консультация для педагогов "Речевое развитие дошкольников с учетом ФГОС дошкольного образования"
консультация по развитию речи
консультация раскрывает задачи речевого развития детей по ФГОС ДО в разрезе всех направлений по всем возрастным группам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie_po_fgos_do.docx | 695.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 47 «Веселинка» города Димитровграда Ульяновской области»
ДОКЛАД НА СЕМИНАРЕ-ПРАКТИКУМЕ:
«Речевое развитие дошкольников
с учетом ФГОС дошкольного образования»
ДОКЛД СОСТАВИЛ:
Вотчицева Татьяна Ивановна, учитель-логопед
Димитровград 2021
Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Всем известно в России разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования по ФГОС ДО таковы:
«Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности».
Цель речевого развития по ФГОС ДО:
Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
В основной цели реализации области «Речевое развитие» сформулирована главная мысль: обратимся к ФГОС пункт 1.9 – «Образовательные программы ДОО реализуются на государственном языке. Программа может быть реализована и на языке народов России, но не в ущерб русскому языку. То есть, русский язык в РФ все должны изучать с детства».
Задачи речевого развития в ФГОС ДО по направлениям работы:
- овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);
- обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы);
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения);
- развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия);
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, (Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей);
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
- развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи)
Задачи речевого развития по всем возрастным группам ДОУ.
- Развитие свободного общения с взрослыми и детьми
Младший дошкольный возраст:
- Развивать речь, как средство общения.
- Выполнение детьми разнообразных поручений, дающих им возможность общаться со сверстниками и взрослыми.
- Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение всеми доступными средствами.
- Поощрять интерес к делам сверстников, желание делиться с ними впечатлениями.
- Побуждать к внеситуативному общению на близкие ребёнку темы.
Средний дошкольный возраст:
- Помогать налаживать общение с взрослыми на темы, выходящие за пределы наглядно представленной ситуации.
- Создавать условия игрового взаимодействия в коллективных играх со сверстниками.
- Развивать любознательности.
- Формировать умение выражать свою точку зрения, обсуждать со сверстниками различные ситуации.
Старший дошкольный возраст:
- Продолжать развивать речь, как средство общения.
- Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.
- Поощрять попытки делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации.
- Формировать умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи.
Подготовительная к школе группа:
- Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников.
- Содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.
- Поддерживать интерес к звучащему слову, проявляющийся в спонтанном словотворчестве, играх со звуками и рифмами, своеобразном экспериментировании со словами, в вопросах об их звучании и значении, догадках, толковании смысла слова.
- Развивать элементарное осознание языковой действительности.
- Знакомить детей с терминами «звук», «слово», «предложение».
- Развитие компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогические и монологические форм)
Младший дошкольный возраст:
- Развивать понимание речи и активизация словаря на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении.
- Развивать умение по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру.
- Упражнять детей в отчётливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов, нескольких фраз.
- Развивать артикуляционный и голосовой аппарат, речевое дыхание, слуховое внимание.
- Формировать умение пользоваться высотой и силой голоса.
- Формировать умение отвечать на простейшие и более сложные вопросы.
- Поощрение попыток детей по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказать об изображённом на картине, о новой игрушке, о событии из личного опыта.
- Во время игр-инсценировок формировать умение повторять несложные фразы. Формировать умение слушать небольшие рассказы.
Средний дошкольный возраст:
- Знакомить с новыми названиями предметов, их качеств, деталей, с обобщающими наименованиями, побуждать при сравнении пользоваться словами с противоположным значением (антонимами), использовать слова без опоры на наглядно представленную ситуацию.
- Формировать произносительную сторону речи.
- Развивать фонематическое восприятие (умение выделить в произношении и услышать в словах тот или иной заданный звук).
- Совершенствовать артикуляцию, умение чётко произносить гласные и простые согласные звуки; подводить к усвоению правильного произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков.
- Развивать интонационную сторону речи, умение произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание.
- Побуждать грамматически изменять новые слова и согласовывать их в предложении по аналогии с известными.
- Самостоятельно конструировать слова и их формы, использовать словотворчество как специфический способ обследования формально-семантических отношений между наименованиями.
- Отражать своё понимание отношений между предметами и явлениями через усложнение структуры предложений.
Старший дошкольный возраст:
- Совершенствовать представление о смысловой стороне слова, обогащать речь антонимами, синонимами, многозначными словами, обобщающими наименованиями, активизировать образные слова, сравнения, эпитеты, точные глаголы.
- Развивать фонематическое восприятие, произносительную и интонационную сторону речи.
- Учить дифференцировать на слух и правильно произносить близкие в артикуляционном и акустическом отношении звуки.
- Упражнять в правильном произнесении звуков в словах и скороговорках, стихотворениях.
- Учить правильно регулировать темп и громкость произнесения, интонацию.
- Содействовать освоению трудных случаев словоизменения.
