Семинар - практикум «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»
методическая разработка по художественной литературе

Авхадиева Гульнара Идрисовна

Этот материал поможет провести семинар - практикум для педагогов ДОУ на тему  «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №79 «Аистёнок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного развития воспитанников г. Орска»

Семинар - практикум

«Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»

                                                               Старший воспитатель

                                                               Авхадиева Гульнара Идрисовна

ОРСК

Семинар - практикум

«Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»

Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам реализации образовательной области «Речевое развитие»

Задачи:

  • Систематизировать и расширить знания педагогов об организации работы с детьми

по ознакомлению с художественной литературой»

  • Расширить знания педагогов о современных формах, методах и приёмах приобщения детей к чтению.
  • Выявить и уточнить наиболее интересные подходы в работе с художественной литературой;
  • Активизировать деятельность педагогов, способствовать приобретению навыков коллективной работы, развивать творчество педагогов.

Ход семинара:

Упражнение «Назови любимую книгу»

Чтобы вы почувствовали себя свободно и могли активно включиться в работу семинара, разрешите начать нашу встречу с приятных воспоминаний. Каждый из нас когда – то в детстве любил слушать книги, которые читали родные, воспитатели в детском саду. Мы предлагаем вам вспомнить любимую книгу или произведение, которое вы читали или слушали в детстве.

Участники образуют круг, поочерёдно передавая друг другу предмет, называют произведения.

Упражнение «Выбери дистанцию»

- Сегодня символ обсуждаемой темы — детская книга (кладет ее на куб в центре комнаты). Задание: Встаньте от книги на такое расстояние, которое продемонстрирует вашу близость или отдаленность по отношению к теме встречи. А затем одной фразой объясните выбранное вами расстояние.

Затем все садятся за столы.

1. Вступительное слово: Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.

Книга — источник знаний и размышлений детей на разнообразные темы; материал для бесед, пересказов, игр-драматизаций. Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений становятся сюжетами детских игр. Проживая в игре жизнь героев, дети приобретают их духовный и нравственный опыт. Таким образом, путем правильного отбора книг можно оказывать благотворное влияние на нравственное становление личности ребенка, формирование его духовных ценностей!

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга же, напротив, дает возможность домыслить, «дофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. Книга - источник обогащения всех сторон речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию:  

  • в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова,  
  • в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; 
  • народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. 

Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведения, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно постоянная речь.

Образовательная область «Речевое развитие»

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Основные цели и задачи:

Развитие речи.

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Художественная литература.

Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

Воспитание желания и умения слушать художественные произведения,

следить за развитием действия.

Задание: какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по художественной литературе:

2 группа детей раннего возраста (1 год 6 месяцев - 2 года)

Приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию  народные песенки, потешки, сказки, а также авторские произведения (проза, стихи). Сопровождать чтение (рассказывание) показом картинок, игрушек. Приучать детей слушать хорошо знакомые произведения без наглядного сопровождения.

Предоставлять возможность повторять вслед за взрослым некоторые слова стихотворного текста и выполнять несложные действия, о которых говорится в поэтическом произведении. Обращать внимание на интонационную выразительность речи детей.

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)

Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.

Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями. Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений. Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого.

Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах. Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.

Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.

Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки.

Помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.

Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.

Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам). Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.

Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.

Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.

Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 8 лет)

Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.

Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора.

Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.

Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).

Помогать детям, объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

Главная миссия области – воспитание в ребёнке читателя, который «начинается» в дошкольном возрасте. Чтение – условное понятие по отношению к детям дошкольного возраста. Читатель – дошкольник зависим от взрослого в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности. Поэтому важным моментами деятельности взрослого при ознакомлении детей с художественной литературой являются:

  1. Формирование круга детского чтения (КДЧ)
  2. Организация процесса чтения.

2. Круг детского чтения

Круг детского чтения – это круг произведений, которые читают (слушают чтение) и воспринимают дети. Эти произведения как специально писались для них, так и перешли от взрослых, были приняты и поняты детьми.

Задание 1: определить, какие произведения входят в КДЧ.

Педагогам предлагаются произведения разных авторов и жанров. Необходимо распределить их на 4группы.

