Пальчиковые игры и артикуляционная гимнастика
картотека по развитию речи (средняя группа)

для воспитателя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых игр и артикуляционная гимнастика для детей младшей и средней  группы

  1. Пальчиковая игра «Тучки – солнышко»

Покажите ваши ладошки. А вы видели тучки на небе? Давайте попробуем сделать тучки. Для этого надо пальчики собрать в кулачки. Вот так. Покажите мне ваши тучки! Хорошо! А теперь сделаем солнышко: разожмем кулачки и растопырим пальчики. Вот так! Еще раз: тучки – собрали кулачки, солнышко – разжали кулачки. А теперь без подсказки: тучки – солнышко, тучки – солнышко. Вот как мы играем! Молодцы!

  1. Пальчиковая игра «Зайцы»

Воспитатель читает стихотворение, побуждая детей совершать соответствующие движения сначала правой рукой, затем левой

Скачет зайка косой (изображают зайку, прыгающего вниз-вверх)               Под высокою сосной (рукой изображают дерево)                                                                   Под другою сосной (рукой изображают дерево)                                                            Скачет зайка другой (изображают скачущего зайца).

Ребята, посмотрите, как зайчику понравилась наша игра. Мы молодцы! Давайте себе похлопаем!

  1. Пальчиковая игра «Домашние птицы»

Воспитатель читает стихотворение, побуждая детей повторять движения

У курицы есть цыпленок (дети большим пальцем поочередно касаются остальных, начиная с мизинца).                                                                                                          У гусыни есть гусенок,                                                                                                              У индюшки – индюшонок,                                                                                                     А у утки есть утенок.                                                                                                               У каждой мамы малыши,                                                                                                                Все красивы, хороши! (показывают все пальчики).

  1. Пальчиковая игра «Платочки - лоскуточки»

Материал: тазик с платочками разного цвета и фактуры, прицепки, веревка.

Вот наши платочки – цветные лоскуточки.                                                                                 Мы их постираем, постираем, постираем.                                                                        Крепко – крепко отжимаем, отжимаем, отжимаем.                                                                                А теперь мы их встряхнем, раз встряхнем, два встряхнем. ( дети имитируют движения стирки, отжимания, встряхивания)                                                                                                  За прищепками пойдем, их повесим, и уйдем.

  1. Пальчиковая игра «Семья»

Воспитатель читает стихотворение, побуждая детей совершать соответствующие движения. (Дети поочередно разгибают сжатые в кулак пальцы, начиная с большого)

Этот пальчик – дедушка,                                                                                                         Этот пальчик – бабушка,                                                                                                                  Этот пальчик – папочка,                                                                                                  Этот пальчик – мамочка,                                                                                                        Ну а этот пальчик – я,                                                                                                                   Вот и вся моя семья (сжимают в кулак и разжимают все пальцы одновременно)

  1. Пальчиковая игра «Пальчик - мальчик»

Воспитатель читает стихотворение, побуждая детей выполнять  соответствующие движения. Дети загибают пальчики по очереди)

Этот мальчик хочет спать,                                                                                                   Этот пальчик – прыг в кровать!                                                                                          Этот пальчик прикорнул,                                                                                                                          Этот пальчик уж заснул,                                                                                                                       Тише, пальчик, не шуми,                                                                                                            Братиков не разбуди…                                                                                                                 Встали пальчики. Ура! (разгибают все пальчики)                                                                                В детский сад идти пора.

  1. Пальчиковая игра «Кап - кап»

Звучит русская народная песенка «Дождик». Воспитатель побуждает детей повторять движения: сидя на стульчиках, поднимать и опускать руки одновременно, стучать пальчиками по коленкам.

Дождик, дождик, Кап-кап-кап…                                                                                              Ты не капай долго так.                                                                                                      Дождик, дождик льется,                                                                                                                       В руки не дается.                                                                                                               Кап, кап, кап.

  1. Пальчиковая игра « Домик»

Воспитатель читает стихотворение, побуждая детей стучать кулачком о кулачок в соответствии с ритмом.

Целый день тук да тук,                                                                                                      Раздается звонкий стук.                                                                                                 Молоточки стучат,                                                                                                                  Строим дом для ежат.

  1. Пальчиковая игра «Здравствуй!»

