Семинар-практикум для воспитателей «Организация работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»
материал по развитию речи

Абдуллина Ольга Викторовна

Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам реализации образовательной области «Чтение художественной литературы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx59.62 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей

«Организация работы с детьми

по ознакомлению с художественной литературой»

Семинар-практикум подготовила:

воспитатель МАДОУ города Нижневартовска

ДС №38 «Домовёнок»

Абдуллина Ольга Викторовна

Цель семинара

Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам реализации образовательной области «Чтение художественной литературы».

Задачи семинара

1. Систематизировать и расширить знания педагогов об организации работы с детьми

по ознакомлению с художественной литературой».

2. Расширить знания педагогов о современных формах, методах и приёмах приобщения детей к чтению.

3. Активизировать деятельность педагогов. Способствовать приобретению навыков коллективной работы.

Оформление

  • Высказывания о значении чтения книг.
  • Выставка методических материалов по ОО «Чтение художественной литературы».

Ход мероприятия

  1. Организационный момент.

Приветствие участников, объявление темы семинара-практикума, цели.

  1. Вводная часть

Воспитатель: - Чтобы вы почувствовали себя свободно и могли активно включиться в работу семинара, разрешите начать нашу встречу с приятных воспоминаний. Каждый из нас когда – то в детстве любил слушать книги, которые читали родные, воспитатели в детском саду. Мы предлагаем вам вспомнить любимую книгу или произведение, которое вы читали или слушали в детстве.

Участники образуют круг, поочерёдно передавая друг другу предмет, называют произведения. Затем все садятся за столы.

  1. Вступительное слово.

Воспитатель: - Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.

Книга - источник знаний и размышлений детей на разнообразные темы; материал для бесед, пересказов, игр-драматизаций. Книга - источник обогащения всех сторон речи ребенка.

Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений становятся сюжетами детских игр. Проживая в игре жизнь героев, дети приобретают их духовный и нравственный опыт. Таким образом, путем правильного отбора книг можно оказывать благотворное влияние на нравственное становление личности ребенка, формирование его духовных ценностей!

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга же, напротив, дает возможность домыслить, «дофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача - каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка.

Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

  • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
  • развитие литературной речи;
  • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Интегрированный подход в психолого-педагогической работе по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы»

Воспитатель: - Как отмечается в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, осуществление интеграции при освоении детьми всех образовательных областей является необходимым условием эффективности реализации программы.

Виды интеграции области «Чтение художественной литературы» с другими областями разделяются по задачам и содержанию психолого-педагогической работы и по средствам организации и оптимизации образовательного процесса и представлены в таблице (Приложение).

В ходе интеграции происходит взаимосвязанное, комплексное ознакомление детей с определенной темой, привлекаются сведения из различных отраслей знаний, что способствует эмоциональному восприятию детьми художественного произведения, воспитывает эстетические, духовно-нравственные чувств дошкольников, формирует в них эстетический вкус.

Главная миссия области - воспитание в ребёнке читателя, который «Начинается» в дошкольном возрасте.

Чтение - условное понятие по отношению к детям дошкольного возраста. Читатель – дошкольник зависим от взрослого в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности. Поэтому важным моментами деятельности взрослого при реализации ОО «ЧХЛ» являются:

  1. формирование круга детского чтения (КДЧ);
  2. организация процесса чтения.
  1. Круг детского чтения

Воспитатель: - Что такое круг детского чтения? (ответы педагогов)

КДЧ - это круг произведений, которые читают (слушают чтение) и воспринимают дети. Эти произведения как специально писались для них, так и перешли от взрослых, были приняты и поняты детьми.

Задание: определить, какие произведения входят в КДЧ.

Педагогам предлагаются произведения разных авторов и жанров. Необходимо распределить их на 4-5  групп.

  1. Формы работы по приобщению детей к чтению

Воспитатель: - Освоение задач О.О. «ЧХЛ» осуществляется в организованных педагогом совместных видах деятельности: развивающих, игровых, проблемно - игровых и творческо-игровых ситуациях на основе художественного текста, литературных развлечениях, театрализованных играх, а также средствами организации предметно – развивающей среды для активизации самостоятельной литературной, художественно – речевой, изобразительной и театрализованной деятельности на основе знакомых фольклорных и литературных текстов. Литературные произведения и их фрагменты включаются в режимные моменты, сопровождают наблюдения за явлениями природы. Кроме этого, программа «Детство» рекомендует ежедневно организовывать специальную ситуацию по ознакомлению детей с фольклорным или литературным текстом.

