«Мнемотехника в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Михайлова Екактерина Павловна

     Мнемотехника (с греч. - искусство запоминания) – это (технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание) система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

    Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Так и здесь можно начинать с мнемоквадратов, далее мнемодорожки и мнемотаблицы.

    Особое место в моей работе с детьми старшего дошкольного возраста занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблицы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3

Опыт работы на тему

«Мнемотехника в развитии связной речи детей

старшего дошкольного возраста»

Подготовила:

Учитель-логопед

Михайлова Е.П.

г.Нелидово, 2016

(слайд 2)

     К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.

(слайд 3)

    В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей, лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

    На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Это односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. При этом педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. В связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми.

     В решении этих задач помогают современные образовательные технологии, которые предусматривают новые методы, приемы по развитию речи детей.

Понимая важность этой проблемы, я выбрала актуальную тему опыта работы

 «Мнемотехника в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

(слайд 4) 

   Проанализировав все проблемы и причины недоразвития связной речи, наметила цель: научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли.

   Поставила перед собой следующие задачи:

  • Обучать анализу текста, выделению смысловых звеньев, составлению плана и пересказа текста;
  • Учить правильно лексически и грамматически оформлять речевые высказывания;
  • Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь: учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;
  • Развивать у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и составлять связный рассказ;
  • Обучать детей правильному звукопроизношению.

(слайд 5)

    Выдвинула гипотезу:  если в дошкольном  образовательном учреждении систематически использовать метод мнемотехники, то это будет способствовать развитию связной, последовательной, грамматически правильной  речи дошкольников.

(слайд 6)

    В начале учебного года провела комлексное обследование состояния связной речи по методике В.П. Глухова, которое позволило получить целостную оценку речевой способности ребенка в разных формах речевых высказываний - от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества).

Обследование показывает, что: 
- рассказы детей бедны по содержанию и композиционному построению;
- рассказы однотипные, т.к. отсутствуют сравнения, эпитеты;
- фраза короткая, отсутствует сложная предложная конструкция;
- дети не умеют начать и закончить рассказ, нарушается его структура;
- дети дают односложные ответы на вопросы педагога.

Для решения этих проблем в коррекционной работе с детьми я использую один из приемов новейшей технологии – мнемотехника.

(слайд 7)

     Мнемотехника (с греч. - искусство запоминания) – это (технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание) система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

(слайд 8)

    Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Так и здесь можно начинать с мнемоквадратов, далее мнемодорожки и мнемотаблицы.

    Особое место в моей работе с детьми старшего дошкольного возраста занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблицы.

(слайд 9)

    Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
   Опираясь на мнемотаблицу, дети могут спланировать свое будущее высказывание. Благодаря этому эффективность обучения возрастает.

    И вот, я хочу поделиться опытом, как можно помочь ребенку в развитии связной речи используя мнемотаблицы.

(слайд 10)

Они могут служить для решения следующих задач:

- обогащение словарного запаса,

- пересказ худ литературы,

- обучение составлению рассказов,

- разучивание стихотворений, чистоговорок, скороговорок,

- отгадывание и загадывание загадок.

(слайд 11)

Непосредственно образовательная деятельность с применением приема мнемотехники состоит из нескольких этапов:

1   этап     Рассматривание таблиц, схем и разбор изображенного.

2 этап  Перекодирование информации, то есть преобразование из символов в образы.

3 этап Пересказ или рассказывание с опорой на символы (образы), то есть происходит отработка метода запоминания.

(слайд 12)

В качестве условных заместителей (элементов таблицы) могут выступать символы разнообразного характера:

- геометрические фигуры;

(слайд 13)

- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

(слайд 14)

- планы и условные обозначения, используемые в них;

(слайд 15);

- контрастная рамка - прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

Ну а теперь остановимся конкретно на том, как я провожу работу с мнемотаблицами.

(слайд 16)

   Возьмем пересказ сказки «Три поросенка». Для начала я читаю детям сказку или мы вместе вспоминаем ее. Далее мы рассматриваем таблицу с изображенными на ней символами и расшифровываем их – что обозначает каждый из элементов (то есть происходит перекодировка информации). После этого разбора ребенок пробует последовательно составить пересказ согласно мнемотаблице.

(слайд 17, 18)

  Пересказ – более легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской позиции произведения.

(слайд 19)

   Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Остановлюсь на обучении рассказыванию по отдельной сюжетной картине «Зимние забавы».  

Рассказывание состоит из 3-х этапов:

- выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;

- определение взаимосвязи между ними;

- объединение фрагментов в единый сюжет.

Работа по мнемотаблице.

 (слайд 20)

    Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, то есть мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща. Через рисунок дети передают свои мысли, чувства, свое видение мира. У детей развивается воображение, память, фантазия. Наглядный образ слова, созданный ребенком на бумаге самостоятельно, отображается в его памяти.

(слайд 21)

   Вследствие этого процесс запоминания проходит легче, быстрее и становится более устойчивым.

(слайд 22, 23, 24)

   Для развития и обогащения речи детей эпитетами, синонимами, сравнениями использую различные упражнения и дидактические игры.

А также провожу работу с родителями.

(слайд 25, 26)

    Мы все понимаем, что заучивание стихотворений для ребёнка приносит огромную пользу: расширяется кругозор, развивается память. Но иногда ребёнку тяжело дается заучивание стихотворений.  Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить. Для лучшего запоминания ребёнку достаточно даже простого схематического изображения к строчке или смысловому фрагменту.

(слайд 27)

Рассмотрим стихотворение  «Подарок маме»

Этапы работы над стихотворением:

1. Выразительно чтение стихотворения педагогом.

2. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть.

3. Чтение стихотворения еще раз с опорой на мнемотаблицу.

4. Задаются вопросы по содержанию стихотворения, что помогает ребенку лучше понять текст.

5. Педагог разъясняет слова непонятные ребенку, объясняет их значение для ребенка в доступной форме.

6. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

7. Ребенок повторяет стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

8. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

 (слайд 29)

   Таким образом, использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным.

   Я считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

    Технология мнемотехники универсальна – может использоваться педагогами всех возрастных групп.

    Все, что требуется для работы – это листок бумаги, фломастеры и немного фантазии. А ее у педагогов не занимать.

(слайд 30)

Литература:
1. Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у детей».
2. Глухов В.П., «Формирование связной речи детей дошкольного возраста»
3. Ворошнина Л.В., «Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста». Ж-л ,Дошкольное воспитание», 1991г., № 2,3,4.
4. Ткаченко Т.А «Использование схем в составлении описательных рассказов». Ж-л «Дошкольное воспитание», 1991г., №10
5. Малетина Н., «Моделирование в описательной речи детей с ОНР»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать ...

Презентация.Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.

В презентации представлены приёмы мнемотехники, их использование для развития связной речи дошкольников с ОНР....

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранени...