Презентация. Развитие речи детей дошкольного возраста.
презентация к уроку по развитию речи (средняя группа)

Развитие речи детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon razvitie_rechi.ppt977.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речевое развитие детей дошкольного возраста Учитель-логопед Татаринцева В.А.

Слайд 2

Главной потребностью и функцией человека является для нас речь. Через общение человека с другими людьми мы реализуем себя, как личность. Невозможно без оценки речевого развития судить о начале развития личности ребенка. Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребенка. Формирование как личности связано с развитием ребенка,чтобы развивать речь детей необходимо развивать эмоциональное общение с ребенком. Проводить совместные игры, знакомить с художественной литературой. А речь педагога должна быть примером для подражания. Актуальность выбора темы.

Слайд 3

цель Основная цель-обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средство общения, познания, самовыражения ребенка , становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.

Слайд 4

Задачи Формирование структурных компонентов системы языка – фонетического, лексического, грамматического. Формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, двух форм речевого общения- диалога и монолога. Формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.

Слайд 5

Основные направления по развитию речи дошкольников Развитие словаря. Воспитание звуковой культуры речи. Формирование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Формирование элементарного осознавания явлений языка и речи.

Слайд 6

Развитие словаря Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.

Слайд 7

Воспитание звуковой культуры речи Данное направление предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка Воспитание орфоэпической правильной речи. Овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация. Обучение правильному звукопроизношению

Слайд 8

Формирование грамматического строя речи Формирование грамматического строя речи предполагает развитие морфологической стороны речи ( изменение слов по родам, числам, падежам) Освоение разных типов словосочетаний и предложений)

Слайд 9

Развитие связной речи Развитие связной речи включает развитие диалогической(разговорной) и монологической речи. Важно учить ребенка вести диалог. Развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь. Пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. Важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения – монолога, умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать строить самостоятельные высказывания разных типов.

Слайд 10

Формирование элементарного осознавания явлений языка и речи Обеспечивает подготовку детей к обучению грамоте, чтению и письму.

Слайд 11

Дети 3-4 лет Помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредсвом поручений (спроси, предложи помощь, поблагодари и т.д) В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакт друг с другом. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов. Учить понимать обобщающие слова ( фрукты, овощи и т.д)называть части суток ( утро, день, вечер, ночь ) Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями. Учить употреблять в речи имена существительные в форе единственного и множественного числа. Развивать диалогическую форму речи. Обучать вести диалог с педагогом. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями

Слайд 12

К концу года дети 3-4лет могут Рассматривать сюжетные картинки Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения Использовать все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.

Слайд 13

Дети 4-5 лет Способствовать развитию любознательности. Пополнять и активизировать словарь детей. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены. Учить детей определять место положения предмета( слева, справа, рядом.ю около, между), время суток. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, развивать артикуляционный аппарат. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук. Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова. Совершенствовать диалогическую речь. Учить рассказывать: описывать предмет, картину, упражнять в составлении рассказов по картине. Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

Слайд 14

К концу года дети 4-5лет могут Употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние ( сердитый, печальный ), этические качества ( хитрый, добрый ), эстетические характеристики ( нарядный, красивый ). Понимать и употреблять слова – антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами( сахарница-сухарница ) Выделять первый звук в слове. Рассказывать о содержании сюжетной картины. С помощью взрослого повторять образцы описания игрушки.

Слайд 15

Дети 5-6 лет Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями.. В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости( попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент ). Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Упражнять в подборе существительных к прилагательному( белый – снег, сахар, мел ), с противоположным значением( слабый – сильный ) Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию звуки: с-з, с-ц, ш-ж, ч-ц, с-ш, ж-з, л-р. Упражнять в образовании однокоренных слов ( медведь-медведица-медвежонок-медвежья ), в том числе глаголов с приставками ( забежал, выбежал, перебежал ). Учить составлять по образцу простые и сложные предложения. Развивать монологическую форму речи Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера.

Слайд 16

К концу года дети 5-6лет могут Участвовать в беседе. Аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника. Составлять по образцу рассказы по сюжетной картинке, по набору картинок. Последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения. Определять место звука в слове. Подбирать к существительному несколько прилагательных. Заменять слово другим словом со сходным значением.

Слайд 17

Дети 6-7 лет Приучать детей – будущих школьников – проявлять инициативу с целью получения новых знаний. Совершенствовать речь как средство общения. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения. Приучать детей к самостоятельности суждений. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями. Совершенствовать фонематический слух, определять место звука в слове. Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей ( чтобы, когда, потому что и т.д ) Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми. Воспитывать культуру речевого общения. Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми словами ( са-ша, ма-ли-на ) на части. Учить составлять слова из слогов (устно). Учить выделять последовательность звуков в простых словах. Упражнять в составлении предложений.

Слайд 18

К концу года дети 6-7лет могут Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения. Составлять по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия. Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов. Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложения». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.

Слайд 19

Дидактические игры способствующие развитию речи Содержат два начала: Учебное (познавательное) Игровое (занимательное) Развитие речи через дидактические игры происходит за счет пополнения словарного запаса.

Слайд 20

Основная задача Развитие речи через дидактические игры за счет увеличения объема накопленных знаний об окружающем мире количественно обогатить словарь ребенка, активизировать и научить грамотно его использовать.

