«Обучение детей элементам грамоты через систему дидактических игр и упражнений»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Проблема раннего обучения грамоте дошкольников с речевыми нарушениями обсуждается на протяжении последних лет и на сегодняшний день остается актуальной. Эта проблема имеет как сторонников, так и противников даже тогда, когда социальные запросы общества, школы, семьи говорят в пользу такого обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

Я - мастер своего дела

«Обучение детей элементам грамоты через систему дидактических игр и упражнений»

Проблема раннего обучения грамоте дошкольников с речевыми нарушениями обсуждается на протяжении последних лет и на сегодняшний день остается актуальной. Эта проблема имеет как сторонников, так и противников даже тогда, когда социальные запросы общества, школы, семьи говорят в пользу такого обучения.

Дети с ОНР, имея нарушения всех компонентов языковой системы, нуждаются именно в раннем обучении грамоте. Чем раньше ребенок овладеет грамотой, тем меньше проблем у него будет с обучением в школе, тем успешнее оно будет, даст положительные эмоции. Поэтому обучение грамоте детей с ОНР нужно начинать именно в дошкольном возрасте, сделав усвояемое интересным.

Подготовка к обучению грамоте ребенка с ОНР, начинавшаяся в раннем возрасте, успешно повлияет на развитие всех компонентов языковой системы ребенка. Главное - сделать усвояемое нужным и интересным, тесно связать обучение грамоте с актуальными потребностями ребенка, прежде всего с игрой, правильно дозировать объем материала, индивидуализировать темп его подачи.

Задачи, позволяющие повысить качество и эффективность коррекционной работы:

  • создать наиболее благоприятные условия, способствующие развитию личности и коррекции психофизических недостатков детей;
  • снять речевой негативизм, воспитывать у детей потребность в речевом общении;
  • обучать правильному произношению, умение говорить внятно, отчетливо, неторопливо, выразительно;
  • формировать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза;
  • формировать словарный запас, грамматический строй речи. Навыки связной речи в соответствии с возрастной нормой;
  • осуществлять преемственность в работе с родителями воспитанников и сотрудниками ДОУ;
  • осуществлять всестороннюю подготовку к обучению в школе, формировать положительную мотивацию учебной деятельности у детей.

Обучение грамоте выступает не как самоцель, а как необходимое звено в общей единой системе работы по формированию правильной речи у детей. Поэтому необходима тесная взаимосвязь между обучением грамоте, формированием правильного произношения и развитием речи.

Обучение в этом возрасте – игра, которую нужно прекращать прежде, чем ребенок устанет от нее. Главное чтобы ребенок был «недокормленным» и встал из-за «стола знаний» с ощущением постоянного «голода», чтобы у него не иссякала жажда познания.

Все игры и игровые упражнения: дидактические, подвижные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые и др. направлены на развитие, совершенствование речевой деятельности  ребенка дошкольного возраста.

В своей работе мы стараемся таким образом выстроить ООД, свободную деятельность, чтобы используемые дидактические игры и упражнения были не в тягость, а средством познания того материала, который необходимо ребенку для усвоения. Чтобы используемый материал отвечал особенностям детей и включался во все системы дошкольного образования. Игры проводятся как индивидуальные, так и на групповых занятиях, в свободное от занятий время.

Для детей с ОНР очень полезны игры, развивающие артикуляционный аппарат, высоту голоса, культуру речевого общения, закрепляющие звукопроизношение, способствующие обогащению словаря, подготавливающие ребенка к обучению грамоте.

Нами разработана картотека дидактических игр и упражнений, направленные на подготовку к обучению грамоте:

  • «Украсим ёлку»

Задачи: развивать фонематический слух, упражнять в делении слов на слоги.

  • «Поезд»

Задачи: определять наличие указанного звука в словах; упражнять в определении количества звуков словах, слогов в словах.

  • «Пирамида»

Задачи: упражнять детей в определении количества слогов в слов.

  • «Постой домики»

Задачи: тренировать детей в составлении слогов и слов.

  • «Бусы»

Задачи: упражнять детей в подборе слов разного слогового состава.

  • «Кубик»

Задача: упражнять детей в определении количества звуков в слове.

  • «Найди ошибку»

Задача: упражнять детей в определении количества слогов в слове.

Картотека словесных игр:

  • «Добавь слог»

Задачи: закрепить умения делить слова на слоги, добавлять недостающий слог, читать; обогатить словарный запас.

  • «Составь предложения со словами»

Задачи: учить детей составлять предложения с определенным количеством слов и определять последовательность в предложении; ознакомить со слово различительной функцией ударения; обогатить активный словарь детей.

  • «Придумай слова со звуком»

Задачи: учить детей подбирать слова с заданным звуком, интонационно выделять звук в слове, называть звук изолированно; развивать аналитическое мышление.