1. Методы и приемы ознакомления детей с художественной литературой

Воспитатель: - При ознакомлении с художественной литературой используются разнообразные методы литературного развития детей. В программе «Детство» раскрываются методы и приёмы для каждого возраста (Приложение).

Задание: Подобрать приемы к методам ознакомления детей с художественной литературой. Педагоги работают в группах:

1 группа - словесные,

2 группа - наглядные,

3 группа - практические.

Метод

Приемы

Словесный

Чтение произведений. Чтение с продолжением.

Вопросы к детям по содержанию произведений

Пересказ произведения

Заучивание наизусть

Выразительное чтение

Беседа по произведению, о книге, после чтения

Прослушивание грамзаписи

Практический

Элементы инсценировки.

Игры-драматизации

Дидактические игры

Театрализованные игры

Использование разных видов театра

Игровая деятельность. Инсценирование.

Наглядный

Показ иллюстраций, картинок, игрушек

Элементы инсценировки

Движение пальцами, руками

Схемы

Алгоритмы

Просмотр видеофильмов, диафильмов, видеоматериалов.

Оформление выставки

Воспитатель: - Изучив методическую литературу, мы нашли множество самых разнообразных традиционных и нетрадиционных форм, методов и приёмов, которые используются в работе с детьми (Приложение).

  • Традиция ежедневного чтения.
  • Оформление  книжных уголков в группах детского сада.
  • Оформление  выставок.
  • Творчество  отдельных писателей, отдельным жанрам (сказка, юмористический рассказ, энциклопедия и т.д.).
  • Выставки книг писателей-художников.
  • Азбуки.
  • Народная сказка как источник сюжетов для авторской сказки.
  • Тематические  выставки.
  • Народные  детские песенки стран мира.
  • Произведения, одинаковые по названию, но принадлежащие разным авторам.
  • Выставка книг, предназначенных разным возрастным группам читателей.
  • Выставки книг  и детских журналов, издаваемых в отдельном городе или регионе.
  • Выставка произведений, которые были положены в основу мультфильмов, детских фильмов.
  • Детские  журналы
  • Выставка-иллюстрация-выставка  с рисунками  читателей. Они могут быть:  по  определенной теме,  к произведениям  одного автора, по конкретной  книге. Ее отличие от выставки  - витрины в том, что рядом с рисунками размещаются цитаты из книг, к  которым сделаны иллюстрации, стихи (если выставка тематическая).
  • Выставка – викторина. Вместе с литературой и оформлением,  готовятся вопросы викторины, ответы на которые можно найти в материалах выставки. Вопросы могут быть составлены как  ко всей выставке в целом, так и отдельно к каждому разделу.
  • Очень интересными являются выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений.
  • Создание «Книжкиной больницы» в группах поможет привить детям бережное отношение к книге.
  • Следующая форма работы - создание детьми книг-самоделок с детскими рисунками, стихами, загадками, сказками и историями. Одно дело - прочитать книгу, и совсем другое - сделать ее самому. Можно составлять книги по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дети придумывали сами.
  • Неделя детской книги (книги-юбиляры, авторы-юбиляры, «Наши любимые сказки и т.д.)
  • Еще одной формой приобщения детей к книгам может быть празднование именин произведения. Для этого в ДОУ создаётся специальный календарь "Книжкины именины". В нем представлены писатели или книги, которые отмечают свой юбилей.
  • Еще одной формой приобщения детей к книгам является посещение занятий в городской детской библиотеке.
  • Использование проектного метода (Знакомство с писателями, изготовление книг и другое).
  • Макеты по любимым сказкам.
  • Вечера загадок, сказок.
  • Просмотр мультфильмов и сказок по художественным произведениям.
  • Литературные викторины и интеллектуальные марафоны по художественным произведениям.
  • Сюжетные игры: «Театр», «Концерт», где дети читают стихи, произведения устного народного фольклора
  • Театрализованная деятельность (пальчиковый, настольный, кукольный театр, игры – драматизации).
  • Конкурсы.
  • НОД по знакомству с художественной литературой, образовательные ситуации.

2. Как продолжить работу по прочитанному произведению?

Нередко дети стремятся не только рассказывать произведения, но и придумывать продолжение любимой истории, новых приключений знакомых героев. Стремление  к творческому рассказыванию необходимо поддерживать и помогать детям освоить некоторые приёмы фантазирования и сочинительства. Лучше всего для этого использовать народные сказки, которые, по меткому выражению Дж. Родари, являются прекрасным «строительным материалом» для детских историй. Раскроем некоторые приёмы развития детского речевого творчества на основе народных сказок (Акулова, Гурович «О.О. «Чтение художественной литературы»).

