Проект "Ловкие пальчики"(вторая младшая группа )
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)
О том, что мелкую моторику рук ребенка надо развивать, знает каждый «продвинутый» родитель. И то, что мелкая моторика влияет непосредственно на развития речи ребенка, так же знает большинство из нас. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызвать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо. Развитие мелкой моторики рук так же напрямую связано с мышлением, вниманием, наблюдательностью, памятью, воображением, координацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт Проекта «Ловкие пальчики»
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев» В. Д Сухомлинский Тип проекта: познавательно – игровой, творческий.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители второй младшей группы
Возраст детей: 3-4 года
Сроки проведения: долгосрочный март– май 2021
Актуальность: О том, что мелкую моторику рук ребенка надо развивать, знает каждый «продвинутый» родитель. И то, что мелкая моторика влияет непосредственно на развития речи ребенка, так же знает большинство из нас. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызвать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо. Развитие мелкой моторики рук так же напрямую связано с мышлением, вниманием, наблюдательностью, памятью, воображением, координацией.
Цель проекта: развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности с использованием традиционных и нетрадиционных методов.
Задачи проекта:
• создание условий для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста;
• познакомить детей с разными методами и приемами для развития мелкой моторики;
• пополнить развивающую предметно-пространственную среду по сенсомоторному развитию дидактическими материалами;
• повысить уровень компетентности родителей по вопросу мелкой моторики путем привлечения их к реализации проекта.
Методы и приемы работы:
Массаж кистей рук (массажные шарики, карандаши), пальчиковая гимнастика, физкультминутки, пальчиковые игры со стихами, пальчиковый театр, лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.), нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, ватными палочками, губкой и т. д. конструирование (работа с конструктором ЛЕГО, кубиками), дидактические игры, шнуровка, игры с мелкими предметами (пуговицы, камушки и т.д.), пазлы, мозаика.
Предполагаемый результат:
- увеличение словарного запаса детей, развитие более эмоциональной и выразительной речи детей;
- повышение интереса к пальчиковой гимнастике в повседневной жизни;
- улучшение моторики пальцев рук, внимания, памяти, воображения, речи.
- получение родителями необходимых знаний по данной теме.
Этапы проекта:
• Подготовительно-организационный этап:
- определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
- изучить методическую литературу;
- изучить игровые технологии, методы и приемы для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста;
- составить подборку дидактических игр, создание предметно-развивающей среды в группе;
-обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей;
• Основной этап реализации проекта:
Время проведени я | Цель | Содержание | Результат |
март | Выявить проблемы у детей второй младшей группы по речевому развитию | АИС Мониторинг освоения ребенком основной общеобразовательной программы ДОУ | В результате мониторинга были выявлены проблемы у детей второй младшей группы по речевому развитию. Составлены индивидуальные маршруты для детей по теме проекта. |
Работа с детьми | Составить картотеку пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук
| Картотека пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук | |
Работа с семьёй Познакомить родителей с пальчиковыми играми для малышей. | Изготовление папки-передвижки «Пальчиковые игры для малышей». Создание буклета «Как развивать мелкую моторику рук у детей 3–4 лет» | Папка-передвижка «Пальчиковые игры для малышей». Буклет «Как развивать мелкую моторику рук у детей 3–4 лет» | |
Апрель | Работа с детьми Научить детей выполнять ручной массаж кистей и пальцев рук | Создание развивающей среды – приобретение массажных шариков «Су-Джок», составление картотеки игр, упражнений, художественного слова. | Картотека пальчиковых игр с шариком «Су-Джок» и массажными кольцами. |
Работа с семьёй Познакомить родителей с Су-Джок терапией | Консультация для родителей «Использование Су-Джок терапии с детьми младшего дошкольного возраста» | Выполнении родителями упражнений дома.Фотоотчет. | |