В КДЧ входят (Гурович Л.М.):

  • произведения детского фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, небылицы, перевертыши, сказки);
  • произведения русской и зарубежной классики (А.С.Пушкина, К.Д.Ушинского, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, Ф.И.Тютчева, Г.Х.Андерсена, Ш.Перро и др.);
  • произведения современной отечественной литературы (В.В.Маяковского, С.Я.Маршака, К.И.Чуковского, С.В.Михалкова, М.М.Пришвина, Е.И. Чарушина, В.В.Бианки, Е.Благининой, З.Александровой и др.).
  • произведения народов мира.

Задание 2: Для работы с детьми, какой возрастной группы используются следующие произведения:

1. А. Барто. «Игрушки», «Козлятки и волк», «Теремок», «Сорока Белобока», С. Маршак «Сказка о глупом Мышонке» (1-ая младшая группа)

2. К.Чуковский «Мойдодыр», Л.Воронкова «Маша - растеряша», «Бычок – черный бочок, белые копытца», «Колобок», «Коза-дереза» (2-ая младшая)

3. «Лисичка-сестричка и серый волк», «Жихарка», С. Маршак «Вот такой рассеянный», «Три поросенка», Д. Хармс «Очень страшная история» (средняя)

5. Н. Носов «Живая шляпа», «Царевна - лягушка», «Хаврошечка», П. Бажов «Серебряное копытце», А. Барто «Веревочка» (старшая)

6. Х. К. Андерсен «Гадкий утенок», Ш.Перро «Кот в сапогах», П. Ершов «Конек – Горбунок», «Айога», «Беляночка и розочка»  (подготовительная)

3. Формы работы по приобщению детей к чтению.

Освоение задач осуществляется в организованных педагогом совместных видах деятельности: развивающих, игровых, проблемно – игровых и творческо-игровых ситуациях на основе художественного текста, литературных развлечениях, театрализованных играх, а также средствами организации предметно – развивающей среды для активизации самостоятельной литературной, художественно – речевой, изобразительной и театрализованной деятельности на основе знакомых фольклорных и литературных текстов. Литературные произведения и их фрагменты включаются в режимные моменты, сопровождают наблюдения за явлениями природы. Кроме этого, рекомендуется ежедневно организовывать специальную ситуацию по ознакомлению детей с фольклорным или литературным текстом.

Организация деятельности взрослых и детей по ознакомлению детей с художественной литературой

Формы организации образовательного процесса

Ранний возраст

Образовательная деятельность

Чтение (рассказывание) художественных произведений.

Беседа о прочитанном.

Рассматривание иллюстраций, картинок.

Показ настольного театра (би-ба-бо и др.)

Игры (использование сюжетов литературных произведений в игровой деятельности).

Разучивание стихотворений, потешек.

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Игры (использование сюжетов литературных произведений в игровой деятельности).

Продуктивная деятельность

Беседа

Разучивание  стихотворений и отгадывание загадок на прогулке.

Самостоятельная детская деятельность

Игры (использование сюжетов литературных произведений в игровой деятельности).

Продуктивная деятельность

Рассматривание иллюстраций книг, картинок.

Самостоятельная деятельность в книжном  уголке и уголке театрализованной деятельности

Младший дошкольный возраст

Образовательная деятельность

Чтение (рассказывание) художественных произведений.

Беседа после чтения.

Рассматривание иллюстраций, картинок.

Обсуждение

Игры – драматизации. Инсценирование. Показ настольного театра (би-ба-бо и др.)

Разучивание стихотворений, потешек.

Чтение наизусть и отгадывание загадок в условиях книжного уголка.

Мини – постановки для взрослых.

Вечера литературных развлечений.

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Ситуативный разговор с детьми

Игры (использование сюжетов литературных произведений в игровой деятельности).

Продуктивная деятельность

Беседа о прочитанном.

Разучивание стихотворений, чистоговорок, скороговорок, потешек, небылиц.

Чтение наизусть и отгадывание загадок в условиях книжного уголка.

Самостоятельная детская деятельность

Игры (использование сюжетов литературных произведений в игровой деятельности).

Продуктивная деятельность

Самостоятельная деятельность в книжном  уголке и уголке театрализованной деятельности (рассматривание, выразительное чтение, инсценировка и др.)

Средний дошкольный возраст

Образовательная деятельность

Чтение (рассказывание) художественных произведений.