  • «Назови пару»

Задачи: учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки.

  • «Звук заблудился»

Задачи: учить подбирать подходящие по смыслу слова, заменяя в нихзвук; развивать чувство юмора.

  • «Гастроном»
  • Задачи: учить детей ориентироваться в звуковой структуре слова; из имеющихся букв составлять новые слова.
  • «Одна буква, марш!»

Задача: учить детей преобразовывать слова, исключая одну букву.

Картотека дидактических игр и упражнений для автоматизации и дифференциации звуков:

«Оркестр»

Задача: учить детей правильно произносить звуки [Р], [Р’] в слогах.

«Теремок», «Лягушки», «Разведчики», «Магазин», «Включи телевизор», «Как их зовут» и др.

Картотека дидактических игр и упражнений  по формированию грамматического строя речи:

«Маша обедает»

Задача: учить детей образовывать глаголы, отталкиваясь от звукоподражательных слов.

«Чей голос?», «Они не умеют читать», «Лесенка», «Оркестр», «Профессии», «Подарки», «Подскажи словечко», «Что было бы, если бы…», «Вечер загадок», «Шуточное письмо», «Путешествие Буратино», «Что ты слышал?», «Как живете, что жуете?», «Гуси».

Важную роль в воспитании и обучении детей играет семья. Родители не являются сторонними «наблюдателями» - они непосредственные участники образовательного и воспитательного процесса.

Для того,  чтобы родители были в курсе всех мероприятий, проводимых в группе, нами был создан детско-родительский клуб «АБВГДЕЙКА»

Цель  - вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс через использование активных форм взаимодействия с ними для повышения психолого-педагогической компетентности.

Задачи:

1.Выявить степень готовности семьи к активному взаимодействию с учителем логопедом в процессе устранения речевых нарушений.

2.Определить запросы родителей по проблеме речевого развития детей.

3.Формировать стремление родителей к саморазвитию и самореализации полученных знаний и умений.

4.Пропагандировать логопедические знания среди родителей.

5.Расширять формы работы с родителями для обучения доступным им методам и приемам коррекции речи.

Совместно с родителями мы проводим различные форумы, мастер классы по изготовлению практического дидактического материала для использования его в домашних условиях. Регулярно пополняя уголок для родителей новой информацией: буклеты, памятки, консультации, открытые занятия, круглые столы, семинары. На этих мероприятиях, в игровой форме доносим до родителей нужную информацию.  Мы научаем их быть в курсе всех происходящих событий, чтобы они шли в «ногу» и включались ритм жизни группы, выводя порой на совместные обсуждения – мы называем их «Пятиминутки».

Вовлечение родителей в коррекционный процесс, мы достигнем поставленную цель и выполним поставленные задачи в оказании помощи детям с ОВЗ в речевом развитии.

Таким образом, игра – как ведущий вид деятельности, способствует обучению детей элементам грамоты через систему дидактических игр и упражнений и имеет большое значение для развития целого комплекса речеведческих умений и навыков в предшкольной подготовки дошкольников.

Выступление подготовила учитель-логопед Водопьянова А.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и активизация словаря детей с ЗПР через систему дидактических игр в процессе непрерывной образовательной деятельности.

Одной из выраженных особенностей речи детей является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дети понимают значение многих слов; объем их пассивного слова...

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕН

Одним из условий  успешной коррекционной работы является эффективное планирование. Данное планирование разработано для фронтальной и подгрупповой работы с детьми с ОНР с опорой на лексическую тем...

НОД по обучению детей элементам грамоты в старшей группе «Подарок для Звуковой феи».

Цель: Формирование звуковой аналитико – синтетической активности в рамках речевого развития в контексте реализации ФГОС....

Дополнительная образовательная программа «Игры с Буквами» социально-педагогической направленности по обучению детей элементам грамоты Для воспитанников 3-4 лет

Известный российский психолог Р. С. Немов, а также многие современные ученые считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к трем-четырем годам. Именно этот период считают периодом &laq...

Консультация для воспитателей: «Развитие зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения через систему дидактических игр и упражнений» (2-й год обучения)

   Содержание коррекционной работы по развитию зрительного восприятия  2-го года обучения определяется наличием определенных трудностей, возникающих у детей с нарушен...

Консультация для родителей «Обучение детей элементам грамоты» подготовительная группа

Цель: знакомство родителей с дидактическими играми, направленными на формирование и развитие фонематического слуха и зрительного восприятия....

Методическая разработка на тему: «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через систему дидактических игр и пособий»

В методической разработке вы сможете ознакомиться с различными развивающими дидактическими играми и пособиями, сделанными своими руками и с тем, как активно они применяются в коррекционно-развивающей ...