Практическая консультация для педагогов «Правильно ли мы говорим».
консультация по развитию речи

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskaya_konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая консультация для педагогов.

«Правильно ли мы говорим».

Преобразование системы образования, которое происходит в наши дни, рассчитано на творческого педагога, умеющего находить новые подходы к решению профессиональных задач.

От педагога сегодня требуется не только высокая квалификация, но и глубокое понимание принципов и функций педагогического общения, в том числе речевого, что обеспечит оптимально эффективное взаимодействие как с детьми, так и с родителями и коллегами. Ведь не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

   Как известно, дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребёнка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения.

   Что же такое речевое общение? Речевое общение – это та часть поведения, которая выражается главным образом в речи и применяется для передачи и приёма информации.

   В структуру речевого общения входят:

  • Значения слова, фраз;
  • Смысл слов, фраз;
  • Выразительные качества голоса (смех, плач, шёпот, вздохи, кашель и др.);
  • Речевые звуковые явления:
  • Темп речи
  • ритм
  • тембр
  • Тональность голоса
  • Интонация
  • Дикция речи.

Важную роль в речевом общении играют:

  • Точность употребления слова;
  • Выразительность;
  • Доступность;
  • Правильность построения фразы;
  • Доходчивость фразы;
  • Правильность произношения звуков, слов;
  • Смысл интонации.

   Наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия на собеседника. Самая содержательная беседа много теряет, если язык собеседника засорён жаргонными словами, если ударения и произношение режут слух. Не следует забывать слова древнего поэта Саади:

   «Умён ты или глуп, велик ты или мал

     Не знаем мы, пока ты слова не сказал».

   Нужно стараться говорить ясно, спокойно, сдержанно, не повышая голоса (особенно с детьми). За слишком быстрой речью трудно следить, от слишком медленной речи собеседник становится нетерпелив. Но и лексический запас и грамматическая структура языка ещё не определяют достаточно характер разговора. Важны тон, интонация. И сейчас я вам предлагаю поупражняться в умении использовать различные интонации (упр. «Здравствуйте»). Раздаю карточки со словами: грубость, вежливость, безразличие.

Педагог из каждой группы должен произнести слово «Здравствуйте» с той интонацией, которая обозначена в карточке. Остальные педагоги должны «оценить» подтекст, который вы будете вкладывать в приветствие.

   Как видите, приветствовать друг друга можно по-разному. Ведь даже добрые, вежливые слова могут задеть, обидеть, если они сказаны с недоброжелательной, безразличной интонацией. Мимика, жесты в данном случае также указывают на отрицательные эмоции. Но ведь нам известно, что одним из основных механизмов овладения детьми навыков речевого общения является подражание. Подражая взрослым, ребёнок перенимает не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи. Здороваются ли педагоги друг с другом в присутствии детей по имени и отчеству, либо отделываются дежурным «здрасьте», какую мимику при этом используют. Всё это обязательно должно учитываться воспитателем, так как качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

   В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней. К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

  • Качество языкового оформления речи;
  • Ценностно-личностные установки педагога;
  • Коммуникативная компетентность;
  • Чёткий отбор информации для создания высказывания;
  • Ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

   На листах бумаги напишите, с вашей точки зрения, какие требования должны предъявляться к речи педагога. (Работа в группах – 5 мин.)

   Среди требований к речи педагога в ДОУ выделяют:

  • Правильность – соответствие речи языковым нормам.
  • Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в её основе.
  • Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.
  • Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), для педагога недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
  • Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.
  • Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон педагога способствует расширению словарного запаса ребёнка, помогает сформировать у него навык точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
  • Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.

   К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умения не только говорить, но и слышать. Стр. 676 – общение без слов. Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют – 7%, звуки и интонации – 38%, неречевое взаимодействие – 53% («говорим голосом, беседуем всем телом»).

