Главные вкладки

    Конспект интегрированного занятия по развитию речи на тему: «Осень золотая»
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Кокина Марина Владимировна

    Возраст детей: 5 лет

    Тема: «Осень золотая»

    Цели занятия:

    образовательные

    Закрепление знания признаков осени. Обучение отгадыванию загадок об осени. Обучение узнаванию деревьев по характерным особенностям ветвей и стволов. Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительных).

    развивающие

    Воспитание длительного плавного выдоха, развитие речевого слуха, мышления, памяти, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

    воспитательные

    Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений. Воспитание внимательного отношения к природе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_podgruppovogo_zanyatiya.docx19.05 КБ

    Предварительный просмотр:

     Конспект интегрированного

       занятия по развитию речи на тему:

    «Осень золотая»  

    Возраст детей: 5 лет

    Тема: «Осень золотая»

    Цели занятия:

    образовательные

    Закрепление знания признаков осени. Обучение отгадыванию загадок об осени. Обучение узнаванию деревьев по характерным особенностям ветвей и стволов. Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительных).

    развивающие

    Воспитание длительного плавного выдоха, развитие речевого слуха, мышления, памяти, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

    воспитательные

    Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений. Воспитание внимательного отношения к природе.

    Оборудование. Магнитная доска, рабочая тетрадь №1 по числу детей, контейнер с цветными карандашами, предметные и сюжетные картинки для игры «Подбери признаки», мяч среднего размера, изображения деревьев и листьев, зеркала для выполнения артикуляционной гимнастики, осенние листья.

    Предварительная работа. Рассматривание деревьев во время прогулки. Выявление характерных особенностей ветвей, стволов, коры.

    Ход занятия

    1. Организационный момент.  (Развитие памяти)

    Дети входят в зал с листьями в руках. Воспитатель  приветствует их. На магнитной доске выставлены изображения деревьев: берёза, клён, рябина, дуб, тополь

    Воспитатель. Ребята отгадайте загадку

    Под ногами лежат,
    Зашагаешь — шуршат,
    Яркие, цветные,
    Краешки резные.             

             Летом вырастают,
             Осенью опадают.

    Дети. Листья.

    Воспитатель.  Правильно, листья. Проходите к мольберту. Посмотрите на деревья. Закрепите листики на тех деревьях, с которых они опали.

    Дети выполняют задание и комментируют свои действия.

    1-й ребёнок. Это лист берёзы, он берёзовый.

    Воспитатель. Что помогло тебе узнать берёзу?

    1-й ребёнок. Белая кора

    2-й ребёнок. Это лист дуба, он дубовый.

    Воспитатель. Что помогло тебе узнать дуб?

    2-й ребёнок. Толстый ствол.

    3-й ребёнок. Это лист клёна, он кленовый

    Воспитатель. Что помогло тебе узнать клён?

    3-й ребёнок. Прямой гладкий ствол.

    4-й ребёнок. Это лист рябины, он рябиновый.

    Воспитатель. Что помогло тебе узнать рябину?

    4-й ребёнок. Красные ягоды.

    5-й ребёнок. Это лист тополя, он тополиный.        

    Воспитатель. Молодцы! Вы хорошо выполнили задание. А теперь проходите за стол и правильно сядьте.

    Артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики)

    Воспитатель предлагает сделать уже знакомые детям упражнения: «Лопаточка», «Улыбка/Хоботок», «Вкусное варенье». Дети выполняют упражнения по показу педагога.

    Пальчиковая гимнастика  «Листья»

    Ветер по лесу гулял, ветер листики считал

    (пальчиками шагаем по столу)

    Вот дубовый, вот кленовый, вот рябиновый резной, вот с берёзки золотой (загибаем поочерёдно пальчики),

    Вот последний лист с осинки ветер бросил на тропинку (плавные движения рук сверху вниз)

    Работа в тетради №1 (Развитие мышления, тонкой моторики)

    Воспитатель раздаёт детям тетради, ставит на стол контейнер с цветными карандашами.

    -  Посмотрите, что вы видите в тетради?

    Дети. Зонт. Сапоги.

    -  Послушайте загадки

    В плохую погоду

    Я с вами хожу,

    А в солнечный день

    Я свернувшись лежу.

                                     (Зонт)

    Отгадай загадку: кто мы?

    В ясный день сидим мы дома,

    Если дождь, у нас работа:

    Топать, шлёпать по болотам.

                                      (Сапоги)

    Отгадать загадку про зонт помогают слова о том, что в плохую погоду он с вами на прогулке, а в хорошую лежит дома. А какие слова помогают отгадать загадку про сапоги?

    Дети. Топать -  шлёпать по болотам.

    Воспитатель. Правильно. А теперь давайте обведём зонт и сапоги в тетради по краю - контуру простым карандашом. Потом вы выберете цветной карандаш и раскрасите только зонт.

