Проект по развитию речи дошкольников
проект по развитию речи

Куликова Нина Витальевна

Проблема чтения в современном мире технического прогресса очень велика! Хочется отметить, что роль книг в современном обществе ушла на задний план. Моя задача заключается в том, чтобы помочь подростающему поколению возрадить традиции чтения, начиная с раннего дошкольного возраста!!! 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Юринский детский сад «Теремок»

ПРОЕКТ

по развитию речи детей дошкольного возраста

 «Центр чтения для детей,

 педагогов и родителей»

Воспитатель  

Куликова Нина Витальевна

Пгт.Юрино

2021г

Пояснительная записка

Актуальность

Многие посчитают, что в наш век — век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении. Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию?

Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. Но, как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги.

В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руки книгу, тем более ребенка — дошкольника,

 т. к. он является своеобразным читателем.

В книгах заключено особое очарование, книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь обществаи природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоцииболее насыщенными, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасныеобразцы русского языка: в рассказах дети узнают лаконичность и точностьслова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русскойречи; народные сказки раскрывают меткость и выразительность русскогослова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми образнымивыражениями и сравнениями.

Мир ребенка начинается с семьи. И привычка к чтению зарождается, прежде всего, в семье. Особое значение для читательской судьбы ребенка имеет семейное чтение.От установок взрослого зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребенка.

Дети дошкольного возраста – слушатели, поэтому родителям необходимо какможно больше читать своим детям. Слушая чтение взрослого, рассматриваявместе с ним книжные иллюстрации, ребенок активно думает, переживает загероев, у него формируется яркая, образная, красочная, грамматическиправильно построенная речь, возникает стремление к постоянному общениюс книгой. От взрослого зависит, станет ли ребенок настоящим читателем.

К сожалению, традиция семейного чтения практически утрачена. Чтобывоспитать ребенка настоящим читателем, приобщать ребенка к книге необходимо  возрождать традициюсемейногочтения.

Мамино чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения. Семейное чтение способствует раннему и правильному развитию родной речи и отличается  живым контактом ребёнка с матерью, звучанием ее голоса, сопровождаемого мимикой, жестами, а также возможностью задать вопрос, получить разъяснение, вести жизненно значимый разговор о прочитанной книге.

        Хорошая книга в руках родителей и их ребенка – добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера и духовное единство. Важно не растерять связь семьи и книги. А укреплять эту связь так, чтобы она передавалась  из поколения в поколение,  и чтение стало семейным.

Проблема

 Проведя опрос родителей и воспитанников, мы убедились в том, что проблема  семейного чтения  становится особенно актуальной и  значимой  для детей. Ребенок растет в окружении не читающих взрослых.  Именно это побудило нас к созданию социально-значимого проекта  «Библиотеки для детей и родителей в дошкольной организации».

Тип проекта: исследовательско-творческий.

Участники проекта: дети, родители (законные  представители), воспитатель

Цель: формирование грамотного читателя и развитие культурных традиций на основе чтения детской русской литературы,возрождение традиций семейного чтения и развитие культуры чтения ребенка на основе его сотрудничества с семьей. Помочь родителям осознать ценность детского чтения, как эффективного средства образования и воспитания дошкольников.

Задачи:

-приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя;

- повысить интерес детей и родителей к художественной литературе, к художественной литературе;

- приобщать к истокам народной культуры родного края;

- показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах;

- обобщить и распространить опыт семейного чтения художественной литературы;

- познакомить родителей с методами и приемами приобщения детей к высокохудожественной литературе, с разными видами домашнего чтения;

- помощь родителям в организации семейного чтения и в вопросах воспитания с помощью книги;

- формирование круга семейного чтения;

- создание пространства для диалога ребенка и взрослого;

- воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров;

- формирование репертуара материнского чтения для детей раннего и дошкольного возраста;

- разработка комплексных мер, направленных на обучение практическим навыкам чтения ребенку вслух и организации общения на этой основе;

-интеграция семьи с библиотеками, книжными магазинами и другими социальными институтами для успешного осуществления читательского развития ребенка;

- привлечение мам в качестве волонтеров для чтения детям вслух в  ДОУ;

- обеспечение библиотечного содействия материнскому чтению;

- дать родителям информацию о важности чтения художественной литературы в развитии ребенка.

