Теория и технологии развития речи детей
консультация по развитию речи (старшая группа)

Формированию грамматических навыков помогают возникающая в этом возрасте потребность говорить правильно, прошлый опыт, развитие у ребёнка умение мобилизовать свою память, более осознанно изменять слова, искать правильные формы. Большую роль играет для ребёнка оценка взрослыми его речевой деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

Технология формирования грамматического строя речи

План

1. Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка.

2. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей.

3. Методика формирования навыков словоизменения и словообразования.

4. Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей.

5. А.Н. Гвоздев о закономерностях усвоения детьми грамматического строя русского языка.

6. Особенности морфологической, синтаксической стороны речи и словообразования у детей.

Ключевые понятия: грамматический строй речи, развитие речи.

Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка.

* Процесс усвоения ребёнком грамматического строя сложной, он связан с аналитикой-синтаксической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И. П. Павлов

*Ребёнок, наблюдая реальные отношения предметов, воспроизведения их воричи, делает определённые выводы, обобщение, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам.

*В физиологии установлено условно рефлекторное основа усвоение грамматической стороны речи.

* Основополагающее значение для понимания особенности освоения грамматического строя дошкольниками имеют работы Гвоздева А.Н., Рубинштейна С.Л., Эльконина Д.Б., Шахновича А.М. и других.

*Трудности и постепенность усвоения грамматического строя объясняются несколькими причинами: особенностями возраста, закономерностями усвоения морфологической и синтаксической стороны речи, сложностью грамматической системы, особенно морфологии.

Усвоение грамматического строя речи.

Первый период-от 1 до 3 месяцев до 1 года 10 месяцев. Это период предложений, состоящих из аморфного слов-корней, которые во всех случаях употребляется в одном неизменном виде.

В этом периоде существует две стадии:

1. Стадия однословного предложения (от 1 года 3 месяцев до 1 года 8 месяцев). Например, в высказываниях "Упала" или "Киса".

2. Стадия предложений, состоящих из нескольких слов, главным образом двухслойных предложений, включающих подлежащее и сказуемое ("киса ушла", "Ляля упала").

В усвоении грамматического строя русского языка в раннем детстве выделяются два периода (по данным А.Н.Гвоздева).

Второй период-от 1 года 10 месяцев до 3 лет. В этот период происходит интенсивное усвоение грамматической структуры предложения, связанная с формированием грамматических категорий и их внешним выражением. Слова связываются в предложениях с помощью различных грамматических средств.

Три стадии:

1. Стадия формирования первых форм связи слов в предложения: рода, числа, некоторых падежей (от 1 года 10 месяцев до 2 лет 1 месяца);

2. Стадия использования флексен ой системы русского языка для выражения синтаксических связей: изменение окончания существительных и глаголов, устанавливающие связь слов в предложении (от 2 лет 1 месяца до двух лет 3 месяцев);

3. Стадия усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений-союзов, предлогов, наречий

Усвоение морфологической системы русского языка, характеризующееся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет), где усваиваются все единичные, стоящие особняком формы. Раньше усваивается система окончаний, позже-система чередования в основах. Наиболее типичные ошибки описана в учебных и методических пособиях  О.И.Соловьёвой,А.М. Бородич, Л.П.Федоренко.

На первых порах появляются"слова-предложения", обозначающие действующих лиц, предметы, действия (дай, папа, на). Слово дополняется мимикой, жестами, действиями и представляет по существу целую законченную фразу. Постепенно слова синтезируются в словарные цепи, образуя предложения. По данным Н.П. Серебренниковой, переход к предложению возможен при условии, если ребёнок накопил 40-60 слов.

В период от 1 года 8 месяцев до 1 года 10 месяцев появляются 2 сложные предложения, представляющие сознательную конструкцию, где каждое слово обозначает предмет или действие. К двум годам наблюдается 3 или 4 сложные предложения-начало овладения простым распространённым предложением. Около 1 года 9 месяцев появляются предложение с однородными членами. Наивысшей точки употребления простых распространённых предложений ребёнок достигает в 5,5 лет.

* Первое сложное бессоюзное предложение появляется в 1 год 9 месяцев, с 2-3 лет-наблюдаются сложные предложения с союзами. Обычно сложное предложение включает в себя два простых. Сочинительные и подчинительные союзы усваиваются параллельно.