   Профессионализм педагога предполагает владение нормами и правилами культуры речи, умение говорить с воспитанниками и их родителями. В.А. Сухомлинский писал, что «искусство воспитания включает в себя прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу». Не умея определить допустимость тех или иных профессиональных выражений в публичном выступлении, не зная законы ораторского искусства, не задумываясь о речевой форме своего высказывания, человек рискует попасть в смешное и неприятное положение, вызвать недоумение и раздражение окружающих. Чтобы не возникало таких ситуаций, я предлагаю следующее упражнение – «Какие фразы целесообразно использовать для начала беседы с родителем». Я Вам раздам списки с вариантами фраз,  а Вы постарайтесь найти в предложенном списке пять «неудачных», по Вашему мнению, фраз. Затем найдите «нежелательные» для начала беседы с родителем фразы и подберите каждой её смысловую пару – «желательную» фразу.

     Варианты фраз:

  1. Извините, если я помешала…
  2. Я бы хотела…
  3. Вероятно, Вы об этом ещё не слышали…
  4. Вам будет интересно узнать…
  5. Я бы хотела ещё раз услышать…
  6. Мне представляется интересным то, что…
  7. Я пришла к такому выводу, что…
  8. Вы хотите…
  9. Думается, Ваша проблема заключается в том, что…
  10.  Давайте с Вами быстренько обсудим…
  11.  Как Вы знаете…
  12.  Хоть Вам это и неизвестно…
  13.  Пожалуйста, если у Вас есть время меня послушать…
  14.  Вы, конечно, ещё об этом не знаете…
  15.  А у меня на этот счёт другое мнение…
  16.  Конечно, Вам уже известно…
  17.  Вы уже, наверно, об этом слышали…

   Неудачные фразы: «Извините, если я помешала…», «Я бы хотела ещё раз услышать…», «Давайте с Вами быстренько обсудим…», «Пожалуйста, если у Вас есть время меня послушать…», «А у меня на этот счёт другое мнение…».

   Нежелательные фразы и замена их на желательные: Я бы хотела… - Вы хотите…; Вероятно, Вы об этом ещё не слышали… - Вы, наверное, уже об этом слышали…; Мне представляется интересным то, что…- Вам будет интересно узнать…; Я пришла к такому выводу, что…- Думается, Ваша проблема заключается в том, что…; Хоть Вам это и неизвестно…- Конечно, Вам уже известно…; Вы, конечно, ещё об этом не знаете…- Как Вы знаете…

   Трудно ли Вам было выбирать то или иное высказывание? В чём состояла трудность? А как Вы подходите к своим родителям, с какими фразами, высказываниями?  

Наша мимика, наши жесты, наша речь, всё наше поведение и общение – не всегда на высоте, над многим предстоит работать. И, безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения всех сегодня названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей и педагогов в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая консультация для педагогов «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Дети,  по природе своей,  исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о ми...

Практическая консультация с педагогами. Песок как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Художественно-эстетическое развитие - одна из образовательных областей по ФГОС дошкольного образования. Педагогам раскрываются возможности песка ("живого", цветного, кварцевого) в художественно-э...

Консультация для родителей «Правильно дышим и говорим».

Консультация  для родителей«Правильно дышим и говорим»....

Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в младшем дошкольном возрасте. Практическая консультация для педагогов.

Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в младшем дошкольном возрасте.В речевом развитии ребёнка, начиная с раннего возраста, главным является стимулирование его активной р...

Практическая консультация для педагогов «Повышение коммуникативной компетентности педагога в условиях внедрения ФГОС»

Цель: познакомить педагогов с основными теоретическими подходами по проблеме развития навыков эффективной коммуникации; отработать навыки презентации, эффективного владения навыками вербальной и невер...

Консультация для родителей "Правильно ли мы говорим?"

                Речь ребёнка не возникает сама собой. Она формируется у ребенка после рождения в общении с родителями, другими взрослыми, детьми, иногда ...