Конспект по речевому развитию «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» для подготовительной группы.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Тумакова Елена Вячеславовна

«Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» для подготовительной группы.

 Задачи:- Формировать навык составления рассказа по плану, грамматически правильно оформлять высказывания.

-  Активизировать подбор сравнений и определений, закрепить навыки подбора синонимов, антонимов, родственных слов.

-  Развивать умение пересказывать текст с опорой на наглядность, логически выстраивать свое высказывание.

- Воспитывать интерес к явлениям природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konpekt_po_rechevomu_razvitiyu.docx25.01 КБ

Предварительный просмотр:

    Конспект по речевому развитию

«Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» для подготовительной группы.

 Задачи:- Формировать навык составления рассказа по плану, грамматически правильно оформлять высказывания.

-  Активизировать подбор сравнений и определений, закрепить навыки подбора синонимов, антонимов, родственных слов.

-  Развивать умение пересказывать текст с опорой на наглядность, логически выстраивать свое высказывание. 

- Воспитывать интерес к явлениям природы.

Оборудование:

Картинки с изображением времен года, схемы для пересказа, поднос с подарками, фишки, аудио записи со звуками капели, пением птиц, шумом дождя и завыванием вьюги. Посылка с предметами: яблоко, груша, морковь, ёлочный шарик, снежок, пучок укропа, волан от бадминтона, солнечные очки.

Предварительная работа: чтение художественной литературы «Утренние лучи», «Умей обожать»; беседы по иллюстрациям к рассказам К. Д. Ушинского; загадывание загадок; рассматривание картин «Времена года».

Содержание организованной деятельности детей.

- Встанем все в круг, соберем все свои знания и силы и настроимся на рабочий лад:

Мы спокойны, мы спокойны,

Говорим всегда красиво

Четко и неторопливо

Вспоминаем обязательно

Что учили на занятии.

Сюрпризный момент: В книжном уголке находится посылка. Воспитатель предлагает детям узнать, от кого она.(- Вам интересно узнать от кого посылка?) Для этого предлагает отгадать загадки.

  1. Игровое упражнение «Отгадай загадку».

Пусто в поле, дождь идёт.

Ветерок срывает листья.

С севера туман ползёт,

Тучи грозные нависли.

Птицы движутся на юг

Чуть крылом касаясь сосен.

Догадайся, милый друг,

      Что за время года?

(Ответы детей)

На доске появляется картина с изображением осени.

- Послушайте и отгадайте, какую примету осени вы сейчас услышите. (Звучит шум дождя)

-Ребята, скажите мне, про что можно сказать «осенний»? (Осенний день, осенний вечер, осенний лес, осенний праздник, осенний лист, осенний дождь, осенний урожай, осенний месяц.)

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (зима)

 (Ответы детей)

На доске появляется картина с изображением зимы.

- А сейчас послушайте и отгадайте примету зимы (Звучит завывание вьюги). 

Про что можно сказать «зимняя»? (Погода, шуба, шапка, прогулка, одежда, поземка, дорога.)

Я раскрываю почки,

в зелёные листочки.

Деревья одеваю,

посевы поливаю,

Движения полна,

зовут меня. (весна)

 (Ответы детей)

На доске появляется картина с изображением весны.

- Отгадайте примету весны (Звучит звон капели).

- Про что мы скажем «весеннее»? (Солнышко, настроение, тепло, пение птиц.)

Песен полон лес и крика,

Брызжет соком земляника,

Дети плещутся в реке,

Пляшут пчелки на цветке.

(Ответы детей)

На доске появляется картина с изображением лета.

- Как вы думаете, какую звуковую примету лета я вам включу? (ответы детей) – Воспитатель включает пение птиц.

А о чем говорим «летние»? (Деньки, босоножки, сандалии, панамы, месяцы, игры.)

- О чём я вам сейчас загадала загадки? Как можно по-другому назвать зиму, весну, лето и осень? (Ответы детей)

- Ребята, эта посылка пришла к нам от времён года. Вам интересно узнать, что в посылке? (Ответы детей)

- Давайте посмотрим. В ней лежат подарки, которые «прислали» нам времена года. Отгадайте, от какого времени года каждый подарок? (Яблоко, груша, морковь, снежинка, ёлочная игрушка, снежок, подснежник, бумажный кораблик, птица, солнечные очки, цветы, ягоды) Воспитатель по очереди вынимает из посылки предметы, а дети определяют, от какого времени подарок.(В каждой группе предметов найти лишнее, слова-родственники.)

- Ребята, а какое время года у вас самое любимое и почему?

В посылке, ребята, лежит ещё подарок, но покажу я его вам, когда вы выполните все задания времен года.

