Дидактическая игра как средство речевого развития
статья по развитию речи

Зазулина Ольга Николаевна

Развитие речи является одной из актуальных проблем в деятельности педагогов доу, так как речь является основанием для развития всех видов детской деятельности. В данной статье дидактическая игра рассматривается как одна из форм обучающего воздействия на речевое развитие ребенка. Приводится классификая дидактических игр и их структура, даются примеры дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактичесая игра  как средство речевого развития

Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка. Формирование как личности связано с развитием речи ребёнка.

В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования "Речевое развитие" выделена как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

Речевое развитие включает владение речью, как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями,  осваиваются правила человеческого общения.

Каждая дидактическая игра имеет  определенную структуру, включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия.

Структура дидактической игры:

I. Дидактическая задача - подчеркивает обучающий характер игры, направленность содержания на процесс познавательной деятельности, вытекает из программы воспитания и обучения в детском саду,

2. Игровая задача - определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить её.

3. Игровые действия - основа игры, её сюжет, проявление активности детьми в игровых целях.

4. Игровые правила - определяют, что и как нужно делать в игре каждому ребенку, указывают путь достижения цели, воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно – печатные и словесные.

1.В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы.

Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) применяются при проведении таких дидактических игр как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?», «Кто скорее сделает узор из камушков?», «Собери букет из осенних листьев», «Разложи листья по убывающей величине». Такие хорошо проводить во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

2. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам. Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами.  

Запоминание состава, количества и расположения картинок.  

3. Словесные игры - это описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх мы ставим обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество.  

Словесные игры можно разделить на три группы. Первая группа – это игры, направленные на формирование умения выделять существенные признаки. Например, д. и. «Магазин», «Радио», «Где была Аленка?» «Да – нет». Вторая группа игр развивает умение сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения. Д. и. «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?» Третья группа игр развивает умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам. Д. и. «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом». И, наконец, четвертая группа – особая. В таких играх развивается внимание, сообразительность, быстрота мышления, выдержка, чувство юмора. Д. и. «Испорченный телефон», «Летает - не летает», «Белого и черного не называть».

Среди словесных игр интересны игры – предположения «Что было бы, если….», «Что бы я сделал, если бы….», «Кем хочу быть и почему?», «Кого я выбрал в друзья?» В таких играх ставится задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия, при этом ребёнок должен сформулировать и правильно построить фразу, сложноподчинённое предложение.

Приведу в качестве примера некоторые используемые мной дидактические игры для совместной игровой деятельности с детьми дошкольного возраста.

                                                       «Сорока»

        Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.

        Материал: иголки, очки, мыло, звонок, щётка, утюг. Кисть, веник, игрушка – птица Сорока.

        Словарная работа: Мыло, очки, утюг, веник, иголки, щетка.

                                                           Ход:

        Воспитатель: Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла

(Воспитатель раскладывает предметы)

        Далее происходит диалог между детьми и сорокой:

Дети:

Сорока, сорока

Отдай нам мыльце

Сорока:

Не дам, не отдам

Возьму ваше мыльце

Отдам моему сорочонку умыться.

Дети:

Сорока, сорока

Отдай нам иголку!

Сорока:

Не дам, не отдам.

Возьму я иголку

Сорочку сошью своему сорочонку.

Дети:

Сорока, сорока,

Отдай нам очки

Сорока:

Не дам, не отдам.

 Я сама без очков,

 Прочесть не могу сорочонку стихов.

Дети:

Сорока, сорока.

Отдай нам звоночек.

Сорока:

Не дам, не отдам.

Возьму я звоночек.

Отдам сорочонку – звони мой, сыночек.

Воспитатель:

Ты, сорока, не спеши

Ты у деток попроси.

Все тебя они поймут.

Всё что надо подадут.

Воспитатель:

Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить…)

Воспитатель:

Дети, что для этого нужно сороке?

(Дети называют и приносят все предметы)

Сорока благодарит и улетает.

                             «Назови как можно больше предметов»

        Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.

        Словарная работа: Круглое, квадратное, треугольное.

                                                                     Ход:

        Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения)

        Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.

 

«Олины помощники»

        Цель: образовывать форму мн. Числа глаголов.

        Материал: кукла Оля.