Воспитатель читает стихотворение, побуждая детей повторять движения: пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

Здравствуй, солнце золотое!                                                                                 Здравствуй, небо голубое!                                                                                             Здравствуй, легкий ветерок!                                                                                 Здравствуй, маленький дубок!                                                                               Здравствуйте, детишки!

  1. Пальчиковая игра « Шалун»

Воспитатель читает стихотворение, побуждая детей повторять движения: пальцами

Наша Маша варила кашу ( водить пальчиком по ладошке)                                         Кашу сварила, малышей накормила:                                                                                        Этому дала,                                                                                                                                           Этому дала,                                                                                                                     Этому дала,                                                                                                                             Этому дала,                                                                                                                                 А этому не дала!                                                                                                                                 Он много шалил, свою тарелочку разбил! (качают мизинчиком).

  1. Пальчиковая игра «Капуста»

Воспитатель читает стихотворение, побуждая детей совершать соответствующие движения руками:

Мы капусту рубим, рубим,                                                                                               Мы морковку трем, трем,                                                                                                   Мы капусту солим,  солим,                                                                                                  Мы капусту жмем, жмем.

  1. Пальчиковая игра «Лодочка»

Воспитатель читает стихотворение, побуждая детей совершать соответствующие движения.

Две ладони  я прижму ( складывают ладони лодочкой)                                                           И по речке поплыву (волнообразные движения руками)Две ладони, друзья, это лодочка моя. Паруса я подниму (поднимают выпрямленные ладони вверх) Синим морем поплыву.                                                                                                          А со мною по волнам,                                                                                                     Плывут рыбки тут и там (имитируют ладонями движения рыбок).

  1. Пальчиковая игра « Неваляшка»

Воспитатель читает стихотворение, побуждая детей совершать необходимые  движения: пальцы сцеплены в замок, дети двигают ими влево-вправо, вперед-назад.

Кукла-неваляшка,                                                                                                              Яркая рубашка,                                                                                                                        По сторонам качается,                                                                                                                      Всем мило улыбается.

  1. Пальчиковая игра «Белка»

Воспитатель читает стихотворение, побуждая детей совершать соответствующие движения.

Сидит белка на тележке, Продает она орешки,                                                                                                          Лисичке – сестричке,Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому.

  1. Пальчиковая игра «Лягушки»

Воспитатель читает стихотворение, побуждая детей поднимать и опускать руки, имитируя прыжки лягушек.

Две веселые лягушки ни минуты не сидят.                                                                      Ловко прыгают подружки,                                                                                                     Только брызги вверх летят.

  1. Пальчиковая игра «Цветок»

Воспитатель читает стихотворение, побуждая детей совершать соответствующие движения.

Наши алые цветки, распускают лепестки,                                                                            Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.                                                                        Наши алые цветки закрывают лепестки,                                                                           Головой качают, тихо засыпают.(кладут ладошки под щечку).

  1. Артикуляционная гимнастика

«Лакает кошка молоко»

В: Котята лакают молоко языком, вот так (имитирует лакание, предлагает детям попробовать выполнить движения всем вместе). Как лакает молоко киска?

  1. Артикуляционная гимнастика

«Снег» - дети сдувают с ладошки ватку

  1. Артикуляционная гимнастика

«Лошадка» - дети цокают (щелкают) языком

  1. Артикуляционная гимнастика

«Слоник» - дети вытягивают губы вперед (хобот у слона)

  1. Артикуляционная гимнастика

«Забор» - дети широко улыбаются, обнажив зубы (повторяют 3-4 раза)

  1. Артикуляционная гимнастика

« Лопата» - рот детейслегка приоткрыт, широкий и расслабленный зык лежит на нижней губе.

Воспитатель читает стихотворение:

Устала собачка, и дышит устало,                                                И даже за кошкою бегать не стала.                            Широкий язык отдохнет, полежит,                                                И снова собачка за кошкой бежит.

