Синквейн — методический прием, используемый для развития речевого творчества дошкольников.
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Изергина Алена Алексеевна

Часто у ребенка возникают трудности с составлением рассказа по картинке, пересказом прочитанного, ему трудно выучить наизусть стихотворение.Одной из причин является бедный словарный запас. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников — кропотливая,ежедневная, необходимая работа.Для себя я отметила, что одним из эффективных и интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи,является работа над созданием нерифмованного стихотворения —синквейна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn_-_metodicheskiy_priem.docx13.17 КБ

Предварительный просмотр:

Синквейн — методический прием, используемый для развития речевого творчества дошкольников.

Часто у ребенка возникают трудности с составлением рассказа по картинке, пересказом прочитанного, ему трудно выучить наизусть стихотворение.Одной из причин является бедный словарный запас. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников — кропотливая,ежедневная, необходимая работа.Для себя я отметила, что одним из эффективных и интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи,является работа над созданием нерифмованного стихотворения —синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк»,пятистрочная строфа стихотворения.Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат.Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, то есть исключать лишнее и выделять главное,обобщать, классифицировать.При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что следует составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям,и обязательно показывать образец.Синквейн — это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить,что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Применение данного метода позволяет развивать у детей следующие умения и навыки:— добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;— формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.Использование синквейна оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания,памяти, мышления.Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать свое мнение, анализировать,обобщать, объединять и кратко излагать. Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас.Поэтому работу я начинаю с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Знакомя детейс понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», я готовлю платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие«слово, обозначающее признак предмета», я накапливаю материал для распространения предложения определением. Дети овладевают понятиями «живой предмет» и «неживой предмет», учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия.и признаки предмета, изображать их графически. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их реальное написание. В этой работе я использую различные картинки и предметы. А к концу второго года обучения дети, умеющие читать,создают синквейн, записывая печатными буквами на листе бумаги.Сначала детям с трудом удавалось сочинять синквейны, работали вместе со взрослыми. Потом данный метод понравился ребятам, и они стали сами без помощи сочинять синквейны в детском саду и дома.Также в данном направлениия использую следующие варианты работы.

1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего).

2. Составление синквейна по прослушанному рассказу.

3. Коррекция и совершенствование готового синквейна. (Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дансинквейн без указания темы, первойстроки — на основе существующих строк необходимо ее определить.)

4. Можно использовать синквейн на занятиях для закрепления изученной лексической темы.

5. При составлении синквейновможно использовать соревнование:«кто назовет больше нужных слов».

6. Синквейн — это способ контроля и самоконтроля (дети могутсравнивать синквейны и оцениватьих).

7. На основе синквейна строится работа по обучению рассказыванию.Пример составления рассказа по синквейну Заяц.Белый, пушистый.Боится, пугается, убегает.Я жалею зайца.Дикое животное.Рассказ: «Заяц белый, пушистый.Живет в лесу. Заяц боится волка и лису, он пугается и убегает от них.Мне жалко зайца. Зимой диким животным трудно жить».Использование синквейна позволяет решить сразу несколько важнейших задач:— придает лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала;— закрепляет знания о частях речи, о предложении;— значительно активизирует словарный запас;— совершенствует навык использования в речи синонимов;— активизирует мыслительную деятельность;— совершенствует умение высказывать собственное отношениек чему­либо;— стимулирует развитие творческого потенциала.Основные правила составления синквейна Первая строка — заголовок,тема синквейна. Она состоит из одного слова — имени существительного, определяющего содержание(название предмета, произведения,имя героя и т.д.).Вторая строка — два прилагательных, которые раскрывают даннуютему (описывающие признаки предмета или его свойства); слова можносоединять союзами и предлогами.

