Семинар-практикум для педагогов ДОО: "Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой"
методическая разработка

Смирнова Ольга Ивановна

Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudlit.docx83.91 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

«Современные подходы к организации работы с детьми

по ознакомлению с художественной литературой»

Цель семинара:

Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам реализации образовательной области «Речевое развитие» (ознакомление с художественной литературой).

Задачи семинара:

1. Систематизировать и расширить знания педагогов об организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой.

2. Расширить знания педагогов о современных формах, методах и приёмах приобщения детей к чтению.

3. Активизировать деятельность педагогов. Способствовать приобретению навыков коллективной работы.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент.

Приветствие участников, объявление темы семинара-практикума, цели…..

  1. Вводная часть:
  • Чтобы вы почувствовали себя свободно и могли активно включиться в работу семинара, разрешите начать нашу встречу с приятных воспоминаний. Каждый из нас когда-то в детстве любил слушать книги, которые читали родные, воспитатели в детском саду. Мы предлагаем вам вспомнить любимую книгу или произведение, которое вы читали или слушали в детстве.

Участники образуют круг, поочерёдно передавая друг другу предмет, называют произведения.

Затем все садятся за столы.

  1. Вступительное слово.

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.

Книга – источник знаний и размышлений детей на разнообразные темы; материал для бесед, пересказов, игр-драматизаций. Книга – источник обогащения всех сторон речи ребенка.

Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребёнок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений становятся сюжетами детских игр. Проживая в игре жизнь героев, дети приобретают их духовный и нравственный опыт. Таким образом, путем правильного отбора книг можно оказывать благотворное влияние на нравственное становление личности ребенка, формирование его духовных ценностей!

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Перед педагогом стоит важная задача – каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка.

  1. Круг детского чтения

- Что такое круг детского чтения? (ответы педагогов)

КДЧ – это круг произведений, которые читают (слушают чтение) и воспринимают дети. Эти произведения как специально писались для них, так и перешли от взрослых, были приняты и поняты детьми.

В КДЧ входят (Гурович Л.М.):

  1. произведения детского фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, небылицы, перевертыши, сказки);
  2. произведения русской и зарубежной классики (А.С.Пушкина, К.Д.Ушинского, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, Ф.И.Тютчева, Г.Х.Андерсена, Ш.Перро и др.);
  3. произведения современной отечественной литературы (В.В.Маяковского, С.Я.Маршака, К.И.Чуковского, С.В.Михалкова, М.М.Пришвина, Е.И.Чарушина, В.В.Бианки, Е.Благининой, З.Александровой и др.).
  4. произведения народов мира.

!!! Важное значение имеет подбор художественной литературы для детей.

Книга писателя Андруса Кивиряхка под названием «Весна и какашка» вошла в список книг, рекомендованных министерством культуры Эстонии для детского чтения. Литературу из этого списка должны будут закупать эстонские библиотеки, для чего ведомство в 2012 году выделило 800 тысяч евро. Чиновники заявили, что целью программы является создание таких условий, при которых люди получили бы возможность знакомиться с лучшими произведениями эстонской литературы.

 «Весна и какашка»

Собака присела на минутку в парке и побежала прочь, оставив за собой маленькую кучку.

— Ой, какая же здесь красота! — изумлённо воскликнула кучка, и огляделась. — Небо синее-синее! Деревья зелёные-зелёные! И как же здесь просторно!
— Слушай, ты, поосторожнее! — пожурил её Воробей. — Уйди с дороги, а то кто-нибудь на тебя наступит!

В самом деле, он лежал под ногами у кого-то! Какашка пополз со всей мочи в ямку на газоне.

— О, здесь всё красивее! — радовался он. — Так мягко и удобно! Травка щекочет под подбородком, и пчелы жужжат. Я соберу листья и построю свой домик. Я сяду тут, под окном, и буду любоваться природой!
— Знаешь, кучка, не стоит строить дом тут, посредине газона, — поучал Воробей. — Здесь, бывает, работает газонокосилка. Она очень громко шумит и рубит всё на мелкие кусочки. Опасная вещь! Пойдём лучше к кустам сирени, не будем ждать газонокосилку. Там хорошо и мирно.
— Спасибо тебе, умная птица! — поблагодарил Какашка. Он собрал листья деревьев и устремился в тенёк. Там было очень приятно сидеть и дышать свежим воздухом.

Какашке парк показался очень интересным. Дети бегали и пинали друг другу мяч, старички кормили воробьёв и голубей, собаки обнюхивали деревья и задирали лапу. Всё это было интересно рассматривать в окно. Только вот
гостей у Какашки не было, и поэтому он немного загрустил.

«Так приятно говорить с другом и вместе смотреть в окно, — подумал он. — Жаль, что я одинок. Может быть, попробовать подойти к воробьям. Может быть, они станут подходящими друзьями!»

Он посмотрел вокруг и увидел воробьев. Это был знакомый Воробей, они с женой сидели на ветках сирени и кормили в гнезде пищащих сыновей. Какашка кивнул им, как старым друзьям, и Воробей ответил приветствием, но ближе не подлетел. Сейчас бы и пришло время для собачьей какашки. Но вместо знакомства воробей обнял жену и полетел искать своим сыновьям новую пищу.

«Я бы тоже хотел кого-нибудь обнять», — подумалось Какашке.


Постепенно прошла осень и наступила зима. Дом Какашки завалило снегом. Здесь было тепло и уютно. Какашка много и долго спал.

Весной растаял и Какашка. Он делал гимнастику и принимал солнечные ванны. Какашка после зимы стал совершенно белый, но был в хорошем настроении. Воздух был свеж и появлялись первые цветы. И — о чудо! — одна Одуваночка засунула свой нос в землю рядом с его домиком.

— Привет! — сказала она тонким голосом. — Я могу тут порасти? Я вам не помешаю?
— Нет! — Какашка был потрясён. — Ты такая красивая!
— Ой, что Вы! — покраснела Одуваночка. — Я совершенно обычная.
— Нет! — закричал Какашка. — Поверь мне! Я живу тут целый год, но такую жёлтую и кудрявую Одуваночку никогда не видел. Знаете что — будьте моей женой!

Одуваночка покраснела снова, но согласилась. Состоялась свадьба, и Какашка и Одуваночка стали жить вместе. Они очень любили друг друга и обнимались несколько раз в день. Даже чаще, чем воробьи.

Практическое задание: составить рекомендации для родителей по подбору художественной литературы для детей.

  1. Формы работы по приобщению детей к чтению.

Освоение задач ознакомления детей с художественной литературой осуществляется в организованных педагогом совместных видах деятельности: развивающих, игровых, проблемно-игровых и творческо-игровых ситуациях на основе художественного текста, литературных развлечениях, театрализованных играх, а также средствами организации предметно – развивающей среды для активизации самостоятельной литературной, художественно-речевой, изобразительной и театрализованной деятельности на основе знакомых фольклорных и литературных текстов. Литературные произведения и их фрагменты включаются в режимные моменты, сопровождают наблюдения за явлениями природы. В соответствии с ФГОС ДО (Шкалы ECERS-R) рекомендуется ежедневно (не менее двух раз в день) организовывать специальную ситуацию по ознакомлению детей с фольклорным или литературным текстом.

III. 1. Методы и приемы ознакомления детей с художественной литературой

- При ознакомлении с художественной литературой используются разнообразные методы литературного развития детей.

Задание: Подобрать приемы к методам ознакомления детей с художественной литературой. Педагоги работают в группах:

1 группа – словесные,

2 группа – наглядные,

3 группа – практические.

Метод

Приёмы

Словесный

Чтение произведений. Чтение с продолжением.

