НОД по обучению детей элементам грамоты в старшей группе «Подарок для Звуковой феи».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Шлюгина Надежда Владимировна

Цель: Формирование звуковой аналитико – синтетической активности в рамках речевого развития в контексте реализации ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podarok_dlya_zvukovoy_fei.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8» города Агрыз Агрызского муниципального района Республики Татарстан

НОД

по обучению детей элементам

грамоты в старшей группе.

Тема: «Подарок для Звуковой феи».

Учитель- логопед

высшей квалификационной категории

Шлюгина  Надежда Владимировна

2016 год

Цель: Формирование звуковой аналитико – синтетической активности в рамках речевого развития в контексте реализации ФГОС.

Задачи:

  1. Формирование представлений о звуковом составе слов, обучение звуковому анализу слова «мак»; упражнение в делении слов на слоги, в определении самого короткого слова из группы слов; закрепление понятия «речевые звуки».
  2. Развитие фонематического слуха, логического мышления, слухоречевой памяти, произвольного внимания.
  3. Воспитание самостоятельности, инициативы, творческого духа, интереса  к познанию нового, дружеских отношений.

Оборудование: проектор, экран, видеопрезентация, плоскостные изображения персонажей: «Звуковичка», «Слоговичка», «Звуковой феи», карточки -  символы («ухо», «рот»), наборное полотно, комплект предметных картинок «Цветы» (мак, ландыш, василек, одуванчик), сигнальные круги из самоклеящейся бумаги синего, красного по одному на каждого ребенка, карточки с цифрами от 1 до 4, искусственный цветок мак, лента, покрывало, звуковые линейки по количеству детей, серые звуковые фишки по три на каждого ребенка, аудиозапись музыки полета, песни «С днем рождения!», конфеты по количеству детей.

Ход НОД:

Вводная часть
1.Логопед:  Мальчики и девочки, я приветствую всех вас!

         Посмотрите, как много гостей среди нас!

         Поцелуй с теплотою скорей всем пошлем,

         Новые страницы грамоты открывать начнем!

Внезапно слышится голос из репродуктора:

«Внимание, внимание! Сегодня в Звукограде отмечает свой день рождения Звуковая фея.  Всех, кто дружен с речевыми звуками приглашаем для поздравления феи».

Л: Ребята, вы слышали, кто отмечает свой день рождения?

Дети: Да, Звуковая фея.

Л: А вы её хоть однажды видели?

Д: Нет.

Л: Ребята, а вам хотелось бы увидеть настоящую звуковую фею, да ещё и поздравить её с днем рождения?

Д: да.

Л: А вы расслышали,  кого приглашали для поздравления феи?

1 вариант:

 Д: Да, того, кто дружит с речевыми звуками.

Л: Ребята, а как узнать дружите  вы с речевыми звуками или нет?

2 вариант:

Д: Нет.

Л: Для поздравления феи приглашаются все, кто дружит с речевыми  звуками. Ребята, а как узнать дружите  вы с речевыми звуками или нет и, вообще, отличаете ли вы их от других звуков?

1 вариант:

Д: Надо нас проверить.

Л: Отлично. Так чего же мы ждем?!

2 вариант:

Д: Не знаем.

Л: А хотите мы проверим,  дружны ли вы с речевыми звуками и вообще отличаете ли вы их от других звуков?

Д: Да!

Л: Так чего же мы ждем?!

Основная часть
Л:    У кого синие круги сигнальные на груди,

          На звуковую полосу выходи.

(Группа из 5- 6 детей с приклеенными синими сигнальными кружками подходят к логопеду и встают на разложенную на ковре ленту, остальных детей логопед приглашает присесть на стульчики.).

 Л: Ребята, слушайте внимательно, не зевайте!

      Что это за звуки дружно отгадайте.

( Дети прослушивают аудиозапись разных звуков: звук дождя, звук игры на дудочке, щебет птиц, блеяние козы.  После каждого отдельно прослушанного звука, дети  его угадывают, на экране появляется картинка, соответствующая правильному ответу).

Л: Какие вы прослушали звуки?

Д: Шумовые, звуки музыкальных инструментов, звуки природы, звуки, которые издают животные, звуки, которые издают птицы.

(Если дети затрудняются с ответом, логопед помогает подвести итог).

Л: Вы – большие молодцы, справились с заданием! Присаживайтесь.

  А теперь у кого красные круги сигнальные на груди,

  На звуковую полосу выходи.