Беседа после чтения.

Рассматривание иллюстраций, картинок.

Обсуждение

Моделирование

Игры – драматизации. Инсценирование.

Показ настольного театра, би-ба-бо, кукольного театра и др.

Разучивание стихотворений, потешек.

Чтение наизусть и отгадывание загадок в условиях книжного уголка.

Мини – постановки для взрослых.

Вечера литературных развлечений. Вечера загадок, сказок.

Тематические выставки.

Конкурсы чтецов.

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Ситуативный разговор с детьми

Игры (использование сюжетов литературных произведений в игровой деятельности).

Продуктивная деятельность

Беседа о прочитанном.

Разучивание стихотворений, чистоговорок, скороговорок, потешек, небылиц.

Чтение наизусть и отгадывание загадок в условиях книжного уголка.

Самостоятельная детская деятельность

Игры (использование сюжетов литературных произведений в игровой деятельности).

Продуктивная деятельность

Самостоятельная деятельность в книжном  уголке и уголке театрализованной деятельности (рассматривание, выразительное чтение, инсценировка и др.)

Старший дошкольный возраст

Образовательная деятельность

Чтение (рассказывание) художественных произведений.

Прослушивание записей и просмотр видеоматериалов.

Просмотр (прослушивание) записей исполнения литературных текстов самими детьми.

Чтение с продолжением. Выразительное чтение

Обсуждение. Беседа о прочитанном.

Беседы о книгах (об истории книг).

Обобщающие  беседы о видах и жанрах.

Пересказ произведения

Разучивание стихотворений, чистоговорок, скороговорок, потешек, небылиц.

Сюжетные игры: «Театр», «Концерт».

Литературные викторины и интеллектуальные марафоны по художественным произведениям.

Конкурсы.

Инсценирование. Игры – драматизации.

Мини – постановки для взрослых.

Вечера литературных развлечений, литературные праздники. Вечера загадок, сказок.

Неделя детской книги. «Книжкины именины»

Проектная деятельность.

Тематические выставки.

Ознакомление с писателями и поэтами, художниками – иллюстраторами детских книг.

Чтение наизусть и отгадывание загадок в условиях книжного уголка.

Посещение  городской детской библиотеке.

Сочинение загадок.

Создание «Книжкиной больницы»

Создание книг – самоделок, макетов.

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные)

Самостоятельная деятельность в книжном  уголке и уголке театрализованной деятельности (рассматривание, выразительное чтение, инсценировка и др.)

Продуктивная деятельность (выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений).

Сюжетные игры: «Театр», «Концерт».

Самостоятельная детская деятельность

Разговор с детьми

Сочинение загадок

Проблемные ситуации

Игры (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские)

Продуктивная деятельность

Использование различных видов театра

Чтение наизусть и отгадывание загадок.

Разучивание стихотворений, чистоговорок, скороговорок, потешек, небылиц.

- Изучив методическую литературу, мы нашли множество самых разнообразных традиционных и нетрадиционных форм, методов и приёмов, которые используются в работе с детьми