Метод «Сказка + слово»

Детям называют 5 слов - названий героев, предметов определенной сказки. Дошкольники узнают ее и кратко рассказывают содержание вместе с воспитателем. Затем педагог называет шестое слово (предмет или героя), не имеющее отношения к сказке, и предлагает сочинить историю (новую сказку), придумывая ему соответствующее назначение, характеристики, которые можно совершать при помощи данного предмета, характер и возможные действия героя.

На первых этапах детям потребуется наглядность: комплект сюжетных картинок (иллюстраций), на которых изображен главный герой в какой-либо ситуации, и вырезанные фигурки разных литературных и мультяшных героев. Задача детей - выбрать подходящего героя и придумать историю или ее фрагмент. Сначала можно ограничиться диалогами героев, которые рассказывают о себе и своих приключениях, затем главный герой «просит оказать ему помощь», а в заключение герои пускаются в новое путешествие, не похожее на уже знакомое.

Метод «Салат из сказок»

Дж. Родари предлагал вспомнить двух-трех героев разных сказок и объединить их в одну: их приключения будут переплетаться и приведут к новому сюжету. Эти герои могут быть названы взрослым или выбраны ребенком в ходе переворачивания карточек с изображениями героев из сказок и прозаических текстов.

  • Разыгрывание сказок, стихов с помощью пальцев.
  • Инсценирование произведения или его части в лицах (взрослый – автор, дети – герои).
  • Игра «Меняем сюжет».

Например: сказка «Снегурочка». Предлагается изменить в сказке любую деталь.

- Представьте, что сказка будет называться «Деревяночка». Будет ли героиня бояться солнца? А чего она будет бояться больше всего?

Начинается пересказ новой сказки.

  • Рисование мультика.

Например: нарисуй рисунки к рассказу «Четыре желания». Затем пересказывает.

  • Рассказать по схемам.
  • Картинки с последующим сюжетом:

- перепутать картинки – иллюстрации (что не правильно, ставят в нужной последовательности и пересказывают);

- поставить одну картинку, найти, что было до и после.

  • Придумывание названия произведению.
  • Придумывание другого конца произведению (особенно с плохим концом: «Айога», «Лиса и журавль», «Кукушка»).
  • Письмо герою.
  • Рассказывание по цепочке.
  • Обыгрывание произведений.
  • Придумывание загадки о герое.
  • Рисование иллюстраций к придуманным сказкам.
  • Фантазирование.

Добавляется другой герой, или герой меняется, или изменяется элемент сюжета.

  • Игра «Заколдованные дети».

Мимикой изображают по тексту.

  • Найди пазл, картинку.

Во время чтения, рассказывания, дети находят детали пазла, картинку и т.д.

3. Методы  и приемов ознакомления детей со сказками

Воспитатель: - Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать…Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.

Л.Б. Фесюкова в книге «Воспитание сказкой» предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ (Г. Альтшуллер, М. Шустсрман и др.).

Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.

Творческие методы работы со сказками, формами малого фольклора

  • Знакомые герои в новых обстоятельствах.
  • Коллаж из сказок.
  • Сказка от смешного стишка.
  • Сказка от считалки.
  • Сказка от загадки.
  • Спасательные ситуации в сказках.
  • Сказки от странных историй.
  • Сказки от просто стишков.
  • Сказки от потешек, кричалок и других форм малого фольклора.
  • Сказки о чудищах.
  • Сказка продолжается.
  • Изменение ситуации в знакомых сказках.
  • Перевирание сказки.
  • Сказка, но по-новому.
  • Сериал в сказке.
  • Решение противоречий в сказке.
  • Моделирование сказок.
  • Сказки с новым концом.
  • Сказка с середины.
  • Частица «не» и новая сказка.
  • Из сказки убежали все глаголы (существительные).
  • Сказка от пословицы.

Моделирование сказок (обучение дошкольников прятать знакомых сказочных героев в обычные геометрические фигуры).

Три одинаковых по величине и цвету кружка означают сказку «Три поросенка»

Задание для педагогов:

- три одинаковых по цвету, но разные по величине кружка:

            Сказка «Три медведя»

         Сказка «Волк и семеро козлят»

<<<<<<<

Сказка «Гуси-лебеди»

       

 

  Сказка «Репка»

Коллаж из сказок

Воспитатель: - Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно только не забыть о главных, первоначальных героях - и получится «Коллаж из сказок». А детям дошкольного возраста лучше преподносить этот метод в игровой ситуации. Примерно так.

