Конспект совместного занятия по развитию речи по теме "Осень"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Ташнева Марина Анатольевна

Конспект совместной деятельности педагога с детьми. Образовательная область "Речевое развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_22osen22.docx117.45 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

Образовательные цели:

1.Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, логического мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений.

2.Систематизировать и закреплять представления детей об осени и осенних явлениях природы.

3.Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Предварительная работа:

Создание условий для расширения представлений детей о временах года, сезонных явлениях: подбор книг и иллюстраций в книжном уголке по теме “Осень”, проведение выставки поделок из природного материала “Осенний пейзаж.”

Оборудование:

Набор тематических картинок по теме ”Осень в городе и в лесу”, репродукции осенних пейзажей, запись мелодии П.И. Чайковского “Осень”, шаблон-штриховка “лист”, карандаши.

Методические приемы:

Игровая мотивация, физкультминутка.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы с вами будем беседовать о прекрасном времени года, которое вдохновляло многих писателей и музыкантов к творчеству. А, что это за время года, вы попробуйте угадайте:

“Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.”

                                                         (И.Бунин)

Дети:

Это осень!

Звучит мелодия П. И. Чайковского «Осень»

Воспитатель:

Послушайте, какая красивая, спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор Петр Ильич Чайковский так и назвал «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени важное, красивое и интересное.

И сейчас я вас приглашаю на экскурсию в парк и посмотрим с вами что же происходит осенью в природе.

Дети садятся.

Беседа по тематическим картинкам:

-Какое время года нарисовано на картине? – Осень.

-Какие осенние месяцы вы знаете? – Сентябрь, октябрь, ноябрь.

-Какие листья на деревьях? – Желтые.

-Почему картина называется золотая осень? – Все желтое как золото.

-Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? - Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.

-Кто еще хочет что-нибудь добавить? - Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые.

-Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? - Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.

-Что меняется в жизни птиц с приходом осени? - есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.

-А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? - Такие птицы называются перелетными.

-А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. - А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше, корма мало.

-Как же выживают оставшиеся с нами птицы? - Эти птицы живут рядом с человеком, и, чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.

-Верно. Такие птицы называются зимующими. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А вы обязательно вместе с папами и мамами постройте им кормушки.

– Осенью холодно или тепло?

Воспитатель:

Я хочу поиграть с вами. Я называю начало предложения, а вы по смыслу его заканчиваете:

“На смену лету пришла …(осень) Осенью опадают…(листья) Дует холодный…(ветер) Стелиться…(туман) В лесу растут…(грибы) Моросит мелкий…(дождик) Солнышко все реже и реже выглядывает из-за…(туч) Птицы собираются в стаи и …(улетают в теплые края) — Молодцы! Вы правильно закончили предложения!”

Динамическая пауза:

Воспитатель:

А сейчас мы отдохнем- физминутку проведем.

Смотрите на меня и повторяйте движения за мной…

Повторим еще раз, теперь запоминайте движения.

Ветер подул (губы в трубочку — дуем)

Листья зашуршали (трут ладошки)

Ежик уснул (складывают руки под голову)

Дождь заморосил (стучат пальчиками по столу)

Птицы полетели(машут ладошками)

— Запомнили? А теперь я говорю а вы показываете…

Ветер подул, ежик уснул и т.д.

Воспитатель:

Сейчас мы поиграем.

Подвижная игра «Подбери действие.»

Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге, и он мне подарил волшебный мяч.

“Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.”

— Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру.

Я кидаю кому-то из вас мяч и задаю вопрос, а вы ловите мяч и отвечаете.

Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают и т.д.

Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т.д.

Урожай осенью — Урожай осенью убирают.

Птицы осенью — Птицы осенью улетают.

Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.

Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки

— За осенью идёт… (Зима)

— А после зимы… (Весна)

— После весны идёт… (Лето)

— А за летом наступает…(Осень)

— Потом всё повторяется в природе.

— Какие осенние месяцы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

— Назовите 2-ой осенний месяц (Октябрь)

— Назовите 3-ий осенний месяц (Ноябрь)

— Назовите первый осенний месяц (Сентябрь)

— Между сентябрем и ноябрем какой осенний месяц? (Октябрь)

Воспитатель:

Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием. Сейчас мы поиграем с пальчиками.

Пальчиковая игра «Осенний букет»:

Ребята, давайте соберем осенний букет.

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки).

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба (загибают поочередно пальцы)

Мы соберем.

Маме осенний

Букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки).

— Ребята мы с вами сегодня говорили про осень, вспомнили очень много. Перечислили много признаков осени. А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику, чтобы стало чисто)

А теперь обратите внимание на ваши столы.На них лежат листочки. Взяли правильно карандаши, выпрямили спинки, обводим по линии точно и аккуратно, а потом закрасьте листики “осенним” цветом…

Ну, вот, ребята, и у нас появился целый ворох осенних листьев!

Воспитатель:

Ну, вот и подошла к концу наша осенняя прогулка! Ребята, вы славно потрудились, мы вспомнили про осенние месяцы, говорили о том, что происходит в природе осенью, вспомнили, какими разными словами  можно назвать осенние явления. Напоследок, чтобы запомнить все наверняка, предлагаю ответить на  вопросы:

«Игра ДА или НЕТ»

— Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать?

Воспитатель:

Надеюсь, ребята, вам  занятие понравилось и мы с вами  совершим еще немало путешествий!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...

КОНСПЕКТ совместной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития на тему «Домашние животные».

Конспект совместной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развитияна тему «Домашние животные»....

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...