НОД по развитию речи на тему:" Осень чудная пора".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Обухова Светлана Сергеевна
Упражнять в умении грамматически правильно и строить предложения; собирать из частей целое; делить слова на слоги. Развивать зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику, правильное дыхание, координацию слов с движениями; тренировать быстроту мышления, память. Помочь детям чувствовать себя уверенно, получать радость от творчества. Воспитывать интонационную выразительность речи, заботливое отношение к пернатым друзьям. Осуществлять экологическое воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_razvitiyu_rechi_na_temu_osen_chudnaya_pora.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи на тему:” Осень чудная пора”.

Задачи:

 Уточнить и закрепить знания по лексическим темам: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Деревья».

Упражнять в умении грамматически правильно и строить предложения; собирать из частей целое; делить слова на слоги.

Развивать зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику, правильное дыхание, координацию слов с движениями; тренировать быстроту мышления, память.

Помочь детям чувствовать себя уверенно, получать радость от творчества.

Воспитывать интонационную выразительность речи, заботливое отношение к пернатым друзьям. Осуществлять экологическое воспитание.

Предварительная работа:

Беседа и рассматривание альбома «Времена года»

Дидактические игры: «Нарисуй »

                                          «Назови правильно слоги»

                                          «С какого дерева?»

                                          «Пазлы любим собирать»

                                          «Загадки-описания» (по овощам и фруктам)

Театрализованные игры в уголке

Работа с картой – схемой

Ход НОД:

- Дети, посмотрите к нам на занятия пришли гости, давайте пожелаем им доброго утра.

- Для того, чтобы правильно и красиво говорить необходимо восстановить наше дыхание. Сделать это нам помогут наши воздушные калейдоскопы.

Приготовились: подул теплый, мягкий ветерок, а теперь ветер усилился и снова утих. Молодцы! Дыхание восстановили, оно стало ровнее и спокойное.

-  Помогите, пожалуйста, собрать воздушные калейдоскопы.

- Ребята! Совсем недавно к нам в гости приходила осень. Оставила лист кленовый. Просила рассмотреть его.

/рассматривают/

- Это не просто  кленовый лист, а коробочка в форме листа. Какая необычная и загадочная коробочка! Интересно, а что же лежит внутри? Посмотрим?

/открывают/

- Коробочка оказалось с сюрпризами.

- Вероника, открой первый киндер-сюрприз.

/открывают и читают/

- Ребята, вспомните признаки осени.

- Я предлагаю поиграть в игру «Вспомни и придумай предложение»

/на мольберте висят карточки с символами,

обозначенными признаками осени/

- Хорошо, ребята. А о том, как животные, птицы и насекомые готовятся к зиме, мы покажем и расскажем.

Пальчиковая игра «Осень».

Ветер старый клен качает.

Листья с веток осыпает.

Спрятались жучки,

Дремлют в норках паучки,

Гуси-лебеди летят,

Улететь на юг хотят.

Зайка серенький линяет,

Шубку летнюю меняет.

Мишка толстоногий

Строит на зиму берлогу.

Солнце ниже опустилось

И зиме дало дорогу.

- Молодцы, ребята! Вспомнили все признаки, были активными.

- Матвей, открой второй киндер.

/открывает, читает/

- Поиграйте в игру «Что лишнее?», «Почему?»

/на подносе лежат предметы разных групп/

Морковь, банан, баклажан, помидор.

Луковица, огурец, лимон, апельсин.

Помидор, огурец, баклажаны, луковица.

Щи, борщ, свекольный суп, винегрет.

- Молодцы! Проявили смекалку и сообразительность и с заданием справились быстро.

- Миша, открой следующий киндер-сюрприз.

/открывают, читают/

- Ребята, вы показали хорошие знания по теме «Овощи», а что вы знаете о фруктах?

- Вставайте в круг и поиграем в игру «Быстро отвечай»

/Вопросы/

Назовите:

Фрукты, которые растут в наших садах.

Фрукты, которые привозят с других теплых стран.

3 фрукта оранжевого цвета.

Фрукты овальной формы.

Части фруктового дерева.

Что можно приготовить из фруктов?

Как можно сохранить фрукты?

Фрукты кислые на вкус.

Фрукты округлой формы.

Фрукты коричневого цвета.

Сок их апельсина какой?

Сок из яблок какой?

Почему говорят, что овощи и фрукты полезны для человека?

А кто наносит вред деревьям?

- Правильно, вы так много знаете о фруктах и ответили на все вопросы.

- А теперь сядем и немного отдохнем.

Физ.минутка: «Вишня» / пальчиковая гиря с использованием резиновых шариков.

Вишню я держу в руке,

Зажимаю в кулаке.

Открываю, зажимаю

И ладошками катаю.

- Ребята, у нас остались еще сюрпризы. Данила, открой 4-ый киндер-сюрприз.

/открывает, читают/

- Ребята, вы очень любите собирать пазлы? Соберите, пожалуйста, разрезные картинки с изображением грибов.

/дети парами собирают разрезные картинки/

- Задание было непростое, пришлось немного потрудиться, а некоторым детям нужна была и помощь. Но все грибы вы назвали правильно. Молодцы!

- А 5-ый киндер-сюрприз откроет Дима .            /открывает, читают/

От имени осени:

- Ребята, осень предлагает нам поиграть в «слоговую дорожку».

