Сказки Букваря
материал по развитию речи

Керш Лариса Сергеевна

Сказки "ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_bukvarya.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка Букваря «Гласные и согласные звуки»

         Однажды звуки пошли в лес за грибами, некоторые из них забрели в самую чащу и заблудились. Стали они кричать, звать на помощь друзей. Но, к их несчастью, в чаще леса жила старуха Глухота. Услышала Глухота крики и страшно рассердилась, потому что терпеть не могла громких звуков. Решила она заколдовать звуки, да так, чтобы они не могли больше громко кричать.

           Подошла она к ним и сказала: «Ладно, выведу я вас из леса, но при условии, если вы согласитесь, когда захотите кричать, закрывать свой ротик». Испугались звуки, да делать нечего – не погибать же в лесу – и согласились с условием Глухоты. Вывела она звуки из, а вслед им сказала: «С этого момента чем сильнее вам хочется закричать, тем сильнее у вас будет смыкаться ротик».

С тех пор звуки, которые согласились с условием старухи Глухоты, стали называться согласными. Они уже не могли кричать, потому что их ротик стал смыкаться. А те звуки, которые не заблудились в лесу, сохранили свой голосок, и их стали называть гласными.

Сказка Букваря «Судья Ударения»

Решила старуха Глухота поссорить гласные звуки, которые ей не подчинились и громко кричали, и пели. Долго она думала и наконец придумала.

 Она достала блестящий золотой ключик, такой же, как в сказке про Буратино (вы помните?). Обратилась Глухота к гласным звукам, которые произносятся в слове ключик.

— Какие это звуки, ребята?

Так вот, она отдала звукам ключик и сказала: «Этот ключик волшебный и может принадлежать только самому сильному звуку в слове ключик».

Конечно, старуха Глухота все это сделала специально: для нее было главным поссорить звуки и, чтобы им было плохо. Ведь когда с кем-то поссоришься, тебе плохо и грустно, верно?

Вот и стали звуки [у] и [и] спорить. Гласный [и] кричит: «Я самый сильный! Это мой ключик!» Звуку [у] стало обидно: «Нет, я самый сильный! Это мой ключик!» А Глухота спряталась за елку и радуется.

Но в стране Читалии жил и свой судья, которого звали Ударение. Услышал судья крики, пришел к звукам [и] и [у] и рассудил их.

— Как вы думаете, что сказал судья Ударение? Какой звук произносится громче и протяжнее в этом слове? Давайте все вместе позовем: «Ключик! Ключик!» В первый или во второй раз слово звучит ясно и правильно? Конечно, в первый раз, значит, в этом слове звук [у] более сильный, или ударный.

Так же рассудил звуки и судья Ударение, а чтобы другие гласные больше не спорили, в словах самому сильному звуку прикрепил особый значок «» — ударение.

С тех пор слова судьи Ударения: «Ударение над гласным может сделать слово ясным! (Л. Шкатов), - стали девизом жителей страны Читалии. Ну, а злая Глухота очень рассердилась, что ее планы расстроились, но от замысла как- ни будь навредить звукам все- таки не отказалась.

День рождения шипящих.

Жили в городе Буквограде братья, твердые шипящие Ж и Ш. Сегодня у них день рождения. Решили они пригласить к себе подружек — гласных, обозначающих твердость, так как сами были твердыми.

— Как вы думаете, кого именно они позвали?

— Конечно, буквы а, о, у, ы, э. Вот им и разослали шипящие приглашения. Буквы а и у пришли сразу и принесли подарки. Прочитайте слова и узнайте, какие подарки принесли буквы:

жакет, шарик, журнал, шубка.

Приглашение получила и буква о. Но в это время к ней в гости пришла подруга буква ё.

— Что же делать? Как бы вы поступили?

Вот и она взяла ее с собой. Буквы о и ё также принесли подарки.

Прочитайте слова — и вы узнаете, какие подарки принесли буквы:

жёлудь, флажок, мышонок, кошёлка.

С этих пор благодарные шипящие стали дружить с буквой ё, хотя по-прежнему читаются перед ней твердо:

шёпот, бережёт, жёлудь, шёл.

А вот буквы ы и э, хотя и получили приглашение, но прийти не смогли. Они должны были идти на урок в другую школу, так как ребята их давно пригласили. Обижать ребят не хотелось, но и шипящих — тоже. Вот и решили они попросить своих соседей и и е отнести подарки буквам Ж и Ш, но забыли предупредить, что Ж и Ш — твердые шипящие.

Вот эти подарки — ежевика, орешек, жираф, машина.

Подарки так понравились шипящим, что они решили дружить с буквами и и е, но свое твердое чтение не изменили. 

Лингвистическая сказка «Доктор Йодик».
Буквы гласных - народ непоседливый, любят побегать, попрыгать, пошалить. Вот

однажды они играли в прятки. Буква О хотела спрятаться надежнее всех, поэтому забралась

на дерево. Пока взбиралась, все руки исцарапала о ветки. Пришлось после этого идти к

доктору Йодику лечить ранки.