Вначале дети пользуются простыми по структуре предложениями, впоследствии усваиваются усваивают более сложные конструкции. Наличие сложных предложений свидетельствует об усложняющихся связях между отдельными представлениями.

дети четвёртого года жизни в обычном общение редко пользуются сложными предложениями. Структура употребляемых ими предложения просто, общее количество невелико и мало увеличивается с возрастом: на четвёртом году-8%, на пятом-11%, на шестом-17% (данные В.И.Ядэшко). Сложносочинённые предложениями (4 года 5 месяцев).

Более распространёнными, с однородными членами, становится предложения, входящие в состав сложного: он уснул у реки, а когда пришла, разрезала волку брюхо, потом положила кирпичи и зашила (4 года 9 месяцев).

В психологической и психолингвистической литературе словообразования связывается с детским словотворчество. В основе детского словотворчества лежат те же закономерности, что его основе овладения системой языка. Словотворчество свидетельствует об активном усвоение детьми грамматического строя и является показателем свободного пользования морфологическими элементами языка (слово "вкусняшка"(конфетка) по аналогии со словами "кашка", "просто-квашка"образуется от прилагательного с помощью суффикса и окончания). С одной стороны, ребёнок образовал новое слово, с другой-правильно изменяет его ("дай мне вкусняшку"). Это убеждает в творческом характере усвоения языка.

А.Г. Арушанова приводит к выводу, что усвоение способов словообразования происходит поэтапно. Начальные стадии характеризуется накоплением первичного словаря мотивированной лексики и предпосылок словообразования в виде ориентировке на существенные для номинации предметы и языковые отношения. Наиболее интенсивно овладение слова образованием происходит в возрасте от 3 лет 6 месяцев-4 лет до 5 лет 6 месяцев-6 лет. В этот период формируется слово производство, обобщённое представление о формах и правилах словообразования.

Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста:

1. Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).

2. Помочь детям во владении синтаксическая стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построение о разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.

3. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов-словообразование.

Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей

1. Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка.

2. Помочь детям во владении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений…

Овладение речью-сложный, я многосторонней, психический процесс, её появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, дыхание и артикуляционный аппарат ребёнка достигнут определенного уровня развития но, имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребёнок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем правильно развивалась речь, нужна речевая среда.

Механизмы формирования грамматического строя речи дошкольников

- в дошкольном возрасте наблюдается наибольшая чуткость к языковым явлением.

- процесс освоения грамматическим строем языка связана  аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга.

- грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа И. П. Павлов

 Формирование грамматической стороны речи у детей

- создание благоприятной языковой среды, дающее образцы грамотной речи;

- специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленная на предупреждение ошибок;

- формирование грамматических навыков в практике речевого общения;

- исправление грамматических ошибок.

Слова изменения включает только морфологические грамматические средства точка в этом случае и лексическое, и грамматическое значение выражается в пределах одного слова. В широком смысле словоизменение включает, помимо этого, служебные слова и частицы.

Решение проблемы обогащения словарного запаса через в исполнении процессов словообразования и словоизменения, развитие морфемного анализа заключает в себе богатейшие возможности развития интереса детей к миру языка

Строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей.

Решение проблемы обогащения словарного запаса через в исполнении процессов словообразования и словоизменения, развитие морфемного анализа заключает в себе богатейшие возможности развития интереса детей к миру языка.

Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей.

Грамматический строй речи

- Упражнять детей в согласовании слов в предложении.

- совершенствовать умение образовывать однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

- помогать правильно строить сложноподчинённые предложения, использовать языковые средства для соединения их частей.

Грамматика-это наука о строе языка, Но его законах. Как строй языка грамматика представляет собой "систему систем", объединяющее словообразование, морфологию, синтаксис. Эти системы можно называть подсистемами грамматического строя языка или разными его уровнями. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слово, синтаксис-словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов, словообразование-образование слова на базе другого однокоренного слова, которым она мотивировано, то есть выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку.