Вопросы к детям по содержанию произведений

Пересказ произведения

Заучивание наизусть

Выразительное чтение

Беседа по произведению, о книге, после чтения

Прослушивание грамзаписи

Практический

Элементы инсценировки.

Игры-драматизации

Дидактические игры

Театрализованные игры

Использование разных видов театра

Игровая деятельность. Инсценирование.

Наглядный

Показ иллюстраций, картинок, игрушек

Элементы инсценировки

Движение пальцами, руками

Схемы

Алгоритмы

Просмотр видеофильмов, диафильмов, видеоматериалов.

Оформление выставки

- Изучив методическую литературу, мы нашли множество самых разнообразных традиционных и нетрадиционных форм, методов и приёмов, которые используются в работе с детьми.

  • Традиция ежедневного чтения.
  • Оформление  книжных уголков в группах детского сада.
  • Оформление  выставок.
  • Творчество  отдельных писателей, отдельным жанрам (сказка, юмористический рассказ, энциклопедия и т.д.).
  • Выставки книг писателей-художников.
  • Азбуки.
  • Народная сказка как источник сюжетов для авторской сказки.
  • Тематические  выставки.
  • Народные  детские песенки стран мира.
  • Произведения, одинаковые по названию, но принадлежащие разным авторам.
  • Выставка книг, предназначенных разным возрастным группам читателей.
  • Выставки книг  и детских журналов, издаваемых в отдельном городе или регионе.
  • Выставка произведений, которые были положены в основу мультфильмов, детских фильмов.
  • Детские  журналы
  • Выставка – иллюстрация – выставка  с рисунками  читателей. Они могут быть:  по  определенной теме,  к произведениям  одного автора, по конкретной  книге. Ее отличие от выставки  - витрины в том, что рядом с рисунками размещаются цитаты из книг, к  которым сделаны иллюстрации, стихи (если выставка тематическая).
  • Выставка – викторина. Вместе с литературой и оформлением,  готовятся вопросы викторины, ответы на которые можно найти в материалах выставки. Вопросы могут быть составлены как  ко всей выставке в целом, так и отдельно к каждому разделу.
  • Очень интересными являются выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений.
  • Создание "Книжкиной больницы" в группах поможет привить детям бережное отношение к книге.
  • Следующая форма работы - создание детьми книг-самоделок с детскими рисунками, стихами, загадками, сказками и историями. Одно дело - прочитать книгу, и совсем другое - сделать ее самому. Можно составлять книги по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дети придумывали сами.
  • Неделя детской книги (книги-юбиляры, авторы-юбиляры, «Наши любимые сказки и т.д.)
  • Ещё одной формой приобщения детей к книгам является посещение занятий в городской детской библиотеке.
  • Использование проектного метода (знакомство с писателями, изготовление книг и другое).
  • Макеты по любимым сказкам.
  • Вечера загадок, сказок.
  • Просмотр мультфильмов и сказок по художественным произведениям.
  • Литературные викторины и интеллектуальные марафоны по художественным произведениям.
  • Сюжетные игры: «Театр», «Концерт», где дети читают стихи, произведения устного народного фольклора
  • Театрализованная деятельность (пальчиковый, настольный, кукольный театр, игры – драматизации).
  • Конкурсы
  •    НОД по знакомству с художественной литературой, образовательные ситуации.

В период пребывания детей в детском саду они знакомятся с произведениями многих авторов. И задача воспитателя познакомить детей не только с художественными произведениями, но и дать первые представления о писателях. Знакомя с новыми произведениями, вы в обязательном порядке называете автора, название произведения, показываете портрет писателя. Если собираетесь читать новое произведение уже известного детям автора, то обязательно вспоминаете о прочитанных книгах. А уже в старших группах детям специально рассказывают о жизни писателя и его книгах. Цель таких рассказов – вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, повысить читательскую культуру ребёнка.

Надо ли детям объяснять незнакомые слова, и если надо, то когда? (Ответы педагогов)

Если воспитатель предполагает, что отдельные выражения и слова дети не поймут, и это будет служить препятствием к восприятию замысла автора, тогда необходимо пояснить непонятное слово во время рассказа, не останавливаясь, синонимом или краткой фразой.

Если отдельные незнакомые детям слова и понятия не помешают им воспринять основную мысль автора, то и не следует объяснять им эти слова. Что получилось бы, если воспитатель задался бы целью объяснить все незнакомые слова в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Таких слов немало: откуп, чупрун, пряха и т. д. Однако и без объяснения этих слов сюжет сказки, характеры старика и злой старухи воспринимаются детьми очень живо. Права Е. И. Тихеева, которая говорила, что «лучше недообъяснить, чем переобъяснить».

В некоторых случаях детей нужно подготовить к восприятию заранее, и если из-за непонятных слов дети не поймут содержание, то эти слова или выражения лучше им объяснить.

В ходе чтения не следует отвлекать детей объяснениями, вопросами, замечаниями.

Практическое задание: читаем отрывок из «Мухи-Цекотухи» безэмоционально, выразительно, с постоянными замечаниями к детям.

Резюме: Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.

Когда уместен на занятиях по ознакомлению с художественной литературой показ иллюстраций?

Для активизации детского внимания можно иногда перед чтением показать красочную обложку. Если книга состоит из отдельных произведений и каждое проиллюстрировано, чтение можно сопровождать показом рисунков.

При чтении книг, в которых художник иллюстрировал отдельные сцены, лучше всего прочитать целиком все произведение, а затем показать детям картинки, но и то если они крупные. Если же рисунки мелкие, то во время занятия показывать их нецелесообразно. После занятия книга оставляется в книжном уголке детям для рассматривания.

Когда лучше всего читать детям художественную литературу в свободное от занятий время?

Нельзя читать и рассказывать детям между делом, на ходу, например в ожидании еды, умывания и т. п. Ведь воспитатель не может быть уверен, что ему удастся довести чтение до конца. Кроме того, одни дети в этом случае вместо того, чтобы слушать, с нетерпением ожидают, когда можно будет начать есть; другие испытывают разочарование, когда приходится прерывать чтение на интересном месте.

Нельзя читать детям перед сном. Это возбуждает воображение, приводит в волнение чувства детей, и они после чтения долго не засыпают; сон их наполняется сновидениями, и в результате они не отдыхают как нужно.

Блиц-опрос для воспитателей

  • Какими навыками и умениями должен облададть педагог, знакомя детей с литературными произведениями?

   (Педагог должен суметь “заразить” детей эмоциональным отношением к литературныму персонажу; должен владеть техникой чтения и рассказывания – четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логическое ударение, паузы, владеть темпом, в нужных местах повышать или понижать голос).

  • Какие умения формирует педагог у детей, знакомя их с произведением?

   (Слушать и понимать художественное произведение, высказывать суждения о  героях; пробудить у каждого ребенка интерес к чтению, к рассматриванию иллюстраций, правильному обращению с книгой).

  • Какую предварительную работу проводит педагог перед ознакомлением детей с художественным произведением? В каких случаях такая работа необходима?

   (До начала прочтения произведения педагог объясняет детям смысл трудных слов, непонимание которых, может затруднить понимание смысла произведения; может провести небольшую беседу, подводящую детей к содержанию произведения).

  • Какие задания воспитатель дает детям для углубления восприятия литературного произведения?

   (Детям необходимо давать творческие задания на придумывание сравнений, синонимов, антонимов, словоизменений и подбору рифмы к заданному слову).

Как продолжить работу по прочитанному произведению? 

Нередко дети стремятся не только рассказывать произведения, но и придумывать продолжение любимой истории, новых приключений знакомых героев. Стремление  к творческому рассказыванию необходимо поддерживать и помогать детям освоить некоторые приёмы фантазирования и сочинительства. Лучше всего для этого использовать народные сказки, которые, по меткому выражению Дж. Родари, являются прекрасным «строительным материалом» для детских историй. Об этом на следующем занятии расскажет (ФИО педагога)

Задание: прочитать отрывок без эмоций и средств выразительности

Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар.

«Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!»

Тараканы прибегали,

Все стаканы выпивали,

А букашки —

По три чашки

С молоком

И крендельком:

Нынче Муха-Цокотуха

Именинница!

Приходили к Мухе блошки,

Приносили ей сапожки,

А сапожки не простые —

В них застёжки золотые.

Приходила к Мухе

Бабушка-пчела,

Мухе-Цокотухе

Мёду принесла...

«Бабочка-красавица,

Кушайте варенье!

Или вам не нравится

Наше угощенье?»

Задание: прочитать отрывок с постоянными замечаниями детям

Вдруг какой-то старичок

Паучок

Нашу Муху в уголок

Поволок —

Хочет бедную убить,

Цокотуху погубить! (Вася Петров, сядь на место, не вертись по сторонам, слушай внимательно)

«Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея зарубите! (Маша, встань, поменяйся местами с Колей).

И кормила я вас,

И поила я вас,

Не покиньте меня

В мой последний час!» (Дима, достань платок и вытри сопли)

Но жуки-червяки

Испугалися,

По углам, по щелям

Разбежалися: (Коля, не хочешь слушать, сейчас пойдёшь в ясельную группу)

Тараканы

Под диваны,

А козявочки

Под лавочки,

А букашки под кровать

Не желают воевать! (Так, сели все прямо, спинки выпрямили, руки положили на коленки!)

И никто даже с места

Не сдвинется:

Пропадай-погибай

Именинница! (Да что уж это такое, сколько раз можно говорить, что когда я читаю, все молчат!)

А кузнечик, а кузнечик,

Ну, совсем как человечек,

Скок, скок, скок, скок!

За кусток,

Под мосток

И молчок! (Артём, ты чего ёрзаешь на стуле, в туалет что-ли хочешь? Конечно, как только книжку садимся читать, у него начинается. Иди быстрей!)   

А злодей-то не шутит,

Руки-ноги он Мухе верёвками крутит,

Зубы острые в самое сердце вонзает

И кровь у неё выпивает. (Максим, что тебе смешно? Тебе смешно, что муху паук съесть хочет? А вот мухе-то как раз и не смешно!)

Муха криком кричит,

Надрывается,

А злодей молчит,

Ухмыляется. (Всё, Коля, ты уже всех достал! Мария Ивановна, заберите Колю с собой в спальню, сил больше нет, никому не даёт слушать!)

Задание: прочитать отрывок эмоционально

и выразительно

Вдруг откуда-то летит

Маленький Комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик.

«Где убийца? Где злодей?

Не боюсь его когтей!» 

Подлетает к Пауку,

Саблю вынимает

И ему на всём скаку

Голову срубает!

Муху за руку берёт

И к окошечку ведёт:

«Я злодея зарубил,

Я тебя освободил,

И теперь, душа-девица,

На тебе хочу жениться!»

Тут букашки и козявки

Выползают из-под лавки:

«Слава, слава Комару —

Победителю!»

Прибегали светляки,

Зажигали огоньки —

То-то стало весело,

То-то хорошо!

Эй, сороконожки,

Бегите по дорожке,

Зовите музыкантов,

Будем танцевать!

Музыканты прибежали,

В барабаны застучали,

Бом! бом! бом! бом!

Пляшет Муха с Комаром

А за нею Клоп, Клоп

Сапогами топ, топ!

Козявочки с червячками,

Букашечки с мотыльками.

А жуки рогатые,

Мужики богатые,

Шапочками машут,

С бабочками пляшут.

Тара-ра, тара-ра,

Заплясала мошкара.

Веселится народ —

Муха замуж идёт

За лихого, удалого,

Молодого Комара!

Муравей, Муравей!

Не жалеет лаптей,—

С Муравьихою попрыгивает

И букашечкам подмигивает:

«Вы букашечки,

Вы милашечки,

Тара-тара-тара-тара-таракашечки!»

Сапоги скрипят,

Каблуки стучат,—

Будет, будет мошкара

Веселиться до утра:

Нынче Муха-Цокотуха

    Именинница!

А теперь предлагаем вам провести Мозговой штурм «Знаешь ли ты детскую литературу?

а) Участники делятся на две команды.

б) Название команды.

Разминка:

викторина «Шуточная реклама»

Послушайте и назовите, кто из литературных и сказочных героев мог бы дать такие объявления. Назовите автора и название произведения

1. Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину.

(А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

2. Несу золотые яйца. Дорого.

(Курочка Ряба, р. н. с. «Курочка Ряба»)

3. Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение.

(Буратино, А. Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино»)

4. Отмою всё!

(Мойдодыр, К. Чуковский «Мойдодыр»)

5. Доставка пирожков бабушке.

(Красная Шапочка, Ш. Перро «Красная Шапорчка»)

6. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света.

(Доктор Айболит, К. Чуковский «Доктор Айболит»)

7. Туристическая фирма организует путешествия по молочной реке с кисельными берегами.

(Р. н. с. «Гуси-лебеди»)

8. Организую зимнюю рыбалку. Недорого.

(Лиса, р. н. с. «Лиса и волк»)

9. Предлагаю услуги по выпечке хлебобулочных изделий любой сложности.

(Бабушка, р. н. с. «Колобок»)

10. Меняю избушку на курьих ножках в лесном массиве, без удобств на отдельную квартиру в городе с доплатой. (Баба Яга)

Викторина «Мир литературы»: показ презентации«Портреты русских поэтов и писателей» (Назвать русских поэтов и писателей)

конкурс «Живая сказка»

Каждой команде необходимо показать движениями, мимикой, жестами сказку без слов. Обе команды должны угадать название сказки соперников («Репка»«Теремок»).

конкурс «Угадай мелодию»

Сейчас вы услышите песенки героев сказок или мультфильмов. Вспомните названия этих сказок.

(Звучит аудио запись песен из сказок «Буратино»«Каникулы в Простоквашино»«Красная шапочка»«Бременские музыканты»«Три поросёнка»«Чебурашка и Крокодил Гена»«Вини-Пух и все-все-все»«Волк и семеро козлят» и др.).

конкурс «Покажи походку»

Нужно показать, как ходит сказочный персонаж, и его характерные признаки: Буратино, Снежная королева, Красная шапочка, Кощей бессмертный.

конкурс «Объяснялки»

Хочу проверить, хорошо ли вы знаете сказки. Посмотрите на экран телевизора и объясните, в чём волшебная сила данного сказочного предмета. Назовите сказку, в которой присутствует этот предмет.

На экране появляются предметы:

Ковёр-самолёт.

Сапоги-скороходы.

Шапка-невидимка.

Горшок.

Скатерть-самобранка.

Зеркало.

Цветик-семицветик.

Золотая рыбка и др.

конкурс «Путаница».

Помогите нам, ребята, распутать названия сказок.

Слушайте внимательно.

«Суп из топора»,

«По-заячьему велению»,

«Зелёная шапочка»,

«Кот в туфлях»,

«Два поросёнка»,

«Лиса и цапля»,

«Волк и пятеро щенят»,

«Сестрица Танюшка и братец Иванушка»,

«Мальчик с ладошку»;

«Сивка-Мурка» и др.

Игровое моделирование «Солнце»

Одной из форм работы по ознакомлению с жизнью и творчеством питателя являются тематические выставки. Вы в книжных уголках оформляли тематические выставки, посвященные творчеству многих детских писателей, проводили литературные викторины. Но чтобы рассказать детям об авторе, надо самому прежде познакомиться с биографией писателя.

