Конспект совместного занятия по развитию речи по теме "Осень"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Конспект совместной деятельности педагога с детьми. Образовательная область "Речевое развитие"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 117.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Программное содержание:
Образовательные цели:
1.Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, логического мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений.
2.Систематизировать и закреплять представления детей об осени и осенних явлениях природы.
3.Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Предварительная работа:
Создание условий для расширения представлений детей о временах года, сезонных явлениях: подбор книг и иллюстраций в книжном уголке по теме “Осень”, проведение выставки поделок из природного материала “Осенний пейзаж.”
Оборудование:
Набор тематических картинок по теме ”Осень в городе и в лесу”, репродукции осенних пейзажей, запись мелодии П.И. Чайковского “Осень”, шаблон-штриховка “лист”, карандаши.
Методические приемы:
Игровая мотивация, физкультминутка.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы с вами будем беседовать о прекрасном времени года, которое вдохновляло многих писателей и музыкантов к творчеству. А, что это за время года, вы попробуйте угадайте:
“Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.”
(И.Бунин)
Дети:
Это осень!
Звучит мелодия П. И. Чайковского «Осень»
Воспитатель:
Послушайте, какая красивая, спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор Петр Ильич Чайковский так и назвал «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени важное, красивое и интересное.
И сейчас я вас приглашаю на экскурсию в парк и посмотрим с вами что же происходит осенью в природе.
Дети садятся.
Беседа по тематическим картинкам:
-Какое время года нарисовано на картине? – Осень.
-Какие осенние месяцы вы знаете? – Сентябрь, октябрь, ноябрь.
-Какие листья на деревьях? – Желтые.
-Почему картина называется золотая осень? – Все желтое как золото.
-Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? - Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.
-Кто еще хочет что-нибудь добавить? - Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые.
-Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? - Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.
-Что меняется в жизни птиц с приходом осени? - есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.
-А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? - Такие птицы называются перелетными.
-А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. - А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше, корма мало.
-Как же выживают оставшиеся с нами птицы? - Эти птицы живут рядом с человеком, и, чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.
-Верно. Такие птицы называются зимующими. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А вы обязательно вместе с папами и мамами постройте им кормушки.
– Осенью холодно или тепло?
Воспитатель:
Я хочу поиграть с вами. Я называю начало предложения, а вы по смыслу его заканчиваете:
“На смену лету пришла …(осень) Осенью опадают…(листья) Дует холодный…(ветер) Стелиться…(туман) В лесу растут…(грибы) Моросит мелкий…(дождик) Солнышко все реже и реже выглядывает из-за…(туч) Птицы собираются в стаи и …(улетают в теплые края) — Молодцы! Вы правильно закончили предложения!”
Динамическая пауза:
Воспитатель:
А сейчас мы отдохнем- физминутку проведем.
Смотрите на меня и повторяйте движения за мной…
Повторим еще раз, теперь запоминайте движения.
Ветер подул (губы в трубочку — дуем)
Листья зашуршали (трут ладошки)
Ежик уснул (складывают руки под голову)
Дождь заморосил (стучат пальчиками по столу)
Птицы полетели(машут ладошками)
— Запомнили? А теперь я говорю а вы показываете…
Ветер подул, ежик уснул и т.д.
Воспитатель:
Сейчас мы поиграем.
Подвижная игра «Подбери действие.»
Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге, и он мне подарил волшебный мяч.
“Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.”
— Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру.
Я кидаю кому-то из вас мяч и задаю вопрос, а вы ловите мяч и отвечаете.
Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают и т.д.
Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т.д.
Урожай осенью — Урожай осенью убирают.
Птицы осенью — Птицы осенью улетают.
Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки
— За осенью идёт… (Зима)
— А после зимы… (Весна)
— После весны идёт… (Лето)
— А за летом наступает…(Осень)
— Потом всё повторяется в природе.
— Какие осенние месяцы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
— Назовите 2-ой осенний месяц (Октябрь)
— Назовите 3-ий осенний месяц (Ноябрь)
— Назовите первый осенний месяц (Сентябрь)
— Между сентябрем и ноябрем какой осенний месяц? (Октябрь)
Воспитатель:
Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием. Сейчас мы поиграем с пальчиками.
Пальчиковая игра «Осенний букет»:
Ребята, давайте соберем осенний букет.
Раз, два, три, четыре, пять-
Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки).
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (загибают поочередно пальцы)
Мы соберем.
Маме осенний
Букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки).
— Ребята мы с вами сегодня говорили про осень, вспомнили очень много. Перечислили много признаков осени. А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику, чтобы стало чисто)
А теперь обратите внимание на ваши столы.На них лежат листочки. Взяли правильно карандаши, выпрямили спинки, обводим по линии точно и аккуратно, а потом закрасьте листики “осенним” цветом…
Ну, вот, ребята, и у нас появился целый ворох осенних листьев!
Воспитатель:
Ну, вот и подошла к концу наша осенняя прогулка! Ребята, вы славно потрудились, мы вспомнили про осенние месяцы, говорили о том, что происходит в природе осенью, вспомнили, какими разными словами можно назвать осенние явления. Напоследок, чтобы запомнить все наверняка, предлагаю ответить на вопросы:
«Игра ДА или НЕТ»
— Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать?
Воспитатель:
Надеюсь, ребята, вам занятие понравилось и мы с вами совершим еще немало путешествий!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...

Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...

Конспект интегрированного совместного занятия по развитию речи в средней логопедической группе.
Цели занятия: ...

КОНСПЕКТ совместной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития на тему «Домашние животные».
Конспект совместной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развитияна тему «Домашние животные»....
Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы. Развитие связной речи дошкольников в условиях реализации ФГОС. Тема: «Занятие о хлебе»
Цель: сформировать у старших дошкольников представление о хлебе как о главном продукте питания....

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну"...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...