 Д/игра: «Подбери слово» воспитатель, бросая мяч ребенку, предлагает закончить предложение словом, подходящим по смыслу:

Утром светлее, а днем еще (светлее)

Вечером темно, а ночью еще. (темнее)

Осенью холодно, а зимой еще. (холоднее)

Весна теплая, лето еще. (теплее)

Весной солнце светит ярко, а летом еще. (ярче)

Весной птицы поют звонко, а летом еще. (звонче)

Трава зеленая, а после дождя еще. (зеленее)

Из посылки достаётся книга К. Д. Ушинского «Четыре желания»

- А вам интересно, какое время года любимое, желанное было у одного мальчика из рассказа?

Я сейчас прочитаю вам рассказ, который называется «Четыре желания», а написал его К. Д. Ушинский.(Показ портрета писателя)

2. Чтение рассказа.

3.Беседа с детьми.

- Понравился ли вам рассказ?

- О чём говорится в этом рассказе? - (о разных временах года)

- Как звали мальчика?

- Почему Митя прибежал домой румяный и весёлый? (Ответы детей)

- Чем Мите понравилась зима? (Ответы детей)

- О каком своём желании он сказал отцу? (Ответы детей)

- Куда предложил отец записать желание Мити? (Ответы детей)

- Почему Митя назвал весну прелестью? (Ответы детей)

- Какое желание мальчик назвал отцу в этот раз? (Ответы детей)

- Что опять посоветовал отец сделать Мите? (Ответы детей)

- Что запомнилось Мите летом? (ходил на сенокос, рыбу ловил, ягоды собирал, валялся на душистой траве)

- Какими словами мальчик сказал об осени? (Ответы детей)

- Почему рассказ называется «Четыре желания»? (Ответы детей)

- Ребята, какой же можно сделать вывод – какое же время года лучшее? (правильно, каждое время года прекрасно по-своему)

4. Словарная работа (работа по тексту).

- В рассказе есть слова, значение которых давайте уточним.

- Что означает слово румяный? - (красный, алый).

- Как объяснить значение словосочетания карманная книжка, записная книжка?- (тетрадь небольшого, маленького карманного размера, блокнот).

- Объясните значения словосочетаний: «вволю набегался», «повеселился вволю» - (достаточно много).

- Что значит, восторг? - (веселье, радость).

- Ребята, а что такое желание? (мечта, просьба, задумка)

5. Динамическая пауза.

- А сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Давайте мы представим себя на месте мальчика Мити из рассказа и будем делать то, что делал он.

Мы на саночках катались (полуприседания,

И коньками увлекались (ноги поочередно выставляем вперед).

Белоснежные дома (руки вверх,

Хорошо, когда зима (прыжки на месте!

Бабочки порхают (помахать руками,

Цветы зацветают (наклоны вперед).

Всюду, всюду красота (разводят руками,

Что за прелесть весна (прыжки на месте!

Мы с отцом на сенокосе (имитация покоса травы,

В речку удочку забросим (размахнуться, руку вперед,

Красных ягод наберем (наклоны вперед)

И на сене отдохнем (руки за голову).

Жаркая стоит погода (обмахиваются,

Лето – лучшее время года (прыжки на месте!

Груши, яблоки в саду (руки в стороны),

Осень – лучшее время в году (прыжки на месте!

6. Повторное чтение рассказа и составление плана рассказа с помощью подбора картинок.

- Внимательно послушайте рассказ ещё раз, чтобы лучше запомнить его и потом пересказать самостоятельно, последовательно и выразительно. Постарайтесь выделить в рассказе самое главное, о чём говорит автор. С помощью картинок-подсказок мы составим с вами план пересказа. А также мы будем выделять самое главное, то, о чем говорит автор и выставлять соответствующие картинки на доске.

«Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: “Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!”

– Запиши свое желание в мою карманную книжку, – сказал отец. Митя записал.»

 - О каком времени года говорится в этом отрывке? (О зиме)

- Что делал Митя зимой? (Катался на саночках и на коньках)

- Каким он прибежал домой? (Веселым и румяным)

- Какое желание высказал мальчик отцу? (Он хотел, чтобы всегда была зима.)

- Куда записали его желание? (В записную книжку)

- Ребята, как вы думаете, что можно нарисовать? (горку, санки, коньки, карманную книжку)

Дети выбирают соответствующую началу рассказа картинку и выставляют на доску.

Слушайте продолжение.

«Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: “Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!”

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.»

 - О каком времени года говорится? Кто порхал над зеленым лугом? (Над лугом порхали бабочки.)

- Какие были бабочки? (Бабочки были пестрые.)

- Что мальчик рвал на лугу? (Мальчик рвал цветы.)

- Как мальчик говорил о весне? (Что за прелесть эта весна)

- Куда Митя записал свое желание? (Митя записал желание в записную книжку.)

Что нарисуем сейчас? (бабочку, цветок, книжку)

Дети выбирают соответствующую этой части рассказа картинку и выставляют на доску.