Слайд 21

Дидактические игры 3-4 года «Солнце или дождик» Цель: Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание у детей переключать слуховое внимание. Ход игры: Взрослый говорит детям сейчас мы с вами будем гулять. Дождя нет. Погода солнечная можно собирать цветы, а я буду звенеть в бубен. Если начнется дождь я буду стучать в бубен, услышав стук вы должны спрятаться в домике. « Громко – Тихо» Цель: Учить детей менять силу голоса: говорить, то тихо, то громко. Воспитание умения менять силу голоса. Ход игры: взрослый показывает две машинки и говорит «когда едет большая машинка как подается сигнал?» дети отвечают ГРОМКО. «когда едет маленькая машинка как подается сигнал?» дети отвечают ТИХО. Дети произносят то тихо, то громко « би-би-би».

Слайд 22

Дидактические игры 3-4 года «Магазин» Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность. Ход игры: Воспитатель предлагает пойти в магазин и купить игрушки. Купить можно только, если говорить как игрушка. Дети подходят к столу и произносят характерные звукосочетания для данной игрушки. Ду-ду, мяу-мяу, би-би и тд. « Кто в домике живет» Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание. Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением собаки и спрашивает, кто это? как лает собака «АВ АВ» (громко). Показывает картинку с изображением щенка и спрашивает, кто это? Щенок . Как лает щенок (тихо). Пошли зверюшки домой картинка с изображением конуры. Кто в этом домике живет «АВ-АВ» произносится громко (дети отвечают) собака . Затем произноситься тихо «АВ-АВ» кто в этом домике живет щенок и т.д

Слайд 23

Дидактические игры 4-5 лет «Доскажи слово» Цель: Учить отчетливо произносить многосложные слова, развивать слуховое внимание. Ход игры: воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить слово. Ра-ра-ра – начинается игра, ры-ры-ры – у мальчика шары, Ар-ар-ар – кипит наш самовар и т.д. «Какое время года» Цель: Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года. Развивать слуховое внимание быстроту мышления. Ход игры: дети сидят на стульчиках воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или задает загадку о разных временах года.

Слайд 24

Дидактические игры 4-5 лет «Какая, какой, какое?» Цель: Учить детей подбирать определения соответствующие данному примеру, явлению. Активизировать усвоенные раннее слова. Ход игры: воспитатель называет слова, а играющие по очереди называют как можно больше признаков соответствующих данному предмету. Мама – добрая, ласковая, нежная и т.д. Дерево – большое, зеленое, ветвистое и т.д. Апельсин – яркий, оранжевый, сладкий и. д. «Где что можно делать» Цель: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации. Ход игры: воспитатель задает вопросы дети отвечают на них. Что можно делать в лесу? Что можно делать в магазине? Что можно делать на реке? И т.д.

Слайд 25

Дидактические игры 5-6 лет «Подбери пару» Цель: Учить детей подбирать карточки с изображением одинаковых фруктов активизировать в речи детей соответствующие понятия. Ход игры: У детей карточки с изображением фруктов. На столе разложены карточки в разном порядке. Дети находят карточку с изображением своего фрукта и прикладывают к своей карточке. «Вчера», «Сегодня», «Завтра». Цель: Формировать у детей временные представления, учить понимать слова «вчера», «сегодня», «завтра». Ход игры: воспитатель задает детям вопросы. Когда мы пришли в детский сад? Дети отвечают сегодня. Когда у нас был дождик? Дети отвечают вчера и т.д.

Слайд 26

Дидактические игры 5-6 лет «Какое небо» Цель: Учить детей составлять его описание, отвечая на вопросы воспитателя подбирать относительные прилагательные Ход игры: воспитатель задает вопросы, дети отвечают. «Зоологическое лото» Цель: Уточнить названия животных и их детенышей, учить правильно произносить соответствующие слова в различных формах и словосочетаниях.

Слайд 27

Дидактические игры 6-7лет «Составьте предложения» Цель: Развивать умения составлять предложения из данных слов и употреблять существительные во множественном числе. Ход игры: Предложить ребенку из набора слов составить предложения. Берег, дом, белый. На берегу реки стоит дом с белой крышей. «Противоположности» Цель: Закреплять умение подбирать слова, противоположные по смыслу Ход игры: Предложить ребенку поочередно придумывать пары слов противоположностей (огонь-вода, умный – глупый и т.д). За каждый правильный ответ дается фишка. Побеждает тот у кого больше фишек.

Слайд 28

«Один – одна – одно» Цель: Научить различать род имен существительных Ход игры: В коробке лежат перемешанные картинки мужского рода, среднего рода, женского рода. Дети берут по одной картинке и называют их. Например педагог задает вопрос «Сколько?» ребенок отвечает «Один карандаш». «Одна сумка», одно яблоко». «А ты, что любишь?» Цель: учить спрягать глаголы. Ход игры: На столе предметные картинки на любую тему. Ребенок выбирает картинку показывает ее и говорит другому ребенку, «Я люблю вишню». А ты, что любишь? Другой ребенок берет картинку и отвечает «Я люблю яблоко» и т.д. Дидактические игры 6-7лет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие речи детей дошкольного возраста."

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольн...

Презентация "Развитие речи детей дошкольного возраста методом моделирования, с применением условных заместителей".

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в до...

Презентация «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»

В последние годы к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А  ясная и правильная речь-это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Театральная деят...

Презентация:"Развитие речи детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники изобразительной деятельности"

Содержание этой темы предусматривает развитие творческих сенсорных способностей. Формирование художественно-образных представлений и координации зрительно-двигательной  системы ребёнка....

Презентация. Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Развитие  речи  детей дошкольного возраста  через театрализованную деятельность....

Презентация. Развитие речи детей дошкольного возраста.

Развитие речи  детей дошкольного возраста....

Презентация. Развитие речи детей дошкольного возраста.

Развитие  речи  детей   дошкольного возраста....