"Уровень развития речи детей младшей группы"
материал по развитию речи (младшая группа)

Ткачева Екатерина Леонидовна

Сообщение, мастер класс, на примере своей группы детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroven_razvitiya_rechi_detey_ml.gr_.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Учреждение

Детский сад «Полянка».

Семинар – практикум

«Уровень развития речи младших дошкольников»

(на примере нашей группы).

Подготовила : Куприянова Е.Л.

Материал к семинару – практикуму «Уровень развития речи младших дошкольников». (на практике в нашей группе).

Рассмотрим особенности диалогической речи детей дошкольного возраста. По мнению Д.Б.Эльконина, диалогическая речь на протяжении дошкольного возраста претерпевает существенные изменения. Так, в раннем детстве речь ребѐнка непосредственно связана с его практической деятельностью или ситуацией, в которой, или по поводу которой, происходит общение. Деятельность ребѐнка этого возраста осуществляется в большинстве случаев или совместно со взрослыми, или с их помощью, поэтому и его общение носит ситуативный диалогический характер. В связи с этим, речь ребѐнка младшего возраста, указывает Д.Б.Эльконин, «представляет собой или ответы на вопросы взрослого», или вопросы к взрослым в связи с затруднениями, возникающими в ходе деятельности, или требования об удовлетворении тех или иных потребностей, или, наконец, вопросы, возникающие при знакомстве с предметами и явлениями окружающей действительности».

В большинстве случаев ребенок не начинает диалог, если нет инициативы от взрослого. Особенностям общения дошкольников со взрослыми посвящено исследование А.Г.Рузской. Она отмечает, что детям не безразлично, в какой форме взрослый предлагает им общение. Дошкольники охотнее принимают задачу общения в том случае, когда взрослый ласкает детей. Чем младше ребенок, тем больше его инициатива в общении со взрослым связана с активностью последнего. Она отмечает, что для детей 2-3 лет разговор со взрослым более привлекателен, чем слушанье сказки. Дети не просто слушают вопросы взрослого и отвечают на них, но и сами по своей инициативе поддерживают в меру своих возможностей разговор со взрослыми, охотно рассказывая ему о том, что недавно случилось. Для детей 3-4 лет беседа – самая тяжелая ситуация. Начинают беседу они не без интереса, но после 2-3 вопросов экспериментатора, побуждающих ребенка к общению, начинают отворачиваться, ерзать на стуле и. наконец, заявляют: « Я не умею так, не хочу в это играть».

Некоторые особенности диалога детей 2-3 лет выявила в своѐм исследовании Т. Слама-Казаку. Она отмечает, что после двух лет диалог занимает значительное место в детской речи (80%).Особый интерес представляют, по мнению автора, детские обращения. Кроме простой формы обращения – зова, исследователь называет другие формы, имеющиеся в этом возрасте: просьбы, жалобы взрослым, приказы, запреты, «сентиментальные объяснения», название того, что делает говорящий. Т. Слама - Казаку отмечает следующие особенности диалога у детей 2- 3 лет:  диалог либо принимает форму простого или более сложного разговора (состоящего из ряда реплик) между двумя детьми, либо беседы между несколькими детьми;  диалог между ребѐнком и взрослым носит более сложный характер, нежели диалог между детьми одного возраста, и реплики следуют с подчѐркнутой последовательностью благодаря тому, что взрослый придаѐт более точное направление беседе, не удовлетворяясь непоследовательным или неясным ответом, принимаемый ребѐнком – слушателем;  неустойчивость группировки, а также трудности поддержания беседы между более чем тремя – четырьмя партнѐрами;  непоследовательность в содержании беседы, даже при наличии одной и той же группы.

В три года речь становится средством общения между сверстниками. Однако изучение того, как реагирует младший дошкольник (2 - 4 года) на незнакомого человека: стремится установить контакт? выжидает? не отвечает на общение? — выявили следующее. Если незнакомый взрослый не обращается к ребенку или выражает свое расположение лишь мимикой и улыбкой, то лишь 2% детей пытаются войти с ним в контакт. Правда, на активное обращение откликается уже каждый восьмой ребенок этого возраста.

Требования программы в части обучения диалогической речи в основном сводятся к тому, чтобы научить детей пользоваться такими необходимыми формами устной речи, как вопрос, ответ, краткое сообщение, развернутый рассказ. Эти требования осуществляются главным образом в процессе непосредственно образовательной деятельности. В то же время для развития диалогической речи наряду с занятиями большое значение имеет речевое общение детей друг с другом и с воспитателем в повседневной жизни.

