Самоанализ по реализации индивидуального образовательного маршрута "Формирование речи ребенка средствами развития мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте".
материал по развитию речи (младшая группа)

Пеева Наталья Владимировна

Самоанализ по реализации индивидуального образовательного маршрута.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_po_teme_samoobr-iya_2020-2021_g.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ по реализации индивидуального образовательного маршрута

«Формирование речи ребенка средствами развития мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте».

Пеева Наталья Владимировна, воспитатель Детского сада «Березка», филиал Детского сада «Светлячок».

В течение 2020-2021 учебного года работала над темой реализации индивидуального образовательного маршрута «Формирование речи ребенка средствами развития мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте».

Целью моего самообразования является: создать условия для формирования речи ребенка средствами развития мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.

В ходе наблюдения за детьми, было отмечено, что проблемой является речевое развитие детей. В последнее время, явное недоразвитие или вообще отсутствие речи у 3-4 летних детей становится все более серьезной проблемой для родителей и педагогов.

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими культурами.

В начале года мной были проведены диагностические задания по развитию мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрате. Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук. Диагностика показала 35% детей группы имеют средний уровень. У детей мелкая моторика рук развита недостаточно хорошо, дети испытывают небольшие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, графических упражнениях. Основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения заданий. Уровень развития сформирован в недостаточной мере. 65% детей группы имеют низкий уровень. У таких детей мелкая моторика отстает от возрастной нормы. Движения скованные, координация движения рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами, сгибать лист пополам, не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Отсутствие основных элементов в структуре движения. Уровень развития не сформирован.

Работая над этой темой, в своей работе с детьми я, активно использовала пальчиковые игры, речевые игры, игры с предметами, динамические паузы, кукольные и пальчиковые театры, художественное творчество, массаж кистей и пальцев рук, игровой массаж и т.д. Для этого мною были разработаны: «Картотека пальчиковых игр», «Картотека речевых игр».  

Неотъемлемой частью речевого развития является приобщение ребенка к литературе. Через чтение художественной литературы дети слышат красивую, грамматически правильную речь. Усваивают грамматические конструкции, пополняют словарный запас. К тому же литературные произведения помогают впитывать и переживать огромное количество впечатлений. Так постепенно формируются социально – ценностные ориентации детей, умение замечать общность настроение у человека и природы. Регулярное чтение художественной литературы учит ребенка понимать и любить прекрасное.

В группе создана развивающая среда, которая стимулирует самую разнообразную деятельность ребенка, в том числе речевую.

В рамках этой темы, с педагогами был проведен мастер-класс: «Вариативное использование разнообразных методов в познавательно - речевом развитие».

Проведены консультации: «Речь и пальчики», «Пальчиковые шаги», пальчиковый игротренинг «Речь и пальчики».

На педагогическом совете мною была представлена презентация – накопленный опыт работы над темой, где раскрыла главные задачи, рассказала о методах и приемах по формированию речи ребенка средствами развития мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте, познакомила с выставкой дидактических игр, пособий и атрибутов: «Развитие мелкой моторик рук детей».

Важной частью моей работы является работа с родителями. Для родителей были размещены различные консультации по изучаемой теме, такие как: «Роль чтения в жизни ребенка», «Речь и пальчики», «Несколько идей, чем занять ребенка» и т.д. Постоянно организовывались выставки творческих работ детей: «Я в детском саду», «Осень золотая», «Моя семья», «Милая мама», «Зима волшебница», и т.д.

В своей работе по формированию речи ребенка я использовала следующую литературу:

  1. О.П. Навицкая, Ум на кончиках пальцев. Москва. «Сова”, 2006.
  2. С.Е. Гаврина, Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет. Ярославль: Академия развития, 2009.
  3. Н.А. Рымчук, Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Ростов Н/Д: Владис: РИПОЛ КЛАССИК, 2008.
  4. С.Е. Большакова, Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнениям.: Т Ц Сфера, 2006.
  5. А.Е. Белая, Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. Москва., 2001.
  6. М.М. Кольцова, Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. Екатеринбург, 2006.
  7. А.В. Хвастовцев, Умные ручки. Новосибирск: “Сибирское издание”, 2008.
  8. С.Е. Шанина, Играем пальчиками, развиваем речь. Москва “Классик”, 2008.
  9. Е.И. Чернова, Е.Ю. Тимофеева, Пальчиковые шаги. Санкт- Петербург, 2007.
  10. А.А. Гуськова, Подвижные и речевые игры для детей 3-7 лет. Издательство «Учитель», 2014.
  11. В.А. Дергунская, Проектная деятельность дошкольников. «Центр педагогического образования», Москва 2013.
  12. С.П. Савина, Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. Москва Аст, 2005.  

Для эффективности моей работы по выбранному направлению, провела диагностику по развитию мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте.

Подводя итоги моей работы, считаю, что мне удалось достичь поставленных задач. В течение года наблюдала, дети стали лучше разговаривать, пополнили свой словарный запас. Научились выражать различные чувства радости, одобрения, удивления. В перспективе -  продолжить работу по формированию речи ребенка.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи" (консультация для воспитателей общеразвивающих групп)

   Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки....

«Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста по средствам использования элементов нетрадиционных техник в аппликации»

Методическая разработка о специфике освоения аппликации в младшем дошкольном возрасте; об особенностях использования элементов нетрадиционных техник в аппликации у детей младшего дошкольного возр...

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста

Развитие ручной моторики у детей младшего возраста связано с речевым, психологическим, а также личностным развитием. Дидактическая игра является одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребен...

Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в ходе реализации ФГОС

2 года назад, начав работать в ясельной группе, я решила выбрать тему «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста». Уровень развития мелкой моторики – один из показ...

Консультация для родителей «Пластилинография - как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»

В данной статье кратко раскрывается понятие пластилинографии. Необходимость занятий пластилинографией для развития мелкой моторики пальцев рук, даются советы по правильному выбору материалов для занят...

«Формирование речи ребенка средствами развития мелкой моторики».

Самоанализ по реализации индивидуального образовательного маршрута...