  • Традиция ежедневного чтения.
  • Оформление  книжных уголков в группах детского сада.
  • Оформление  выставок.
  • Творчество  отдельных писателей, отдельным жанрам (сказка, юмористический рассказ, энциклопедия и т.д.).
  • Выставки книг писателей-художников.
  • Азбуки.
  • Народная сказка как источник сюжетов для авторской сказки.
  • Тематические  выставки.
  • Народные  детские песенки стран мира.
  • Произведения, одинаковые по названию, но принадлежащие разным авторам.
  • Выставка книг, предназначенных разным возрастным группам читателей.
  • Выставки книг  и детских журналов, издаваемых в отдельном городе или регионе.
  • Выставка произведений, которые были положены в основу мультфильмов, детских фильмов.
  • Детские  журналы
  • Выставка – иллюстрация – выставка  с рисунками  читателей. Они могут быть:  по  определенной теме,  к произведениям  одного автора, по конкретной  книге. Ее отличие от выставки  - витрины в том, что рядом с рисунками размещаются цитаты из книг, к  которым сделаны иллюстрации, стихи (если выставка тематическая).
  • Выставка – викторина. Вместе с литературой и оформлением,  готовятся вопросы викторины, ответы на которые можно найти в материалах выставки. Вопросы могут быть составлены как  ко всей выставке в целом, так и отдельно к каждому разделу.
  • Очень интересными являются выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений.
  • Создание "Книжкиной больницы" в группах поможет привить детям бережное отношение к книге.
  • Следующая форма работы - создание детьми книг-самоделок с детскими рисунками, стихами, загадками, сказками и историями. Одно дело - прочитать книгу, и совсем другое - сделать ее самому. Можно составлять книги по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дети придумывали сами.
  • Неделя детской книги (книги-юбиляры, авторы-юбиляры, «Наши любимые сказки и т.д.)
  • Еще одной формой приобщения детей к книгам может быть празднование именин произведения. Для этого в ДОУ создаётся специальный календарь "Книжкины именины". В нем представлены писатели или книги, которые отмечают свой юбилей.
  • Еще одной формой приобщения детей к книгам является посещение городской детской библиотеке.
  • Использование проектного метода (Знакомство с писателями, изготовление книг и другое).
  • Макеты по любимым сказкам.
  • Вечера загадок, сказок.
  • Просмотр мультфильмов и сказок по художественным произведениям.
  • Литературные викторины и интеллектуальные марафоны по художественным произведениям.
  • Сюжетные игры: «Театр», «Концерт», где дети читают стихи, произведения устного народного фольклора
  • Театрализованная деятельность (пальчиковый, настольный, кукольный театр, игры – драматизации).
  • Конкурсы

Этапы работы над художественным произведением.

I. Организационный

Цель: вызвать желание прочитать книгу.

  • Предугадывание (называем автора, показываем портрет, узнаём, знаком ли автор, есть его книги дома, называем заглавие, рассматриваем титульный лист, задаём вопросы: «Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этом рассказе» и т.п.).

II. Чтение текста.

Цель: помочь детям войти в текст.

Читать произведение необходимо с остановками, комментируя непонятные слова. Можно предложить домыслить («Предположите, а что может быть дальше»); показать иллюстрацию.

При остановке начинать читать с того же предложения.

III. Обсуждение и воспроизведение.

Цель: выяснить, как дети усвоили текст. Пропустить через себя, пережить.

Краткое обсуждение, большая часть работы отводится на воспроизведение

4. Методы и приемы ознакомления детей с художественной литературой

- При ознакомлении с художественной литературой используются разнообразные методы литературного развития детей.

Задание: подобрать приемы к методам ознакомления детей с художественной литературой. Педагоги работают в группах:

1 группа – словесные,

2 группа – наглядные,

3 группа – практические.

Метод

Приемы

Словесный

Чтение произведений. Чтение с продолжением.

Вопросы к детям по содержанию произведений

Пересказ произведения

Заучивание наизусть

Выразительное чтение

Беседа по произведению, о книге, после чтения

Прослушивание грамзаписи

Практический

Элементы инсценировки.

Игры-драматизации

Дидактические игры

Театрализованные игры

Игровая деятельность.

Инсценирование

Наглядный

Разные виды театра

Показ иллюстраций, картинок, игрушек

Движение пальцами, руками

Схемы

Просмотр видеофильмов, диафильмов, видеоматериалов.

Оформление выставки

5. Викторина «Шуточная реклама»

Сейчас мы немного отвлечёмся и проведём викторину «Шуточная реклама» Послушайте и назовите, кто из литературных  и сказочных героев мог бы дать  такие объявления. Назовите автора и название произведения  (При ответах указывается  название и авторство произведений)

1.  Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину. ( А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

2. Несу золотые яйца. Дорого. ( Курочка Ряба, р.н.с. «Курочка Ряба»)

3. Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение. ( Буратино, А.Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино»)

4. Отмою всё! ( Мойдодыр, К.Чуковский «Мойдодыр»)

5. Доставка пирожков бабушке.

(Красная Шапочка, Ш.Перро «Красная Шапочка»)

6. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит, К.Чуковский «Доктор Айболит»)

7. Туристическая фирма организует путешествия по молочной реке с кисельными берегами.