 У вас в доме наверняка есть толстая книжка со сказками. Вот что однажды приключилось с этой книжкой. В ней перепутались все страницы. Первой была сказка «Царевна-лягушка». Только собрался Иван-царевич в путь за Василисой Прекрасной в царство Кащея Бессмертного, как попал в совершенно другую сказку. Нет у царевича его верных помощников: зайца, медведя, утки. Как теперь освободить Василису Прекрасную? Делать нечего: пошел Иван-царевич по страницам других сказок. Не успел перешагнуть страницу, как. Как же ему помогли герои других сказок?

Сказка от считалки

Воспитатель:  - Считалка лаконична, как правило, рифма ее легка. И главное, сюжет близок и понятен детям дошкольного возраста. А механизм перехода от считалки к сочинительству примерно тот же - мы разучиваем наизусть считалку, обыгрываем ее несколько раз в подвижных играх, а затем предлагаем загадочное начало, идущее от ее содержания, к примеру:

Считалка

Чижик в клетке сидел,
Чижик громко песню пел,
Гу-гу-гу, чу-чу-чу,
Я на волю полечу.

Начало: Один раз бабушка, покормив чижика, забыла закрыть клетку…

Сказки от потешек, кричалок и других форм малого фольклора

Кроме потешек и кричалок, в качестве отправного пункта можно использовать дразнилки, страшилки, фольклорные перепутаницы.

Потешка

- Что ж ты, Еж, такой колючий?
- Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!

Начало: В одном лесу жил еж, у которого весной почему-то пропали все иголки. Оглянулся он…

Потешка

В лесу одна смешная птица
Весь день поет: «Ку-ку! Ку-ку!»
Никак не может научиться
Петь, как петух: «Ку-ка-ре-ку!»

Начало: Однажды летом встретились кукушка и петух и начали разговаривать каждый на своем языке…

5. Как играть с иллюстрациями и картинами

«Угадай картину по фрагменту»

Картина закрывается большим по размеру листом бумаги, в котором сделана прорезь в виде круга. Передвигая лист бумаги с прорезью по картине, угадать ее название и автора.

Оживление картины (пересказ произведения по набору картинок)

Воспитатель: Что есть на картинке? Кто хочет быть птичкой, подсолнухом, курочкой, петушком, забором и т.д.

После того, как роли будут распределены, картина «оживает».

6. Дидактические игры

Игра «Четвёртый лишний»

Необходимо по набору картинок (слов), определить из какого они произведения и какая из них лишняя.

По произведениям Чуковского К.И.

  1. Комар, паук, таракан, пчела («Муха-цокотуха»)
  2. Гиппопотам, Бармалей и крокодил, зайчиха с зайчонком, акула Каракула («Айболит»).
  3. Крокодилы, Слон, Айболит, свинья («Телефон»).

Игра «Чей предмет?» или «Волшебные предметы и их хозяева».

Определить, какому персонажу принадлежит предмет (ОО «ЧХЛ», стр. 113).                  

Игра «Чьи это слова?»

Взрослый зачитывает слова героев. Детям необходимо отгадать, кто так говорил

Игра «Узнай произведение по предметам»

Предлагается внимательно рассмотреть предметы в каждом столбике, определить из какой они сказки

Подведение итогов

Воспитатель: - Наше время - время достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но, говоря словами М. Горького, одним из всех чудес, созданным человеком, наиболее сложным и великим является книга. Книгу называют единственной машиной  времени, с помощью которой можно совершать путешествия в прошлое, настоящее и будущее.

  А закончить мне хочется словами К.Г. Паустовского:

«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной новой страницы из книги!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация работы ПМПк ДОУ. Функциональные обязанности социального педагога в ПМПк ДОУ»

Во всемирно признанной цепочке - семья, общество, государство, все начинается с семьи. Невозможно представить себе дальнейшее поступательное развитие республики без укрепления семьи, ее традиционных ц...

Справка по итогам проведения тематического контроля на тему «Организация совместной деятельности по ознакомлению с художественной литературой, обогащение словаря у дошкольников и руководство ею" во всех группах

Цель контроля: - изучить организацию совместной деятельности по ознакомлению с художественной литературой, обогащение словаря у дошкольников и руководство ею;- проверить ежедневное планирование;- оцен...

семинар-практикум "Возможности инклюзивного образования. Организация работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности"

Цели, задачи, принципы повышения уровня качества инклюзивного образования в ДОУ, законодательная база в области инклюзивного образования....

Конспект организации образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой (Средняя группа)

Цель: Ознакомление  детей с творчеством писателя Д. Мамина-Сибиряка  через чтение сказки «Сказка про Храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост»....

Семинар - практикум «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»

Этот материал поможет провести семинар - практикум для педагогов ДОУ на тему  «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»...