Сейчас мы с вами снова немного поиграем. Представьте, что сегодня хмурый день, так как у солнца спрятались лучи. И ваша задача – найти эти лучи. В центре солнца написан автор, а на лучах – названия произведений. Вам необходимо подобрать лучи, чтобы получилось яркое, радостное солнце.

(Воспитатели выполняют задание).

К. И. Чуковский («Муха-Цокотуха»«Тараканище»«Мойдодыр»«Айболит»«Бармалей»«Федорино горе»«Краденое солнце»«Телефон»«Путаница»«Крокодил»)

С. Я. Маршак («Детки в клетке»«Хоровод»«Вот какой рассеянный»«Дом, который построил Джек»«Про все на свете»«Откуда стол пришел»«Почта»«Рассказ о неизвестном герои»«Песня о елке»«Круглый год»)

Заключительное слово ведущего.

Наше время – время достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но, говоря словами М. Горького, одним из всех чудес, созданным человеком, наиболее сложным и великим является книга. Книгу называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в прошлое, настоящее и будущее.

А закончить мне хочется словами К. Г. Паустовского:

«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной новой страницы из книги!

  1. Блиц-опрос для воспитателей
  • Какими навыками и умениями должен облададть педагог, знакомя детей с литературными произведениями?

   (Педагог должен суметь “заразить” детей эмоциональным отношением к литературныму персонажу; должен владеть техникой чтения и рассказывания – четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логическое ударение, паузы, владеть темпом, в нужных местах повышать или понижать голос).

  • Какие умения формирует педагог у детей, знакомя их с произведением?

   ( Слушать и понимать художественное произведение, высказывать суждения о  героях; пробудить у каждого ребенка интерес к чтению, к рассматриванию иллюстраций, правильному обращению с книгой).

  • Какую предварительную работу проводит педагог перед ознакомлением детей с художественным произведением? В каких случаях такая работа необходима?

   (До начала прочтения произведения педагог объясняет детям смысл трудных слов, непонимание которых, может затруднить понимание смысла произведения; может провести небольшую беседу, подводящую детей к содержанию произведения).

  • Какие задания воспитатель дает детям для углубления восприятия литературного произведения?

   (Детям необходимо давать творческие задания на придумывание сравнений, синонимов, антонимов, словоизменений и подбору рифмы к заданному слову).

-Какие коррекционно-образовательные задачи педагог планирует при ознакомлении детей с художественным произведением?

  (Обогащение и уточнение словаря; работа над словоизменением; работа над формированием диалогической речью).

  • Какие коррекционно-развивающие задачи планирует педагог при ознакомлении детей с художественным произведением?

   (Развитие связной речи, развитие зрительного и слухового внимания и памяти, развитие воображения).

  • Какие коррекционно-воспитательные задачи планирует педагог при ознакомлении детей с художественным произведением?

  (Воспитание навыков сотрудничества, воспитание бережного отношения к природе, развитие коммуникативной функции речи).

Семинар-практикум в форме конкурса для начинающих педагогов, посвящён чтению художественной литературы «Здравствуй, сказка»

Мантурова Анна
Семинар-практикум в форме конкурса для начинающих педагогов, посвящён чтению художественной литературы «Здравствуй, сказка»

Под песню «Маленькая страна» выходит старший воспитатель, в роли Мальвины и участники конкурсаначинающие педагоги в роли сказочных персонажей.

Мальвина: Ну, что ж, урок хореографии закончен, займите все свои места, начнём следующий урок, чтение.

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай ещё страницу».

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И почитать!

Вы согласны? Чтение - вот лучшее учение!

Наступила новая эра – эра электронной культуры. На ее пороге важно не утратить значение книги, и искать возможности укрепления ее будущего. Потому что, перестав читать, человек незаметно для себя может престать быть Человеком с большой буквы или же вовсе не сформироваться.

С самого раннего детства мы – взрослые вводим ребенка в удивительный мир книги, начиная с рассматривания красочных иллюстраций, а затем переходя к самому прочтению произведений. Дети очень любят слушать то, что им читают взрослые – народные сказкирассказы, стихи… нередко требуют перечитывать полюбившиеся им тексты.

Книга - не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. Ребенок должен ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.

Педагогическая наука рекомендует нам дифференцировать задачи своей деятельности с детьми дошкольного возраста. Ставя в работе с детьми 2-5 летнего возраста, при знакомстве с книгой следующие задачи:

1. формировать у детей интерес к книге, приучать внимательно слушать литературные произведения;

3. учитывать при отборе книг для детей тяготения ребёнка к фольклорным и поэтическим произведениями;

4. помогать детям, устанавливать простейшие связи в произведении;

5. помогать детям, выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их.

6. поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребёнка при восприятии книги;

7. помогать детям мысленно, представить, увидеть события и героев произведения, с помощью отбора иллюстраций, учить рассматривать иллюстрации.

Задачи для педагога при работе с детьми 5-7 лет.

1. Усложнять читательский опыт детей.

2. Учитывать, что для понимания произведения ребёнку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета.

3. Побуждать детей самостоятельно характеризовать героев, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт. Формировать умение пересказывать произведения.

4. Формировать чувство сопереживания героям.

5. Использовать литературные произведения для воспитательных моментов.

При чтении детям необходимо соблюдать следующие рекомендации:

1. Для чтения подбирайте произведения, соответствующие возрасту воспитанников.

2. Соблюдайте временные периоды концентрации внимания детей, соответственно возрасту, не допускайте переутомления.

3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком. Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

4. В процессе чтения детям можно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но про формирование умения молча слушать забывать нельзя.

5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

6. После прочтения, всегда объясняйте смысл непонятных детям слов, понятий, объясняйте содержание прочитанного.

Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.

А сейчас, мои юные друзья, я предлагаю проверить, как вы усвоили материал и немного поиграть.

Конкурсные задания.

1. Перевоплощение. Максимальный балл 5. На выступление 2 мин.

Каждый участник представляет образ известного сказочного персонажа.

Критерии оценки:

1. Соответствие представленного образа классическому представлению о персонаже.

2. Наличие костюма.

3. Использование вербальных и невербальных средств выразительности.

2. Викторина «Угадай произведение и его автора»(Кто первый назовёт, за каждый правильный ответ балл)

«… Пришлите, пожалуйста, капли:

Мы лягушками нынче объелись,

И у нас животы разболелись!»

(«Телефон», К. Чуковский)

«… Если топну я ногою,

Позову своих солдат,

В эту комнату толпою

Умывальники влетят»

(«Мойдодыр», К. Чуковский)

«… Дама сдавала в багаж

Диван, чемодан, саквояж.

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку»

(«Багаж», С. Я. Маршак)

«Бабочка, красавица,

Кушайте варенье!

Или вам не нравится

Наше угощенье?»

(«Муха-цокотуха», К. Чуковский)

«… Стала свинка хрипло хрюкать.

Непослушного баюкать:

Баю-баюшки, хрю-хрю.

Успокойся, говорю»

(«Сказка о глупом мышонке», С. Я. Маршак)

«…И корову, и быка,

И кривого мясника,

И телегу, и дугу,

И метлу, и кочергу,

Скушал церковь, скушал дом…»

(Робин-Бобин Барабек», К. Чуковский

3. «Шуточная реклама». Оценивается юмор, креативность, эмоциональность прочтения(3 балла максимум). Время на обдумывание 3 мин.

Каждый участник должен придумать шуточное рекламное объявление, которое мог бы дать сказочный персонаж. Автору рекламы засчитывается 3 балла, в случае, если остальные участники отгадали персонаж, назвали произведение и его автора. Жюри может дать дополнительный балл за креативность.

Например:

1. Несу золотые яйца. Дорого.

(Курочка Ряба, р. н. с. «Курочка Ряба»)

2. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света.

(Доктор Айболит, К. Чуковский «Доктор Айболит»)

3. Отмою всё!

