Речевые игры и упражнения для детей дошкольного возраста
методическая разработка

Токарева Светлана Алексеевна

Речевые игры, упражнения для развития высших психических функций, формирования активного, словаря, развития грамматичечкого строя речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry_0.docx398.25 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Чтобы речь детей была правильной и грамотной необходимо играть с детьми в дидактические игры по развитию речи (дома, на прогулке, по дороге с садика, в самолёте).

Речевые игры, упражнения формируют активный словарь, грамматический строй речи, развивают высшие психические функции (память, мышление, внимание), речь в целом.

  1. Речевая игра: «Скажи наоборот»

большой – маленький

длинный - короткий

добрый - злой
твердый – мягкий

сухой - мокрый
пушистый - гладкий
веселый - грустный
чистый - грязный

весёлый -грустный

широкий - узкий
говорить - молчать
шептать - кричать
сушить - мочить
высоко - низко
глубоко - мелко
вверху - внизу
впереди - позади
слева - справа

летом жарко, а зимой ... (холодно);
черепаха двигается медленно, а заяц ... (быстро);
море далеко, а лес ...

черепаха двигается медленно, а заяц ... (быстро);
море далеко, а лес ... (близко);
днем светло, а ночью ... (темно);
в океане глубоко, а в луже ... (мелко).

  1. Игра:  «Правильно назови детенышей животных и птиц».

У собаки - щенок

У лошади - жеребёнок

У козы - козлёнок

У свиньи- поросенок

У волка- волчонок

У коровы- теленок

У курицы – цыплёнок

У индюшки – индюшонок

У утки – утята

  1. Игра «Кто как передвигается?»

На картинках изображены животные, дети определяют их название, как они передвигаются.

Лошадь- скачет, змея- ползает, птица- летает, рыба- плавает, лягушка- прыгает.

  1. Игра « Кто где живет?»

Показать картинки с изображением жилища животных. Дети отвечают на вопрос «Кто где живет?»

Собака живет в конуре.

Белка живет в дупле.

Лиса живет в норе.

Медведь зимует в берлоге.

Лошади живут в конюшне.

Корова живет в коровнике.

Свиньи живут в свинарнике.

  1. Игра “Кто как голос подает?”

Рассказать и дать послушать ребенку, кто как голос подает:

  • “Петух – “ку-ка-ре-ку” - кукарекает.
  • Курица –“ко-ко-ко” - кудахчет.
  • Гусь – “га-га-га” - гогочет.
  • Утка – “кря-кря-кря” - крякает.

Вопросы:

- Покажи, кто кричит “ко-ко-ко”, “кря-кря-кря”, “га-га-га” и т.д.

- Скажи, кто кудахчет? Кто крякает? Кто гогочет? Кто кукарекает? Кто болобочет?

- Продолжи: “Утка - ... (крякает)”, “Гусь - ...”, “Петух - ...”, “Индюк - ...”.

  1. Игра « Назови ласково»

Дом- домик

Книга - книжка

Карандаш-карандашик

Шкаф- шкафчик

Стакан- стаканчик

Стол – столик

Стул – стульчик

  1. Игра «Назови одним словом».

Назвать одним словом серию картинок. После воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе. Например : огурец, помидоры, картофель, кабачок – овощи; корова, свинья, кот, собака- домашние животные.

  1. Игра «Что без чего?»

Показать картинки с изображением предметов, которые надо починить.

Задается вопрос «Что без чего?»

Стул без ножки.

Стул без спинки.

Кастрюля без ручки.

Платье без рукава.

Кофта без пуговиц.

Ботинки без шнурков.

Машина без колеса.

Чайник без носика.

  1. Игра с мячом «Добавь слово»

Взрослый называет часть предложения и бросает мяч ребенку. Ребенок должен закончить предложение, используя слова справа, слева, впереди, позади.

Стол стоит…

Полочка с книгами висит…

Мишка сидит…

Кукла лежит…

Лампа висит…

Дверь находится… .

  1. Игра «Что для чего?»

Детям предлагается назвать предметы лежащие на столе ( хлеб, сахар, конфеты, мыло). Дети отвечают на вопрос –где хранятся эти предметы?       ( хлеб- в хлебнице, сахар-в сахарнице, конфеты- в конфетнице, мыло в мыльнице.

