Конспект НОД по развитию связной речи «Я – Человек»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД  по развитию связной речи «Я – Человек»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_ya-chelovek.docx28.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

по развитию связной речи

«Я – Человек»

Цель: Формирование лексико-семантической системы по теме «Человек и его тело».

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с частями тела человека и их назначением

Развивающие:

  • развивать слуховое внимание, память, мышление
  • развивать мелкую моторику, координацию движений в сочетании с речью

Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательные отношения
  • формировать взаимопонимание, навыки сотрудничества

Речевые:

  • обогащать словарь глаголами (киваем, крутим, слушаем, смотрим, дышим, нюхаем, едим, пьем, берём, держим, трогаем, рисуем, хватаем, гладим, ходим, бегаем, прыгаем, скачем)
  • учить образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих части тела человека (пальцы, плечи, руки, ноги, языки, головы, колени, уши, лбы, локти, брови, голоса, ногти, веки)
  • активизировать употребление в речи названий частей тела (темя, затылок, веки, ресницы, ноздри, мочки)

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети сидят за столами.

Игра приветствие

Нежные, добрые девочки!

Сильные, смелые мальчики!

К товарищам дружно повернемся!

И радостно друг другу улыбнемся!

Логопед: Давайте мы улыбнёмся, и подарим своё настроение всем, кто нас окружает.

Логопед: Ребята, у меня есть видеописьмо с Северного полюса. Кто его прислал, я не знаю. Но мы можем его посмотреть и узнать, от кого оно.

 (просмотр видеофрагмента)

Логопед: Это видеописьмо пришло к нам от медвежонка Умки. А зачем он нам его отправил? Как вы думаете?

Дети выдвигают предположения, что Умка хочет узнать все о человеке.

Логопед: Давайте посмотрим вторую часть видео письма.

(просмотр видеофрагмента)

Логопед: Какой смешной медвежонок Умка. Он думает, что у человека две головы. А вместо ног лапы. Он не знает частей тела человека. Сможем ли мы ему рассказать о частях тела человека? (ответы детей)

2. Основная часть

Логопед: У меня есть волшебная шкатулка, которая сохранит в себе все ваши ответы и рассказы для Умки. Мы после занятия отправим её на Северный полюс, где Умка прослушает всё и узнает кто такие люди и какие у них части тела.

Воспитатель показывает детям картинку с изображением человека.

Логопед: Посмотрите на картинку. Это – человек. С чего мы начнем наш рассказ о нем? Конечно, с головы. Послушайте рассказ, который называется «Голова»

                                                 «Голова»

Воспитатель рассказывает, а дети на себе показывают части тела.

Жила-была голова. Вверху у неё было темя, сзади – затылок, а по бокам были уши, а впереди было лицо. У головы был трон – шея. Голова важно сидела на шее. А шея с туловищем дружила, шея туловищем дорожила. У туловища были руки и ноги, у рук были ладошки, а у ног – пятки. У рук были локти, а у пальцев – ногти. Все части тела важны, все человеку нужны.

Логопед: Что есть на голове у человека?

На мольберте размещены картинки с изображением частей лица человека, картинки перевёрнуты. Дети называют, что находится на голове у человека, воспитатель переворачивает картинки лицевой стороной.

(Волосы, лоб-брови, глаза-ресницы-веки, нос-ноздри, уши-мочки, рот-зубы-язык, подбородок, щёки)

Логопед: У меня для вас игра, называется назови действие. Например, головой мы (что делаем?) – киваем, крутим. И так далее. Будьте внимательны.

ушами ... — слушаем;

глазами ... — смотрим;

носом ... — дышим, нюхаем;

ртом ... — едим, пьем;

руками ... — берем, держим, трогаем, рисуем, хватаем, гладим;

ногами ... — ходим, бегаем, прыгаем, скачем;

                      

Логопед: Молодцы, справились с заданием, а теперь внимание на экран. Назовите четвертое лишнее. Обязательно нужно дать полный, развернутый ответ.

Голова, шапка, ладонь, шея (шапка); (Голова, ладонь, шея – это части тела человека, а шапку мы одеваем на голову), дети дают полный ответ.

варежки, пальцы, нога, ладонь (варежки); 

нога, стопа, сапоги, колено (сапоги);

глаза, нос, рот, очки (очки).

Логопед: Замечательно. А теперь такое задание, образуйте существительное множественного числа. Я буду вам кидать мяч и называть часть тела в единственном числе, тот у кого в руках окажется мяч, должен назвать эту же часть тела, но в множественном числе.  

Например, палец (а много?) — пальцы

Логопед: Будьте внимательны.

плечо — плечи,

рука — руки,

нога — ноги,

язык — языки,

голова — головы,

колено — колени,

ухо — уши,

лоб — лбы,

локоть — локти,

бровь — брови,

голос — голоса,

ноготь — ногти,

веко — веки.

Логопед: Предлагаю немного размяться.

          Физкультминутка

Логопед: Правой рукой массируем пальчики левой руки, приговаривая. Затем левой рукой массируем пальчики правой руки.

Пальчик с краешка большой

Самый толстый и смешной.

Это – указательный,

Строгий и внимательный.

Это пальчик средний,

Не первый, не последний.