        Словарная работа: ходить, прыгать, брать, рисовать, кусать, жевать и т.д.

                                                          Ход:

        - К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.

 Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.

        - Что это? (Это ноги)

        - Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)

        Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…)

                                      «Кто больше действий назовёт»

        Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

        Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

                                                        Ход:

        Приходит Незнайка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.

        Например:

        - Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)

        - Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

        - Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)

И т.д.

«Наоборот»

 

Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова

 

Ход игры: я начну, а вы продолжите:

Веселый праздник – грустный

Большой подарок – маленький

Светлое небо – …

Чистое платье – …

Хорошее настроение – …

Теплая погода - …

«Отгадай-ка»

Цель:

  1. упражнять детей в составлении описательных рассказов
  2. развивать умение внимательно слушать товарища

Ход игры: водящий описывает какой-либо предмет, не называя его. Остальные играющие должны по описанию узнать предмет. Назвавший его правильно становится водящим.

В: ребята, я напомню вам план, который поможет вам при описании предмета:

Расскажите, из какого материала он сделан, из каких частей состоит, каких они форм, если есть, то скажите, какими узорами он украшен. В конце назовите для чего можно использовать?

«Измени предложение»

Цель: учить  согласовывать существительные, прилагательные и глаголы

 

Ход: послушай первое предложение и закончи аналогично второе

- Лена поливает цветы, Лена и Коля …

Для старшего  дошкольного возраста, когда дети знакомятся с буквами и обучаются  чтению, я использую  игры: «Веселый паровозик», «Домик» и др.

«Весёлый паровозик»

Материал: плоскостное изображение паровоза с тремя вагонами, на каждом из которых наклеены кружки (обозначающие количество слогов, картинки с изображениями животных состоящих из одного, двух, трех слогов.

Цель: В игровой форме совершенствовать умение детей делить слова на слоги

Ход игры: На доску вывешивается паровоз с вагонами, у воспитателя карточки с картинками. Ребенок выбирает картинку с изображением животных, дети называют, кто изображен на картинке, произносят слово, определяют сколько слогов в слове, ищут подходящий вагон для слова (если в слове один слог значит, животное живет в вагоне с одним кружком, если два слога значит, животное живет в вагоне с двумя кружками и т. д.

Усложнение в игре: Когда ребята уверенно научатся делить на слоги двухсложные и трёхсложные слова, можно добавить вагоны, которые будут «перевозить» слова, состоящие из четырёх и пяти слогов.

«Домик"

Цель: Определить позицию звука в словах (начало, середина, конец).

Описание игры: воспитатель предлагает детям найти картинки, в названиях которых звук [C] слышатся в начале слова, затем в середине слова и карточки со звуком в конце слова.

Список литературы

1. Ильяшенко, М. В., Ушакова, О. С. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве: Учебно-методическое пособие. / М. В. Ильяшенко. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2007. - 140 с.

2. Педагогика: Учебник / Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.. - М.: Дрофа, 2007. - 576 с.

3. Петрова Т. И., Петрова Е. С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. - М.: Академический проект, 2008. - 128 с.

4. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 208 с.

5. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников. - М.: Велби, 2007.

6. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. - М.: Владос, 2013. - 132 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра, как средство речевого развития детей дошкольного возраста»

Данная методическая разработка предназначена для воспитателей и родителей ДОУ....

Консультация на тему « Дидактическая игра - как средство речевого развития детей в логопедической группе».

   Всем известно, что при рождении человек не обладает речью. Формирование и развитие речи  неразрывно связано с его  развитием, ростом и продолжается этот процесс, практиче...

Семинар-практикум с воспитателями «Дидактические игры как средство речевого развития дошкольников»

Семинар поможет воспитателям систематизировать работу по звуковой культуре речи....

Консультация для воспитателей:"Дидактическая игра как средство речевого развития дошкольников"

Дидактическая игра- прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействов...

Консультация для родителей "Дидактическая игра, как средство речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста."

Одна из важнейших задач стоящих перед ребенком дошкольного возраста – это овладение полноценной речью. Мы хотим, чтобы дети умели связно рассказывать, правильно пользоваться лексико-грамматическ...

Консультация для воспитателей "Дидактический синквейн" как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

В консультации раскрывается актуальность использования технологии "дидактический синквейн" и алгоритм его составления....