( Р.н.с. «Гуси-лебеди»)

8. Организую зимнюю рыбалку. Недорого. (Лиса, р.н.с. «Лиса и волк»)

9. Предлагаю услуги по выпечке хлебобулочных изделий любой сложности. (Бабушка, р.н.с. «Колобок»)

 10. Меняю избушку  на курьих ножках в лесном массиве, без удобств на отдельную квартиру в городе с доплатой. (Баба Яга)

6. Творческие методы работы со сказками, формами малого фольклора

Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать…Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.

Л.Б. Фесюкова в книге «Воспитание сказкой» предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ (Г. Альтшуллер, М. Шустсрман и др.).

Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.

Творческие методы работы со сказками, формами малого фольклора (Памятка).

  • Знакомые герои в новых обстоятельствах.
  • Коллаж из сказок.
  • Сказка от смешного стишка.
  • Сказка от считалки.
  • Сказка от загадки.
  • Спасательные ситуации в сказках.
  • Сказки от странных историй.
  • Сказки от просто стишков.
  • Сказки от потешек, кричалок и других форм малого фольклора.
  • Сказки о чудищах.
  • Сказка продолжается.
  • Изменение ситуации в знакомых сказках.
  • Перевирание сказки.
  • Сказка, но по-новому.
  • Сериал в сказке.
  • Решение противоречий в сказке.
  • Моделирование сказок.
  • Сказки с новым концом.
  • Сказка с середины.
  • Частица «не» и новая сказка.
  • Из сказки убежали все глаголы (существительные).
  • Сказка от пословицы.

Моделирование сказок (обучение дошкольников прятать знакомых сказочных героев в обычные геометрические фигуры).

Три одинаковых по величине и цвету кружка означают сказку «Три поросенка»

Задание для педагогов:

- три одинаковых по цвету, но разные по величине кружка:

            Сказка «Три медведя»

         Сказка «Волк и семеро козлят»

Сказка «Гуси-лебеди»

 

  Сказка «Репка»

Коллаж из сказок

Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно только не забыть о главных, первоначальных героях - и получится «Коллаж из сказок». А детям дошкольного возраста лучше преподносить этот метод в игровой ситуации. Примерно так.

 У вас в доме наверняка есть толстая книжка со сказками. Вот что однажды приключилось с этой книжкой. В ней перепутались все страницы. Первой была сказка «Царевна-лягушка». Только собрался Иван-царевич в путь за Василисой Прекрасной в царство Кащея Бессмертного, как попал в совершенно другую сказку. Нет у царевича его верных помощников: зайца, медведя, утки. Как теперь освободить Василису Прекрасную? Делать нечего: пошел Иван-царевич по страницам других сказок. Не успел перешагнуть страницу, как… Как же ему помогли герои других сказок?

Сказка от считалки

Считалка лаконична, как правило, рифма ее легка. И главное, сюжет близок и понятен детям дошкольного возраста. А механизм перехода от считалки к сочинительству примерно тот же - мы разучиваем наизусть считалку, обыгрываем ее несколько раз в подвижных играх, а затем предлагаем загадочное начало, идущее от ее содержания, к примеру:

Считалка

Чижик в клетке сидел,
Чижик громко песню пел,
Гу-гу-гу, чу-чу-чу,
Я на волю полечу.

Начало: Один раз бабушка, покормив чижика, забыла закрыть клетку…

Сказки от потешек, кричалок и других форм малого фольклора

Кроме потешек и кричалок, в качестве отправного пункта можно использовать дразнилки, страшилки, фольклорные перепутаницы:

Потешка.

- Что ж ты, Еж, такой колючий?
- Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!

Начало: В одном лесу жил еж, у которого весной почему-то пропали все иголки. Оглянулся он…

Потешка. 

В лесу одна смешная птица
Весь день поет: «Ку-ку! Ку-ку!»
Никак не может научиться
Петь, как петух: «Ку-ка-ре-ку!»

Начало: Однажды летом встретились кукушка и петух и начали разговаривать каждый на своем языке…

Задание: Педагогам предлагается составить сказку от считалки, от загадки, от стишка, от потешки, от пословицы.

Нередко дети стремятся не только рассказывать произведения, но и придумывать продолжение любимой истории, новых приключений знакомых героев. Стремление  к творческому рассказыванию необходимо поддерживать и помогать детям освоить некоторые приёмы фантазирования и сочинительства. Лучше всего для этого использовать народные сказки, которые, по меткому выражению Дж. Родари, являются прекрасным «строительным материалом» для детских историй. Раскроем некоторые приёмы развития детского речевого творчества на основе народных сказок (Акулова, Гурович).

