Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора
статья по развитию речи (младшая группа)

В этой публикации говорится о роли фольклора в развитии речи ребёнка

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора».

Салахова Эльза Даулетзяновна,

Воспитатель

МАДОУ «Детский сад №242» г. Казань

       Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования.

      Детство – это то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

      М. И. Калинин так говорил о народном творчестве: «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через столетия, в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности».

     К. Д. Ушинский писал: «Не условным звуком только учится ребёнок, изучая родной язык, он пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова».

     Исходя из этого – одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта.

     Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. В дошкольном возрасте происходит очень важный, уникальный для развития детей процесс овладения родным языком. Успехи в языковом развитии малыша в этот короткий период поразительны. В процессе развития речи решаются задачи умственного, нравственного, эстетического, познавательного, сенсорного развития детей. С самого первого дня дети впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают свой пассивный запас слов, которым позднее начинают активно пользоваться. К трём годам завершается формирование ребёнка как личности, происходит осознание своей самостоятельности и значимости«Я – сам»«Я – могу»«Я – хочу». Именно в этот период у малыша появляется большая потребность в общении и познании. Язык на данном этапе становится важнейшим условием ознакомления младших дошкольников с культурными ценностями общества.

      Для детей младшего дошкольного возраста наиболее доступна диалогическая речь, поскольку овладение языком идёт именно на основе диалога, который является частью совместной деятельности ребёнка со взрослым. Поэтому особое место в системе работы по развитию речи детей этого возраста занимает устное народное творчество, применение которого возможно лишь при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений фольклора.

    Детский фольклор даёт возможность уже на ранних этапах жизни ребёнка приобщить его к народной поэзии.

Что же относится к детскому фольклору?

Колыбельные песни.

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребёнком.

Потешки – игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращение к явлениям природы.

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки – весёлые, шутливые стишки.

Прибаутки, шутки, перевёртыши – забавные песенки, которые своей необыкновенностью веселят детей.

Сказки, загадки, пословицы и поговорки и т. д.

Потешки вызывают у ребёнка положительные эмоции. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание.

Чтобы успокоить ребёнка можно использовать такие потешки:

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка.

Принесёт орешки,

Для маминой потешки.

Или:

Не плачь, не плачь,

Куплю калач.

Не ной, дорогой,

Куплю другой.

Не плачь, не кричи,

Куплю тебе три.

Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребёнком в разные режимные моменты. Например, когда ребёнка укладывают спать:

Баю-баю, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули

Мою Дашу не буди.

 Или

Баю-баю-баиньки

В огороде заиньки

Зайки траву едят,

Малым деткам

Спать велят.

Ай, Бай-бай-бай.

При умывании:

Водичка, водичка.

Умой Насте личико.

Чтобы глазки блестели.

Чтобы щёчки краснели.

Чтоб смеялся роток.

Чтоб кусался зубок.

 

Нужно мыться непременно.

Утром, вечером и днём.

Перед каждою едою.

После сна и перед сном.

При приёме пищи:

Умница, Анечка,

Ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

При одевании:

Вот они сапожки:

Этот – с левой ножки.

Этот – с правой ножки.

Если дождик пойдёт,

 Наденем сапожки:

Этот – с правой ножки,

Этот – с левой ножки.

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки

И пойдём скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

      Дети очень любят играть. Важное место в игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста занимают хороводные игры на народной основе. Слова игры легко запоминаются и в сочетании с движениями оказывают положительное влияние на развитие речи. Было замечено, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Заучивание стихотворных текстов с участием рук, пальцев, ног, приводит к тому, что ребёнок лучше запоминает, активизируется мыслительная деятельность, формируются речевые навыки. Поэтому художественное слово народного фольклора сопровождает детей ещё с раннего возраста. Порой при поддержке детей, произведения устного народного творчества превращаются в сюжетно-ролевые игры, интересные сценки, что помогало добиться определённого понимания его содержания и развития речи, учило детей играть.

      Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию

образности речи, словесному творчеству детей в дошкольном возрасте.

      Знакомство с фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, многому учит. Сколько много знаний дети получают при ознакомлении с окружающим миром, через знакомство со сказкой.

      Ранний возраст для ребёнка - это начало жизненного пути. И пусть этот путь в самом начале будет освещён солнцем народного творчество. Результаты проделанной работы свидетельствуют, что использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас малышей, активизирует их познавательное и умственное развитие, формирует процесс звукопроизношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора.

Материал предназначен в помощь воспитателям, работающим с младшими детьми, направлен на развитие речи с использованием фольклорных произведений, которые     позволяют  заложить фундамен...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА

Авторская разработка для ознакомления детей с малыми формами устного народного творчества.Способствует обогащению словарного запаса детей посредством речевой и двигательной активности.Учит эмоциональн...

Статья: развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора.

Статья: развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора....

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора...