Конспект занятия по формированию грамматического строя речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Цель: создание благоприятных условий для формирования грамматического строя речи, знакомство детей со звуковым строением слова.

Задачи:

  1. Образовательные: познакомить с буквой «М»; закрепить  понятие «согласный звук»; учить различать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки «м» и «мь» на слух, выделять нужный согласный звук в слогах, словах; учить определять первый и последний звук в слове, гласный звук в середине слова; закрепить навыки звукового анализа, составления звуковой схемы; упражнять в умении делить слова на слоги, составлять схему предложения.
  2. Воспитательные: воспитывать интерес к познавательной деятельности, инициативности, самостоятельности, умение уступать друг другу, быть внимательными к ответам других детей.
  3. Развивающие: развивать зрительное восприятие, движение органов артикуляционного аппарата, фонематический слух, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук; побуждать детей давать ответ полным предложением.
  4. Здоровьесберегающие: укрепление здоровья воспитанников посредством двигательных игр и упражнений.

Активизация словаря: гласные, согласные, мягкий, твердый, слог,

Предварительная работа:

  1. Дидактические игры: «Поймай звук», «Угадай на ощупь».
  2. Разучивание физкультминутки «Ты давай-ка не ленись!».

Материалы и оборудование:

  1. Демонстрационный материал: рюкзак, игрушки (мяч, головоломка, мишка, пирамидка),  альбом, фломастеры, домик – «Буквоград», предметные картинки (дом, мак, пирамида, мёд, мальчик, малина), видеоролик «Знакомство с буквой М».
  2. Раздаточный материал: звуковые карточки, квадраты трёх цветов (синий, красный, зелёный), прямоугольники для составления схемы предложения, счетные палочки, силуэт буквы М из наждачной бумаги, карандаши, письменное задание.
  3. Телевизор, ноутбук.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл form._gram._str.r.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по формированию грамматического строя речи

студентки ___41-дошк.___  группы

  отделения  среднего профессионального образования

специальность  44.02.01 Дошкольное образование»


_____________Кевлич Алины Олеговны______________

/Ф.И.О./

г. Черняховск 2018г.


Цель: создание благоприятных условий для формирования грамматического строя речи, знакомство детей со звуковым строением слова.

Задачи:

  1. Образовательные: познакомить с буквой «М»; закрепить  понятие «согласный звук»; учить различать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки «м» и «мь» на слух, выделять нужный согласный звук в слогах, словах; учить определять первый и последний звук в слове, гласный звук в середине слова; закрепить навыки звукового анализа, составления звуковой схемы; упражнять в умении делить слова на слоги, составлять схему предложения.
  2. Воспитательные: воспитывать интерес к познавательной деятельности, инициативности, самостоятельности, умение уступать друг другу, быть внимательными к ответам других детей.
  3. Развивающие: развивать зрительное восприятие, движение органов артикуляционного аппарата, фонематический слух, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук; побуждать детей давать ответ полным предложением.
  4. Здоровьесберегающие: укрепление здоровья воспитанников посредством двигательных игр и упражнений.

Активизация словаря: гласные, согласные, мягкий, твердый, слог,

Предварительная работа:

  1. Дидактические игры: «Поймай звук», «Угадай на ощупь».
  2. Разучивание физкультминутки «Ты давай-ка не ленись!».

Материалы и оборудование:

  1. Демонстрационный материал: рюкзак, игрушки (мяч, головоломка, мишка, пирамидка),  альбом, фломастеры, домик – «Буквоград», предметные картинки (дом, мак, пирамида, мёд, мальчик, малина), видеоролик «Знакомство с буквой М».
  2. Раздаточный материал: звуковые карточки, квадраты трёх цветов (синий, красный, зелёный), прямоугольники для составления схемы предложения, счетные палочки, силуэт буквы М из наждачной бумаги, карандаши, письменное задание.
  3. Телевизор, ноутбук.

Содержание организованной образовательной деятельности детей:

  1. Организационный этап:

1. Приветствие:

 Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.

2. Проверка готовности детей:

В: А сейчас садитесь на стулья. Сядьте ровно: спина к спинке стула, ноги вместе, руки полочкой.

3. Мотивация к организованной деятельности детей

В: Друзья, вы растете и становитесь большими, поэтому скоро вас ждет школа. И у вас будет свой портфель. Вот такой. А в нем будут все необходимое для обучения в школе. Хотите узнать, что в нем?

II. Основной этап:

1.Игра «Угадай на ощупь»

В: Давайте поиграем в знакомую игру – нужно с закрытыми глазами угадать, что находится  внутри.

Дети по желанию выходят и определяют предметы – мяч, фломастеры, альбом, головоломка, пирамида, мишка (педагог проговаривает названия предметов, выделяя звук м).

-Как вы думаете, какие предметы вам пригодились бы в школе?

Д: Альбом  и бумага.

В: А вы знаете, что объединяет названия всех этих предметов? В этом портфеле все предметы имеют звук «М». А какие вы знаете слова со звуком «М»?

Д: Мама, мандарин, машина и т.д.

В: Верно, эти слова содержат звук «М». И сегодня мы с ним познакомимся поближе.  

2.Игровое упражнение (с мячом) «Опиши звук М»

В: Это гласный или согласный звук?

Д: Согласный. Когда мы его произносим, воздух встречает преграду.

В:Звук «М» звонкий или глухой?

Д: Звонкий. Если положить руку на горло и произнести этот звук, можно почувствовать, как «дрожит» горло. А если ладонями закрыть уши, то можно услышать, что в звуке «М» есть голос, значит он звонкий.