После называния предметов дети кладут их в ту емкость, в которой они хранятся.

Как называется посуда в которую кладут салат? (салатник)

  1.  Игра « Назови части».

Возможны два варианта – по картинке и по представлению.

Взрослый называет слово , предлагает представить  этот предмет и назвать его части. Например : кот- тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза,  усы, шерсть.

  1. Какая, какой, какое?

Цель: формировать умение подбирать определения к предмету, явлению.

Взрослый называет какой-нибудь предмет и задает вопрос «какой? какая? или какое ?», а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.

Белка — пушистая, рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая. Дом — деревянный, каменный, панельный, высокий, низкий, старый, заброшенный, пустой, новый, двухэтажный.

  1. Игра «Найди лишний предмет».

Детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что другие предметы,  изображенные на картинках. Дети должны показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она «лишняя».                  

 Например:

Капуста, слива, огурец, помидор;

Платье, юбка, шапка, брюки;

Лиса, кот, собака, корова.

     Аналогичная игра проводится без использования картинок.

 Взрослый предлагает детям назвать « лишнее слово», а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

  1. Игра «Какой предмет и из чего он".

Цели: углублять знания о лексическом значении слова, формировать умение образовывать новые конструкции с помощью префиксов и суффиксов.

Например: кисель из клюквы, значит какой кисель?  (клюквенный кисель)

суп из овощей (овощной суп)

шкаф для книг (книжный шкаф)

варенье из брусники (брусничное варенье)

  1. Дидактическая игра «Кто придумает конец, то и будет молодец».

 Цель: Развивать речевое внимание и речевой слух детей.

 Взрослый предлагает детям закончить фразу.

 Солнце светит очень ярко,

 Бегемоту стало (жарко) .

 Вдруг небо тучей затянуло,

 Из тучи молния (сверкнула) .

 Я сегодня утром рано

 Умывалась из под (крана) .

 Наша старшая сестра

 Вяжет с самого (утра) .

 Я не бегаю к врачу,

 Я сама его (лечу) .

 Мы не ели, мы не пили,

 Бабу снежную (лепили) .

  1. Речевая игра: «Кто кем был или что чем было»

Цель: активизация словаря и расширение знаний об окружающем.

Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью).

  1. Речевая игра: «Назови три слова»

Цель: активизация словаря.

Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

  • Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
  • Что можно варить?
  • Что может летать?
  • Что может плавать?

  1. Речевая игра: «Кому угощение?»

Цель: употребление трудных форм существительных.

Взрослый  говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки  с изображением медведя, птиц — гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

  1. Игра «Чей хвост?»

Взрослый показывает картинки хвостов животных и спрашивает чей хвост? Соедини его с животным.

Например, хвост лисы – лисий хвост; хвост вороны – вороний хвост.

  1. Упражнение: «Не пропусти растение» (животное, птица)

Взрослый называет слова. Когда среди слов будет растение, ребенок встаёт и тут же садится.

Растения- дерево, роза, трава, береза, цветок, фиалка, пальма, смородина, огурец, помидор, картофель, свекла, морковь, лук.

  1. Игра: «Найди лишнее слово»

Образец, Стол, стул, шкаф, машина. Ответ - машина, потому что все остальные вещи относятся к мебели.

Книга, газета, журнал, чашка.

 Дерево, книга, кустарник, трава.

Велосипед, машина, дом, поезд.

Корова, волк, заяц, лиса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексики через дидактические игры и упражнения у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии.

В материале раскрываются проблемы нарушений речи и их коррекции у дошкольников с нарушениями в развитии....

Развитие интереса к физическим упражнениям у детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей и воспитателей о развитии интереса к физическим упражнениям через напосредственно образовательную деятельность с сюжетом....

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста на развитие мышления

Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются опр...

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста на развитие мелкой моторики и координации движений рук.

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относител...

"Коррекционно - развивающие упражнения для детей дошкольного возраста с затруднениями в общении"

В данном разделе размещены материалы для педагогов и педагогов-психологов  ДОУ в работе с детьми, которые испытывают стойкие звтруднения в общении...

Альбом "Использование нейропсихологических игр и упражнений для детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

Альбом "Использование нейропсихологических игр и упражнений для детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями"...