Главные вкладки

    статья «Обновление образовательного процесса в ДОО с учетом ФГОС дошкольного образования»
    статья на тему

    Долгих Татьяна Викторовна

    Автором статьи «Обновление образовательного процесса в ДОО с учетом ФГОС дошкольного образования»  освещены вопросы модернизации дошкольного образования, изменения деятельности ДОО в условиях внедрения ФГОС. Цель статьи заключается в раскрытии инновационных подходов к организации образовательного процесса в современной дошкольной образовательной организации, проблем пересмотра целевых основ ее функционирования, задачи изменения содержания образования, форм и методов организации образовательного процесса.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dolgih_-_statya.docx27 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Обновление образовательного процесса в ДОО с учетом ФГОС дошкольного образования»  

    С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ», для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший ФГОС дошкольного образования – федеральный государственный образовательный стандарт.

    Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Кроме того, это серьёзный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования.

    Теперь образование в ДОО рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.

    - Во-первых, признание значимости и весомости дошкольного детства обеспечит более внимательное к нему отношение на всех уровнях.

    - Во-вторых, это повлечёт за собой повышение требований к качеству дошкольного образования, что должно положительным образом сказаться на его развитии и на его результатах.

    Наша ДОО работает по образовательной программе под редакцией Н.В. Вераксы «От рождения до школы», основанная на принципах ФГОС дошкольного образования.

    Новая образовательная программа ДОО нацелена, прежде всего, на всестороннее развитие ребенка, на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть, на практике мы получаем более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка.

    Для составления рабочей программы мы пользуемся новой методической литературой, которая соответствует требованиям ФГОС.

    Исходя из вышесказанного, мы включаем в планирование своей образовательной деятельности следующие разделы:

    • режимные моменты;
    • планирование гимнастик;
    • виды деятельности и культурные практики в соответствии с образовательными областями;
    • совместная деятельность взрослого и детей направленная на становление первичной ценностной ориентации и социализации;
    • организованная образовательная деятельность;
    • организация предметно-пространственной развивающей среды для поддержки детской инициативы (уголки самостоятельной активности);
    • поддержка индивидуальности ребенка.

    В настоящее время ощущается необходимость возрождения российской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности не только у взрослых, но и детей. Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Поэтому одной из главных задач в соответствии с современной образовательной политикой является патриотическое воспитание.

    Решая эту задачу, мы включаем в планирование в ОО «Познавательное развитие» работу с детьми по патриотическому воспитанию и краеведению.

    Условия, которые мы соблюдаем при планировании:

    • Выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетным направлением образовательного процесса ДОО;
    • Четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
    • Выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.

    По новым Стандартам развивающая предметно-пространственная среда в групповой комнате должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

     Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают:

    - игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

    - двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

    - эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

    - возможность самовыражения детей.

    Изменились и подходы к организации образовательного процесса. Наше внимание направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе. Все дети, в том числе и типично развивающиеся, обладают индивидуальными особенностями, которые мы выявляем и учитываем, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития.

    При организации жизни и деятельности детей, с точки зрения обеспечения их комфортности, мы учитываем разнообразные потребности ребенка: в признании (в первую очередь, детским сообществом), в общении, в познании, в движении, в проявлении активности и самостоятельности. Это, в свою очередь, требует от нас исключения учебного принципа организации образовательного процесса жизнедеятельности ребенка, введения запрета на занятия по школьному типу, ибо дошкольник - человек играющий, и обучение входит в его жизнь через ворота детской игры. Кроме того, дошкольник – почемучка, дошкольник - деятель. Поэтому, для нас сегодня основные ценности воспитания ребенка - поощрение детской игры, исследовательской и творческой активности детей, детских вопросов.

    В соответствии  ФГОС  организованная  образовательная деятельность реализуется нами через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской и др.) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется нами самостоятельно в зависимости от возраста детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.

    Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.

    Мы  выделяем сущностные признаки совместной деятельности с детьми – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).

    Тематические игровые центры дают детям возможность самостоятельного выбора материалов и, соответственно, области познания.

    Требования к результатам освоения программы: основной результат – это социализация детей; личностные результаты развития ребенка, а не результат обучения.

    Результаты  освоения программы описаны в виде целевых ориентиров:

    целевые ориентиры не являются объектом оценки результатов.

    Задачей детского сада в работе с родителями на данном этапе - «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка.

    Открытый характер образовательного процесса  в дошкольном учреждении обеспечивает  тесное сотрудничество с семьями воспитанников. Родители являются активными участниками жизни группы, проводимых праздников и развлечений. Взаимодействие с родителями дает возможность оказания им консультативной помощи по вопросам охраны и укрепления здоровья детей, воспитания и образования.

    В заключение хочется привести слова руководителя группы по разработке ФГОС ДО А. Г. Асмолова, который говорит: «Каждый ребенок для нас почемучка, и надо, по сути, не погасить почемучек, а дать им почувствовать себя уверенными людьми. И вместо классической формулы «учиться, учиться, учиться», мы говорим «развиваться, развиваться, развиваться».

    Литература:

    1. Федеральный закон  Об образовании в Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2013. – 134с.
    2. СанПиН 2.4.1.3049-13 СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 93с.
    3.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 N 1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
    4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 368с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Современные подходы к организации целостного интегрированного образовательного процесса в ДОО в контексте ФГОС дошкольного образования

    Технологическая карта интегрированного образовательного процесса на тему "Вода - волшебница" (старшая группа, 4-я неделя апреля)Образовательные области по ФГОС; Виды детской деятельности (ФГОС); Содер...

    «Инновационные педагогические технологии в образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования» «Метод проектов в образовании дошкольников»

    Способность снизойти до влечений ребенка и руководить имиприсуща лишь душе возвышенной и сильной. Мишель МонтеньНа сегодняшний день, в современных научно-методических изданиях и описаниях педагогическ...

    «Инновационные педагогические технологии в образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования» «Метод проектов в образовании дошкольников»

    Проект - есть слияние теории и практики, это не только постановка умственной задачи, но и практическое ее решение.Е. Г. Кагаров...

    Современные подходы к организации целостного интегрированного образовательного процесса в ДОО в контексте ФГОС дошкольного образования

    Современные подходы к организации целостного интегрированного образовательного процесса в ДОО в контексте ФГОС дошкольного образования...

    Методическое объединение «Обновление образовательного процесса в ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования».

    Цель: Активизировать обмен информацией, практическими  знаниями, опытом  по обновлению содержания образовательного процесса.  Содействовать развитию познавательных интересов, творческой...

    Отчет «Обновление образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГОС ДО» 1 младая группа

    ФГОС – нормативные правовые акты федерального уровня, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ дощкольного образования, начальн...