Планируемый результат

- увеличение числа родителей, читающих своим детям вслух;
- чтение художественной литературы займет одно из первых мест в семейном досуге;
- увеличение количества книг в домашней библиотеке;
- повышение уровня мотивации семейного чтения;
- у родителей возрастет интерес к чтению книгкубанских писателей о родном крае;
- у воспитанников  повысится уровень развития памяти, фантазии, речи, воссоздающего и творческого воображения;

- возрождение традиции домашнего чтения;

- обобщение и распространение  опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе;

- повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя;

-повышение избирательного интереса к книгам, желания и умения их осознано выбирать и осмысленно читать.

Продолжительность: долгосрочный, сентябрь 2021г.  – январь 2022 года.

Содержание проекта

Содержание проекта строится так, что в процессе его реализации родители способствуют:

- развитию личности ребенка, его творческих способностей;

- приобщению детей к общечеловеческим ценностям;

- формированию творческого воображения;

- развитию любознательности, как основе познавательной активности.

Для успешной реализации проекта ставятся задачи, которые необходимо решать в семье и детском саду.

В семье

В детском саду

ежедневное чтение детям художественных произведений

ежедневное чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения, формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение, о прочитанном

следить за подбором детской литературы, беседовать о прочитанном, о литературе, о пользе чтения

развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения

учить ребенка правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как называется, кто ее иллюстрировал

активизировать работу библиотеки детского сада (обсуждение отдельных литературных произведений, выставки книг с иллюстрациями разных художников по одному литературному произведению)

Реализация проекта предполагает:

-          совместную деятельность родителей и детей;

-          взаимодействия воспитателя с родителями;

-          взаимодействие воспитателя с детьми;

-          взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители.

Этапы реализации проекта

Этап 1.Организационно – подготовительный

1. Разработка социально-значимого проекта  «Библиотека для детей и педагогов в дошкольной организации» в ДОУ по приобщению детей и родителей к совместному чтению книг.

2. Проведение вводного мониторинга «Чтение художественной литературы дома» (анкетирование родителей и детей).

3.Подборка книг для создания библиотеки.

4.Изучение методической и практической литературы.

5. Сбор информации по теме проекта, подбор литературы, информирование родителей и педагогов ДОУ.

Этап 2. Практический.

Предполагает непосредственное проведение комплекса мероприятий в рамках работы библиотеки детского сада, направленных на всестороннее развитие личности ребенка, формирование круга семейного чтения. Работа библиотеки на данном этапе состоит из блоков, что позволит осуществить системный подход к обозначенной проблеме.

Блок - литературная мастерская

  1. Разработка формуляров читателей
  2. Сбор и обработка фонда библиотеки
  3. Расстановка книг по стеллажам
  4. Вводная экскурсия

Блок  -  «Массовые мероприятия»

  1. Выставка рисунков и поделок «Моя любимая сказка».
  2. Выставка книг «Книга, которую мне читают дома»
  3. Акция «Я рекомендую почитать».
  4. Смотр семейных опытов «Наш опыт семейного чтения» (лэп-бук)
  5. Совместная конференция на тему «Какие книги для дошкольников доступны в библиотеке»  с привлечением  сотрудников МБУК «Центральной  детской  библиотеки»
  6. Мини-проект «Здравствуй, старая книга!» – провести поиски самых старых книг(взрослой и детской) в домашних библиотеках, представить книгу-долгожителя,рассказать об истории появления книги в домашней библиотеке. Результат: стараякнига поможет открыть страницы семейных историй, узнать сведения о своей родословной, подтолкнуть взрослых познакомить детей с традициями семьи.

Блок - «Рекомендательная библиография»

Цель

  • Развитие и углубление читательских интересов, формирование новых запросов читателей, определение круга чтения.
  • Как дети, так и родители нуждаются в помощи при отборе книг для чтения. Рекомендательная библиография поможет родителям направить внимание ребенка на то, что заведомо должно его заинтересовать, привлечь к чтению, ориентировать на творческое, обдумывающее восприятие произведений, на формирование позитивных эмоций ребенка.

Проводится

  1. Издание книжных памяток, закладок, дайджестов, буклетов для родителей по вопросам семейного чтения.
  2. Разработка и оформление книжных выставок с использованием различных форм.
  3. Составление рекомендательных списков литературы для детей и их родителей.
  4. Оказание помощи родителям в определении круга детского чтения, направленного на формирование позитивных эмоций ребенка.
  5. Продвижение забытых детских книг, анонсы книжныхновинок.
  6. Плакаты «Я выбираю книгу» – фотографии педагогов и детей с любимыми книгами.
  7. Проведение  бесед, содержащих библиографическую информацию о литературе для детей и методические рекомендации для родителей.