Привлечь родителей к созданию игр с предметами домашнего обихода: (прищепки, пуговицы, кнопки, липучки, шнурки) | Пополнение дидактических игр -собери бусы -волшебные палочки -рисование по манке -игры с прищепками -дид. игра с крышками | Дидактические игры: -собери бусы -волшебные палочки -рисование по манке -игры прищепками -дид. игра с крышками -забавная мозайка -игра со шнуровкой и др. | |
Май | Работа с детьми Научить детей пользоваться пальчиковым театром Работа с семьёй Привлечение родителей к работе по созданию пальчикового театра | Изготовление пальчикового театра к сказке: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка». | Пальчиковый театр к сказке: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка». |
План работы по реализации проекта
Направления | Форма работы с детьми | Участники |
Познавательное развитие | -Экспериментальная деятельность: Познание свойств: предметов быта, природного материала (орехи, фасоль, мука, прищепки, пластиковые крышки, бумага); - д/и с песком и водой; - д/и с предметами дом. обихода; -д/и «Чудесный мешочек», - д/и «Нарядные бусы», - конструирование построек из кубиков разной величины | Воспитатели, воспитанники |
Речевое развитие | заучивание потешек, сопровождающихся пальчиковыми играми «Замок», «Дружная семья», «Части тела», «Капуста», «Ботиночки», «Веселая мышка», «Мышь полезла», «Есть в лесу из бревен дом» | Воспитатели, воспитанники |
Социально-коммуникативное развитие | - коллективное творчество – рисование пальчиками «Нарисуем солнышку лучики», - игры с застежками, прищепками, крупой, пуговицами, крышками; - мозаика, - шнуровка, - коллективные игры на развитие мелкой моторики «Веселая ложка», «Найди сюрприз», «Переложи игрушки» | Воспитатели, воспитанники |
Художественно-эстетическое развитие | рисование ладошками «Веселые картины», - рисование пальчиками на крупе «Узоры на подносе»; -рисование ватными палочками «Покормим цыплят»; - рисование губкой «Одуванчики» - лепка «Веселые ежата»; - пальчиковый и кукольный театр по сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок» - народные игры с ладошками | Воспитатели, воспитанники |
Физическое развитие | Массаж с растиранием пальчиков; - Подвижные игры «Петушок», «Мишка косолапый», «Лягушата», «Аисты»; - игры с массажным мячиком Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок (Репка, мышка, моя семья, зайчик, апельсин, счет, тесто, сороконожки, котик, дружба, пальчики здороваются, дождик, ушки – рожки) | Воспитатели, воспитанники |
Форма работы с родителями: | ||
консультация для родителей «Ловкие пальчики – правильная речь»; - привлечение родителей к участию в конкурсе «Театральная игрушка»: изготовление театра для детей любого вида; - помощь в подготовке к презентации проекта – показу детьми кукольного театра по сказке «Репка»; - папка – передвижка «Играем пальчиками» | Воспитатели, воспитанники, родители |
Картотека пальчиковой гимнастики по темам на 3 месяца .
Март «Подарки», Приготовили обед», «Ходилочка», «Транспорт»
Апрель «Раз – весна.», «В зоопарке мы бродили», «Аквариум», Птенчики в гнезде»
Май «Помощники», «Мой город», «Пион», «Бабочка»
«Информационный стенд для родителей», который содержит рекомендации по развитию мелкой моторики у детей в домашних условиях, приемы самомассажа и массажа, пальчиковые упражнения и игры.
Приложение
Конспект совместной деятельности по развитию мелкой моторики во второй младшей группе «На поиски ключика»
Цель: проработать с детьми различные приемы и виды деятельности для развития мелкой моторики рук.
Задачи:
1. Учить детей различным приемам самомассажа;
2. Совершенствовать артикуляцию и мелкую моторику, координацию речи с движениями;
3. Активизировать речь, стимулировать использование детьми в активной речи слова;
4. Использовать в работе по развитию мелкой моторики приемы нетрадиционного рисования;
5. Воспитывать интерес к упражнениям с массажным мячиком Су-джок;
6. Формировать познавательный интерес, эмоционально-положительные взаимоотношения между воспитанниками, вызвать эмоциональный отклик от совершённых действий.
Оборудование: Массажные шарики Су – Джок, игрушки Ежик и Лиса, «чудесный мешочек», сюрприз-коробочка с конфетами, ключик, поднос с манкой.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Мы с вами собрались не просто так, вы любите играть, рисовать, разгадывать загадки, путешествовать? Я с собой принесла волшебный сундучок, но вот беда, ключик потеряла, а без него сундучок не откроется. Вы поможете мне его найти? Предлагаю Вам отправиться со мной в путешествие «На поиски ключика». Впереди нас с
нас приглашает. Тогда отгадайте загадку.
Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет.
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это лисичка. Так вот нас лисичка приглашает к себе в гости на день рождение. А с чем ходят на дни рождения?
(ответы детей)
Воспитатель: А что мы можем подарить лисичке?
Чему бы она обрадовалась?
(ответы детей)
Воспитатель: А мне жалко зайчика и курочку, ведь она их съест.
А что можно еще подарить?
Ведь лисичка такая модница, красавица.
Она любит наряжаться.
А давайте мы сделаем ей подарок бусы.
(Дети подходят к столам, на столах лежат трубочки и ленточки).
Воспитатель: какого цвета трубочки?
Ребята, а можно из трубочек сделать бусы?
(ответы детей)
Воспитатель: тогда давайте приступим к работе.
Присаживайтесь за столы и возьмите себе ленточки.
Посмотрите, как правильно нужно взять ленточку.
Я беру за острый кончик ленточку, чтобы узелок был внизу и нанизываю трубочку. Все поняли, тогда приступайте к работе.
В ходе работы воспитатель помогает детям, затем связывает бусы.
Воспитатель: ну, вот бусы у нас готовы. Спрашиваю, у кого какого цвета получились бусы. Если кто-то сделает разноцветные бусы, похвалить и закрепить к слову «разноцветные».
Воспитатель: Давайте наши бусы положим в корзинку, и отправимся дальше в путь.
Воспитатель: Замечательно, первое задание выполнили, ребята, а ключик не нашли? Что такое? Как же так? Не открыть его никак!
Воспитатель: Двигаемся дальше. Теперь мы поплывём на лодочке, сели в лодку, взяли весло и поплыли.
Второе задание «Сундучок вы отопрёте, если рисовать начнёте» (Воспитатель выставляет на мольберт солнышко).
— Ребята, почему стало так светло и тепло? А на что похоже солнышко? Можно сказать, что оно похоже на цветок? У цветочка есть лепестки, а у солнышка лучики. А какое оно, солнышко? Если бы рисовали солнышко, с чего бы вы начали? После того как нарисуем круг, что следует нарисовать? Посмотрите, у меня солнышко есть, а у вас пока нет. Сейчас наши пальчики превратятся в волшебные карандашики, нарисуем солнышко, и тогда у нас будет еще светлее и теплее. (Дети подходят к подносу с манной крупой и образуют из манной крупы круг).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, чего-то не хватает нашему солнышку?
(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, выполнили ещё одно задание.
Воспитатель: Ну, что ж и здесь ключа не нашли, последняя попытка, последняя остановка, поедем с вами на машине, (имитация движений) открыли дверь сели в машину, взяли в руки руль и поехали. Стоп, приехали.
Идем по группе подходим к елочке.
Воспитатель: Ребята посмотрите, что это?
(ответы детей)
Воспитатель: Какого цвета елочка?
(ответы детей)
Воспитатель: А под елочкой кто-то прячется? Давайте посмотрим.
Воспитатель: Отгадайте загадку и узнаете, кто прячется под елочкой.
Он со всех сторон колючий,
На нём иголки просто кучей.
Он похож на маленькую горку.
Ищет он грибы и тащит в норку.
Носик у него курносый, чёрный,
А характер тихий, но упорный. По траве он бродит без дорожек. Ты его не бойся, это… ёжик
(воспитатель показывает детям игрушку – ежа)
Воспитатель: Посмотрите, ёжик прибежал к нам в гости. Расскажите, какой ёжик? (маленький, колючий, шустрый, фыркающий, забавный) Что может делать ёжик? (бегать, спать, есть, нюхать, топать) Назовите семью ежей. (папа – ёж, мама – ежиха, детёныши – ежата)
Воспитатель: Ребята, Ежик принёс нам волшебный мешочек. Хотите узнать, что в нем? Возьмите из мешочка по одному предмету (дети достают из мешочка шарик Су- Джок).
Воспитатель: Ежик мне рассказал, что ему очень нравятся эти разноцветные колючие шарики, но он совсем не знает, как с ними играть. Чудесный шарик, не простой, он колючий, вот какой! Давайте поиграем с шариками и научим нашим играм Ежика.