(Мойдодыр, К. Чуковский «Мойдодыр»)

4. Доставка пирожков бабушке.

(Красная Шапочка, Ш. Перро «Красная Шапорчка»)

4. Для Вас, родители! Все участницы должны совместно составить памятку для родителей«Как стать родителем читающего ребёнка?» Оценивается степень участия педагога в обсуждении(3 балла максимум). Время на обдумывание 7 мин.

Примерный ответ:

1. Подавайте ребенку пример, читая книги, газеты, журналы.

2. Показывайте свою заинтересованность.

3. Не давите на ребёнка.

4. Читайте книги снова и снова

5. Читайте медленно и громко.

6. Окружайте ребёнка книгами.

7. Выбирайте для чтения книги, которые интересны ребёнку, а не Вам.

8. Читайте с ребёнком каждый день.

5. Сказка – шумелка. Звуковое сопровождение текста сказки, посредством использования музыкальных и шумовых инструментов. Каждой участнице даётся предмет издающий звук, задача вовремя издать звук. Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах.

Время на обдумывание 5 минут. Оценивается адекватность использования шумовых эффектов, креативность, участие в обсуждении.

Мышиная история. Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.

(СТУЧИМ ПАЛЬЧИКАМИ ПО БАРАБАНУ ИЛИ КОРОБКЕ) .

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки

(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ) .

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок (УДАРЯЕМ ПО ТРЕУГОЛЬНИКУ ИЛИ ПОДВЕШЕННОЙ ЛОЖКЕ) .

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.

Они грызли орешки, (ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)

грызли зёрнышки (ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ДЕРЕВЯННОЙ РАСЧЁСТКЕ) и устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки (ШУРШИМ ПАКЕТОМ ИЛИ БУМАГОЙ). Особенно они любили лакомиться сладкими корешками (ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ГОФРИРОВАННОМУ КАРТОНУ) А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер (ДУЕМ В БУТЫЛКУ) .

Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках. (УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)

Книга писателя Андруса Кивиряхка под названием "Какашка и весна" вошла в список книг, рекомендованных министерством культуры Эстонии для детского чтения.
Целью программы является создание таких условий, при которых люди получили бы возможность знакомиться с лучшими произведениями эстонской литературы, отмечают чиновники. Как сообщается, литературу из этого списка должны будут закупать эстонские библиотеки, для чего будет выделено 800 тысяч евро.

"Какашка и весна" уже переведена и на русский язык. Главный герой книги - одинокая Какашка, у которой нет друзей (в тексте этот персонаж - мужского пола). В финале книги Какашка находит свое счастье и женится на Одуваночке (он в книжка женского рода). Среди других персонажей книги - Сосиска, Черт из горшка, Куртка-дура и Носки несущие яйца.

Встречаются в книге, в частности, такие строки: "Собака присела на минутку в парке и побежала прочь, оставив за собой маленькую кучку. - Ой, какая же здесь красота! - удивленно воскликнула кучка, и оглянулась. - Небо синее-синее! Деревья зеленые-зеленые! И как же здесь просторно!". Следует отметить, что в другом известном детском произведении Кивиряхка "Жираж" одним из главных персонажей был глист Тынис.

Какашка и весна

ЛЕГО -технология

В педагогике ЛЕГО - технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе воспитания и образования дошкольников.

В силу своей универсальности ЛЕГО -конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников.

ЛЕГО - технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Игра – важнейший спутник детства, ЛЕГО позволяет всем развиваться и обучаться играя.

Достоинства: улучшение коммуникативных способностей и речи: в связной речи - рассказывают предложениями, задают и отвечают на вопросы, в речи появились прилагательные. Совершенствование мелкой моторики рук – умелости рук: без усилий и проблем соединяют детали средних размеров конструктора. Сдвиги в развитии логического мышления: выстраивают логические цепочки по принципу заданного ряда – «Продолжи ряд», классифицируют детали конструктора и составляют множества по 1-2 признакам (например по цвету и количеству шипов).

Использование ЛЕГО -технологии в образовательной деятельности дошкольного учреждения является актуальным в свете новых преобразований в дошкольном образовании, а именно, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Конструктор ЛЕГО используется в совместной деятельности взрослого и детей, а также и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Использование ЛЕГО - технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности, развитие речи дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Придумай свою историю.

Разделиться на творческие группы. Предложить наборы конструктора и пластины. Дать задание: несколько слов. Нужно придумать и построить с этими словами историю. Например: слова (кот, мост, страх). Родители моделируют историю с этими словами. Например:

«Жил-был кот. Однажды он забрался на высокий мост, стало ему очень страшно. Приехали спасатели и сняли его с моста (родители строят кота, мост, спасателя и т. д.).»

У следующей группы другая история. Истории можно объединить одним персонажем.

В заключении мастер класса по легоконструированию мы решили: развивать творческие способности, конструкторские умения детей, воспитывать личности, которые способны самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их, находя оригинальные способы решения.

Рефлексия.

Закончи фразу: «После сегодняшней встречи, я…»

Задание «Выбери цвет»

Если всё понятно и интересно - красный кубик конструктора Лего.

Если понятно, но не очень интересно – жёлтый.

Если не понятно, не интересно-зелёный. 

Играя в ЛЕГО дети:

• Развивают мелкую моторику рук стимулирующие в будущем общее речевое развитие и умственные способности

• Учатся правильно и быстро ориентироваться в пространстве

• Получают математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии

• Расширяют свои представления об окружающем мире - об архитектуре, транспорте, ландшафте

• Развивают внимание, способность сосредоточиться, память, мышление

• Учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить

• Овладевают умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое

• Учатся общаться друг с другом, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд с конструкторами ЛЕГО  позволяет детям в форме познавательной игры узнать много всего важного и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.

Развивать мелкую и крупную моторику, ориентировку в пространстве;

• Развивать диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас.

• Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

Образовательная область

«Речевое развитие»

«Отрабатываем предлоги»

Цель: отработка предлогов ЗА/НА

Оборудование: кирпичики LEGO

В младшей дошкольной группе детки с логопедом учат предлоги ЗА/НА. Можно построить небольшую башенку (до 6 кирпичиков) и с ее помощью отрабатывать эти предлоги. Спросить, например, какой кирпичик НА красном? Просим ребенка давать развернутый ответ - «НА красном кирпичике зеленый кирпичик». То же самое с предлогом ЗА.

«Выложи схему слова»

Оборудование: кирпичики LEGO

Цель: Формировать умение осуществлять звуковой анализ слов, состоящих из трех-шести звуков; продолжать учить выкладывать схему слова, обозначая гласные звуки красным цветом, согласные твердые – синим, согласные мягкие – зеленым цветом; закреплять представления о понятиях «слово», «звук», «буква».

«Расскажи сказку»

Оборудование: конструктор LEGO

Цель: Развивать связную речь, формировать умение составлять сюжетный рассказ в логической последовательности, используя три структурные части (зачин, развитие действия, концовка); развивать воображение и словесное творчество детей.

В младшем дошкольном возрасте речь ребенка развивается в процессе активной совместной деятельности с взрослым. Взрослый стимулирует высказывания ребенка, побуждает говорить о его желаниях, учит размышлять, поддерживать диалог, что способствует развитию монологической и диалогической речи. Речь ребенка выступает как средство познания действительности, способ регуляции поведения и деятельности ребенка со стороны взрослого. В старшем дошкольном возрасте происходит процесс интериоризации как последовательного преобразования действия от внешней материализованной формы к внутренней через речевые формы. Ребенок учится ориентироваться на внутренний план действия в процессе создания собственной модели и совместного проекта.