Глаголы в процессе речевого общения дети употребляют преимущественно в форме повелительного наклонения и инфинитива. Но уже к середине года во 2-й младшей группе, а особенно в средней в их речи почти исчезают предложения типа: «Спать!», «Играть!». Обращаясь друг к другу, дети все чаще используют форму инфинитива: «Давай играть! Давай вместе построим гараж!». Описанные формы заключают в себе призыв к совместной деятельности, элементы ее мотивации и планирования. Они наблюдаются, когда ребенок обращается к другу по поводу игры, характеризует чувства, состояния. О движениях дети говорят в форме короткого приказа: «Беги!», «Сядь!».

Однако взрослым (воспитателям и родителям) следует помнить, что для ребенка дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью — необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие их взрослые (в первую очередь семья) относятся к ним с чувством любви и уважения, а также когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребностям и т.д., когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.

     Нашу группу посещают дети от 1,7 до 3,7 г. Для того, чтобы понять на каком уровне развития их диалогическая речь, мы подготовили для них три простых вопроса, которые понятны детям.

  1. Как тебя зовут?
  2. Что ты делал (а) дома? Или Чем ты любишь заниматься?
  3. У тебя есть любимая игрушка? Расскажи о ней, какая она?

Вот примеры того, как реагируют дети на общение.

Захар Ж. (1,6)- на контакт идет охотно, улыбается, балуется, машет головой, не отвечает.

Алиса Ю. – (1,11)- долго смотрит, отворачивается, ничего не говорит, контакта нет.

Даша П.- (1, 10) – на контакт идет, смотрит на собеседника, лепечет на вопрос, но после первого вопроса теряет интерес.

Рита. А. (2,2)- на контакт идет, отвечает охотно. На первый вопрос: - Рита;

2 С мамой занимался (вместо занималась);

3 Есть. (молчит) (доп. Вопрос С чем ты любишь играть? С какой игрушкой?) – с папой.

Артем Б. (3,3) – на контакт идет охотно, улыбается. На все вопросы отвечает ДА, балуется.

Настя П. (3.0) – отвечает хорошо, на контакт идет по настроению.

1 Настя; 2 – Играла, рисовала (отвлекается «у мамы есть такая ручка, она записывает») и продолжает дальше «ещё я кушала» (опять отвлекается от вопроса и начинает рассказывать что папа купил в магазине);

3 –Да. Зеленая.

Ира Я. (3,5) – 1 Ира; 2 – В куклы играла, маме помогала. 3 – Да. Кошка, дома с ней играю. На контакт идет по настроению.

Ксюша Б. – на контакт идет охотно. 1- Ксюша. 2. Играла с мишкой. 3.Да Мишка. Он белый. (спрашиваю а еще какой?) отвечает – зеленый и убегает

Андрей А.(3.2)- на контакт идет охотно. 1. Дрюха (Андрюха). 2 – мультики смотрел, гладил белье. 3 – Да есть.  Синька (Машинка) белая.

Рома С. (3,2) – на контакт идет плохо, не ответил ни на один вопрос. Молчит. На собеседника не смотрит.

 Таким образом, из приведенных примеров можно сделать вывод, что дети до двух лет не особо охотно идут на контакт, эмоционально не реагируют на задаваемый вопрос, а если и реагируют, то быстро теряют интерес к беседе.

А вот дети 2-3-х лет, (за исключением некоторых), более открыты, проявляют интерес к беседе, понимают вопрос, обдумывают ответ, некоторые могут перейти к монологу. Так же нами было замечено, что настроение  детей очень сильно влияет на общение как со взрослыми, так и между собой.

        

Министерство образования и науки

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад «Полянка».

Сообщение на тему:

«Уровень развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста».

Подготовила: Куприянова Е.Л.

Бичура 2019 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание: «Пальчиковые игры, их роль и значение в развитии речи детей» Младшая группа

Цельдать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка;заинтересовать проблемой;приобщить к пальчиковым  играм  ребенка в условиях семьи;выслушать суждения родителей по проб...

Развитие речи детей младшей группы

Презентация для детей младшего дошкольного возраста по книге Н.В. Нищевой "Тетрадь для младшей логопедической группы"...

Справка по итогам проведения сравнительного контроля по вопросу "Уровень развития речи детей младшего возраста".

Спарвка включает в себя основные аспекты по формированию уровня развития речи детей младшего возраста в ДОУ по программе  «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»  под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. ...

Памятка для родителей: "Развитие речи детей младшей группы".

Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки! Вы – первые и самые важные учителя своего ребёнка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он  будет считать важным в жизни...

Презентация творческой работы «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей младшей группы»

Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста  в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.—...

Отчёт по самообразованию во II младшей группе «Почемучки» на тему: «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений».

Отчёт по самообразованию во II младшей группе «Почемучки»  на тему: «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»....