Это – безымянный,

Неуклюжий и забавный.

Ну, а это наш мизинчик.

Он у всех у нас любимчик.  

Логопед: Ребята, вы показали хорошие знания о человеке, о частях тела, и у меня есть очень интересный рассказ, который можно было бы отправить Умке, но у него нет конца.

Вы поможете мне придумать конец рассказа? Для этого перед вами на столах лежат карточки с изображением частей лица тела.

Воспитатель читает рассказ

Собрались однажды все части лица в кружок, так же, как и мы с вами и стали спорить, что для человека важнее: глаза или нос, зубы или язык, лоб или щеки. Первым выступил нос: «Я – самая важная часть лица, потому что…» И все… (далее нужно придумать окончание рассказа)

Логопед: Возьмите себе по одной карточке и представьте, что вы не дети, а какая-то часть лица. Что бы вы сказали?

(дети выбирают по одной карточке с изображением частей тела и продолжают рассказ)

Логопед: Ребята, вам нравится наш рассказ? А Умке он понравится, как вы думаете? Какой вывод сделает медвежонок: какая же часть самая важная на лице человека? (все части лица одинаково важны для человека)

Логопед: Ребята, есть массаж, который укрепляет части головы. И мы его с вами сейчас выполним.

Брови на лице найдем и тихонечко потрем.

Переносицу найдем и тихонечко потрем.

К скулам пальцы подведем и виски чуть – чуть потрем.

Подбородок мы найдем и опять виски потрем.

И затылок мы найдем и тихонечко потрем.

Мочки на ушах найдем и слегка мы их пожмем

А теперь потрите щечки наши щечки, как цветочки.

Логопед: Умка со своей мамой любит играть в игру «Большой – маленький – огромный».

Логопед: Хотите поиграть в такую игру? Например, нос – носик – носище

Глаз – глазик – глазище

Рот – ротик – ротище

Ухо – ушко – ушище

Нога – ножка - ножище

Живот – животик - животище

Палец – пальчик – пальчище

Коленка – коленочка – коленище

Локоть – локоток – локотище

Зуб – зубик – зубище

Голова – головка – головище

Логопед: Ребята, а давайте расскажем Умке, как мы гордимся тем, что мы люди и очень дорожим, и бережем свой организм.

Логопед: Как можно беречь уши?

(Если слушать громкую музыку, то можно оглохнуть; в ветреную погоду нужно носить шапку, иначе заболят уши...)

Логопед: Как можно беречь язык?

(Если пить горячий чай, то можно обжечь язык; если прикоснуться языком зимой до металлической трубы или ручки дверной на улице, то язык примерзнет к железу…)

Логопед: Как нужно беречь нос?

(Нельзя заталкивать в нос разные мелкие предметы, можно задохнуться.)

Логопед: Как будем беречь руки?

(Осторожно работать с утюгом, чтоб не обжечь руки, огонь опасен для рук, электрическая или газовая плита, спички тоже опасны – можно не только обжечь руки, но и поджечь на себе одежду, поджечь дом.)

Логопед: Как будем беречь ноги?

(острые предметы, обувь по погоде)

3. Заключительная часть

Логопед: Какие оригинальные и очень важные советы вы дали Умке! Молодцы, я думаю, что они ему очень пригодятся в жизни. И он многое поймет о том, кто такие люди, как они заботятся и бережно относятся к частям тела.

Логопед: Теперь давайте плотно закроем нашу шкатулочку и отправим ее на Северный полюс Умке.

Логопед: Ребята, что Умка узнает о человеке, открыв это шкатулку на своем Северном полюсе? (ответы детей)

Логопед: А вы гордитесь тем, что вы люди?

Логопед: Я очень довольна вами, дети. Вы необыкновенно добры, чутки и внимательны.  Посмотрите, перед вами две картинки (лицо с улыбкой и лицо расстроенное), если вы считаете, что мы помогли Умке и все ему рассказали о человеке, возьмите улыбку, а если кто-то считает, что не полностью справился с заданиями, возьмите расстроенное лицо.

Логопед: На этом наше занятие подошло к концу.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты по развитию связной речи

По программе Васильевой...

Конспект по развитию связной речи "Первая рыбка"

Конспект открытого фронтального занятия в подготовительной к школе группе с нарушениями речи. Тема: «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» с элементами творчества» Цель...

Конспект по развитию связной речи.

ФруктыПересказ рассказа Л. Толстого «Косточка»Цели: 1. Обучать детей составлению пересказа текста с помощью сюжетных картинок;2. Развивать умение грамматически правильно и логически последо...

Конспект по развитию связной речи дошкольников младшего возраста посредством театрализации русских народных сказок.

Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию конспект по развитию связной речи дошкольников младшего возраста посредством театрализации русских народных сказок. Конспект состоит из 3-х этапов: знаком...

Конспект по развитию связной речи по теме "Посуда"

Конспект занятия по развитию связанной монологической речи по параллельной организации для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект по развитию связной речи "Малыши устроили пожар"

В конспекте предлагается работа детей в парах с серией картинок "Малыши" ....

Конспекты по развитию связной речи у детей с ЗПР

Развитие связной речи у детей с ЗПР...