- Формировать способы словообразования глаголов, существительных, прилагательных.
- Совершенствовать структуру предложений, содействовать активному использованию разных типов предложений.
- Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе или по предложению взрослого.
- Учить передавать словесно содержание сказки, картинки, впечатлений из личного опыта в форме короткого сочинения, рассказа, рассуждения, описания.
Подготовительная к школе группа:
- Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря.
- Поощрять проявление интереса к смыслу слов.
- Совершенствовать умение использовать разные части речи в соответствии с их значением и целью высказывания.
- Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.
- Отрабатывать дикцию: развитие умения внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
- Совершенствовать фонематический слух: называние слов с определённым звуком, нахождение слов с этим звуком в предложении, определение места звука в слове.
- Отрабатывать интонационную выразительность речи: упражнять детей в согласовании слов в предложении.
- Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
- Помогать детям в правильном построении сложноподчинённых предложений, использование языковых средств для соединения их частей.
- Формировать умение вести диалог с воспитателем, сверстниками, быть доброжелательным и корректным собеседником.
- Развить умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
- Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.
- Формировать умение составлять план рассказа и придерживаться его.
- Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.
- Совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.
- Художественная литература
Младший дошкольный возраст:
- Неоднократно читать и рассказывать художественные произведения, предусмотренные программой.
- Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажами настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.
- Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.
- Приобщать к рассматриванию иллюстраций, побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».
- Обращать внимание детей на ребёнка, рассматривающего книжку по собственной инициативе.
- Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых произведений.
- Читать знакомые, любимые детьми произведения.
- Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков.
- Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации в знакомых книжках, ярко и выразительно рассказывать им о содержании иллюстраций, заслушивать высказывания детей.
Средний дошкольный возраст:
- Продолжать приучать детей внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения.
- Помогать детям, используя разные приёмы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
- Зачитывать по просьбе ребёнка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению.
Старший дошкольный возраст:
- Продолжать развивать интерес к художественной литературе.
- Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения.
- С помощью различных приёмов и специально организованных педагогических ситуаций.
- Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
- Побуждать рассказывать о своём отношении к конкретному поступку литературного персонажа.
- Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.
Подготовительная к школе группа:
- Продолжать развивать интерес к художественной литературе.
- Поддерживать желание знакомиться с другими главами понравившейся «толстой» книги, рассматривать иллюстрации и оформление книг.
- Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.
- Воспитывать чувство юмора, используя смешные сюжеты из литературы.
- Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).
- Помогать детям в понимании основных различий между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
- Задачи формирования звуковой аналитико- синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте
Старший дошкольный возраст:
- Формировать предпосылки грамотности, используя возможности разных видов детской деятельности.
- Учить детей проводить звуковой анализ слова на основе усвоенного в средней группе интонационного выделения звука в нём.
- Ввести понятия «гласный звук», «твердый и мягкий согласные звуки», «звонкий и глухой согласные звуки».
- Познакомить детей с соответствующими знаковыми изображениями этих звуков (например, использование фишек красного, синего и зеленого цвета и т.д.) и научить их пользоваться этими знаками при проведении звукового анализа слов.
- Познакомить со всеми гласными буквами и правилами их написания после твердых и мягких согласных звуков, с некоторыми согласными.
Подготовительная к школе группа:
- Формировать представлений о предложении.
- Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности.
- Формировать умение составлять слова из слогов.
- Формировать умение делить двусложные и трёхсложные слова на части.
- Формировать умение выделять последовательность звуков в простых словах.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моделирование образовательного процесса с учетом ФГОС дошкольного образования
Доклад заведующего на педагогическом совете...
Рабочая программа педагога МБДОУ детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области по духовно- нравственному воспитанию на основе православных традиций с учетом ФГОС дошкольного образования.
Составлена на основе учебно-методическогопособия «Мир-прекрасное творение» под. ред. Л.П. Гладких, архимандритаЗиновия (В.М.Меньшикова)...
«Создание в ДОУ оптимальных условий для организации самостоятельной деятельности детей с учетом ФГОС дошкольного образования»Опыт работы
Содержание Введение ...
Дополнительная образовательная программа «Играем в шахматы» для детей старшего дошкольного возраста разработана с учетом ФГОС дошкольного образования
Игра для дошкольника ведущий вид деятельности, в котором ребенок учится, развивается и растет. Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ...
статья «Обновление образовательного процесса в ДОО с учетом ФГОС дошкольного образования»
Автором статьи «Обновление образовательного процесса в ДОО с учетом ФГОС дошкольного образования» освещены вопросы модернизации дошкольного образования, изменения деятельности ДОО в условиях вне...
Программа дополнительного образования по развитию физических качеств детей дошкольного возраста (программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования) (подвижные игры
Кружок "Непоседы"...
Особенности развития звуковой и интонационной культуры речи у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС дошкольного образования
Речь — это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.Звуковая культура речи является составной частью общей ре...