  Ребята, слушайте внимательно, не зевайте!

  Что это за звуки дружно отгадайте.

 (Дети прослушивают аудиозапись звуков речи отдельные звуки и слова: «а», «у», «к», «р», «мама», «папа»).
Л: Ребята, как называются звуки, которые вы только что слышали?

Д: Речевые звуки.

Л: А что такое речевые звуки?

Д: Это звуки, которые произносят люди.

Л: Молодцы, присаживайтесь.

 (обращается ко всем детям)

А что можно делать с речевыми звуками?

Д: Слушать и самим произносить.

(В случае затруднения с ответом, детям демонстрируются карточки – символы «ухо», «рот»).

Л: А можно звуки увидеть?

Д: Нет.

Л: А кто еще кроме людей произносит речевые звуки?

Д: Никто.

Л: Да. Давным-давно люди научились произносить звуки, из звуков складывать слова – так появилась речь. Только люди могут разговаривать.

Л: Дети, у вас есть знания о речевых звуках, значит, вы с ними дружны. Как вы думаете, мы готовы отправиться на день рождения к Звуковой фее?

Д: Да!

Л: Мы нарядные, настроение у нас...

Д: Хорошее!

Л:  Но мне кажется, что чего- то не хватает. Чего- то важного, что необходимо для дня рождения.

Д: У нас нет подарка.

Л: Точно. Мы не приготовили подарок для феи. А какой подарок выбрать для Звуковой феи? Вы знаете? И я не знаю. Наверное, он должен быть связан со звуками, так как она Звуковая фея. А вообще о том, что нам нравится и о том, что мы хотим получить в подарок,  знают наши близкие. А у Звуковой феи самые близкие  это её братья:  Слоговичок и Звуковичок.  Слоговичок  живет в Слогограде,  Звуковичок в Звукограде.  Как нам быть?

Д: Отправиться к ним.

Л: Ну что, отправляемся в Слогоград к Слоговичку?

Д: Да!

Л: А поможет нам перенестись в Слогоград волшебное покрывало. Становитесь плотнее друг к другу.

Волшебное покрывало накроет нас

И в Слогоград чудесный перенесет всех нас!

(Звучит аудиозапись полета, пока дети находятся под покрывалом, логопед поворачивает стойку с наборным полотном, на котором выставлены картинки с цветами обратной стороной и Слоговичок. Убрав покрывало, логопед обращает внимание детей на экран, на котором появляется изображение Слогограда).

Л: Мы в Слогограде. А вот и Слоговичок.  Здравствуй, Слоговичок!

Д:  Здраствуй, Слоговичок!

Л: Ребята, расскажите Слоговичку, с чем мы пришли.

(Дети объясняют Слоговичку, что у них нет подарка для Звуковой феи).

Слоговичок: Моя сестра Звуковая фея любит цветы: луговые, лесные и полевые.

(Логопед поворачивает картинки с цветами, а дети называют их).

С: А, особенно, любит цветок с коротким названием.

Л: Ребята, а как узнать название какого цветка самое короткое?

Д: Поделить названия цветов на слоги.

Л: Молодцы! Чем меньше слогов в слове, тем слово …

Д: Короче.

Л: А чем больше слогов в слове, тем слово…

Д: Длиннее.  

(Дети делят названия цветов на слоги прыжками, шагами, хлопками, по количеству слогов в слове к картинкам выставляют карточку с соответствующей цифрой).

Л: Ну и у какого цветка самое короткое название?

Д: У мака.

Л: Молодцы. Ребята, сейчас Слоговичок шепнул мне, что его брат Звуковичок может нам помочь превратить цветок мак из простого в звуковой. Как вы думаете, какому цветку больше обрадуется фея простому или звуковому?

Д: Звуковому.

Л: Берем с собой Слоговичка и картинку с маком отправляемся…

Д: В Звукоград.

Л: Становитесь плотнее друг к другу.

Волшебное покрывало накроет нас

И в Звукоград чудесный перенесет всех нас!

(Звучит аудиозапись полета, пока дети находятся под покрывалом, логопед убирает с наборного полотна картинки с цветами и выставляет Звуковичка. Убрав покрывало, логопед обращает внимание детей на экран, на котором появляется изображение Звукограда).

Л: Мы в Звукограде. А вот и Звуковичок.  Здравствуй, Звуковичок!

Д:  Здраствуй, Звуковичок!

Л: Ребята, обратитесь к Звуковичку с помощью.

