«Весна»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Агбалян Вардануш Хачехпаровна

Конспект открытого мероприятия по коммуникативной деятельности "Весна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 поселка Комсомолец муниципального образования Ейский район

Конспект открытого мероприятия по коммуникативной деятельности  «Весна»

Подготовила  воспитатель

разновозрастной старшей-

подготовительной группы

компенсирующей направленности

Агбалян Вардануш Хачехпаровна

2020г.

Задачи

Образовательные:

Актуализировать  словарь по теме «Весна». Систематизировать знания детей о весне, о весенних явлениях природы. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными). Закреплять умение делить слова на слоги. Упражнять детей в в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно в логической последовательности.

Развивающие:

Развивать умение детей соотносить знаковые  символы с образами.Продолжать развивать  психические процессы: память, внимание, наглядно- образное мышление.Развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста; стимулировать и поощрять творческие  проявления детей. Закреплять знания детей о весне и использовать из в  составлении рассказов.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к времени года- весна.Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей- пожалеть, сочувствовать, помочь. Воспитывать внимание, бережное отношение к природе.

Методы и приемы:

—словесный: беседа, диалог, чтение письма от Умки, вопросы,  составление рассказов с помощью мнемотаблиц, слушание музыки.

- метод проблемного обучения: решение проблемной ситуации.

- наглядный: рассматривание мнемотаблиц, картинок о весне в виде презентации.

- игровой: дидактические игры («Какая, какое?», «Скажи правильно», «Блиц опрос», пальчиковые игры («Цветы», «Ласточка»).

игровые упражнения («Составь словосочетание», «Раздели на слоги»).

- практический: рисование картин о весне.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация с картинками о весне, мнемотаблицами, портретом П.И. Чайковского, аудиозапись произведения П. И. Чайковского «Времена года. Весна».письмо в конверте, мяч, цветные восковые мелки или карандаши, альбомные листы, желтый крг с прикрепленными лентами (солнце), домики с номерами 1, 2, 3, картинки с насекомыми (на каждого ребенка), смайлики (веселый и грустный).


Ход проведения:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам  пришли гости. Давайте нашим гостям, и друг другу пожелаем доброго утра.

«Давайте порадуемся»

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

(дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам

(Улыбаются друг другу)

И всем, кто живет на этой планете,

(разводят руками)

«Доброе утро!» скажем мы вместе

(берутся за руки)

«Доброе утро!» — маме и папе

«Доброе утро!» — останется с нами

- Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.

После таких теплых слов стало еще больше радости и светлых лиц.

Стук в дверь, приносят письмо. Ребята, посмотрите нам прислали письмо. Хотите узнатьот кого? И что в нём написано? - Давайте прочитаем.

«Дорогие ребята! Пишет вам белый медвежонок Умка. Я никогда не видел весну и хотел бы узнать, что это такое? Объясните, пожалуйста?»

Медвежонок Умка.

Проблемная ситуация.

- Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь нашему другу?

- Правильно, мы можем поговорить про весну, рассказать о ней, загадать загадки о весне, нарисовать рисунок, послушать мелодии весны.

- Ребята, а где живут белые медведи? (они  живут в Арктике)

- Молодцы, правильно!

- А как вы думаете, почему они не видели весну? (потому, что всегда зима, лёд, снег и очень холодно, а весны не бывает).

Итак, давайте поговорим о весне.

СЛАЙД 1

- Что же такое «весна»? (Это время года).

- После, какого времени года приходит весна?

СЛАЙД2

- Какое время года вы ещё знаете?

Назовите мне весенние месяцы. (март, апрель, май). А какой сейчас месяц? (апрель).

СЛАЙД 3

Нам сейчас ребята расскажут стихи о месяце Апрель и о Весне. (Чтение детьми стихов)

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала...

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей...

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой...

Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь густой валежник.

Стали птицы песни петь

И расцвел подснежник.

СЛАЙД 4

- Какие приметы весны вы знаете? (Стало тепло, птицы прилетают из тёплых стран, закапали сосульки с крыш домов, дни стали длиннее, снег потемнел, стал рыхлым, появились проталины).

– Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лёд, бегут ручьи? (Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать).

- Как называются первые цветы? (первоцветы)

СЛАЙД 5

- Какие цветы вы знаете? (подснежники, одуванчики, мать - и - мачеха, ландыши, нарциссы)

Пальчиковая игра « Цветы»

Наши дивные цветы раскрывают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

(Дети дуют на цветы набирая полную грудь воздуха и медленно выдыхают)

Наши дивные цветы закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

Скажите, вы любите весну? Сейчас каждый из вас будет говорить, за что он любит весну, и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу.

 Игра «Какая, какое?»

Весна (какая?) - ранняя, поздняя, тёплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, солнечная, цветущая, красивая, неожиданная, звонкая…

Солнышко (какое?) - яркое, весеннее, лучистое, тёплое, ласковое, блестящее, весёлое, большое, нежное…

Солнце (какое) - яркое, желтое, теплое, яркое, солнечное, жаркое…

Облака (какие) - лёгкие, пушистые, воздушные…

Небо (какое) - голубое, облачное, серое…

Ребята, давайте скажем слова со словом «весенний»:

Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но уже со словом «весенний», «весенняя», «весеннее»,

например: день — весенний день, погода — весенняя погода,

солнце, настроение, проталины, гроза, месяц, лучи, дерево, листва, цветы, дождь, гроза, солнце, месяцы, лес, трава, небо.

(Дети называют словосочетания.)

