консультация для педагогов "Речевое развитие дошкольников с учетом ФГОС дошкольного образования"
консультация по развитию речи

Вотчицева Татьяна Ивановна

консультация раскрывает задачи речевого развития детей по ФГОС ДО в разрезе всех направлений по всем возрастным группам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_po_fgos_do.docx695.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 47 «Веселинка» города Димитровграда Ульяновской области»

ДОКЛАД НА СЕМИНАРЕ-ПРАКТИКУМЕ:

«Речевое развитие дошкольников

с учетом ФГОС дошкольного образования»https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1857933/pub_5f820966b1a4d95dc04d649f_5f85d2d9ae6a9712bf07daaa/scale_1200

ДОКЛД СОСТАВИЛ:

Вотчицева Татьяна Ивановна, учитель-логопед

Димитровград 2021

Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Всем известно в России разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования по ФГОС ДО таковы:

«Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности».

Цель речевого развития по ФГОС ДО:

Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

В основной цели реализации области «Речевое развитие» сформулирована главная мысль: обратимся к ФГОС пункт 1.9 – «Образовательные программы ДОО реализуются на государственном языке. Программа может быть реализована и на языке народов России, но не в ущерб русскому языку. То есть, русский язык в РФ все должны изучать с детства».

Задачи речевого развития в ФГОС ДО по направлениям работы:

  • овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);
  • обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы);
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения);
  • развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия);
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, (Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей);
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
  • развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи)

Задачи речевого развития по всем возрастным группам ДОУ.

  1. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми

Младший дошкольный возраст:

- Развивать речь, как средство общения.

- Выполнение детьми разнообразных поручений, дающих им возможность общаться со сверстниками и взрослыми.

- Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение всеми доступными средствами.

- Поощрять интерес к делам сверстников, желание делиться с ними впечатлениями.

-    Побуждать к внеситуативному общению на близкие ребёнку темы.

Средний дошкольный возраст:

- Помогать налаживать общение с взрослыми на темы, выходящие за пределы наглядно представленной ситуации.

- Создавать условия игрового взаимодействия в коллективных играх со сверстниками.

- Развивать любознательности.

- Формировать умение выражать свою точку зрения, обсуждать со сверстниками различные ситуации.

Старший дошкольный возраст:

- Продолжать развивать речь, как средство общения.

- Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

- Поощрять попытки делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации.

- Формировать умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи.

Подготовительная к школе группа:

- Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников.

- Содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.

- Поддерживать интерес к звучащему слову, проявляющийся в спонтанном словотворчестве, играх со звуками и рифмами, своеобразном экспериментировании со словами, в вопросах об их звучании и значении, догадках, толковании смысла слова.

- Развивать элементарное осознание языковой действительности.

- Знакомить детей с терминами «звук», «слово», «предложение».

  1. Развитие компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогические и монологические форм)

Младший дошкольный возраст:

- Развивать понимание речи и активизация словаря на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении.

- Развивать умение по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру.

- Упражнять детей в отчётливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов, нескольких фраз.

- Развивать артикуляционный и голосовой аппарат, речевое дыхание, слуховое внимание.

- Формировать умение пользоваться высотой и силой голоса.

- Формировать умение отвечать на простейшие и более сложные вопросы.

- Поощрение попыток детей по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказать об изображённом на картине, о новой игрушке, о событии из личного опыта.

- Во время игр-инсценировок формировать умение повторять несложные фразы. Формировать умение слушать небольшие рассказы.

Средний дошкольный возраст:

- Знакомить с новыми названиями предметов, их качеств, деталей, с обобщающими наименованиями, побуждать при сравнении пользоваться словами с противоположным значением (антонимами), использовать слова без опоры на наглядно представленную ситуацию.

- Формировать произносительную сторону речи.

- Развивать фонематическое восприятие (умение выделить в произношении и услышать в словах тот или иной заданный звук).

- Совершенствовать артикуляцию, умение чётко произносить гласные и простые согласные звуки; подводить к усвоению правильного произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков.

- Развивать интонационную сторону речи, умение произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание.

- Побуждать грамматически изменять новые слова и согласовывать их в предложении по аналогии с известными.

- Самостоятельно конструировать слова и их формы, использовать словотворчество как специфический способ обследования формально-семантических отношений между наименованиями.