Пальчиковая гимнастика с элементами Су-джок терапии
По ладошке прыг да скок
Ловко прыгает Су – джок!
На спине иголки носит, пользу пальчикам приносит.
Ловко прыгает наш шарик, он не больно колет пальчик
Взад – вперед катается, с нами занимается.
«Чудесный мячик»
Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю,
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка.
Каждым пальчиком прижму
И другой рукой начну»
Воспитатель: А теперь прокрутите шарик, откройте его и достаньте пружинку. Поиграем с ней. Приготовьте одну ручку, на каждую строчку стиха надеваем пружинку.
«Игры с пружинкой»
- Мальчик-пальчик, Где ты был?
(надеваем кольцо Су Джок на большой палец)
- С этим братцем в лес ходил,
(надеваем кольцо Су Джок на указательный палец)
-С этим братцем щи варил,
(надеваем кольцо Су Джок на средний палец)
-С этим братцем кашу ел,
(надеваем кольцо Су Джок на безымянный палец)
-С этим братцем песни пел
(надеваем кольцо Су Джок на мизинец)
Воспитатель: А ежик говорит вам большое спасибо, за то, что мы с ним поиграли. А еще он отдал нам ключик от нашего волшебного сундучка.
Воспитатель: Ура, вот ключик. Выполнили все задания, что мы делали, на чём передвигались? (На самолёте, на лодке плыли, на машине ехали. Отгадали загадки, нарисовали солнышко, стало светло и тепло, поиграли с ежиком).
Давайте откроем сундучок.
Где наш ключик дорогой,
Сундучок скорей открой,
Что внутри ты покажи
И ребяткам подари.
Сундучок наш, наконец,
Свою крышку приподнял!
Что же он от нас скрывал?
Да здесь конфетки лежат
Для ребят и для девчат!
(Воспитатель открывает сундучок и обнаруживает в нем конфеты).
— Ребята, вы все молодцы! Вы выполнили все задания. А выполнить все задания нам помогли наши волшебные помощники — наши пальчики. Они обязательно должны трудиться, не лениться. Молодцы, ребята.
Список использованной литературы и интернет ресурсов:
1. Лазаренко О. И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика»
2. Нищева Н. В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»
3. Овчинникова Т. С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду»
4. Османова Г. А, Позднякова Л. А «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. 3-4 года»
5. Ткаченко Т. А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи»
6. Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
7.https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-raboty-po-razvitiyu-melkoi-motoriki-vtoraja-mladshaja-grupa.html
8. Тимофеева Е. Ю. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб:, Корона-Век, 2007
9. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. - М.: ЭКСМО, 2007.
10. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
15. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
16.Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
17. Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.
18.Светлова И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО-Пресс, 2001г.
19.Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
20. Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
21.Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/14/picture-47959.jpg)
Перспективное планирование по работе кружка «Разноцветные пальчики» (нетрадиционная техника рисования – «пальцевая живопись») во второй младшей группе
Персективное планирование по работе кружка по рисованию для детей 3-4 лет (нетрадиционная техника "пальцевая живлоспись")...
Семинар – практикум для родителей «Играем пальчиками» (вторая младшая группа)
построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/19/picture-112846-1579433184.jpg)
Перспективный план кружка "Разноцветные пальчики" второй младшей группе.
Перспективный план "Разноцветные пальчики"...
ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста «Дружные пальчики» во второй младшей группе
Актуальность Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных дви-жениях – это движения пальцев руки и органов артикуля...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/29/picture-1482205-1693288277.jpg)
Перспективный план кружковой деятельности "Волшебные пальчики" вторая младшая группа
Перспективный план кружковой деятельности, направленный на развитие мелкомоторики рук....
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/29/picture-1482205-1693288277.jpg)
Перспективный план кружковой деятельности "Волшебные пальчики" вторая младшая группа
Перспективный план кружковой деятельности, направленный на развитие мелкомоторики рук....
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/29/picture-1482205-1693288277.jpg)
Перспективный план кружковой деятельности "Волшебные пальчики" вторая младшая группа
Перспективный план кружковой деятельности, направленный на развитие мелкомоторики рук....