  1. Артикуляционная гимнастика

«Испечем блинчики» - дети кладут широкий расслабленный язык на нижнюю губу, шлепают по нему верхней губой, произнося при этом «пя-пя-пя»

  1. Артикуляционная гимнастика

«Улыбочка» :дети растягивают губы в улыбке

  1. Артикуляционная гимнастика

«Хоботок» :дети вытягивают губы вперед и сохраняют такое положение в течение 3-5 сек, затем возвращают губы в обычное положение; воспитатель читает стихотворение:

Хоботок слоненок тянет,                                                                   Он вот-вот банан достанет.                                                     Губки в трубочку сложи                                                                  И слоненку покажи.

  1. Артикуляционная гимнастика

«Хомячок» :дети надувают щеки и сохраняют такое положение в течение 3-5 сек, потом выдыхают.

  1. Артикуляционная гимнастика

«Сдуй цветную вату с ладошки» :воспитатель раздает детям комочки цветной ваты на тарелочках, дети сдувают комочки с ладошки.

  1. Артикуляционная гимнастика

«Погреем ладошки» - дети открывают рот, вытягивают губы вперед, произносят на выдохе звук «х-х-х», как бы согревая ладошки.

  1. Артикуляционная гимнастика

«Улыбка» -  дети широко улыбаются, обнажив зубы; воспитатель читает стихотворение:

Улыбается щенок,                                                                        Зубки напоказ.                                                                                    Я бы точно так не смог.                                                              Вот, смотри. Сейчас.

  1. Артикуляционная гимнастика

«Вкусное варенье»:дети приоткрывают рот, широким языком облизывают верхнюю губу, делая движения сверху вниз.

  1. Артикуляционная гимнастика

«Шарик» - Дети дуют на пальчики, осуществляют движения в соответствии со словами стихотворения:

Надуваем быстро шарик. ( Ладошки сложены вместе, пальцы рук соприкасаются кончиками, дети дуют на них, при этом пальчики принимают форму шара).                                               Он становится большой.                                                                        Вдруг шар лопнул, воздух вышел   - ( хлопают в ладоши, ладошки складывают вместе)                               Стал он тонкий и худой.    

  1. Артикуляционная гимнастика

«Лакаем» - дети широко открывают рот, делают 4-5 движений языком вверх – вниз широким языком; воспитатель читает стихотворение, побуждая детей выполнять соответствующие движения:

Котик выпил молока,   (дети высовывают язык и изображают, как котик лакает молоко.)Откусил он пирога, (соединяют ладони вместе, подносят к лицу)                                                                         Лапки вытер, нос помыл, (трут ладошки одну о другую, затем трут ладошкой нос)                                  «Мяу – мяу « говорил.

  1.  Артикуляционная гимнастика

«Улыбка – трубочка» :дети разводят уголки губ в стороны, задерживают их в таком положении на 2-3 секунды, затем вытягивают губы вперед, сохраняют такое положение на то же время. Воспитатель читает стихотворение:

За бананом потянулись                                                              И, конечно, улыбнулись –                                                       То слоненок,  то щенок.                                                               Я бы точно так не смог.

                                                                                                                                                

  1.     Артикуляционная гимнастика

«Расческа»: дети «причесывают» верхними зубами нижнюю губу.

  1. Упражнение для пальчиков «Стол»

Воспитатель побуждает детей повторять движения в соответствии со словами стихотворения

У стола четыре ножки, (пальцы левой руки складывают в кулачок) Сверху крышка, как ладошка.(на кулачок опускают ладонь правой руки, локоть правой руки держат параллельно полу).

  1. Упражнение для пальчиков «Коза»

Помочь детям составить из пальчиков «козу»: внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперед, средний и безымянный пальцы прижаты к ладони и обхвачены большим.

 Читаем стихотворение:

У козы торчат рога,                                                               Может забодать она.

  1. Упражнение для пальчиков «Грабли»

Воспитатель помогает детям составить из пальчиков нужную фигуру: ладони на себя, пальчики переплетены между собой вовнутрь, выпрямлены и тоже направлены на себя. Читает стихотворение:

Листья падают в саду,                                                             Я их граблями смету.

  1. Упражнение для пальчиков «Ежик»

Воспитатель предлагает детям сложить руки в замок. Читает двустишье, побуждая распрямлять и опять сгибать пальчики – это иголки ежика.

Нет ушей, не видно ножек,                                                    Шар в колючках – это ежик.

  1. Упражнение для пальчиков «Кошка»

Воспитатель читает стихотворение, помогает детям сложить из пальцев голову кошки:средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты вверх.