Основы для усвоения грамматического строя является познание отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах. Речь маленького ребёнка с точки зрения грамматики аморфное. Морфологическая и синтаксическая аморфность речи говорит о неопозднонности им отношений и связей, существующих в жизни. Ребёнком окружающего мира способствует раскрытию связей между предметами и явлениями. Позннанные связи грамматически оформляются и отражается в речи. Это происходит благодаря освоению родного языка, его словарного состава и грамматического строя. Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями связывают сказываются в заметном изменение структуры детской речи

Числа предлогов и наречий, я употребление сложноподчинённых предложений.

В целом - улучшение строю детской речи, в овладении слово образованием, формообразования и синтаксическими структурами.

Процесс усвоения ребёнком грамматического строя сложной, он связан с аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл Павлов И.П., высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа.

Ребёнок усваивает грамматическую систему родного языка уже к 3 годам во всех её наиболее типичных проявлениях. По данным А.Н. Гвоздева , морфологические элементы начинают выделяться в словах очень рано около 1 года 4 месяцев. Расчленение слов охватывает ряд категорий у существительного-единственного и множественное число, именительный, винительный, и родительный падежи, глагольные категории.

Усвоение ребёнком грамматического строя речи происходит в виде усвоения грамматических категорий, которые характеризуются наличием значения. Время и последовательность усвоения отдельных категорий зависят от характера их значений. У детей вызывает затруднение усвоение тех форм, конкретное значение которых не связана логикой детской мысли, то есть то, что неясно по значению.А.Н.Гвоздев писал:" в первую очередь усваиваются категории С отчётливо выраженным конкретным значением, которая легко может быть схвачено ребёнком".

А.Н.Гвоздев основные периоды в формировании грамматического строя русского языка.

Первый период-период предложение, состоящих из аморфного слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются. К

Второй период  усвоения грамматической структуры предложения, связанная с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения.

Третий период-период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующееся усвоением типов склонений и спряжений. В этот период все в большей мере усваиваются все единичные стоящие особняком формы. Раньше усваивается система окончаний, позже-система чередования в основах.

Особенности морфологической, синтаксической стороны речи и словообразования у детей.

Задачи формирования морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста:

1) Младший дошкольный возраст  - дифференциация слов по частям; процесс мифологизация начинается почти одновременно у существительных и глаголов; преобладают повелительное наклонения - основная форма глаголов.

2) Средний дошкольный возраст - использование глаголов всех времён и форм, овладение основными падежными формами; более интенсивное употребление прилагательных, наречий, числительных.

3) Старший дошкольный возраст - использование самых разнообразных глаголов и самостоятельное образование их; увеличивается количество вежливых обращений; использование как конкретных наименований, так и родовых, обобщённых.

Этапы формирования способов словообразования:

Первый этап (от 2,5 лет до 3,5 лет -  4 лет):

- накопление первичного словаря мотивированной лексики

- формирование предпосылок словообразование

- словопроизведение носит случайный характер.

Второй этап (от трёх с половиной через 4 лет до 5-6 лет.):

- период активного освоения самопроизводства слов;

- Формирование обобщённых представлений;

 - регулярное словотворчество.

Третий этап (после 5 с половиной - 6 лет):

- период усвоения норм и правил словообразования;

- развитие самоконтроля;

- формирование критического отношения к речи;

- снижение интенсивности  словотворчества.

Средний дошкольный возраст.

На пятом году жизни у детей появляется большое количество морфологических ошибок, обусловленное расширением сферы общения, усложняющейся структурой речи, вследствие чего не усвоенное ещё нормы правильного изменения слов становятся более заметными. Наряду с этим в речи детей наблюдается значительно больше правильных грамматических форм.

Формированию грамматических навыков помогают возникающая В этом возрасте потребность говорить правильно, прошлый опыт, развитие у ребёнка умение мобилизовать свою память, более осознанно изменять слова, искать правильные формы. Большую роль играет для ребёнка оценка взрослыми его речевой деятельности ("Я правильно сказал?"," А как нужно сказать правильно?").

 В старшем дошкольном возрасте завершается усвоение системы родного языка. В 6 годам дети усвоили основные закономерности изменения и в старшем дошкольном возрасте завершается усвоение системы родного языка. К 6 годам дети усвоили основные закономерности изменения и соединения слов в предложения, согласование вроде, числе и падеже. Но единичные, нетипичные формы вызывают затруднения.

