НОД«Лексические упражнения. Чтение стихотворения С.Маршака «Пудель»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

БЫКОВА  ЛИЛИЯ  НИКОЛАЕВНА

Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением- перевёртышем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 02.10rrlek.upr_._cht_stih._s._marshaka_pudel.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

ХОД НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Примечание

                                            Вводная   часть (мотивация)

Приветствие:

Хлопают радостно наши ладошки,

(хлопают в ладоши)

Быстро шагают резвые ножки.

(Идут быстрым шагом)

Солнышко скрылось, ушло на покой

(приседают, голову закрывают руками, потом руки под щечку)

Мы же на место сядем с тобой.

Дети выполняют движения, согласно тексту.

                                                       Основная        часть

- Ребята вы любите загадки?

Загадка про незнайку

Знает то, не знает это,

Но даёт всегда советы.

Этот маленький мальчишка

Болтунишка, хвастунишка!

Он рисует, сочиняет

И на шарике летает.

Он поёт под балалайку

Коротышка наш… НЕЗНАЙКА
Правильно, это Незнайка.

Ответы детей.

2 Слайд

Незнайка: Здравствуйте ребята! Вы знаете, что я сочинил стихи, хотите послушать? Мои стихи больше никто не слушает, я обиделся и ушёл от своих друзей. Принёс вам свои стихи в детский сад.

«Почитайте мои стихи, пусть ваши ребята скажут: правда ли стихи мои плохие».

Дети слушают.

Воспитатель: Прочитаем, ребята, стихи Незнайке?

- Сейчас, Незнайка, мы с ребятами прочитаем твои стихи. Ты садись здесь повыше и слушай нас внимательно. Вы, ребята, тоже будьте внимательны, объясним Незнайке, в чем причина его неудачи.

Ответ детей: ( Да).

Дидактическая игра «Слово заблудилось».

Правила игры. Взрослый читает стихотворение, а ребенок должен заметить смысловые несообразности и подобрать нужные слова.

3 Слайд

1.Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами.

Воспитатель: Кто ползет? Как вы думаете, куда лук ползет? (Он растет, тянется вверх ). Лук может ползти? (Нет) Тогда кто же ползет? ( Жук). Что перепутал Незнайка? (Слово перепутал). Незнайка, ползет жук, а не лук!

4 слайд

2.Врач напомнил дяде Мите: «Не забудьте об одном:

Обязательно примите десять цапель (капель) перед сном».

Воспитатель: Вопросы:

Что врач назначает больному? (Цапли).

Может быть такое лекарство? (Нет).

Что тогда назначил врач? (Врач назначил капли).

Что снова перепутал Незнайка? (Слово перепутал Незнайка).

5 Слайд

3.Жучка будку (булку) не доела.

Неохота, надоело.

Вопросы:

Что ела Жучка?

Почему будку нельзя есть?

А что же она ела? (Булку).

6 Слайд

4.Забодал меня котел (козел),

На него я очень зол.

Дети отвечают.

Вопросы:

Что такое котел? (Он не может бодать). А кто бодал? (Козел, потому что у него есть рога).

И снова, в чем ошибка? (Слово перепутал Незнайка).

Ребята приходят к выводу, что Незнайка перепутал слова.

Воспитатель:

-О чем получились у Незнайки стихи? (О том, чего в жизни не бывает). А если в жизни не бывает того, о чем пишем, как мы называем такие стихи? (Небылицы).

Молодцы, правильно. Это небылицы. Интересные небылицы написал Незнайка? (Интересные, смешные).

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, есть такие слова, которые отвечают на вопрос Что? Это лук, булка, капли, котёл. Эти слова отвечают на вопрос (что?) его можно задавать только в отношении неживых предметов, не говорящих, не издающих звуки. («Дерево, растения растет, цветет, но его принято относить к неживым предметам».)

А слова, которые отвечают на вопрос (Кто?) Это жук, козёл, цапля, девочка, мышка и т.д. можно задавать только к одушевлённым и живым существам.

Воспитатель обращается к Незнайке:

Хорошие у тебя стихи, Незнайка, и ребятам нравятся, только они называются небылицы. Поэтому твои небылицы не понятны ребятам из Солнечного города, потому что в них они увидели неправду. Ты им скажи, что кроме стихов бывают небылицы, пусть они знают об этом.

Дети слушают и отвечают на вопросы.

    Вот ещё небылицы.

Небылицы могут получиться разные. Например, такие:

1 Собака садится играть на гармошке.

2.Ныряют в аквариум рыжие кошки.

3.Внучкина бабушка в куклы играет.

4.Цветы малышей поливают из лейки.

5.На сосне растет картошка.

Интересные небылицы? Чем они интересны? (Смешные). Зачем составляли небылицы? (Веселиться).

