Конспект совместного занятия по развитию речи по теме "Осень"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Ташнева Марина Анатольевна

Конспект совместной деятельности педагога с детьми. Образовательная область "Речевое развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_22osen22.docx117.45 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

Образовательные цели:

1.Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, логического мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений.

2.Систематизировать и закреплять представления детей об осени и осенних явлениях природы.

3.Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Предварительная работа:

Создание условий для расширения представлений детей о временах года, сезонных явлениях: подбор книг и иллюстраций в книжном уголке по теме “Осень”, проведение выставки поделок из природного материала “Осенний пейзаж.”

Оборудование:

Набор тематических картинок по теме ”Осень в городе и в лесу”, репродукции осенних пейзажей, запись мелодии П.И. Чайковского “Осень”, шаблон-штриховка “лист”, карандаши.

Методические приемы:

Игровая мотивация, физкультминутка.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы с вами будем беседовать о прекрасном времени года, которое вдохновляло многих писателей и музыкантов к творчеству. А, что это за время года, вы попробуйте угадайте:

“Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.”

                                                         (И.Бунин)

Дети:

Это осень!

Звучит мелодия П. И. Чайковского «Осень»

Воспитатель:

Послушайте, какая красивая, спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор Петр Ильич Чайковский так и назвал «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени важное, красивое и интересное.

И сейчас я вас приглашаю на экскурсию в парк и посмотрим с вами что же происходит осенью в природе.

Дети садятся.

Беседа по тематическим картинкам:

-Какое время года нарисовано на картине? – Осень.

-Какие осенние месяцы вы знаете? – Сентябрь, октябрь, ноябрь.

-Какие листья на деревьях? – Желтые.

-Почему картина называется золотая осень? – Все желтое как золото.

-Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? - Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.

-Кто еще хочет что-нибудь добавить? - Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые.

-Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? - Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.

-Что меняется в жизни птиц с приходом осени? - есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.

-А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? - Такие птицы называются перелетными.

-А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. - А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше, корма мало.

-Как же выживают оставшиеся с нами птицы? - Эти птицы живут рядом с человеком, и, чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.

-Верно. Такие птицы называются зимующими. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А вы обязательно вместе с папами и мамами постройте им кормушки.

– Осенью холодно или тепло?

Воспитатель:

Я хочу поиграть с вами. Я называю начало предложения, а вы по смыслу его заканчиваете:

“На смену лету пришла …(осень) Осенью опадают…(листья) Дует холодный…(ветер) Стелиться…(туман) В лесу растут…(грибы) Моросит мелкий…(дождик) Солнышко все реже и реже выглядывает из-за…(туч) Птицы собираются в стаи и …(улетают в теплые края) — Молодцы! Вы правильно закончили предложения!”

Динамическая пауза:

Воспитатель:

А сейчас мы отдохнем- физминутку проведем.

Смотрите на меня и повторяйте движения за мной…

Повторим еще раз, теперь запоминайте движения.

Ветер подул (губы в трубочку — дуем)

Листья зашуршали (трут ладошки)

Ежик уснул (складывают руки под голову)

Дождь заморосил (стучат пальчиками по столу)

Птицы полетели(машут ладошками)

— Запомнили? А теперь я говорю а вы показываете…

Ветер подул, ежик уснул и т.д.

Воспитатель:

Сейчас мы поиграем.

Подвижная игра «Подбери действие.»

Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге, и он мне подарил волшебный мяч.

“Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.”

— Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру.

Я кидаю кому-то из вас мяч и задаю вопрос, а вы ловите мяч и отвечаете.

Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают и т.д.

Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т.д.

Урожай осенью — Урожай осенью убирают.

Птицы осенью — Птицы осенью улетают.

Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.

Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки

— За осенью идёт… (Зима)

— А после зимы… (Весна)

— После весны идёт… (Лето)

— А за летом наступает…(Осень)

— Потом всё повторяется в природе.

— Какие осенние месяцы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

— Назовите 2-ой осенний месяц (Октябрь)

— Назовите 3-ий осенний месяц (Ноябрь)

— Назовите первый осенний месяц (Сентябрь)

— Между сентябрем и ноябрем какой осенний месяц? (Октябрь)

Воспитатель:

Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием. Сейчас мы поиграем с пальчиками.

Пальчиковая игра «Осенний букет»:

Ребята, давайте соберем осенний букет.

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки).

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба (загибают поочередно пальцы)

Мы соберем.

Маме осенний

Букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки).

— Ребята мы с вами сегодня говорили про осень, вспомнили очень много. Перечислили много признаков осени. А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику, чтобы стало чисто)

А теперь обратите внимание на ваши столы.На них лежат листочки. Взяли правильно карандаши, выпрямили спинки, обводим по линии точно и аккуратно, а потом закрасьте листики “осенним” цветом…

Ну, вот, ребята, и у нас появился целый ворох осенних листьев!

Воспитатель:

Ну, вот и подошла к концу наша осенняя прогулка! Ребята, вы славно потрудились, мы вспомнили про осенние месяцы, говорили о том, что происходит в природе осенью, вспомнили, какими разными словами  можно назвать осенние явления. Напоследок, чтобы запомнить все наверняка, предлагаю ответить на  вопросы:

«Игра ДА или НЕТ»

— Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать?

Воспитатель:

Надеюсь, ребята, вам  занятие понравилось и мы с вами  совершим еще немало путешествий!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект совместной деятельности по развитию речи в средней группе, тема « Путешествие в весенний лес»

используемые технологии: -       Информационно-коммуникативные технологии;-       Игровые технологии-...

Конспект совместной деятельности по развитию речи через малые формы фольклора. Открытое мероприятие.

Конспект совместной деятельности по развитию речи через малые формы фольклора. Работа по развитию речи через малые формы фольклора построена на основании авторской Программы по развитию речи дете...

КОНСПЕКТ совместной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития на тему «Домашние животные».

Конспект совместной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развитияна тему «Домашние животные»....

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...