- Для этого необходимо вспомнить правила игры. Нужно взять одну картинку с изображением любого дерева, далее найти дорожку, составленную из листьев именно твоего дерева, и сделать по ним столько шагов, сколько слогов в названии твоего дерева.

/дуб, клен, липа, осина/

- /выполняют задания по 2 человека/

Вопрос:

Сколько шагов ты сделал и почему?

А дорожка твоя из каких листьев составлена?

- какую интересную игру нам предложила осень. Вам понравилось? Вы были внимательными и осторожными.

- Даниил, открой, пожалуйста, 6-ой сюрприз.

/открывает, читают/

- Ребята, посмотрите сказку, которая называется «Зайка и его друзья»

- Поаплодируйте, пожалуйста, маленьким артистам. Они играли свои роли как настоящие артисты: эмоционально, выразительно. Молодцы!

«Зайка и его друзья»

(Инсценировка для детей 5-7 лет)

По сценарию М.А. Кретовой (стихотворный пересказ А.Д.Рубина)

Декорации – дом Ёжика, огород, сад, крупные яблоки на яблонях. Ёжик собирает урожай, напевая «Урожайную» А.Филиппенко:

Ты пузатый кабачок,

Отлежал себе бочок,

Не ленись, не зевай,

А в корзину полезай…

Ёжик  в повозке везет плоды.

Ведущий: Быстро лето пролетело,

                У зайчишки много дела,

                Славный вырос урожай –

                Подходи да собирай!

Ёжик: Есть морковка и картошка,

              Свеклы тоже есть немножко.

              И вкуснейшая капуста,

              И на яблонях не пусто!

              Всех друзей я приглашу,

              Их вареньем угощу!

Ведущий: Ну, а сахар для варенья?

Ёжик: Ах! Какое огорченье,

            Ведь в лесу-то нет его!

            Обойдемся! Ничего!

           Значит, будем просто кушать,

           Что останется – насушим!

Появляется Птичка, начинает клевать яблоки.

            Кто там яблоки клюет?

            Эх, воровской пошел народ…

            Кто здесь хочет поживиться?

            Кыш! (Птица улетает).

Ведущий: Зачем ты гонишь птицу? Зря прогнал!

Ёжик: А мне она здесь не очень-то нужна!

Приползает Гусеница, видит сад и огород. «Гусеницей» могут быть несколько детей, стоящих друг за другом.

Гусеница: Это загляденье просто!

                 Вот что нужно мне для роста!

                 Ах, какой чудесный сад!

                 Что за яблоки висят!

                 Надкушу их по порядку,

                 А потом вползу на грядку,

                 Доберусь до овощей…

(Ползет, торопливо ест; появляются Ёжик и

Котенок, видят «хвост» Гусеницы).

Ёжик: Кто пришел без спросу? Эй!

            Нет, ребята, это слишком!

            Что за гадкий червячишка!

Гусеница (с набитым ртом): Да какой же я червяк? Называюсь я не так!

Котенок: Это Гусеница!

Гусеница: Да!

Ёжик: Для чего пришла сюда? Мы тебя не звали в гости!

Гусеница: А тебя никто не спросит!

                  Я себе в любом саду

                  Пропитание найду!

Ёжик и Котенок вытягивают Гусеницу за хвост, она стала длиннее;

не переставая жевать, отталкивает обоих.

Котенок: напугать ее?

Ёжик: давай!

Котенок (прыгая, как каратист): мяу! Мяу!

Все исполняют песню о дружбе.

- Ребята, вы сейчас видели, как птицы помогают людям с вредителями насекомыми. Нам без птиц будет плохо. Поэтому я прошу вас заботиться о них круглый год, особенно зимой. Развешивайте кормушки и подкармливайте их.

- В коробочке остался последний сюрприз, наверно самый интересный и открою его я.

/читают/

- Ребята! Я прощаюсь с вами до следующего года и оставляю вам сладкие сюрпризы. А найдете вы их у себя в группе вот по этой карте (схеме)

/на рисунке планкарта группы/

- Попрощаемся с гостями и пройдем в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи на тему: «Осень золотая»

Возраст детей: 5 летТема: «Осень золотая»Цели занятия:образовательные Закрепление знания признаков осени. Обучение отгадыванию загадок об осени. Обучение узнаванию деревьев по характерным особенностям...

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему: "Осенние дары".

Продолжатъ развивать диалогическую речь, совершенствовать умение составлять небольшие рассказы по рисункам старших детей, развивать речевую фантазию; побуждать детей продолжать рассказ, начатый педаго...

Конспект занятия для детей старшей группы по развитию речи На тему «Осенняя пора»

Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”.Задачи:·         Систематизировать представления детей о характерных признаках осени;·  ...

Конспект занятия по экологии и развитию речи на тему "Осень очень хороша"(старшая группа) с элементами ТРИЗ

Примерная основная общеобразовательная программа:Возрастная группа: старшая .Тема недели: «Поздняя осень».Тема НОД: «Осень очень хороша» (познавательно - речевое).Цель: побудить найти правильный ответ...

Итоговое занятие в подготовительной к школе группе по развитию речи на тему:"Осень к нам пришла"

Закрепление представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период....

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Осень» образовательная область «Речевое развитие» в подготовительной группе

Задачи:1.     Закрепить полученные знания по теме: «Осень», формировать  умение выразительного чтения стихов об осени; умение описывать предметы, изображённые на картине, сове...