А у кошки ушки,                                                                             Ушки на макушке,                                                                     Что бы лучше слышать                                                        Мышь в ее норушке.

  1. Упражнение для пальчиков «Зайка и ушки»

Воспитатель читает вслух стихотворение. Помогает сложить из  пальчиков голову зайца: для этого нужно сжать пальчики в кулачок, выставить указательный и средний пальцы и шевелить ими.

Ушки длинные у зайки,                                       Из кустов они торчат.                                                           Он и прыгает и скачет,                                                       Веселит своих зайчат.

  1. Упражнение для пальчиков «Лодочка»

Воспитатель читает двустишие и помогает детям сложить ладони лодочкой

Лодочка плывет по речке,                                                              Оставляя на воде колечки.

  1. Упражнение для пальчиков «Курочка»

Воспитатель читает двустишие и помогает детям сложить из пальцев голову курочки: ладонь располагается вертикально, большой и указательный пальцы образуют глаз, средний палец становиться на середину указательного, безымянный – на средний, мизинец – на безымянный.

Курочка прыг на крыльцо,                                                                И снесла тебе яйцо.

  1. Упражнение для пальчиков «Петушок»

Воспитатель помогает детям составить из пальчиков голову петушка: ладонь в горизонтальном положении, указательный палец опирается на большой, остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх. Читает стихотворение,

Петушок стоит весь яркий,                                               Гребешок он чистит лапкой.

  1. Упражнение для пальчиков «Очки»

Воспитатель помогает детям составить из пальчиков очки: большой палец правой и левой руки вместе с остальными пальцами соответствующей руки образуют колечко, получившиеся колечки поднести к глазам. Читает стихотворение.

Бабушка очки надела                                                                                 И цветочек разглядела.

  1. Упражнение для пальчиков «Лошадка»

Воспитатель читает стихотворение, помогает детям сложить из рук фигуру: правая ладонь на ребре от себя (большой палец поднят вверх); сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, пальчики образуют гриву; большие пальцы подняты вверх, образуя уши.

У лошадки вьется грива,                                                         Бьет копытами игриво.

  1. Упражнение для пальчиков «Я пеку»

Звучит песня «Пирожки» (сл. Н. Кукловской, муз.А.Филиппенко). Воспитатель побуждает детей совершать движения руками, как будто они пекут пирожки, попеременно меняя руку.

Я пеку, пеку, пеку                                                                Деткам всем по пирожку.                                                               А для милой мамочки                                                               Испеку два пряничка.                                                         Кушай, кушай, мамочка,                                                   Вкусные два пряничка.                                                                   Я ребяток позову –                                                             Пирожкам и угощу.

  1. Упражнение для пальчиков «Скворечник»

Воспитатель  помогает детям составить из пальчиков «скворечник»:  ладони поставлены вертикально, направлены друг к другу, кончики пальцев соприкасаются, большие пальцы загнуты внутрь. Читает стихотворение:

Скворец в скворечнике живет                                                                 И песню звонкую поет.

  1. Упражнение для пальчиков «Пчелка»

Воспитатель читает стихотворение, помогает детям составить из пальцев фигуру пчелы: сжать кулачок, выставить вперед указательный палец, совершать им круговые движения.

Пчелка жужжит,                                                                       Над цветочком летит:                                                                  Бз-з-з, бз-з-з.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей "Играем дома" Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика для детей должна проводиться в форме игры. Это поможет избежать чрезмерной перегрузки. От детей не нужно требовать точного исполнения всей последовательности упражнений, одн...

Пальчиковая, дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Цель: формирование физически и психологически здоровой личности; предупреждение заболеваний у детей дошкольного возраста...

Игра-презентация "Артикуляционная гимнастика с детьми"

Уважаемый посетитель моего мини-сайта!Предлагаю Вашему вниманию веселую артикуляционную гимнастику  для детей, которую я ежедневно провожу на логопедических зан...

Пальчиковые игры. Физминутки. Артикуляционная гимнастика.

Рекомендации родителям. Пальчиковые игры. Физминутки. Артикуляционная гимнастика....

Пальчиковые игры , Картотека «АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ»

Пальчиковые игры Картотека «АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ»...