(Дети просят Звуковичка помочь превратить цветок мак из простого в звуковой).

Звуковичок: Чтобы превратить цветок мак в звуковой, нужно название этого цветка разобрать по звукам.

Л: Ребята, помните мы с вами недавно учились разбирать слово «дом» по звукам с помощью…

(Логопед демонстрирует звуковую линейку и звуковые фишки)

Д: Звуковых линеек и звуковых фишек.

Л: Ну что, попробуем? Занимайте свои места за столами. Слушайте внимательно. Сейчас я буду произносить слово «мак», выделяя голосом первый звук.

(Логопед произносит слово, выделяя голосом звук «М»).

Л: Вова, какой первый звук в слове «мак»?

Д: Первый звук в слове «мак» звук «М».

Л: Умница, Напоминаю, звуковые фишки мы будем выкладывать на звуковой линейке слева направо. Берем серую звуковую фишку и обозначаем ей первый звук в слове «мак» в первой клеточке на звуковой линейке. Теперь нажали указательным пальцем на звуковую фишку и произнесли «М». и т.д.

(Логопед также выкладывает звуковые фишки на демонстрационной звуковой линейке, закончив звуковой анализ слова «мак», дети обнаруживают вместо картинки с изображением мака, сам цветок.

Л: Вот чудеса! Мы разобрали слово «мак» по звукам и картинка ожила, а мак из простого цветка превратился в звуковой.

Л: Нравится, вам, ребята, наш подарок?

Д: Да.

Л: Вместе с братьями феи отправляемся её поздравлять.

Становитесь плотнее друг к другу.

Волшебное покрывало накроет нас

И к фее Звуковой перенесет всех нас!

(Звучит музыка полета, пока дети находятся под покрывалом,  логопед выставляет Звуковую фею, раздается песня «С днем рождения!»)

Л: А вот и Звуковая фея. Мы приветствуем тебя. Ребята, давайте дружно крикнем «С днем рождения!» и подарим чудесный мак.

Дети поздравляют Звуковую фею и дарят подарок.

Заключительная часть

Ф: Ребята, спасибо большое. Я знаю, что догадаться какой цветок мой любимый, а тем более превратить его в звуковой непросто. Какие знания вам помогли?

Д: Деление слов на слоги, разбор слова на звуки.

Л: Ребята, если вы считаете, что у вас что - то не получилось сегодня, помашите руками, а если вы считаете, что справились со всеми испытаниями и заданиями похлопайте в ладоши.

Ф:  Ну и какой же праздник без угощения! Угощайтесь.

(Фея угощает детей конфетами).

Д: Спасибо!

Л: Ну, а  нам надо возвращаться, поэтому пора прощаться!

(Дети прощаются с феей и её братьями)

Л: Становитесь плотнее друг к другу.

Волшебное покрывало накроет нас

И в сад наш родной перенесет всех нас!

(Звучит музыка полета).

Л: Вот мы и вернулись в сад. Каждый из вас сегодня меня порадовал, дружно и весело мы справились со всеми заданиями и поздравили Фею.

Ну, а теперь нам пора возвращаться в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по обучению детей татарскому языку (старшая группа).

Занятие по обучению детей татарскому языку в старшей группе на тему: "Новоселье у трех медведей"...

Сообщение из опыта работы по речевому развитию "Обучение детей рассказыванию" в старшей группе

Сообщение из опыта работы по речевому развитию "Обучение детей рассказыванию" в старшей группе...

Конспект занятия по обучению детей грамоте в старшей группе. «Ракета летит к звёздам»

Детям пр​едлагается отправиться в космическое путешествие. Но для начала необходимо подготовиться к такому путешествию и вспомнить всё необходимое о звуках, словах, предложениях. Во время полёта дети...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЗИЦИОННОМУ ЗВУКОВОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ

С внедрением мультимедийных презентационных инструментальных средств можно качественно по-новому использовать наглядно-иллюстративные методы, стимулируя различные виды интеллектуальной деятельно...

Программа По обучению детей изобразительной деятельности  (старшая группа)

Методическая рекомендация по обучению детей изобразительной деятельности...

Конспект ООД по обучению детей чтению в старшей группе на тему "Грамотеи"

Целью данного ООД является формирование у детей навыков слогового чтения....

Обучение детей шахматам в старшей группе

Обучение дошкольников игре в шахматыДошкольный возраст уникален для формирования личности. Именно в этот период закладываются отношения ребенка к окружающему миру, происходит психическое и физическое ...