Также в старшем дошкольном возрасте совершенствуется коммуникативная сторона речиразвивается умение излагать свои мысли в четкой логической последовательности, отстаивать и аргументировать свою точку зрения, считаться с мнением сверстников, умение работать в команде, эффективно распределять обязанности и принимать их, способность совместно развертывать игру, умение договариваться, обсуждать действия всех желающих.

В продуктивной деятельности совершенствуется сенсорное восприятие детей, так как активно одновременно включаются в работу зрительные, слуховые, тактильные, двигательные анализаторы.

Закрепляется умение выделять в процессе восприятия целостной постройки части из лего-элементов, сравнивать предметы по форме, величине, цвету, строению, положению в пространстве, выделять характерные детали фигур.

Совершенствуется координация движений, координация руки и глаза. Развивается мелкая моторика.

Имея высокие личностные, регулятивные, коммуникативные, сенсорные способности ребенок активно включается в активное познание мира. У детей на уровне образного познания объектов развивается интерес к окружающему предметному и природному миру, формируются и совершенствуются представления и понятия о причинно-следственных связях, существующих в природе и обществе, осведомленность о разных сферах жизнедеятельности людей, формируются и совершенствуются логические операции: классификация (распределение по группам, умения осуществлять пространственный анализ и синтез, сравнение, обобщение, сериация (установление последовательных взаимосвязей).

Лего способствует развитию активной деятельной позиции, креативности детей, экспериментирования. Ребенок не потребляет готовую игрушку, он творит: создает свои собственные предметы, мир, жизнь. Работа с Лего-элементами стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка, учит его созидать и…разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не бездумно, не агрессивно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из ЛЕГО, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся элементов некоторые ее части, в роли творца! Он активизирует свои мыслительные способности, память, воображение, внимание для создания и осуществления собственных замыслов. Замысел самостоятельной постройки детей формируется на основе ярких впечатлений, переживаний, жизненных событий. Поэтому, чем богаче знания об окружающем мире, тем более интересные замыслы у детей. Обогащается опыт детей, они учатся фиксировать происходящее в речи, совершенствуется связная речь.

Использование пособий «LEGO» - это новый тип обучения с чрезвычайно эффективными социализирующими методами воздействия: как правило, дети работают в группе(обсуждается и учитывается мнение каждого ребенка).

   Как известно, применение «LEGO» способствует:

1. Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;

2. Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);

3. Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;

4. Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

5. Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т. к. (вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.)

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью Лего-конструирования.

Картотека игр по развитию речи.

Конструирование тесно связано с игровой деятельностью. Играя с ЛЕГО, можно развивать разговорную речь ребенка. Я постаралась собрать и систематизировать дидактические игры по легоконструированию. Предлагаю их вашему вниманию.

 

1. Развитие лексической стороны речи.

Игры направлены на обогащение, расширение и активизацию словарного запаса детей.  

При проведении работы по развитию лексики и связной речи Лего конструирование предоставляет широкие возможности, в частности:

 - конструирование предметов в рамках изучаемой темы («Мебель», «Транспорт», «Животные», «Рыбы» и т. д.)  - составление описательного рассказа о созданном предмете - изучение названий частей предмета и т. д.

Д/и «Паровоз»  

Каждому ребенку раздается плато, набор элементов конструктора и набор картинок с изображением предметов различных групп (например – домашние животные и дикие животные).

 На первом этапе занятия педагог просит детей по образцу выложить с помощью элементов конструктора на своих плато «вагончики»:

 - Наши картинки отправляются в путешествие на поезде. Надо рассадить их по вагонам. Только нельзя их смешивать между собой – в левом вагоне поедут домашние животные, а в правом – дикие.  Задача детей – разложить картинки согласно инструкции.                                                  

 Д/и «Один - много»

 Каждому ребенку раздается плато, набор элементов конструктора и набор предметных картинок.

 По образцу педагога дети выкладывают на своих плато элементы конструктора таким образом, что на расстоянии друг от друга закреплен один элемент и группа из нескольких элементов. Один элемент обозначал единственное число, группа элементов – множественное число.

 

Педагог предлагает детям положить одну из картинок рядом с отдельным элементом и назвать слово в единственном числе. Затем эту картинку дети перекладывают к группе элементов и называют слово во множественном числе.

Д/и «Огромный, средний, маленький»

 Каждому ребенку раздаются плато, набор элементов конструктора и набор предметных картинок.

 По образцу педагога дети выкладывают на своих плато элементы конструктора в следующем порядке: 1-ая деталь – большая, 2-ая – средняя, 3-я – маленькая.

Педагог предлагает детям взять определенную картинку и, прикладывая ее к каждому элементу на плато назвать ее в соответствии с размером детали (например – «сумище – сумка – сумочка»).

Д/и «Кто больше знает»

 Дидактическая задача: Развивать память детей; обогащать их знания о предметах, воспитывать такие качества личности, как находчивость, сообразительность.  Игровое действие. Соревнование – кто больше назовѐт и построит заданных предметов. (мебель, транспорт и т. д.)

 

Д/и «Что за предмет?»

 Цель: обучение называть предмет и его описывать.

Ход.

Ребѐнок вынимает из чудесного мешочка  игрушку, собранную из лего,  называет еѐ  и описывает.

 

Д/и «Угадай игрушку»

 Цель: формирование у детей умения находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.

Ход.

На обозрение выставляются 3-4постройки из лего.. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.

 Д/и «Наоборот»

Цель: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления, активизировать в речи антонимы.  Игровое правило. Создать постройку только противоположную  по смыслу (Длинная и короткая дорожка, широкий и узкий мост, высокая и низкая башня)

 

Д/и «Строим копии шедевров мировой архитектуры»  и  Если вы знакомите ребенка с историей мирового искусства и архитектуры (по репродукциям и фотографиям) или знаменитыми постройками своего города, можете попросить ребенка попробовать изобразить кубиками тот или иной знаменитый архитектурный объект.

 

2. Формирование грамматического строя речи.

Игры направлены на формирование умения правильного употребления слов в словосочетаниях и предложениях, согласования в роде, числе и падеже, употребления предлогов.

Д/и «Изучаем предлоги»

 Нет более простого способа, чтобы максимально легко и быстро понять и запомнить предлоги, чем озвученная ролевая игра с конструктором. Именно при ролевой игре даже с самыми примитивнейшими постройками проще всего показать (естественно каждый раз озвучивая), например, что во время прогулки собачка понюхала цветочки ПОД мостиком, затем забралась НА этот мостик, забежала ЗА домик или пробежалась ВОКРУГ домика, а потом МЕЖДУ деревьями, и улеглась ПЕРЕД будкой. Девочка может скатываться С горки, зайти В домик и выйти ИЗ него, перепрыгнуть ЧЕРЕЗ ручеек и т.д. Перед началом игры сделайте некоторые постройки, заранее обдумав, какой предлог, в каком месте можно обыграть. Д/и «Где Матрешка?» Наглядный материал: постройки из лего ( домик, кровать, машина), игрушечная матрешка Ход игры: воспитатель передвигает Матрешку в постройке: ставит на крышу, сажает на кровать, прячет за дом, за машину. Дети объясняют, где Матрешка – Матрешка, стоит на крыше.

 

Д/и  «Сосчитай и назови»

 

Цель: способствует закреплению грамматических конструкций. Ход игры:- поиграем в игру, у меня одна ЛЕГО -елка, а скажи как будет много. Например: один кубик – а много будет – кубиков. -у меня одна елка, сколько елок у вас? -Сколько ѐлок у Кати?(4) -Катя подари одну ѐлку Лизе. Сколько ѐлок стало у Лизы? -Посчитай, сколько всего у тебя елок?