- Отражать своё понимание отношений между предметами и явлениями через усложнение структуры предложений.

Старший дошкольный возраст:

- Совершенствовать представление о смысловой стороне слова, обогащать речь антонимами, синонимами, многозначными словами, обобщающими наименованиями, активизировать образные слова, сравнения, эпитеты, точные глаголы.

- Развивать фонематическое восприятие, произносительную и интонационную сторону речи.

- Учить дифференцировать на слух и правильно произносить близкие в артикуляционном и акустическом отношении звуки.

- Упражнять в правильном произнесении звуков в словах и скороговорках, стихотворениях.

- Учить правильно регулировать темп и громкость произнесения, интонацию.

- Содействовать освоению трудных случаев словоизменения.

- Формировать способы словообразования глаголов, существительных, прилагательных.

- Совершенствовать структуру предложений, содействовать активному использованию разных типов предложений.

- Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе или по предложению взрослого.

- Учить передавать словесно содержание сказки, картинки, впечатлений из личного опыта в форме короткого сочинения, рассказа, рассуждения, описания.

Подготовительная к школе группа:

- Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря.

- Поощрять проявление интереса к смыслу слов.

- Совершенствовать умение использовать разные части речи в соответствии с их значением и целью высказывания.

- Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.

- Отрабатывать дикцию: развитие умения внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

- Совершенствовать фонематический слух: называние слов с определённым звуком, нахождение слов с этим звуком в предложении, определение места звука в слове.

- Отрабатывать интонационную выразительность речи: упражнять детей в согласовании слов в предложении.

- Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

- Помогать детям в правильном построении сложноподчинённых предложений, использование языковых средств для соединения их частей.

- Формировать умение вести диалог с воспитателем, сверстниками, быть доброжелательным и корректным собеседником.

- Развить умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.

- Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.

- Формировать умение составлять план рассказа и придерживаться его.

- Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.

- Совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.

  1. Художественная литература

     

       Младший дошкольный возраст:

- Неоднократно читать и рассказывать художественные произведения, предусмотренные программой.

- Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажами настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.

- Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.

- Приобщать к рассматриванию иллюстраций, побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».

- Обращать внимание детей на ребёнка, рассматривающего книжку по собственной инициативе.

- Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых произведений.

- Читать знакомые, любимые детьми произведения.

- Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков.

- Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации в знакомых книжках, ярко и выразительно рассказывать им о содержании иллюстраций, заслушивать высказывания детей.

Средний дошкольный возраст:

- Продолжать приучать детей внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения.

- Помогать детям, используя разные приёмы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.

- Зачитывать по просьбе ребёнка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению.

Старший дошкольный возраст:

- Продолжать развивать интерес к художественной литературе.

- Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения.

- С помощью различных приёмов и специально организованных педагогических ситуаций.

- Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

- Побуждать рассказывать о своём отношении к конкретному поступку литературного персонажа.

- Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.

Подготовительная к школе группа:

- Продолжать развивать интерес к художественной литературе.

- Поддерживать желание знакомиться с другими главами понравившейся «толстой» книги, рассматривать иллюстрации и оформление книг.

- Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.

- Воспитывать чувство юмора, используя смешные сюжеты из литературы.

- Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).

- Помогать детям в понимании основных различий между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

  1. Задачи формирования звуковой аналитико- синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте

Старший дошкольный возраст:

- Формировать предпосылки грамотности, используя возможности разных видов детской деятельности.

- Учить детей проводить звуковой анализ слова на основе усвоенного в средней группе интонационного выделения звука в нём.

- Ввести понятия «гласный звук», «твердый и мягкий согласные звуки», «звонкий и глухой согласные звуки».

- Познакомить детей с соответствующими знаковыми изображениями этих звуков (например, использование фишек красного, синего и зеленого цвета и т.д.) и научить их пользоваться этими знаками при проведении звукового анализа слов.

- Познакомить со всеми гласными буквами и правилами их написания после твердых и мягких согласных звуков, с некоторыми согласными.

Подготовительная к школе группа:

- Формировать представлений о предложении.

- Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности.

- Формировать умение составлять слова из слогов.

- Формировать умение делить двусложные и трёхсложные слова на части.

- Формировать умение выделять последовательность звуков в простых словах.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.