Третья строка — три глагола,описывающих действия, относящиеся к теме.Четвертая строка — фраза, вкоторой человек высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна.Пятая строка — одно слово —слово­резюме, ассоциация, синоним,который характеризует суть темы,философское обобщение, выражает личное отношение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное. Эта строка может содержать только одно слово —существительное, но допускается и большее количество слов.С детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна необязательно.Так, в четвертой строке синквейна предложение может состоять не изчетырех слов, а из трех. Также можно вспомнить с детьми пословицу,крылатое выражение или афоризмна заданную тему. А в пятой строке одно слово необязательно, может быть два или три.Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приема скрывает сильнейший многосторонний инструмент для рефлексии. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей — нарисовать предмет и составить синквейн, который не требует больших временных затрат (в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад). А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребенка — интеллектуальные, творческие, образные. Родители могут сделать с ребенком копилку синквейнов по стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказами сказкам, ситуациям из жизни...Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно.

I этап — подготовительный.

Цель: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами­понятиями «слово­предмет», «слово­определение», «слово­действие»,«слово­ассоциация», «предложение»,введение символов этих слов.

Формы организации Словесные игры и упражнения:«Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? Какая? Какое? Какие?»,«Подбери признаки», «Кто что делает?» и др. Не требуют специальной подготовки, поэтому можно играть даже в свободное время.Дидактические игры (настольно­печатные материалы).Игры малой подвижности: «УМаланьи, у старушки», «Что мыделаем — не скажем», «Живыеслова» и др. Мультимедийные презентации(сайт «Планета детства»).Условные обозначения слов для составления синквейна Слово — живой предмет (кто?).Слово — неживой предмет (что?).Слово­определение (Какая? Какой? Какое? Какие?).Слово­действие (что делает? Чтоделают?). Предложение.Слово­ассоциация.

II этап — основной.

Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога)

.III этап — практический.

Цель: формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна на разные темы — о природе, о картине и литературном герое, о маме и папе, о настроении и многом другом.В чем же эффективность и значимость синквейна?Во­первых, его простота: синквейн могут составить все.Во­вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.Синквейн является игровым приемом.Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.Составление синквейна используется для проведения рефлексии,анализа и синтеза полученнойинформации.

Заключение

«Творчество дошкольника —это создание им  , изделия, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навык». Это высказывание И. П. Волкова позволяет нам подчеркнуть важность инеобходимость работы с детьмипо методу синквейна.Составление синквейнов облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко,но точно выражать свои мысли,способствует расширению и активизации словарного запаса,помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысленное новое.Работа по составлению синквейнов — источник неиссякаемого творчества для детей и взрослых.Литература1. Акименко В. М. Новые педагогические технологии: учеб.­метод. пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. (Сердце отдаю детям).2. Душка Н. Д. Синквейн вработе по развитию речи дошкольников // Логопед. — № 5. — 2005.3. Загнеев И. О., Заир‑БекС. И., Муштавинская И. В. Учимдетей мыслить критически. —СПб.: Альянс­Дельта, 2003.4. Терентьева Н. Синквейн по«Котловану»? // Первое сентября. — № 4. — 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевого творчества дошкольников с использованием мнемотаблиц

Мнемотаблицы, как основа интеллектуального тренинга, заметно облегчают детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана – схемы, делает рассказы (сказки) четкими, связными и ...

Статья "Развитие речевого творчества дошкольников через театральную деятельность."

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное, волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «ск...

Развитие речевого творчества дошкольников

Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. Общество постоянно испытывает потре...

Мастер-класс "Использование метода моделирования в развитии речевого творчества дошкольников"

Методическая разработка знакомит педагогов с использованием метода моделирования в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических компонентов и развитию связно...

Сотрудничество воспитателя логопедической группы и педагога изо-деятельности в развитии речевого творчества дошкольников в художественной деятельности.

В процессе изобразительной деятельности у детей, помимо развития воображения, восприятия, мелкой моторики рук,  существенно обогащается словарный запас, развивается речь, активное восприятие худо...

Аналитический отчет о деятельности опорной площадки «Инновационная технология ТРИЗ как средство развития речевого творчества дошкольников» «Детский сад комбинированного вида «Радуга» за 2014-2015 учебный год.

Аналитический отчет о деятельности опорной площадки«Инновационная технология ТРИЗ как средство развития речевого творчества дошкольников» «Детский сад комбинированного вида «Радуга» за ...