Конспект занятия по развитию речи "Осенняя пора"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Варавкина Валентина Владиславовна

конспект для детей 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_osennyaya_pora.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

     Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.

                       Тема «Осенняя пора»

Цель:  Обогатить и систематизировать знания детей об осени.( о сезонных изменениях в природе, о приметах осени)

Задачи

Образовательные: уточнить и закрепить общие представления о характерных особенностях и явлениях природы, происходящих осенью, о приметах, названиях месяцев ,

Развивающая: расширять словарь по теме осень, развивать умение детей слушать и слышать музыку об осени, учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определением времени года, развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Предварительная работа: систематические ежедневные наблюдения за изменениями в природе, ведение календаря природы; чтение литературных произведений об осени; разучивание стихов на осеннюю тематику.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением осенних пейзажей, перелёта птиц, погодных явлений, листья деревьев, музыка П.И. Чайковского «Времена года»

Ход занятия:

В: Ребята, я вчера прогуливалась в парке и собрала вот этот замечательный   букет из осенних листочков. Посмотрите какие они яркие, красочные.

Послушайте пожалуйста стихотворение о красоте осенних листьев.

«Осенние краски»

Осень краски подарила

Матушке-природе.

Ярким цветом запылали листья на берёзе,

А из этих ярких

Листьев коврики повсюду

Эту дивную красу

Долго не забуду.

  В: Ребята, скажите пожалуйста, а какого цвета осенние листочки?

  Д : Варианты ответов.(красные, жёлтые, зелёные, бордовые, оранжевые)

  В: Совершенно верно. А сейчас я предлагаю сыграть вам в игру

  « С какого дерева листок»

(Педагог показывает лист с определённого дерева, а дети должны сказать    название дерева)

В: Хорошо, все справились с этим заданием. А сейчас я хочу прочитать вам стихотворение. Послушайте пожалуйста.

« Утром мы во двор идём-

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

О каком времени года говорится в этом стихотворении?

Д: Осень

В: Правильно, осень. Скажите, а какие осенние месяца вы знаете?

Д: Сентябрь, октябрь, ноябрь  

В: Ребята, а вы знаете как в народе называют сентябрь?

Д: В народе сентябрь называют «златоцвет».

В: Почему сентябрь –златоцвет?

Д: Потому что лето не хочет от нас уходить, деревья еще зеленые, тепло, ярко светит солнце, цветут цветы, люди легко одеты…

В: А кто знает, как в народе называют октябрь?

Д: В народе его называют «листопад»«грязник».

В: Почему?

Д: Деревья и кустарники меняют свою окраску. Наблюдаем явление листопад. Травы буреют. Если идет дождь, на улице грязь.

 В: А кто ответит как в народе называют ноябрь?

Д: В народе ноябрь называют чернотроп.

В: Почему? 

Д: Выпадает первый снег, но он быстро тает, потому, что земля еще теплая.

В:Ребята,а какие первые признаки осени вы знаете?

Д:Варианты ответов(часто идут дожди, солнце не греет, люди одеваются теплее, по утрам туман, сыро, дни становятся короткими, а ночи длинными, птицы собираются улетать на юг)

В: Вот мы с вами сейчас вспомнили признаки осени.

 А кто мне скажет, осень-это хмурое или светлое время года?

Д: Хмурое.

В: Ребята, послушайте стихотворение великого русского поэта А.С. Пушкина     « Уж небо осенью дышало» И потом мы снова вернёмся к этому вопросу.

                Уже небо осенью дышало

Уж реже солнышко блистало

Короче становился день

Лесов таинственная сень.

С печальным шумом обнажалась

Ложился на поля туман

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу, приближалась

Довольно скучная пора

             Стоял ноябрь уж у двора.

В: Что вам показалось грустным в стихотворении А.С. Пушкина?

Д: Варианты ответов.

В: А сейчас я хочу включить вам песню , которая называется

«Осень грустная пора?»

(музыка О. Девочкиной, слова Г. Якуниной)

«Кто сказал, что осень-
Грустная пора?
Радостно по лужам
Скачет детвора.

 Жёлтые листочки
В воздухе кружат,
По стеклу дождинки
Весело стучат.
И запели песни
В небе журавли,
Косяками в югу
Тянутся они.

 Кто сказал, что осень-
Грустная пора?
Сколько ярких красок
Дарит нам она?»

В: А теперь скажите, так осень это хмурая или светлая пора?

Д: Осень бывает как грустная, хмурая ,так и светлая, тёплая.

В: Конечно, осень может удивлять нас каждый день своими погодными проявлениями. Сегодня светит солнце, оно отражается в разноцветной палитре листьев и от этого становится только светлее и радостнее. Такая осень для нас будет радостная. А завтра может пойти дождь, всё небо будет серым и хмурым. Листья намокнут и станут блёклыми. Будет холодно. И конечно такая осень нам покажется хмурой.

     А сейчас давайте немного разомнёмся и отдохнём.

 Физкультминутка «Мы осенние листочки»

(Каждый ребёнок берёт в руки по осеннему листочку )

Мы листики осенние приседают)

Мы листочки осенние, на ветках мы сидим

(Дети идут по кругу, руки в стороны вверх)

Дунул ветер- полетели, и на землю тихо сели.

(Бегут по кругу и машут руками, приседают, руки опускают на пол)

Ветер снова набежал и листочки все поднял.

(Поднимаются , движение руками вправо и влево)

Закружились, полетели и на землю снова сели.

(Кружатся на месте и приседают)

После физкультминутки дети присаживаются на свои места.

В: Ребята, мы с вами сегодня посмотрели много иллюстраций с изображением осени. Поговорили о том, какие изменения произошли в природе с приходом осени. Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили.

Д: Мы вспомнили признаки осени, названия осенних месяцев, названия деревьев , рассуждали о том, что осень-это хмурая и грустная или светлая и тёплая пора.

В: А сейчас вы будите художниками и нарисуете ту осень , которую вы себе представляете. Она может быть хмурая или ясная, тёплая или холодная, светлая или грязная. А после мы оформим с вами выставку из ваших работ.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Осенняя пора"

Конспект, где представлено много интересного для ребят....

Конспект занятия по развитию речи в 1 младшей группе. тема: "Пора спать"

Занятие по развитию речи в первой младшей группе «Пора спать» Задачи: Вовлекать детей в общение. Стимулировать непроизвольные индивидуальные высказывания. Развивать процесс звукоподра...

Конспект занятия по развитию речи "Осень-прекрасная пора"

Ознакомление детей с приметами осени, загадки, игры....

Конспект занятия по развитию речи «Лето- веселая пора!» (старшая группа)

Упражнять детей в образовании и употреблении имен прилагательных в сравнительной степени, упражнять детей в подборе действий и признаков к предметам,закреплять умение образовывать глаголы в прошедшем ...

Конспект занятия по развитию речи. "Лето весёлая пора!"

Конспект занятия по развитию речи «Лето- веселая пора!» (старшая группа) Задачи: -упражнять детей в образовании и употреблении имен прилагательных в сравнительной степени, - упражнять детей...

Конспект занятия по развитию речи «Осенняя пора – очей очарованье»

Тема: «Осенняя пора – очей очарованье»Цель: Создать условия для развития связной речи дошкольников, при помощи составления рассказа по сюжетной картине. Задачи:Обобщить пре...

Конспект занятия по развитию речи на тему: "Приключение в летнюю пору"

Совершенствование грамматического строя речи: обучение пониманию пространственного расположения объектов, выраженного посредством предлогов: на, над, перед, за, слева, справа;Упражнение в образовании ...