А сейчас Блиц опрос.

- Что такое блиц опрос? ( Быстрый опрос - ответы те, которые вам первые приходят в голову.)

Игра « Скажи правильно » (накапливаем словарь глаголов)

• Распускаются листочки или веточки? А что делают веточки?

• Порхают птички или жучки? А что делают жучки?

• Тает снежинка или дождинка? А что делают дождинка?

• Журчат ручьи или грачи? А что делают грачи?

• Набухают почки или листочки? А что делают листочки?

• Возвращаются с тёплых стран насекомые или птицы? А что делают насекомые?

• Трещит лёд или ручей? А что делает ручей?

• В лесу появляются сосульки или подснежники? А что делают сосульки?

- Как называется явление природы, когда с крыши тают и капают сосульки?- Это явление природы называется капель.

Ребята, а вы знаете откуда и почему прилетают перелетные птицы? А что они делают весной? Каких перелетных птиц вы знаете?

СЛАЙД 6

Пальчиковая игра «Ласточка»

СЛАЙД 7

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была?

Ты с чем пришла?

-За морем бывала,

 Весну добывала

На каждую строку на обеих руках большие пальцы касаются дважды каждого пальца, начиная с указательных.

Чем питаются перелетные птицы? (Насекомыми)

Игровое упражнение «Подели на слоги»

Дети распределяют насекомых в домики с №1, 2 и 3, в зависимости от количества слогов  в слове.

- А сейчас я предлагаю вам составить рассказ о весне, чтобы Умка запомнил его и рассказал о ней своим друзьям в Арктике.

СЛАЙД  8

В этом нам помогут наши помощницы-таблицы. Давайте вспомним, что рассказывать надо слева направо, используя все рисунки. Каждая карточка это новое предложение.

Рассказ по мнемотаблице «Весна» № 1

Весной пригревает теплое и ласковое солнышко. Тают на крышах сосульки, и появляются проталинки. Дети пускают в них и ручейках кораблики. Весной распускаются первые цветы — подснежники, а на деревьях появляются зеленые листочки.

СЛАЙД 9

Рассказ по мнемотаблице «Весна» № 2.

Наступила весна. Весной пригревает яркое солнышко. Тает снег и появилась первая зелёная травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Прилетают первые птицы с юга и вьют гнёзда. На деревьях набухают почки и появляются первые листочки. Девочки и мальчики радуются солнцу.

СЛАЙД 10

 Рассказ по мнемотаблице «Весна» № 3.

Наступила весна. Весной день длиннее, а ночь короче. Небо голубое и идёт тёплый весенний дождь. Весной на деревьях распускаются листочки. Птицы возвращаются из тёплых стран, строят гнёзда и высиживают птенцов. Снег становится тёмным, рыхлым, тает и по земле бегут ручьи. На земле появляются проталины, а прямо из под снега расцветают подснежники - первые вестники весны.

- Спасибо, ребятки. Мы запишем ваши рассказы о весне и отошлём Умке.

Физминутка «Веснянка»    

Солнышко, солнышко,          (дети идут по кругу, взявшись за руки)    

Золотое донышко,      

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,          (бегут друг за другом на носочках

Прилетели сто грачей,           Взмахивают руками, как крыльями)      

А сугробы тают, тают,           (медленно приседают)

А цветочки подрастают.        (тянутся вверх, встав на носочки и подняв руки).

-Какое красивое время года – весна. Про весну поэты пишут стихи, художники рисуют картины, композиторы сочиняют красивую музыку.

– А хотите послушать музыку о весне?

СЛАЙД 11

Мы прослушаем отрывок из произведения П. И. Чайковского «Времена года».

- Понравилась вам музыка? Что вы услышали, когда слушали эту прекрасную музыку?

(Дети отвечают, что услышали, как звенит капель, капают сосульки, журчит ручей, радостно чирикают воробушки и т.д.) ».

Я вам ещё раз включу эту музыку, а вы нарисуете рисунки о весне, которые отошлём в подарок Умке и его друзьям.

СЛАЙД 12

Дети рисуют рисунки.

- Какие замечательные рисунки. Мы их отошлём белым медвежатам.

Ребята, вам понравилось занятие?

Что больше понравилось?

Я думаю ваши рисунки порадуют Умку и он наконец увидит и узнает, что такое весна.

Ребята, я положила на стол  смайлики. Если вы считаете, что вы хорошо занимались и справились со всеми заданиями, то возьмите улыбающегося, а если вам было неинтересно и вы не справлялись с заданиями, то возьмите грустного. Покажите гостям ваши  смайлики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное фольклорное развлечение "Весна, весна красная, приди, весна ясная"

В этом музыкальном развлечении дети знакомятся с календарными фольклорными играми, танцами, песнями, закличками, припевками....

Проект- презентация "Весна,весною,о весне."

Закрепление знаний о весенних изменениях в живой и неживой природе....

По планете шагает весна. Приход ее радует детей и взрослых. Тянется к теплу все живое. Оживает природа, воздух насыщен теплом и светом. Кругом пахнет весною. Начало весны -это большой праздник. Пусть весенний ветерок принесет Вам удачу! А пргулка в весенн

По планете шагает весна. Приход ее радует детей и взрослых. Тянется к теплу все живое. Оживает природа, воздух насыщен теплом и светом. Кругом пахнет весною. Начало весны -это большой праздник. Пусть ...

Весна, весна, весне дорогу!

            Весна, весна, весне дорогу!Вот и весна: март, апрель, май. Все чувствуют её чудесные моменты; словно расцвета...