Блок - «Рекламная деятельность»

1.Представление проекта на педсовете, по итогам проделанной работы.

  1. Публикации в СМИ по вопросам семейного чтения.
  2. Размещение проекта на сайте МБДОУ.

Формы работы с детьми

1.Интервью детей «Моя любимая книжка»

2.Цикл бесед «Бережное хранение книг»

3.Проведение игр «Книжкина больница»

4.Литературные развлечения «Раз загадка, два загадка»

5.Викторина «Взрослые и я – читающая семья»

6. Утренние беседы «Расскажи о книге, прочитанной дома»

7.Неделя любимой книги

8.Неделя сказок

10.Неделя любимого писателя

11.Неделя стихотворных произведений

13.Драматизация сказки «Репка» для младших дошкольников

14. Выставка книг «Книга, которую мне читают дома»

15. Выставка рисунков и поделок «Моя любимая сказка»

16.Конкурс чтецов

17. Конкурс стихов «Весна Победы», на уровне ДОУ

18.Рекламирование новых книг для младших дошкольников.

III этап. Заключительный

  1. Итоговый детско-родительский праздник «Книга встречает друзей»
  2. Арт-выставка семейных конкурсных работ «Вместе с книгой я расту» (подведение итогов)
  3. Мини-музей «История книжки»
  4. Папка-энциклопедия «Традиции семейного  чтения в далёком прошлом»
  5. Презентация социально-значимого проекта  «Центр чтения для детей, педагогов и родителей» на педагогическом совете.

     

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе

«Мой любимый сказочный герой»

Программноесодержание: формировать и расширять

представления детей о миресказокпри помощи и средств

изобразительной деятельности. Учить детей передавать в

рисунке эпизоды излюбимой сказки(рисоватьнесколько

персонажейсказкив определённой обстановке). Развивать

воображение, творчество.

Предварительнаяработа: чтениесказок, рассматривание

иллюстраций, экскурсия в библиотеку, проведение дидактической

игры "В гостях усказки".

Материалы кзанятию: загадки осказочных героях,

картинкисказочных героев, простые карандаши, акварель,

цветные карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель: Сказкав гости к нам стучится

Скажемсказке: «Заходи»

Всказке может всё случится

Что же будет впереди?

Сказка по свету идёт,

Всех нас за руку ведёт

Сказка-умница и прелесть-

С нами рядышком живёт.

Ребята, как вы думаете, о чём будет сегодня нашезанятие?

Дети:

Осказках!

Воспитатель: Правильно! Осказках и о героях, которые в них

живут! Как называются этигерои?

Дети: Сказочные герои!

Воспитатель: Назовите кого из них в знаете.

Дети называютгероев сказок.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А загадкилюбите

отгадывать?

Дети: Любим!

Воспитатель: Я сейчас вам буду загадывать загадки, и если вы

правильно отгадаете,на доске будет появляться картинка-

отгадка.

Воспитатель загадывает детям загадки прогероев сказоки

при правильном ответе на доске появляется картинка

этогогероя.

1. Ждали маму с молоком,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по развитию речи дошкольников через пальчиковые игры "Весёлые пальчики"

Проект по развитию речи дошкольников через пальчиковые игры "Весёлые пальчики"...

Проекты по развитию речи дошкольников

Проекты разработаны для средней, старшей и подготовительной групп....

Проект по развитию речи дошкольников "В страну правильной и красивой речи"

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками ...

Проект по развитию речи дошкольников с помощью мнемотехники «В сказки играем – речь развиваем» в подготовительной группе.

Один из наиболее действенных методов развития у детей произвольной памяти является заучивание стихотворений методом  мнемотехники, или мнемоники, в переводе с греческого «искусство запомина...

Проект по развитию речи дошкольников средней группы «Волшебные игры»

Проект по развитию речи дошкольников средней группы «Волшебные игры»...

Использование метода проектов в развитии речи дошкольников.

В статье описано использование метода проекта для развития речи дошкольников....

Педагогический проект по развитию речи дошкольников 2 младшей группы «Подснежники». Тема проекта: « Логоритмика для малышей».

Проводя мониторинг в начале учебного года, пришла к выводу, что в группе из 30 человек  «чисто» говорящих детей  всего 12 человек в наше время это результат недостаточного вниман...