4 диалоги- ческих единств, включая знакомые речевые штампы Средний дошкольный возраст. Самостоятельно составлять диалог в ситуациях стимулированного общения, используя план, опорные слова, тему беседы. Составлять диалог из 5 – 8 диалогических единств, включая речевые штампы и клише Старший дошкольный возраст. Уметь самостоятельно составлять диалоги в ситуациях стимулированного и нестимулированного общения по предложенной теме и без нее

Слайд 21

Игра как коммуникативная ситуация ( Бизикова О.А.) Игры с готовыми текстами: 1. подвижные «Король», «Коршун», «Змея», «Лиски» и др.; 2. дидактические «Я садовником родился», «Краски», «Смешинки» и др. (освоить разнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных правил ведения диалога); Дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик: «Кто кого запутает», «Поручение», «Похожи – не похожи», «Угощайся пирожком», игры с телефоном «Вызов врача», «Звонок маме на работу», «Бюро добрых услуг»

Слайд 22

Образовательная ситуация – ведущая форма работы по развитию речи детей Игровая обучающая ситуация (Ельцова О.М.) СИТУАЦИИ- ИЛЛЮСТРАЦИИ СИТУАЦИИ- УПРАЖНЕНИЯ СИТУАЦИИ – ПРОБЛЕМЫ СИТУАЦИИ- ОЦЕНКИ

Слайд 23

Сценарии активизирующего общения ( А.Г.Арушанова ) разговоры с детьми; дидактические игры; подвижные игры; народные игры; инсценировки; драматизации; обследование предметов

Слайд 24

Проектная деятельность (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода , М.Б. Зуйкова) Это вариант интегрированного метода обучения дошкольников, форма организации педагогического процесса, основанная на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. «Поможем малышам (животным) найти мам» (узнавание, называние животных и установление соответствия взрослых животных и их детенышей, знакомство с внешними особенностями домашних животных и некоторыми правилами обращения с ними); «Прогулка куклы Кати» (подбор верхней одежды и одевание куклы в соответствии с сезоном, подбор игрушек для игр на прогулке, знакомство с правилами безопасности при выходе на прогулку и на участке).

Слайд 25

Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре Чулкова А.В. . Формирование диалога у дошкольников Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»

Этот материал поможет провести семинар - практикум для педагогов ДОУ на тему  «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»...

Семинар-практикум «Современные подходы к развитию связной речи детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к развитию связной речи детей дошкольного возраста»...

Семинар-практикум: «Современные подходы к физическому воспитанию в ДОУ»

Семинар-практикум: «Современные подходы к физическому воспитанию в ДОУ»...

Семинар - практикум "Современные подходы по экологическому воспитанию"

Семинар - практикум "Современные подходы по экологическому воспитанию"...

Презентация к семинару-практикуму "Современные подходы к организации взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ"

Презентация к семинару-практикуму "Современные подходы к организации взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ" может быть полезна педагогам ДОУ для повышения профессиональной компетентн...