 

Д/и «Фантастический зверь»

 Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных; в составлении простых распространенных предложений. Материал: поделки фантастических зверей, составленных из частей разных животных (например: голова волка, уши зайца, туловище медведя, хвост петуха, ноги  кабана). Ход: Ребѐнок рассматривает поделку и описывает «невиданного» зверя, называя принадлежность каждой части тела тому или иному животному. Например: «У этого зверя волчья голова, заячьи уши, медвежье туловище, петушиный хвост, кабаньи ноги».

 

Д/и «Дерево родственных слов»

Цель: учить образовывать однокоренные слова. Материал: постройка «дерево» Ход: «Растѐт в таинственном лесе волшебное дерево. Листья на нѐм появляются только тогда, когда к слову находятся слова-родственники». Детям предлагается подобрать родственные слова к какому-либо заданному слову. С каждым словом на дерево прикрепляется листочек (кирпичик зелѐного цвета). Если дети затрудняются, можно помочь им, задав наводящие вопросы. Например: подобрать однокоренные слова к слову «рыба». Вопросы: «Если рыба маленькая, как можно еѐ назвать? А если большая? Как называется суп с рыбой? Как называется человек, который ловит рыбу? и т.д.» После того, как дети подобрали слова к заданному слову, «дует ветерок и все слова-листики падают на землю». Предлагается вернуть их обратно на дерево, придумав родственные слова к другому слову.

 

Д/и  «Что сделал Незнайка»

Цель: учить образовывать глаголы с помощью приставок. Ход игры: педагог задает вопросы детям, демонстрируя детям действие человечков на построенном домике из лего.. -Что делает Незнайка? - Незнайка бежит. - За что забежал Незнайка? - Незнайка забежал за дом. - К чему подбежал Незнайка. - Незнайка подбежал к дому. - Откуда выбежал Незнайка? - Незнайка выбежал из дома.

 

3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.

Игры способствуют развитию фонематического слуха, уточняют и закрепляют произношение звуков родного языка. Вырабатывают четкое произнесение слов, предложений.  Развивают интонационную выразительность, спокойный темп и размеренный ритм речи.

 При постановке звука, используя ЛЕГО, можно несколько скрасить монотонность попыток проговаривания звука, некоторые неприятные ощущения у детей. Предложив ребенку построить автомобиль, обговорить условие, что заводиться каждая деталь будет с помощью («р»). Аналогичные упражнения с самолетом («л»), пчелкой («ж») и т.д.

Д/и «Знакомим с понятием « звук»

 Чтобы ребенку было легче понять термин «звук», используем ЛЕГО, опираясь на его цветовую гамму. Детали красного цвета - гласные звуки, синего - согласные твердые, зеленые - согласные мягкие.

 

Д/и «Придумай слово по схеме»

 Следующим приемом может быть придумыванием детьми слов по выбору кирпичиков воспитателем.  

 При ознакомлении детей с понятиями звук, слог, слово, предложение, как структурными единицами нашей речи, можно использовать различную величину деталей. Таким образом, детям легче усвоить эти абстрактные понятия с опорой на зрительные ориентиры.

 Задания приведены на примере автоматизации звука [С]. Д/и  «Произнеси звук кратко и протяжно»

 Предварительная  работа:  выложить  на  плато  детали  конструктора,  чередуя  короткие  и длинные элементы.

Педагог:

«Послушайте, как звучит насос: «с-с-с». Он может издавать протяжный звук: «с-с-с-с» и краткий звук: «с». Давайте поиграем. Мы с вами превратимся в насосы и начнем работу.Работать будем по очереди, по схеме, которую мы выложили на плато»

Далее педагог предлагает названному ребенку указать пальцем на первый выложенный на плато элемент конструктора и произнести звук [С]. Если элемент длинный – звук произносится протяжно, если короткий – кратко.

 

Д/и «Собираем чемодан»

 Предварительная работа: выложить на плато квадрат. Каждому ребенку раздается набор картинок с изображением различных предметов, одежды и обуви.

 Педагог:

«Наш веселый насос собрался в путешествие – мир посмотреть. Давайте поможем ему собрать вещи. На наших плато – чемодан. В него надо положить только те картинки, название которых начинается на звук «С».

Д/и «Различаем звуки»

Предварительная работа: выложить горизонтально на плато две длинные детали конструктора.

Педагог:

«Попробуем разложить звуки на две полочки. На полочку слева будем складывать звуки «С», а на полочку справа – звуки «Ш». Я буду называть звуки, если услышите звук «С» - прикрепляйте на левую полочку деталь конструктора, а если услышите звук «Ш» - прикрепляйте на правую полочку деталь конструктора».

 

Д/и «Где находится звук?»

Предварительная работа: выложить на плато цепочку из трех одинаковых деталей конструктора.

Педагог:

«У каждого слова есть начало, конец и середина, так же, как у ваших схем на плато. Покажите деталь в начале схемы, в конце схемы, в середине схемы. Сейчас мы с вами посмотрим картинки и попробуем определить, где в этих словах находится звук «С»».

 

Педагог показывает детям картинки, в названиях которых звук «С» в различных позициях. Дети называют слово и определяют позицию звука в слове. Позиция звука в слове отмечается детьми на своих плато закреплением над соответствующей деталью элемента другого цвета.

 

Д/и «Подбери слова к схемам»

Предварительная работа: выложить на плато два горизонтальных ряда одинаковых деталей:первый ряд – из трех элементов, второй ряд – из четырех элементов.

Педагог:

«Каждое слово состоит из определенного количества звуков. Левый ряд деталей на ваших плато – это схема слова, состоящего из трех звуков. Правый ряд – схема слова из четырех звуков».

 Педагог показывает детям картинку, название которой состоит из трех звуков, произносит название картинки. Просит детей посчитать количество звуков в слове и определить подходящую схему. То же с картинками, в названиях которых четыре звука.

 

Д/и  «Волшебный зоопарк»

 Составление частей разных животных помогает развивать понимание образования сложных слов (где соединяется голова крокодила и туловище тигра и получается крокотигр).

 

Развитие слоговой структуры слов

Д/и «Образуй слог»

Работая с анализом и синтезом слогов, можно использовать человечков синего, красного и зеленого цветов. Вначале,  на построенном мостике встречаются 2 человечка синего и красного цветов, вместе они образуют слог МА. В дальнейшем,  человечков заменяем на сконструированных детьми из ЛЕГО элементов буквы.  

 

Д/и «Посчитай слоги»

 Педагог произносит определенное количество слогов. Задача ребенка - сосчитать слоги и выложить на своих плато соответствующее количество элементов конструктора.

 

Д/и «Раздели словечко»

 Педагог произносит слова различной слоговой структуры. Задача ребенка – сосчитать число слогов в слове и выложить на своих плато соответствующее количество элементов конструктора.

 

Д/и «Рассели животных по домам»

 Предварительная работа: дети из элементов конструктора строят одно- и двухэтажный дома. Каждому ребенку раздается набор картинок с изображениями животных, названия которых состоят из одного и двух слогов. Задача детей – «расселить животных» в соответствии с количеством слогов. Д/и «Цифры и буквы».

Вы учите с ребенком цифры и буквы? Постройте ему известные цифры и буквы из конструктора, ему обязательно понравится. Д/и «Составь предложение»

 Используя короткие и длинные кирпичики, дети выполняют анализ предложения (короткие, длинные слова). Предварительно закрепив за каждым цветом определенную цифру, определяем порядковый номер каждого слова в предложении и ставим на плато кирпичики соответствующего цвета.

 

Д/и «Лесенка предложений»

Цель: составить предложение с соответствующим количеством слов. Ход игры: на панно сюжетная картинка, на которой изображена девочка, сидящая на диване. На доске выложена  лесенка, на верхней ступеньке которой два деления, на следующей – три деления и т.д., на последней – пять делений. Педагог предлагает детям придумать предложения, количество слов в которых должно соответствовать количеству делений на ступеньках. Девочка сидит. Девочка сидит на диване. Девочка Даша сидит на диване. Девочка Даша сидит на деревянном диване. Девочка Даша сидит на красивом деревянном диване.

