Картотека игр для обогащения словаря
картотека по развитию речи

Сергиенко Ольга Васильевна

Игры для активизации словаря у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_na_obogashchenie_slovarya.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 22 «Тополёк»

Картотека игр на обогащение словаря дошкольников

Составила: воспитатель 1кв. категории

Сергиенко Ольга Васильевна

г. Бердск

«Что с чем?»

Цель: уточнение словообразования детей и обучение правильному использованию существительных в речи. Развитие фразового языка.

Оборудование: различные предметы, необходимые в быту. (ключ, тарелка, молоток и т. п.)

Описание игры:

Ребенку предлагается найти то, из чего едят суп, чем открывают замок, чем забивают гвозди и т. д.

Образец речи детей: Суп едят из тарелки. Замок открывают ключом.

«Подбери словечко»

Цель: Расширить словарный запас у детей, развивать умение

согласовывать прилагательное с существительным.

Ход игры: В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать:

«Свежий»… (воздух, огурец, хлеб, ветер);

«старый»… (дом, пень, человек, ботинок);

«свежая»… (булочка, новость, газета, скатерть);

«старая»…(мебель, сказка, книга, бабушка);

«свежее»… (молоко, мясо, варенье);

«старое»…(кресло, сиденье, окно).

«Угадай предмет»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

Ход игры:

Отгадай предмет по названию его частей.

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

Пол, стены, потолок (комната).

Подоконник, рама, стекло (окно).

«Скажи наоборот»

 Цель: Расширить словарь антонимов у детей.

Оборудование : Мяч.

Ход игры: Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению. Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот — светло. Друг… враг Начало...конец. День…ночь Трудно…легко Радость…грусть (печаль) Потолок...пол Жара…холод Зло…добро Правда…ложь Быстро…медленно Говорить…молчать Покупать…продавать Поднимать…опускать Бросать…поднимать (поймать) Прятать…искать Зажигать…тушить Одеть…раздеть Потерять…найти Положить…убрать Дать…взять Налить…вылить Хорошо…плохо Тяжело…легко Высоко…низко Далеко....близко Можно…нельзя

«Кто кем был и что чем стало»

Цель: расширение словаря существительных и знаний об окружающем.

Ход игры: Воспитатель задает детям вопросы. Кем или чем раньше был цыплёнок? (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?

«Животные и их детеныши»

Цель: формирование словаря существительных, закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Дидактический материал: мяч.

Ход игры. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей.

Группа 1. У тигра — …, у льва — …, у слона — …, у оленя -…, у лося — …, у лисы — .

Группа 2. У медведя — медвежонок, у верблюда — верблюжонок, у волка — волчонок, у зайца — зайчонок, у кролика — крольчонок, у белки — бельчонок, у коровы — теленок, у лошади — жеребенок, у свиньи — поросенок, у овцы — ягненок, у курицы — цыпленок, у собаки — щенок.

Группа 3. Тигренок — львенок — слоненок — олененок лосенок — лисенок и т.д.

«Скажи ласково» Мячик маленький поймай, да словечком приласкай.

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Дидактический материал: мяч.

Ход игры. Педагог, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар), а ребенок, возвращая мяч логопед; называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний. Стол — столик, ключ — ключик. Шапка — тапочка, белка -белочка. Книга — книжечка, ложка — ложечка. Голова — головка, картина — картинка. Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце. Кукла — куколка, свекла — свеколка. Коса — косичка, вода — водичка. Жук — жучок, дуб — дубок. Вишня — вишенка, башня — башенка. Платье — платьице, кресло — креслице. Перо — перышко, стекло — стеклышко.

«Один – много»


Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.

Дидактический материал: мяч.

Ход игры. Логопед бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре. Примеры: Стол — столы, двор — дворы, нос — носы, гора — горы, нора — норы, мост — мосты, дом — дома, глаз — глаза, луг — луга, город — города, провод — провода, холод — холода, день — дни, пень — пни, сон — сны, лоб — лбы, ухо — уши, стул — стулья, кол — колья, лист — листья, перо — перья, крыло — крылья, дерево — деревья, носок — носки, чулок — чулки, кусок — куски, кружок — кружки, дружок — дружки, прыжок — прыжки, утенок — утята, гусенок — гусята, цыпленок — цыплята, тигренок — тигрята, слоненок — слонята.

«Подскажи словечко»

Целью данной игры является развитие глагольного словаря, мышления, быстроты реакции.

Дидактический материал: мяч.

Ход игры. В этой игре дети становились в круг. Я, в ходе игры бросая мяч поочередно каждому ребенку, задавала вопросы: Ворона каркает, а сорока? Сова летает, а кролик? Корова ест сено, а лиса? Крот роет норки, а сорока? Петух кукарекает, а курица? Лягушка квакает, а лошадь? Дети, возвращая мяч, отвечали: Сорока стрекочет. И т. д.

«Что происходит в природе?»

Целью игры является закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Дидактический материал: мяч.

Ход игры. В этой игре я, бросая мяч каждому ребенку по очереди, задавала вопросы на тему «Весна». Например: Дети Солнце весной что делает? Дети отвечали: светит, греет. Ручьи что делают? Дети отвечали: бегут, журчат. Снег что делает? Темнеет, тает. Птицы что делают? Прилетают, вьют гнезда, поют песни. Капель что делает? Звенит. Медведь что делает? Просыпается, выходит из берлоги и т. д.

«Кто чем занимается?»

Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.

Дидактический материал: мяч.

Ход игры. Вариант 1. Бросая или прокатывая мяч ребенку, логопед называет профессию, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии. Логопед: строитель. Дети: строит; повар (варит (готовит); носильщик (носит); чертежник (чертит); рабочий (работает); уборщица (убирает); художник (рисует) и т.д.

Вариант 2. Логопед называет глагол, а ребенок профессию (продает — продавец).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр на обогащение и активизацию словаря.

Какртотека игр направленных на обогащение и активизацию словаря, формирование грамматического строя речи....

Картотека дидактических игр по обогащению словаря детей по лексической теме "Мебель"

Картотека дидактических игр по обогащению словаря детей дошкольного возраста в разных возрастных группах ДОО по лексической теме "Мебель" в форме таблицы....

Картотека дидактических игр и упражнения по обогащению словаря старших дошкольников

laquo;Кто чем занимается?» «Никогда мы не забудем,Что умеют делать люди».Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкост...

Картотека игр на обогащение словаря

Картотека игр направлена на развитие активного словаря прилагательных, на согласование имен прилагательных с именами существительных, на классификацию предметов по определённому признаку (величина, цв...

Методическая разработка воспитателя Бахиревой Ольги Олеговны на тему: Картотека дидактических игр по обогащению словаря детей дошкольного возраста в разных возрастных группах ДОО по теме "Мебель".

Расширение представлений о  мебели, ее видах, особенностях и назначении.Формирование умения согласовывать части речи,составлять предложения....

Картотека игр на обогащение словаря

Картотека игр на обогащение словаря...