Лексические упражнения. Чтение стихотворения С.Маршака «Пудель» (Старшая группа.)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ковальчук Юлия Александровна

 

Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением - перевертышем.

Познакомить детей с существительными и прилагательными и словами перевёртышами. Продолжать знакомить детей с творчеством писателя, учить внимательно слушать произведение, анализировать, отвечать на вопросы по тексту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_chtenie_stih-ya_-pudel.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Лексические упражнения. Чтение стихотворения С.Маршака «Пудель»

(Старшая группа.)

Цель: Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением - перевертышем.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с существительными и прилагательными и словами перевёртышами. Продолжать знакомить детей с творчеством писателя, учить внимательно слушать произведение, анализировать, отвечать на вопросы по тексту.

Развивающие: Развивать внимательность.

Воспитательные: Воспитывать интерес.

Методические приемы: Художественное слово, напоминание, загадывание загадки, уточнение, показ презентации с чтением стихотворения «Пудель» С.Маршака, физкультминутка, вопросы, обобщение, анализ.

Литература. Гербова В.В.  «Развитие речи в детском саду» старшая группа» стр.39.

Ход работы.

Воспитатель: Круг широкий вижу я,

                         Встали все мои, друзья

                         Мы сегодня не одни,

                         Гости к нам сюда пришли.

                         Чтобы знанье показать

                         Четко надо отвечать!

-Ребята, вы помните, мы с вами играли в игру «Что получится, то и получится». У нас с вами не всегда хватало слов, чтобы получилась веселая небылица.

-Значит, надо пополнить словарный запас.

-Давайте  вспомним, названия предметов, отвечающих на вопрос «Что?»

-Что есть в нашей группе? Стол, стул, коробка,  карандаш.

-Если задаем вопрос «Что это?», значит предмет, «Какой?»

-Живой или неживой предмет?

Дети: Неживой предмет. 

-Что это? Этот вопрос в отношении неживых предметов, не говорящих, не издающих звуки. Дерево растет, цветет, но его принято относить к неживым предметам.

Воспитатель.  Сегодня я хочу пригласить вас на прогулку, а отгадав загадку, вы узнаете, куда мы отправимся. Согласны?
Дети. Да.
Воспитатель. Травою поле зарастает,

Траву домашний скот съедает.

Всё лето скот на нём пасётся.

Скажи, как поле то зовётся.

 Дети. Луг.

Воспитатель. Что на лугу растет? Что вы увидели? (Траву)

Что?  Трава.

Что еще растет на лугу? Цветок. Какой цветок?

Дети: Одуванчик, василек, ромашка, колокольчик.

Воспитатель: Отгадав следующею загадку, вы узнаете, куда мы отправимся дальше.

Мост от берега до берега лежит.
А под ним вода шумит.
Что это?

Дети: Река.
Воспитатель:  Что вы увидели?

Дети: Воду, камень, песок, землю.

Воспитатель: Отправляемся с вами дольше.
Все обходят это место: 
Здесь земля как будто тесто; 
Здесь осока, кочки, мхи… 
Нет опоры для ноги. 

Дети: Болото

Воспитатель: 

Что вы увидели?

Дети: зеленое болото, воду, мох, кочку.

Воспитатель: Отправляемся с вами дальше.

-Весной веселит, летом холодит.

Осенью питает, зимой согревает.

В шубе летом, а зимой раздетый. (Лес)
Дети: Лес.

- А теперь оказались в лесу. Что вокруг нас? Что растет в лесу?

Назовите деревья? Дуб, клен, береза, осина, сосна, ель, елка.

Воспитатель: Есть слова, и их очень много, к которым подходит вопрос «Какой?».

Синий, холодный, веселый, дремучий.

-Какие слова вы можете назвать?

-Лес, какой? Мох, какой? Дуб, какой? Клен, какой?

- Молодцы и с этим заданием вы справились без проблем.

Садитесь, пожалуйста, на стульчики.

Воспитатель: Сегодня еще мы отправимся с вами в гости к писателю и поэту С. Я. Маршаку. Посмотрите на его портрет. Он прожил долгую жизнь – 77 лет. Его книги знают и любят как взрослые, так и дети. И я когда была маленькая, очень любила его веселые стихи про «Человека рассеянного с улицы Бассейной», про глупую барыню, которая сдавала багаж. Да и вы знаете много произведений этого замечательного писателя.

-Скажите, пожалуйста, кого принято называть поэтом?

Дети: Кто пишет стихи.

-А писатель кто это?

Дети: Писатель сочиняет сказки?

-Молодцы!

- А сейчас предлагаю вам, послушать стихотворение С. Маршака

«Пудель».

-Кто такой пудель? (Пудель – это пес)

- Пудель - это «кто» или «что»?

Дети: Кто,  пес, он живой.