В: Каким может быть звук «М»?

Д: Твердым или мягким.

3. Игра в кругу «Поймай звук»

В:Сейчася буду называть разные слова, а вы будете «ловить» в ладошки вот так (показываю-хлопаю)только те слова, в которых есть твердый звук «М». Слова: Мама, метр‘, машина, мяч‘, Миша’, лес, мак, грабли, мёд’, матрешка, бумага.

В: А теперь вы будете «ловить» только те слова, в которых есть мягкий звук «М'». Слова: Миша’, матрешка, медведь’, Маша, лес, мёд’, машина. (Дети хлопают)

4.Физкультминутка

Ты давай-ка, не ленись!

 Руки вверх и руки вниз.

Взмахи делай чётче, резче.

Тренируй получше плечи.

(Обе прямые руки подняты вверх, рывком опустить руки и завести за спину, потом рывком поднять – вверх- назад.)

Корпус вправо, корпус влево –

Надо спинку нам размять.

Повороты будем делать

И руками помогать.

(Повороты корпуса в стороны.)

На одной ноге стою,

А другую подогну!

И теперь попеременно

Буду поднимать колени.

(По очереди поднимать согнутые в коленях ноги как можно выше.)

Отдохнули, посвежели

И на место снова сели.

(Дети садятся.)

5. Игровое упражнение «Определи место звука в слове»

В: Ребята, у вас на столах находятся квадраты красного, синего и зелёного цвета. Покажите мне, квадратом какого цвета мы обозначаем твердый согласный звук? (Дети показывают синий квадрат).

В: Молодцы, а квадратом какого цвета мы обозначаем мягкий согласный звук? (Дети показывают квадрат зеленого цвета).

В: Поиграем  в игру «Определи место звука в слове»?

Д: Поиграем.

В: Ребята, будьте очень внимательны! Вам нужно определить в начале, в середине или в конце слова находится звук «М». Слова: мак, дом, пирамида.

Дети слушают слово, определяют место звука (в начале, середине или конце) и ставят квадрат нужного цвета (синий - зелёный). Один ребёнок работает у доски. Дети проверяют работу друг друга, оценивают работу у доски.

В: Все справились с заданием? Правильно определил место звука «М» в слове  мак (дом, пирамида) Никита? Кто согласен с Никитой – покажите знак согласия.

6.Игровое упражнение «Составь слово»

В: А сейчас мы с вами будем составлять слова из звуков.

Загадаю вам загадку:

Вкусный он и очень сладкий

Быть здоровым помогает

Его пчелы собирают…(мед)

(На экране  - картинка «мёд»).

В: Предлагаю составить это слово на звуковых карточках.

Один ребёнок выполняет задание у доски, остальные - за столами. Дети выкладывают слово мёд из квадратов (зелёный, красный, синий).

7.Игровое упражнение «Деление на слоги»

Педагог показывает слайд с предметом (мёд, мальчик, малина).

В: Посмотрите на экран, что мы видим?

Д: Мед!

В: Это слово длинное или короткое?

Д: Короткое.

В: Сколько слогов в слове мёд?

Д: Один.

В: Давайте «прохлопаем» слово мёд. (Хлопают по количеству слогов)

Дети определяют количество слогов во всех трех словах.

Воспитатель предлагает посмотреть на экран (слайд с предметами: малина и мальчик).

В: Теперь из этих слов нужно составить предложение. Что сделал мальчик?

Д: Мальчик съел малину.

В: Сколько слов в этом предложении? Прохлопаем.

Дети с помощью хлопков считают количество слов в предложении.

В: Правильно, три. Выложите на столе схему предложения из трех слов.

Один ребенок выполняет задание у доски.

В: Что можно сказать про мальчика?

Д: Маленький, красивый и т.д.

В: Давайте добавим это слово в предложение.

Д: Маленький мальчик съел малину.

В: Добавьте слово на столе.

8. Знакомство с буквой.

В: Друзья, хотите познакомиться с буквой, которая обозначает звуки  М и М'?

Просмотр видеоролика «Буква М».

В: Давайте нарисуем букву М в воздухе (дети прорисовывают букву в воздухе). Обведем пальчиком букву М (на столах у детей приготовлены буквы, изготовленные из бархатной бумаги). А теперь выложите букву М из счетных палочек.

III Заключительный этап:

  1. Подведение итогов, рефлексия.

В: Сегодня мы познакомились с новой буквой, предлагаю поселить её в «Буквоград».

В: Ребята, я приготовила для вас ещё одно интересное задание. Посмотрите внимательно на картинки, все они начинаются на  звук М или М'. Вам нужно обвести предметы синим или зелёным карандашом. Карандашом какого цвета вы обведете предмет, который начинается с твердого звука «М»?

Дети с воспитателем проходят на ковёр.

В: Ребята, что мы узнали  о звуке «М»?  В какие игры мы играли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (формирование грамматического строя речи) в старшей группе Тема: «Путешествие в волшебный лес»

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо развитию речи(формирование грамматического строя речи)в старшей группеТема: «Путешествие в волшебный лес»Задачи:Воспитательные...

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи и звуковой культуры речи в старшей группе "Путешествие в необычную страну"

НОД "Путешествие в необычную страну"раскрывает разнообразие развивающих игр по формированиюграмматического строя речи и звуковой культуры речи с детьми старшего возраста....

Блок "Развиваем грамматический строй" Игры на формирование грамматического строя речи.

У детей дошкольного возраста грамматическое оформление речи еще недостаточно сформировано, часто встречаются ошибки и неточности. Задача родителей помочь ребенку в игровой форме усвоить правильн...