 

4. Развитие связной речи детей.

 Использование ЛЕГО-технологий в процессе формирования связной речи даѐт возможность осуществлять обучение с наибольшим психологическим комфортом. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объѐмному образу декораций из конструктора, помогает ребѐнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развѐрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведѐтся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.  

 

Д/и «Опиши деталь»

 Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмет. Ход игры: Перед ребенком находится несколько деталей конструктора Лего. Воспитатель показывает деталь, ребѐнок должен описать эту деталь. ( какая она? какого цвета? какой формы? на что похожа?)

 Д/и « Что изменилось?»

 Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмет. Ход игры: на столе расположены ЛЕГО - предметы в определенной последовательности. Воспитатель: посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось Усложнение: Описать предмет, которого не стало рассказать о месте, где он стоял

 

Д/и «Создадим историю»

Задание: детям предстоит построить, используя кубики ЛЕГО, значимую сцену из рассказа, который они прочитали или придумали.

 Этапы выполнения задания:

1. Обсудите такие важные характеристики рассказов, как время и место действия, действующие лица и сюжет.  

2. Попросите воспитанников воспользоваться наборами и построить сцену из рассказа.  

3. Если дети построили сцену из рассказа, который они прочитали, попросите их описать сцену и затем сравнить их собственное описание с описанием в рассказе.  

4. Попросите воспитанников поделиться своим сочинением с соседом. Вопросы для обсуждения: Как вы показали время и место действия, сюжет, сценическое оформление и т. д., используя кубики? Почему вы посчитали, что это важная сцена? Какие детали вы использовали, чтобы сделать сцену понятной для других детей?

Д/и «Построим сказку»

 

 Предложите детям на трѐх пластинах построить рассказанную педагогом сказку. Каждая группа (из 2-3 человек) строит свою часть сказки. Затем дети по своим опорным постройкам сами пересказывают сюжет.

 

Д/и «Построй конец истории»

Начать рассказывать детям историю, затем предложить построить еѐ конец в зависимости от литературного жанра: с фантастическим концом, драматическим, юмористическим, и т.п. Обсудить с детьми, какими наречиями мы пользуемся при составлении рассказа: «вдруг», «и тогда», «потом» и др. Попросите детей использовать именно эти слова для совместного строительства своего рассказа. Предложите детям построить другой вариант окончания рассказа. Объяснить, как этот новый конец повлияет на персонажей.

 

Д/и «Построй по иллюстрации»

  Подберите книгу и попросите детей построить историю на основе иллюстраций. Можно разделить на команды, тогда каждая команда строит свою иллюстрацию, а потом поэтапно по своим постройкам пересказывают содержание по очереди каждая команда.  

 

Д/и  «Совместная история»

 Попросите детей работать в парах. Используя одну строительную пластину. После согласования фона и персонажей попросите их по очереди говорить по одному предложению из истории.  

 

Д/и «Начало, середина, конец»

  Помогите детям, разделѐнным на 3 группы, построить всю сказку: начало, середину, конец. Затем рассказать каждой группе свою часть сказки. Можно записать еѐ на диктофон и после прослушивания спросить: хотят ли они чтото достроить, или добавить в свои рассказы.

 

Чтобы усложнить задачу, постройте начало и конец истории. А детям предложите придумать середину: описать и построить. Можно проделать то же с началом и концом истории.

 

Д/и «Объединим постройки»

Предложите детям собрать своѐ событие на пластинке, не договариваясь друг с другом. А затем предложите составить рассказ, объединив все события в одной истории.

 

Д/и  «Что сначала, что потом? »

 Цель. Учить анализировать схематичное изображение предметов, выкладывать схемы в определѐнной последовательности, составлять рассказ о процессе  создания постройки, развивать наглядно-образное мышление, зрительное восприятие. Ход игры. Педагог предлагает из 5-7 схем выложить алгоритм последовательного построения постройки и с помощью деталей конструктора по схемам построить конструкцию. А затем рассказать, как он еѐ создавал.      

  Работа ведется  еще и над коммуникативными навыками ребенка, а также над изменением личностных особенностей, одним из самых эффективных методов восстановления коммуникации в процессе диалога является логопсихокоррекционная ЛЕГО-игра (игры-драматизации, сюжетные командно-ролевые игры) Д/и «Чья команда быстрее построит».

Цели:

- учить строить в команде, помогать друг другу - развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук.

 

Дети разбиваются на 2 команды. Каждой команде дается образец постройки, например, дом, машина с одинаковым количеством деталей. Ребѐнок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к столу, подбирают нужную деталь и прикрепляют к постройке. Побеждает команда, быстрее построившая конструкцию. Д/и «Назови и построй».

Цели:

 

-закреплять названия деталей LEGO конструктора «Дакта»;  -учить работать в коллективе. Оборудование: набор LEGO-конструктора «Дакта»

Педагог дает каждому ребенку по очереди деталь конструктора. Ребенок называет ее и оставляет у себя. Когда каждый ребенок соберет по две детали, педагог дает задание построить из всех деталей одну постройку, придумать ей название и рассказать о ней.

 

Д/и «LEGO-подарки».

Цель: Развивать интерес к игре,  внимание, коммуникативные навыки.

 Оборудование: игровое поле, человечки по количеству игроков, игральный кубик (одна сторона с цифрой 1, вторая с цифрой 2, третья с цифрой 3, четвертая – крестик (пропускаем ход)), LEGO-подарки.

 Дети распределяют человечков между собой. Ставят их на игровое поле. Кидают по очереди кубик и двигают человечков по часовой стрелке.

Первый человечек, прошедший весь круг, выигрывает, и ребенок выбирает себе подарок. Игра продолжается, пока все подарки не разберут.

 

Д/и «Составь синквейн»

Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения. Он помогает пополнить словарный запас. Учит краткому пересказу. Находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. Составить его получается у всех. Он помогает развить речь и мышление. Облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.  

Например: Тема «Транспорт»  

 1. Машина. 2. Быстрая, мощная. 3. Едет, обгоняет, тормозит. 4. Я очень люблю кататься. 5. Транспорт.

 1. Вертолѐт. 2. Быстрый, удобный. 3. Летает, перевозит, садится. 4. Вертолѐт похож на стрекозу. 5. Транспорт. Конструирование, как вид детской деятельности, включающий в себя физиологическое стимулирование функции пальцев рук, развивающий пространственные представления о предмете, способствующий анализированию и синтезированию объектов окружающего мира, обогащаемый словарь ребенка и сенсорное восприятие – это неоспоримое средство развития речи дошкольника.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для педагогов «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»

Цель семинара:Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам реализации образовательной области «Чтение художественной литературы».Задачи семинара:1. Систематизировать и расширить знан...

Семинар – практикум для педагогов «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»

Цель: пополнить знания педагогов об организации работы с детьми по знакомству с художественной литературой; рассмотреть возможности интеграции образовательной области «Речевое развитие» с ...

Семинар-практикум для педагогов "Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой"

Презентация семинара-практикума для педагогов "Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой"...

Семинар-практикум для воспитателей «Организация работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»

Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам реализации образовательной области «Чтение художественной литературы»....

Семинар - практикум «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»

Этот материал поможет провести семинар - практикум для педагогов ДОУ на тему  «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»...

Выступление на совете педагогов №3 «Современные подходы к организации работы по направленности-практическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО» мастер-класс «Утренний Круг- как форма организации совместной деятельности»

Выступление на совете педагогов №3 «Современные подходы к организации работы по направленности-практическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО» мастер-класс «Утренний Круг- ...