А теперь сели удобно и слушаем стихотворение С.Маршака «Пудель».

На свете старушка
Спокойно жила,
Сухарики ела
И кофе пила.

И был у старушки
Породистый пес,
Косматые уши
И стриженый нос.

Старушка сказала:
Открою буфет
И косточку
Пуделю
Дам на обед.

Подходит к буфету,
На полку глядит,
А пудель
На блюде
В буфете сидит.

Однажды
Старушка
Отправилась в лес.
Приходит обратно,
А пудель исчез.

Искала старушка
Четырнадцать дней,
А пудель
По комнате
Бегал за ней.

Старушка на грядке
Полола горох.
Приходит с работы,
А пудель издох.

Старушка бежит
И зовет докторов.
Приходит обратно,
А пудель здоров.

По скользкой тропинке
В метель и мороз
Спускаются с горки
Старушка и пес.

Старушка в калошах,
А пес — босиком.
Старушка вприпрыжку,
А пес — кувырком!

По улице
Курица
Водит цыплят.
Цыплята тихонько
Пищат и свистят.

Помчался вдогонку
За курицей пес,
А курица пуделя
Клюнула в нос.

Старушка и пудель
Смотрели
В окно,
Но скоро на улице
Стало темно.

Старушка спросила:
Что делать, мой пес?
А пудель подумал
И спички принес.

Смотала старушка
Клубок для чулок,
А пудель тихонько
Клубок уволок.

Весь день по квартире
Катал да катал,
Старушку опутал,
Кота обмотал.

Старушке в подарок
Прислали кофейник,
А пуделю — плетку
И медный ошейник.

Довольна старушка,
А пудель не рад
И просит подарки
Отправить назад.

Воспитатель: Ребята вам понравилось ли стихотворение?

Дети: Да

- Скажите это - быль или небылица.

Дети: Небылица.

Воспитатель: Прошу всех встать и что скажу все выполнять:

Физкультминутка.

Однажды старушка       (Ходьба на месте)

Отправилась в лес.

Приходит обратно,        (Повороты влево - вправо

А пудель исчез.              С подниманием плеч)

Искала старушка            (Повороты головы влево- вправо

Четырнадцать дней,       покачивание головой, обхватив ее руками)        

А пудель по комнате      (Легкий бег на месте, с руками согнутыми

Бегал за ней.                    перед грудью)

Воспитатель: Молодцы ребята.

-Про кого это стихотворение?

Дети: Про старушку и пуделя.

-Скажите, за что, по вашему мнению, пуделю послали плетку и ошейник? 

Дети: За то, что он плохо себя вел.

- Пудель, что любил делать? Любил шалить.

-А мудрая старушка ругает его? Нет, не ругает любимца.

- Плетка – это что? Это, плеть или веревка для наказания в виде ремня.

Воспитатель: И справедливо ли, такое отношение к такому умному, трудолюбивому, озорному псу?

Дети: Справедливо.

-Почему пудель насторожился после получения своего подарка? Он не хочет, чтобы ему наказывали.

Молодцы!

-В этом отрывке есть еще целых три необычно красивых слова:

И был у старушки

Породистый пес:

Косматые ушки

И стриженый нос.

Воспитатель: Кто услышал слова, отвечающие на вопрос: «Какой?»

Дети: Породистый. Косматый. Стриженый.

Воспитатель: Ребята скажите, а что значит - косматый?

Дети: У собаки много шерсти.

-А что значит, породистый пес?

Дети: Хорошей породы животное. Качества ценной породы.

Воспитатель:  Молодцы, справились со всеми заданиями. Вот и закончилось наше путешествие. 
- Что понравилось вам в путешествии?

Дети: Стихотворение «Пудель» Самуела Яковлевича Маршака понравился.
- Что больше всего запомнилось?

Дети: Игры «Что?» и «Какой?».

Дети: Старушка в стихотворении понравилась, Пудель, который шалил.

Воспитатель: Вы ребята, большие молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по Художественной литературе. Чтения стихотворения. А Акима "Родня" старшая группа

создать условия  для речегого развития  детей средствами  художественной литературы....

Лексические упражнения. Чтение стихотворения С.Я. Маршака "Пудель".

Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением - перевертышем. Развивать внимтельность. Воспитывать интерес....

НОД«Лексические упражнения. Чтение стихотворения С.Маршака «Пудель»

Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением- перевёртышем....

Конспект занятия Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель». Старшая группа.

Конспект занятия Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель».Старшая группа. Провела. Седова О. А. 30.09.2020. Литература. В. В. Гербова. Развитие речи в дет...

Лексические упражнения. Чтение стихотворения С.Маршака «Пудель»

Знакомство детей с творчеством С. Я. Маршака....

Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель»

Цель: Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением - перевертышем.Задачи:Образовательные:Познакомить детей с существительными и прилагательными и слов...