У детей встречаются ошибки в чередование согласных, в употреблении существительных во множественном числе в родительном падеже, трудности в образовании повелительного наклонения глаголов и сравнительной степени прилагательного.

Задачи формирования синтаксической стороны речи:

Младший дошкольный возраст - употребление слов-предложений, появление двух сложных предложений; произношение сложных бессоюзных предложений; использование сочинительных и подчинительных союзов.

Средний дошкольный возраст - усложнение структуры простого предложения за счет роста количества членов предложений; употребление сложных и сложноподчинённых предложений; монологических высказываниях встречаются сложные предложения осложнённого типа.

Старший дошкольный возраст - употребление сложных предложений; возрастает количество придаточных причинных предложений; функциональное многообразие речи; употребление со подчинённых и придаточных предложений разных степеней.

Синтаксис речи в средней группе.

- Формирования синтаксической стороны речи у детей пятого года жизни связано с установлением связной речи, и в первую очередь с монологической её формой.

- в содержание обучения входит закрепление умения правильно строить предложения, согласовывать слова в предложении, использовать в речи простейшие виды в сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

 - продолжается работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением.

Особенности формирования синтаксической стороны речи дошкольников.

- на пятом году жизни содержание и форма сложноподчинённых предложений усложняются точка используется придаточные предложения времени, причины, место.

- в старшем возрасте дети умеют противопоставить блять однородные члены предложения, пользоваться противительными союзами.

Задачи по формированию грамматической стороны речи в разных возрастных группах.

1 младшая группа от 2 до 3 лет.

Учить детей согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги.

Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов и не сложных фраз, состоящих из 2-4 слов.

2 младшая группа от 3 до 4 лет.

Продолжать помогать детям согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами.

Учить употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей, в форму множественного числа существительных в родительном падеже.

Учить детей нераспространённые простые предложения переводить в распространённые путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств, составлять предложения с однородными членами.

Таким образом, в процессе формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания. К

Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка:

 * Процесс усвоения ребёнком грамматического строя сложной, он связан с аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл Павлов И.П.

* Ребёнок, наблюдая реальные отношения предметов, воспроизводя в речи, делает  определённые выводы, обобщение, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам.

* В физиологии установлено условно рефлекторное основы усвоения грамматической стороны речи.

* Основополагающее значение для понимания особенностей усвоения грамматического строя дошкольниками имеют работы Гроздева А.Н., Рубинштейна С.Л., Эльконина Д.Б., Шахноровича А.М. и других.

* Трудности и постепенность усвоения грамматического строя объясняется несколькими причинами: особенностями возраста, закономерностями усвоения морфологической и синтаксической стороны речи, сложностью грамматической системы, особенно морфологии.

Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языкаПроцесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И. П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа.

Физиологическим механизмом освоения грамматического строя является генерализация соответствующих грамматических отношений, выработка динамического стереотипа. Ребенок, наблюдая реальные отношения предметов, воспроизводя их в речи, делает определенные выводы, обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам.

В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения грамматической стороны речи. У ребенка вырабатывается определенный динамический стереотип при изменении имен существительных, прилагательных и других грамматических форм. Ребенок усваивает, что для выражения тех или иных мыслей требуется употребление определенных грамматических форм.

Выработка динамического стереотипа облегчается большой его устойчивостью. Если ребенок усвоил падежные окончания, то безошибочно употребляет их, если это соответствует общей системе языка. Но вместе с тем наблюдается недостаточная гибкость в применении динамического стереотипа. Ребенок употребляет усвоенные грамматические формы и в тех случаях, когда имеются отступления от системы. Например: «Мы видели в зоопарке «слон»; «Мне мама подарила «утеночек» (как и «Мне мама купила стол»).

То же наблюдается в употреблении неизменяемых имен существительных. Ребенок твердо усвоил в практике общения, что все слова (существительные) изменяются, поэтому изменяет такие слова, как пальто, пианино, кофе и др.

Основополагающее значение для понимания особенностей освоения грамматического строя дошкольниками имеют работы А. Н. Гвоздева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А. М. Шахнаровича и других.

Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом Александром Николаевичем Гвоздевым (См.: Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...

Теория и методика развития речи детей

Теория и методика развития речи детей...

"Теории и технологии развития речи детей"

Воспитание звуковой культуры речи...

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...