Использование метода проектов в развитии речи дошкольников.
статья по развитию речи

Мешкова Алевтина Павловна

В статье описано использование метода проекта для развития речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx17.62 КБ

Предварительный просмотр:

Мешкова А.П., методист

ГБДОУ детский сад № 39 Центрального района

Санкт-Петербурга

              Использование метода проектов в развитии речи дошкольников.

   В современных условиях, когда скорость устаревания информации очень высока, все более актуальной становится переориентация процесса образования с методов, которые способствовали усвоению большего объема информации, на методы, нацеленные на развитие способности думать, обобщать,  анализировать информацию, самостоятельно делать выводы.

   Такой подход к процессам обучения- это новый образовательный процесс, когда именно ребенок становится субъектом деятельности и именно активная деятельность формирует у дошкольника чувство личной причастности,  усиливает заинтересованность учебным процессом.

   Метод проекта возник еще в 20-е годы в США. Его называли методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в образовании.

   В основе метода - идея о направленности учебно-познавательной активности дошкольников на результат, который получается при решении теоретической или практической проблемы. Внешний результат можно увидеть, применить в реальной деятельности, а внутренний результат, который является опытом деятельности, становится личным достоянием ребенка и соединяет в себе навыки и умения.

   По мнению американского педагога Дж. Дьюи , условиями успешности обучения являются:

-проблематизация материала

-активность ребенка

-связь обучения с жизнью

   В России метод проектов был известен уже в 1905 году и применялся такими педагогами, как Игнатьев Б.В., Крупенина М.В. и другими.

   Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Возникнув из идеи свободного воспитания, суть ее остается прежней, а именно- стимулировать интерес детей к определенным проблемам и показать практическое применение полученных знаний.

   Сегодня метод проектов широко используется и в сфере дошкольного образования. Педагоги разрабатывают интересные проекты совместно с детьми и их родителями.

   Что же такое проектный метод? Это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, это совокупность приемов, действий в определенной последовательности для достижения поставленной задачи, лично значимой для участников проекта и оформленной в виде конечного продукта.

   Составными компонентами проекта являются:

-формирование цели, для чего нужно что-либо сделать

-выбор путей выполнения проекта, их разработка

-работа над проектом

-оформление результатов

-обсуждение результатов

   Основное предназначение метода проектов- это предоставление детям возможности самостоятельно получить знания при решении практических задач. Это совокупность исследовательских, поисковых, творческих по своей сути методов.

   Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей. Недаром эти технологии относят к технологиям 21 века, которые основаны на умении адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

   Реализация проектной деятельности в образовательной практике связана с формированием определенной среды:

-кардинальное изменение роли педагога, который должен стать организатором проектной деятельности, руководителем проекта, консультантом

-наличие информации, обеспечивающей самостоятельность ребенка в выборе темы проекта и его выполнения

Создание условий для оформления результатов проектной деятельности и их обсуждения

   В ходе проектирования (по Д.И. Чечель) самым сложным для педагога является выполнение роли независимого консультанта, удерживающегося от подсказки даже в случае, если дети «идут не туда». Для ребенка же трудностями могут быть:

-постановка ведущих и текущих( промежуточных ) целей и задач

-поиск пути их решения

-осуществление оптимального выбора при наличии альтернатив

-аргументация выбора

-сравнение полученного результата с требуемым

-корректировка ( при необходимости ) результата

- объективная оценка самой деятельности и другие позиции

   Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших способов организации образовательной деятельности. Действуя методом проб и ошибок, самостоятельно, ребенок приобретает знания и опыт.

   Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей и обладает рядом характеристик, оказывающих положительное влияние на развитие речи ребенка-дошкольника.

   Прежде всего в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире, активно пополняется словарный запас. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.

   Активно развиваются коммуникативные, регуляторные способности, в дошкольном периоде ребенок обучается публичному изложению своих мыслей.

   В ходе проектной деятельности дети-дошкольники приобретают необходимые социальные навыки - они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться коллективными нормами.

   Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей- она становится сложно организованной, дети учатся играть в сюжетные игры, где требуется активное речевое участие.

   В ходе проектной деятельности развиваются отношения между родителями и детьми. Дети и родители становятся интереснее друг другу, более тесно взаимодействуя, открывая новое в знакомых ситуациях. У детей повышаются потенциальные возможности разностороннего развития, в том числе и речевого.

   А возможно ли детям с особыми образовательными потребностями участвовать в проектном методе, детям, у которых существуют проблемы в развитии речи? Несомненно, да, ведь познавательная и речевая активность снижены у детей с речевыми нарушениями,

а, детально разобравшись в предмете, таким детям легче освоить новый навык.

   Использование, наряду с традиционным, инновационных педагогических технологий открывает новые возможности в обучении дошкольников с нарушениями речи, и одним из наиболее эффективных является проектный метод.

   Этот метод актуален в развитии речи и очень эффективен. Он дает дошкольнику возможность активно развивать коммуникативные навыки, приобретенные навыки усваиваются легче и быстрее, малоинтересные упражнения по развитию речи становятся увлекательным занятием для ребенка.

   «В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность», -пишет Миронова С.А. о значении проектного метода для дошкольников с речевыми нарушениями.

   Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими.

Литература

1.Веракса Н.Е. «Проектная деятельность дошкольников:Пособие для педагогов дошкольных учреждений», М., «Мозаика-синтез», 2008 г., 112с

2.Гарифуллина И.В. «Игровой проект- инструмент развития познавательного интереса дошкольников», «Детский        сад от А до Я», 2009 г.,№1, с 23-28

3.Евдокимова Е.С. «Технология проектирования  в ДОУ», М., ТЦ «Сфера», 2006 г., с.87

4. Жуйкова Т.П. «Характеристика проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста// Педагогика:традиции и инновации: Материалы международной научной конференции» (г.Челябинск, октябрь 2011 г.)

5.Киселева Л.С., Данилина Т.А. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ», М., АРКТИ, 2011 г., 205 с.

6.Кларина Л.М. «Детская проектная деятельность», «Игра и дети»,2006 г., №4,с 7-10

7.Панкова Е.П. «Образовательные проекты в детском саду.Пособие для воспитателей», М., Айрес-Пресс, 2008 г. , 208 с.

8.Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?», М., 2003, с 45-64

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Использование методов мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Консультация для педагогов «Использование методов мнемотехники  в развитии речи дошкольников» с презентацией....

Проект « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

У детей старшего дошкольного возраста развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, которая проявляется в любознательности и любопытстве ребёнка. Большим шагом вперёд является раз...

Использование методов ТРИЗ в развитии речи дошкольников

Использование методов ТРИЗ в развитии речи дошкольников...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование метода мнемотехники в развитии речи дошкольников».

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование метода мнемотехники в развитии речи дошкольников»....

Презентация. Использование методов мнемотехники в развитии речи дошкольников.

Использование методов мнемотехники в  развитии речи дошкольников....

«Использование методов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

Своевременное  и полноценное овладение речью является важнейшим условием становления у ребенка психики и дальнейшего правильного ее развития. Внимание к развитию речи дошкольника особенно важно п...