(Учитель обращает внимание детей на иллюстрацию в учебнике на странице 102).

Доктор Йодик был особенный. Догадались, ребята, почему его так звали?

Сопровождающее чтение текста про йод на странице 103 учебника, краткая беседа о

свойствах этого лекарства.

Любил Йодик всех лечить йодом, и, конечно же, сразу принялся мазать этим

лекарством букву О.

-О-о-о! - закричала буква.

Как вы думаете, почему она закричала?

Правильно, ведь йод всегда щиплется. Но буква О этого не знала. Она первый раз

пришла к доктору Йодику и подняла такой шум, что остальные буквы гласных услышали

крик, испугались и разбежались. С тех самых пор никто из букв гласных и близко не

подходит к букве Й, потому что она напоминает им доктора Йодика и его йод. Только в одном

слове «йод» после буквы Й стоит О: ее – то доктор успел полечить йодом.

Сказка Букваря «Глухие и звонкие согласные».

Как мы уже с вами знаем, Глухоте не удалось поссорить гласные звуки. Тем не менее она не отказалась от своих коварных планов и решила взяться за согласные. Долго думала колдунья, как лишить согласные звуки голоса, и наконец придумала. Она приготовила для звуков то, что они очень любят и от чего, конечно, не смогут отказаться. А вот что Глухота приготовила для согласных, догадайтесь по загадке.

(Чтение загадки на с. 43.)

- А вы любите мороженое? Вот поэтому-то Глухота и принесла согласным именно мороженое.

Конечно, звуки попробовали его. Мороженое оказалось таким вкусным, что некоторые согласные не удержались и стали есть одну порцию за другой. Звукам так понравилось мороженое, что они забыли о всякой осторожности, и все ели, ели и ели. Когда колдунья Глухота это увидела, на радостях даже запела.

А радовалась колдунья Глухота не случайно.

Как вы думаете, что обязательно произойдет с тем, кто съест слишком много мороженого? Правильно, у него заболит горлышко. И даже может пропасть голос.

К несчастью, у неосторожных согласных как раз так и случилось. У них пропал голос. С тех пор эти согласные стали называться ГЛУХИМИ согласными.

Но не все согласные потеряли голос. У некоторых он сохранился. Видимо, они проявили осторожность и не ели слишком много мороженого. Они стали называться ЗВОНКИМИ согласными.

Не верите? Тогда приложите ладонь к своему горлу и произнесите звук [ж].

Чувствуете, как дрожит горло? Это происходит потому, что у звука [ж] есть не только шум, а еще и голос. Это звонкий согласный.

А теперь произнесите звук [ш]. Горло дрожит? Конечно, нет! У этого звука больное горлышко, поэтому и голоса нет, один шум. Звук [ш] – глухой согласный звук.

Сказка Букваря «Парные согласные»

Старуха Глухота рассердилась на звонкие согласные и решила сделать все, чтобы они не смогли дружить с глухими согласными. Глухоте удалось заточить несколько глухих согласных в темницу за семью замками и так глубоко под землей, что звуки едва проникали в глубь подземелья.

Бросились звонкие согласные звуки выручать из беды своих друзей, да ничего не могут поделать с заколдованными замками. Стали звуки просить старуху Глухоту открыть замки, но она им сказала лишь одно: «Замки откроются, если вы сумеете позвать звуки. Как только какой- либо глухой согласный, сидящий в темнице, услышит свое имя, он сразу станет свободным».

Коварная колдунья надеялась, что звонкие согласные никогда не смогут позвать глухих согласных – ведь они звонкие.

Первым решился позвать звук (б). Он крикнул громко и, конечно звонко: «Бом!»

Но глубоко под землей была темница- голосок звука ослабел, и глухие звуки услышали совершенно иное слово.

-Попробуйте сами догадаться, какое слово услышали глухие звуки, Произнесенное слово Бом шепотом, без голоса, будто это слово мы услышали из далека. Какое имя получилось? Правильно, Пом.

Сразу после этого двери темницы открылись, и вышел глухой согласный(п)

Таким же образом и мягкому согласному (б,) удалось освободить из темницы своего друга. А вот как ему это удалось, вы ребята, уже можете рассказать сами.

С тех пор звуки(б) и (п), а также (б,) и (п,) стали называться ПАРНЫМИ СОГЛАСНЫМИ. А старуха Глухота так и осталась ни с чем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе "Удивительное путешествие в страну Букварию"

Данное открытое  логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи направлено на совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов. Закрепление и актив...

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в Букварию". "

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе дифферннциация звуков "Ш-Ж" по теме: "Путешествие в Букварию"....

Приключения принца Букваря или сон Коли.

Поучительная сказка для детей....

Тематическое планирование по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (по "Букварю" Жуковой)

Тематическое планирование по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Содержание: пояснительная записка, тревования к уровню подготовки детей к концу года, темы занятий....

« ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ БУКВАРЯ». Методическое пособие

конспект занятия "Путешествие в страну букваря". Методическое пособие...

"Путешествие в страну букваря" пособие

пособие для педагогов "Путешествие в  страну букваря"...