А вы знаете, что небылицы люди придумывали на Руси уже давно. Раньше не было ни телевизоров, ни компьютеров, а после тяжелой полевой работы людям хотелось отдыхать, веселиться. Они сочиняли разные смешные истории. Потом, позже, их рассказывали уже скоморохи на ярмарках. Вы знаете, кто такие скоморохи?                           

Ответы детей.

7 Слайд

Они выглядели так.

8 Слайд

Скоморохи играли на музыкальных инструментах (балалайка, бубен), водили с собой медведя. Так они веселили народ. К нам сегодня в гости нагрянули скоморохи. Смотрите, какие они яркие, нарядные, шумные и медведя с собой водили. Так и народ веселили.

Дети слушают.

9 Слайд

Физминутка Незнайка

Незнайка потянулся,

Раз — нагнулся,

Два — нагнулся,

Руки в стороны поднял,

Ничего он, не достал.

Чтобы что - то нам достать,

Нужно на носочки встать. 

И шагать, шагать, шагать.

Незнайка: а вы любите ребята стихи?

Дети выполняют движения, согласно тексту.

Воспитатель: Предлагаю вам ребята послушать стихотворение С.Я Маршака «Пудель».

Кто такой пудель? Пудель – это „кто“ или „что“?»

Правильно это собачка, она маленькая и кудрявая.

Ребята, а кто такой поэт? Поэт это тот, кто пишет стихи, для детей и взрослых.

10 слайд Сегодня мы с вами познакомимся с писателем и поэтом С. Я. Маршаком. Взгляните на его портрет. (Показ.) Он прожил долгую жизнь – 77 лет.

11 слайд

Его книги знаете вы, знали ваши папы, мамы и даже бабушки и дедушки. С детства всем известны его стихи про веселого пуделя, глупого мышонка, рассерженную барыню, которая сдавала багаж, рассеянного гражданина и многих других.

12 и 13 это книги Маршака.

Дети смотрят на слайды, слушают и дополняют.

14 слайд по 21 слайд Стих –е «Пудель» 

- ребята, какое настроение вызывает у вас это стихотворение? Почему?

- Что больше всего насмешило?

- Какие взаимоотношения у старушки с собачкой?

- А как называет автор собачку?

- кто такой пудель?

- Почему пудель не рад подарку? смотри презентацию. 

Заключительная     часть (рефлексия)

-Понравилось вам ребята стихотворение С.Я Маршака?

- Помните, как называлось стихотворение, а то незнайка уже забыл.

-Молодцы, предлагаю вам ребята, вспомнить, что интересного вы узнали сегодня.

Ответы детей.

                                                    Конспект НОД__02.10.______2020 г

Возрастная группа средне – старшая

Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием): «Я и моя семья»

Тема НОД:  «Лексические упражнения. Чтение стихотворения С.Маршака «Пудель»

Направление образования и развития  (образовательная деятельность) Речевое развитие. Развитие речи.

Цель: Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением- перевёртышем. 

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей с существительными и прилагательными и словами перевёртышами. Продолжать знакомить детей с творчеством писателя, учить внимательно слушать произведение, анализировать, отвечать на вопросы по тексту.

Развивающие: развивать внимание, речь, мышление, воображение.

Воспитательные: воспитывать интерес к литературе.

Словарная работа(изучение новых слов) Пудель. Слова – перевёртыши.

Виды деятельности:  игровая, двигательная, коммуникативная, чтение художественной литературы.

Формы организации: загадка, вопрос – ответ, беседа по - прочитанному, физминутка, игровые ситуации.

Оборудование: презентация, картинки, карточки с перевёртышами.

Предварительная работа: чтение стихотворения С. Я. Маршака «Пудель», рисование пуделя, работа с презентацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей 5-6 лет «Чтение стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный»

Конспект занятия по развитию речи для детей 5-6 лет  «Чтение стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный»...

Лексические упражнения. Чтение стихотворения С.Я. Маршака "Пудель".

Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением - перевертышем. Развивать внимтельность. Воспитывать интерес....

Конспект занятия Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель». Старшая группа.

Конспект занятия Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель».Старшая группа. Провела. Седова О. А. 30.09.2020. Литература. В. В. Гербова. Развитие речи в дет...

Лексические упражнения. Чтение стихотворения С.Маршака «Пудель»

Знакомство детей с творчеством С. Я. Маршака....

Лексические упражнения. Чтение стихотворения С.Маршака «Пудель» (Старшая группа.)

Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением - перевертышем.Познакомить детей с существительными и прилагательными и словами перевёртышами. Прод...

Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель»

Цель: Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением - перевертышем.Задачи:Образовательные:Познакомить детей с существительными и прилагательными и слов...