Конспект открытого занятия по развитию речи на тему: "Осенние дары".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Продолжатъ развивать диалогическую речь, совершенствовать умение составлять небольшие рассказы по рисункам старших детей, развивать речевую фантазию; побуждать детей продолжать рассказ, начатый педагогом, развивая сюжет;
продолжать учить детей образовывать однокоренные слова, обогащать словарный  запас, подбирать  глаголы, сочетая   их  с существительными, учить объяснять значение слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osennie_dary.docx14.82 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Дары осени»

Педагог читает отрывок из стихотворения:
Солнце, солнце, веселей, Посвяти еще, погрей! Дождик, дождик, не мешай Собирать нам урожай: Груши, яблоки в садах, Помидоры на полях, Не мешай пшеницу жать, Не мешай ты нам копать Свеклу, редьку и картошку. И, конечно же морковку;

Бруснику, клюкву понемножку,

Чудо-ягоду морошку

В час по полному лукошку

На болотах набирать; Собирать грибы, орехи, Чтоб, когда замерзнут реки И когда придет зима, Были полны закрома.

Расскажите, о чем это стихотворение? Все, что собираем в садах, на огороде, на полях, как назвать одним словом? (Урожай.) Как еще можно назвать то, что вырастили, и то, что собрали в лесу, на болоте?..(Дары осени.) В какое время года мы собираем основной урожай? (Осенью.) Осень нам дарит этот урожай. Тема нашего сегодняшнего занятия «Дары осени». Что же дарит нам осень? (Последнее тепло, разноцветные листья...) Что еще? (Овощи, фрукты, ягоды, грибы, орехи, травы, зерно...- все, что поспевало и созревало летом.) Осень называют заготовительницей. Почему? Почему осень-хлопотливая пора для животных, птиц, людей? (Осенью все дружно запасают себе пропитание на зиму - люди собирают урожай в саду, огороде, в лесу; зимующие птицы прячут семена «про запас» в расщелины коры деревьев; животные, которые зимой не спят, заготавливают пропитание впрок.)

На доске (стенде) рисунки детей начальной школы (любые 7-8 рисунков на тему «Дары осени»).

- Внимательно рассмотрите все рисунки и скажите, что в них общего, что их объединяет? Какое общее название вы бы могли дать этой выставке? («Дары осени».) Расскажите, что же дарит нам осень?

Заслушиваются несколько рассказов.
Физминутка

Дети встают в круг, взявшись за руки.

Шаг назад и два вперед, Вправо, влево поворот, Покружимся, повернемся, Снова за руки возьмемся.

Зарядка проводится 2-3 раза.

- Сегодня мы с вами отправимся в огород. Рассмотрите внимательно картинки «Сбор урожая на огороде» и ответьте на вопросы. Когда собирают основной урожай на огороде? Что собирают на огороде? Назовите овощи, которые собирают только осенью. Какие инструменты необходимы человеку для работы на огороде? Зачем нужны грабли? (Рыхлить, ровнять) Лопата? (Копать, выкапывать, перекапывать.) Вилы? (Рыхлить.) Лейка? (Поливать.) Ножницы-секатор? (Срезать, обрезать.) Как заготавливают овощи на зиму? (Сушат, солят, маринуют, морозят...) Где хранят собранный урожай? (В овощехранилище - хранение овощей.)

Педагог предлагает детям составить рассказ «Урожай с огорода». Заслушиваются 1-2 рассказа.

Физминутка

Мы капусту рубим, Мы морковку трем, Мы капусту солим, Мы капусту жмем.

Летом и осенью что можно приготовить из овощей? Дидактическая игра «Из чего салат?»

Салат из овощей как называется? (Овощной)

Салат из огурцов? (Огуречный)

Из моркови? (Морковный)

Из свеклы? (Свекольный.)

Из картошки? (Картофельный)

Из капусты? (Капустный.)
Дидактическая игра «Вершки-корешки»

Дети садятся полукругом. Перед ними картинки с изображением овощей и две корзины. На первой стрелочка вверх, на второй - вниз.

-   Разложите  овощи  в  корзины  по  их  съедобной  части.  Если съедобен вершок - то в первую корзину, если съедобен корешок - то во вторую корзину. Все овощи разложены. Молодцы! Расскажите, что собрали в корзины, и объясните, почему. Теперь мы с вами отправимся в сад.

На доске рисунки с изображением сбора урожая в саду.

- Что собирают осенью в саду? Какие фрукты? Какие ягоды? Как заготавливают их на зиму? (Сушат, варят, замораживают, отжимают сок...) Как называются ягоды, растущие в саду? (Садовые.)

Дидактическая игра «Что из чего?»

Сок из яблок как называется? (Яблочный.) Джем из груш? (Грушевый.) Повидло из слив (Сливовое.) Варенье из вишни (Вишневое.) Сок из персиков? (Персиковый.) Повидло из абрикосов? (Абрикосовое.) Джем из смородины? (Смородиновый.) Сок из малины? (Малиновый.) Варенье из клубники? (Клубничное.)

Педагог предлагает детям составить рассказ «Урожай сада». Заслушиваются 1-2 рассказа.

Физминутка

Топни правою ногой, вправо шаг, на месте стой! Топни левою ногой, влево шаг и снова стой. Повернись направо к другу, правую дай руку другу, Повернись налево к другу, левую дай другу руку.

Все собрали, кладовочки полны! Педагог рассаживает детей на ковре и предлагает детям послушать рассказ, а затем продолжить его.

Катя и Петя отдыхали летом в деревне. Прошло лето, наступила осень. Осень - время сбора урожая в огороде и в саду. Дети помогали бабушке. Они...
Дети придумывают продолжение рассказа. Заслушиваются рассказы всех желающих.

- Чье продолжение вам понравилось больше? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи на тему: «Осень золотая»

Возраст детей: 5 летТема: «Осень золотая»Цели занятия:образовательные Закрепление знания признаков осени. Обучение отгадыванию загадок об осени. Обучение узнаванию деревьев по характерным особенностям...

Конспект совместного занятия по развитию речи по теме "Осень"

Конспект совместной деятельности педагога с детьми. Образовательная область "Речевое развитие"...

Конспект логопедического занятия по развитию речи на тему: "Осень" (старшая группа)

Конспект логопедического занятия по развитию речи на тему: «Осень» (старшая группа) Цель - обобщить и систематизировать знания детей об осени. Задачи: Коррекционно-образовательные: Уточнени...

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе на тему «Осенняя ёлочка»

Цель: Актуализировать накопленный опыт детей об осени. Способствовать формированию у детей грамматически правильной речи. Задачи: Образовательные:Продолжать формировать умение умения отвечать на ...

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Осеннее путешествие»

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Осеннее путешествие"...

Конспект открытого занятия по развитию речи для средней группы «Дары осени»

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.Цель: Расширять представления детей о многообразии овощей и фруктов. Учить узнавать овощи и фрукты по характе...

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему: «Осень наступила» Старшая логопедическая группа (5 – 6 лет)

Конспект открытого занятия по развитию речина тему: «Осень наступила»Старшая логопедическая группа (5 – 6 лет)...