Слушайте дальше.

«Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:

– Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!

И это желание Мити было записано в ту же книжку.»

 - Какое время года настало?

- Куда отправился Митя с отцом летом? (На сенокос.)

- Как мальчик веселился весь день? (Ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в душистом сене.)

- Что сказал Митя отцу вечером? (Я сегодня повеселился и хотел бы, чтобы лету конца не было)

- Куда было записано желание мальчика? (В записную книжку.)

 -А что нарисуем сейчас? (траву, рыбу, ягоду, копну сена, книжку)

Дети выбирают соответствующую картинку и выставляют на доску.

-  Послушайте, чем закончился рассказ.

«Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: “Осень лучше всех времен года!”

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.»

-  Какое время года наступило? (Осень.)

- Что делали люди в саду? (Собирали румяные яблоки и желтые груши.)

- Какое было настроение у Мити? (Митя был в восторге)

- Что мальчик говорил отцу? (Осень —лучше всех времен года)

- Что сделал отец? (Показал сыну записную книжку, где было записано, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.)

-  Предлагайте, что можно нарисовать сейчас. (яблоко, грушу, книжку)

Дети выбирают соответствующую картинку и выставляют на доску.

-  Ребята, с вашей помощью у нас получились 4 картинки – мы поставили их вместе, и получился рассказ в картинках.

Для вас эти картинки являются планом, по ним вы будете пересказывать текст последовательно, выразительно и самостоятельно.

Я предлагаю вам составить рассказ по цепочке. Вы знаете, как надо рассказывать по цепочке?

Кто хочет начать пересказ? Кто продолжит? Кто будет рассказывать о лете? Кто закончит рассказ?

Дети пересказывают рассказ по частям.

- А кто хочет рассказать историю с начала до конца?

Ребенок пересказывает рассказ самостоятельно с опорой на картинки.

7.Заключительная часть:

-  Молодцы, все правильно. Ребята, каждое новое время года мальчику казалось лучше предыдущего. Летом хорошо, а зимой лучше. Давайте сравним:

Погода теплая, а наоборот — холодная;

Осень ранняя, а наоборот — поздняя;

Облако белое — туча черная;

День длинный, а наоборот — короткий;

Вода замерзает, а лед тает;

Насекомые засыпают, а наоборот — просыпаются;

День грустный, а наоборот — веселый;

Настроение плохое, а наоборот — хорошее;

Урожай маленький, а наоборот – большой.

- Времена года благодарят за проделанную работу и просят, чтобы мы с вами выполнили картину «Времена года» способом пластилинографии. Дети под музыку выполняют работу.

Итог занятия.

- С каким произведением мы сегодня с вами познакомились? (рассказ “Четыре желания”)

- Кто написал рассказ? (К. Д. Ушинский).

-  Давайте посмотрим, какой подарок лежит в посылке. Да это же записные книжки, которые мне хочется подарить вам, чтобы вы записывали в них свои желания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе. Тема. Пересказ рассказа К. Д. Ушинского " Четыре желания "

В конспекте говорится о временах года, используется загадки, литературный текст, словесные игры для развития связной речи....

План - конспект пересказа рассказа К.Д.Ушинского "Четыре желания" (подготовительная группа)

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе пресказ рассказа К.Д.Ушинского "Четыре желания" .Данный материал будет полезен педагогам детских садов и старшим воспитателям, а также р...

Конспект НОД речевое развитие в старшей группе Тема: Пересказ рассказа Константина Дмитриевича Ушинского «Четыре желания»

Воспитатель высшей квалификационной категорииСеребрякова Татьяна АлександровнаМБДОУ ЦРР детский сад №4 «Золотой ключик»город КонстантиновскРостовская область Конспект НОД речевое разв...

Конспект НОД речевое развитие в старшей группе Тема: Пересказ рассказа Константина Дмитриевича Ушинского «Четыре желания»

Воспитатель высшей квалификационной категорииСеребрякова Татьяна АлександровнаМБДОУ ЦРР детский сад №4 «Золотой ключик»город КонстантиновскРостовская область Конспект НОД речевое разв...

Конспект НОД на тему: «Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания»»

Конспект НОД на тему: «Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания»» Цель: Развитие устной речи, формирование навыка последовательного, связного пересказа текста. ...

Конспект НОД на тему: «Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания»»

Конспект НОД на тему: «Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания»» Цель: Развитие устной речи, формирование навыка последовательного, связного пересказа текста. ...

Конспект НОД по речевому развитию «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания», с использованием мнемотаблиц для подготовительной группы

Формировать навык составления рассказа с использованием мнемотаблиц по рассказу К.Д.Ушинскому. Формировать умение составлять законченный рассказ на тему из личного опыта.Учить разным способам обр...