  • Метод «Сказка + слово».

Детям называют 5 слов — названий героев, предметов определенной сказки. Дошкольники узнают ее и кратко рассказывают содержание вместе с воспитателем. Затем педагог называет шестое слово (предмет или героя), не имеющее отношения к сказке, и предлагает сочинить историю (новую сказку), придумывая ему соответствующее назначение, характеристики, которые можно совершать при помощи данного предмета, характер и возможные действия героя.

На первых этапах детям потребуется наглядность: комплект сюжетных картинок (иллюстраций), на которых изображен главный герой в какой-либо ситуации, и вырезанные фигурки разных литературных и мультяшных героев. Задача детей — выбрать подходящего героя и придумать историю или ее фрагмент. Сначала можно ограничиться диалогами героев, которые рассказывают о себе и своих приключениях, затем главный герой «просит оказать ему помощь», а в заключение герои пускаются в новое путешествие, не похожее на уже знакомое.

  • Метод «Салат из сказок».

Дж. Родари предлагал вспомнить двух-трех героев разных сказок и объединить их в одну: их приключения будут переплетаться и приведут к новому сюжету. Эти герои могут быть названы взрослым или выбраны ребенком в ходе переворачивания карточек с изображениями героев из сказок и прозаических текстов.

  • Разыгрывание сказок, стихов с помощью пальцев.
  • Инсценирование произведения или его части в лицах (взрослый – автор, дети – герои).
  • Игра «Меняем сюжет». Например: сказка «Снегурочка». Предлагается изменить в сказке любую деталь. Представьте, что сказка будет называться «Деревяночка». Будет ли героиня бояться солнца? А чего она будет бояться больше всего?
  • Начинается пересказ новой сказки.
  • Рисование мультика. Например: нарисуй рисунки к рассказу «Четыре желания». Затем пересказывает.
  • Рассказать по схемам.
  • Картинки с последующим сюжетом.

- перепутать картинки – иллюстрации (что не правильно, ставят в нужной последовательности и пересказывают).

- поставить одну картинку, найти, что было до и после.

  • Придумывание названия произведению.
  • Придумывание другого конца произведению (особенно с плохим концом: «Айога», «Лиса и журавль», «Кукушка»).
  • Письмо герою.
  • Рассказывание по цепочке.
  • Обыгрывание произведений.
  • Придумывание загадки о герое.
  • Рисование иллюстраций к придуманным сказкам.
  • Фантазирование. Добавляется другой герой, или герой меняется, или изменяется элемент сюжета.
  • Игра «Заколдованные дети». Мимикой изображают по тексту.
  • Найди пазл, картинку. Во время чтения, рассказывания, дети находят детали пазла, картинку и т.д.

Рефлексия: предлагается педагогам выбрать и продолжить фразу:

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Я выполняла задание…

Теперь я могу…

Я почувствовала…

Я попробую…

Я смогла…

Мне захотелось…

Меня удивило…

У меня получилось…

Я научилась…

А также…

Подведение итога.

Наше время – время достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но, говоря словами М. Горького, одним из всех чудес, созданным человеком, наиболее сложным и великим является книга. Книгу называют единственной машиной  времени, с помощью которой можно совершать путешествия в прошлое, настоящее и будущее. Ребенок в дошкольные годы проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве

А закончить мне хочется словами К.Г. Паустовского:

«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной новой страницы из книги!»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для педагогов «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»

Цель семинара:Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам реализации образовательной области «Чтение художественной литературы».Задачи семинара:1. Систематизировать и расширить знан...

Семинар – практикум для педагогов «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»

Цель: пополнить знания педагогов об организации работы с детьми по знакомству с художественной литературой; рассмотреть возможности интеграции образовательной области «Речевое развитие» с ...

Семинар-практикум для педагогов "Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой"

Презентация семинара-практикума для педагогов "Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой"...

Семинар-практикум для воспитателей «Организация работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»

Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам реализации образовательной области «Чтение художественной литературы»....

Семинар-практикум для педагогов ДОО: "Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой"

Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»...