    Дети выполняют задание. Воспитатель следит за тем, как сидят дети, правильно ли они держат карандаш, оказывает необходимую помощь.

    Воспитатель. Расскажите, какой у каждого из вас зонт.

    1-й ребёнок. Красный зонт

    2-й ребёнок Синий зонт

    3-й ребёнок. Зелёный зонт.

    4-й ребёнок. Жёлтый зонт.

    5-й ребёнок. Коричневый зонт.

    Воспитатель. У вас очень красивые разноцветные зонты. А сейчас я предлагаю вам поиграть.

    Упражнение «Осенние листочки» (Развитие длительного плавного выдоха)

    Педагог предлагает детям встать около стульчиков.

    -  Встаньте прямо, положите листочки на ладонь, поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте её от лица. Сейчас вы будете дуть на листочки, чтобы они закружились в воздухе. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек.

    Упражнение выполняется 3-4 раза по команде взрослого.

    Упражнение «Топни-Хлопни» (развитие речевого слуха: различение на слух длинных и коротких слов)

    Воспитатель  предлагает детям встать в круг.

    - Сейчас я буду произносить разные слова. Если вы услышите длинное слово, то хлопните в ладоши. Если услышите короткое слово, то топните ногой.

    Педагог  произносит слова: листопад, клён, сапоги, зонт, рябина, куст, плащ, дождик,, дуб, дерево. Дети топают и хлопают.

    -  Молодцы! Всё правильно сделали.

    Игра «Подбери признаки» (Развитие мышления, памяти, диалогической речи)

    Педагог раскладывает на столе небольшие предметные картинки: резиновые сапоги, лыжи, снежинку, красный кленовый лист, зонт, плащ, корзинку, спасательный круг. На мольберт выставляется сюжетная картина с изображением осеннего пейзажа.

    Воспитатель. Посмотрите на большую картину. Какое время года изображено на ней? Почему вы так думаете?

    1-й ребёнок.  Осень.

    2-й ребёнок. Идёт дождь.

    3-й ребёнок. Улетают птицы

    4-й ребёнок. Опадают листья

    5-й ребёнок. Дует ветер.

    Воспитатель. Молодцы! Вы хорошо рассказали об осени. А сейчас посмотрите на маленькие картинки. Что вы видите на них?

    Дети. Резиновые сапоги, лыжи, снежинку, кленовый лист, зонт, плащ, корзинку, спасательный круг.

    Воспитатель. Правильно. Выберите только те картинки, которые имеют отношение к осени, и прикрепите их вокруг большой осенней картины.

    Дети выполняют задание.

    Воспитатель. Попробуйте объяснить, почему вы выбрали эти картинки.

    1-й ребёнок. Осенью листья клёна красные

    2-й ребёнок. Осенью много грибов. Нужна корзинка.

    3-й ребёнок. Осенью много луж. Нужны резиновые сапоги.

    4-й ребёнок. Осенью идёт дождь. Нужен зонт.

    5-й ребёнок. Осенью идёт дождь. Нужен плащ.

    Воспитатель. Задание выполнено, и вы можете отдохнуть. Выходите на ковёр.

    Дети выходят на ковёр.

    Игра «Один - много» (Совершенствование грамматического строя речи /образование множественного числа существительных/. Развитие ловкости.)

    Воспитатель. Давайте поиграем в мяч. Я бросаю мяч и называю одно дерево, а вы ловите мяч, бросаете его мне и называете много деревьев. Например: дуб – дубы.

    Далее  в ходе игры педагог  называет следующие деревья: ель (ели), сосна (сосны), берёза (берёзы), рябина (рябины)

    Итог занятия  (Оценка работы детей)

    Воспитатель. Наше занятие заканчивается. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались.

    Дети. Мы занимались у зеркала, играли в мяч, учились слушать длинные и короткие слова, дули на осенние листочки, отгадывали загадки, закрашивали зонтики…

    Воспитатель. Вы очень хорошо выполняли мои задания. Осень вас угощает сладкими яблоками.

    Педагог под музыку заносит корзинку с яблоками и угощает детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного занятия по развитию речи на тему "Зимушка-Зима"

    Конспект НОД по развитию речи "Зимушка-Зима" в средней возрастной группе....

    Конспект интегрированного занятия по развитию речи на тему "Зима" (вторая младшая группа).

    Интегрируемые образовательные области: познание, коммуникация,художественное творчество, социализация, чтение художественной литературы, музыка.Цели: обогащение яркими впечатлениями через художественн...

    Конспект занятия по развитию речи на тему: «Осень золотая» для детей старшей группы.

    Конспект занятия по развитию речи на тему: "Осень золотая" для старшей группы....

    Конспект комплексного занятия по развитию речи и лепке «Осень золотая».

    Учить детей работать с тестом, воспитывать в детях любовь к родному краю, уважение к труду хлеборобов....