Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
консультация (младшая группа) на тему

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора».

Баженкова Фаина Анатольевна,

Воспитатель группы «Солнышко»

МБДОУ детский сад №17 г. Кстово

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования.

В дошкольном детстве происходит очень важный, уникальный для развития детей процесс овладения родным языком. Успехи в языковом развитии малыша в этот сравнительно короткий период поразительны. В процессе развития речи решаются задачи умственного, нравственного, эстетического, познавательного, сенсорного развития детей.

Вопросы речевого развития нашли своё отражение и в Федеральных государственных образовательных стандартах. Через образовательную область «Речевое развитие» решаются следующие задачи:

- познакомить детей с одной из форм устного народного творчества – фольклором.

- расширять представления о всех компонентах устной речи.

- расширять словарный запас детей, грамматическую структуру речи.

- упражняться в звукопроизношении гласных и согласных звуков.

- развивать элементы связной речи.

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к народному фольклору. Возрождаются лучшие образцы народной педагогики.

Фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности.

Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. Ещё М.Горький, говорил: «... начало искусства слова - в фольклоре».

Знакомство с произведениями народного фольклора обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Они так близки и понятны детям своим завораживающим лиризмом, ярким образным языком, эмоциональным окрашиванием речи, народным юмором, напевностью, близким для детей игровым сюжетом.

Это целый мир – радостных, наполненных жизненной силой и красотой, русских народных песенок, потешек, прибауток, которые развлекают и развивают ребёнка, создают у него бодрое, радостное настроение.

Разнообразные формы народного фольклора можно широко использовать при установлении контакта с ребёнком.

Народный фольклор вошёл в жизнь ребёнка с раннего детства, чтобы вызвать у детей положительные эмоции, симпатию к малознакомому человеку – воспитателю, при поступлении его в детский сад. Мы старались подбирать игрушки в группе так, чтобы среди них были персонажи из потешек и песенок, чтобы сразу увлечь и успокоить, обыграть действия. Это все помогло наладить эмоциональный контакт между детьми, между взрослым и ребёнком. В их звучании много повторяющих слов, слогов, что

даёт возможность ребёнку включаться в речевой диалог, увеличивая запас слов, вызывая желания повторять, запоминать. Дети вторят голосам птиц, животных, используя приёмы звукоподражания. Мы уверены, что благодаря фольклору адаптация детей проходит легче и быстрее. Так же большую роль играет применение потешек, прибауток в процессе обучения навыкам самообслуживания. Дети приговаривают потешки в процессе умывания, одевания, игр, подготовки ко сну и так далее. Мы заметили, что фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребёнком в разные режимные моменты.

Поэзия песнопения открывается перед детьми знакомством с колыбельными песенками, назначение которых убаюкивать, усыплять малыша. Колыбельная песня, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная

песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту детей и привлекают своим внешним видом. Грамматическое разнообразие колыбельных песенок способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота, заиньки. Причем, это не просто кот, а «котенька», «коток»,

«котик», «котя» и так далее. К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

Дети очень любят играть. Важное место в игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста занимают хороводные игры на народной основе. Слова игры легко запоминаются и в сочетании с движениями оказывают положительное влияние на развитие речи. Было замечено, что между речевой функцией и общей двигательной

системой существует тесная связь. Заучивание стихотворных текстов с участием рук, пальцев, ног, приводит к тому, что ребёнок лучше запоминает, активизируется мыслительная деятельность, формируются речевые навыки. Поэтому художественное слово народного фольклора сопровождает детей ещё с раннего возраста. Порой при поддержке детей, произведения устного народного творчества превращаются в сюжетно-ролевые игры, интересные сценки, что помогало добиться определённого понимания его содержания и развития речи, учило детей играть.

Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких людей, его забавляют песенками и короткими стишками - пестушками. Их назначение - вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. Народные потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в играх на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. С их помощью можно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания - наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию

образности речи, словесному творчеству детей в дошкольном возрасте.

Чтобы речь детей стало более внятной, выразительной, эмоционально окрашенной используются народные песенки «Сорока – белобока», «Идёт коза..», «Чики – чики кички, берёзовые лычки…». Знакомство с фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, многому учит. Сколько много знаний дети получают при ознакомлении с окружающим миром, через знакомство со сказкой.

Ранний возраст для ребёнка - это начало жизненного пути. И пусть этот путь в самом начале будет освещён солнцем народного творчество. Результаты проделанной работы свидетельствуют, что использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас малышей, активизирует их познавательное и умственное развитие, формирует процесс звукопроизношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему:"Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством различных форм фольклора"

Опыт работы на тему : "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством различных форм фольклора"...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора.

Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста....

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В течение десяти лет я углубленно работаю по проблеме «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора». Главная задача педагога в области развития речи д...

Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через малые формы фольклора

laquo;Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через малые формы фольклора». Проблема развития речи на сегодняшний день очень актуальна.При обследовании детей, посту...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием форм малого фольклора

В младшем дошкольном возрасте ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же...