«Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой»
статья по развитию речи

Гачак Анна Александровна
Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. В исследованиях ученых Института физиологии детей отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности мелкой моторики руки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_s_bioenergoplastikoy.docx287.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 пгт Серышево

структурное подразделение детский сад №6

«Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой»Мастер-класс Активная артикуляционная гимнастика и биоэнергопластика |  Авторская платформа Pandia.ru

Подготовила:

Учитель-логопед

А.А. Гачак

2020 г.

Пояснительная записка

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. В исследованиях ученых Института физиологии детей отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности мелкой моторики руки.

Учителя-логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику и включают в практику совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции.

В литературе последних лет описаны приемы развития мелкой моторики у детей (с задержкой развития – Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.; с заиканием – Белякова Л.И., Рычкова Н.А.; с дизартрией – Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В). Все авторы отмечают взаимосвязь речевой и моторной деятельности.

К сожалению, ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу. Поэтому я обратилась к необычному методу и к нестандартному выполнению артикуляционной гимнастики с использованием элементов биоэнергопластики.

Биоэнергопластика родилась в древнем Китае. В России развила эту идею Ирина Курис. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Ведущие специалисты в области логопедии и дефектологии – Ястребова А.В и Лазаренко О.И. – отмечают, что совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – это плавные, раскрепощенные движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. Для коррекционной работы учителей- логопедов в момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.

Психологи констатируют улучшение межполушарного взаимодействия в результате систематического выполнения комплексов кинезиологических упражнений, которые входят в технологию «биоэнергопластика». Под влиянием кинезиологических тренировок отмечаются положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшаются внимание, память, мышление, речь.

Целью биоэнергопластики, как элемента логопедической работы, является повышение эффективности постановки и автоматизации звуков.

Задачи использования биоэнергопластики:

  1. Совершенствовать постановку звука и введение его в речь;
  2. Развивать и совершенствовать артикуляционную и мелкую моторику;
  3. Развивать координацию движений;
  4. Повышать мотивационную потребность к речевой активности у детей;

Внедрение технологии «биоэнергопластика» в логопедическую работу осуществлялось в течение трех лет, начиная со среднего дошкольного возраста. Вся работа состоит из трех этапов. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

На первом этапе работы проводилось обследование строения и подвижности органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики,    мыслительных    процессов.    Дети    знакомились    с   органами

артикуляции  и  обучались  классической  артикуляционной  гимнастике.  

При проведении непосредственно образовательной деятельности с применением биоэнергопластики учитываются индивидуальные особенности детей. Рука ребенка подключается только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнения его без ошибок.

Второй этап работы – основной. Он состоит из четырех частей. В первой части работы проводятся индивидуальные занятия, на которых одновременно выполняется артикуляционная гимнастика учителем- логопедом и ребенком с подключением ведущей руки.

Темп выполнения упражнений медленный. Дети с доминантной правой рукой и амбидекстры работают правой кистью, леворукие дети – левой. Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом.

Во второй части работы проводятся индивидуальные занятия, на которых одновременно выполняется артикуляционная гимнастика учителем- логопедом и ребенком с подключением другой руки. Постепенно темп выполнения упражнений увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный учителем – логопедом, на его счет и образец движения руки.

В третьей части работы проводятся индивидуальные занятия, на которых одновременно выполняется артикуляционная гимнастика учителем- логопедом и ребенком с подключением обеих рук. Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти руки. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их прочными, легкими, ритмичными

В четвертой части работы проводятся индивидуальные занятия, на которых ребенок самостоятельно выполняет артикуляционную гимнастику в сопровождении обеих рук.

Учитель-логопед может подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти, их ритмичности, четкости.

В первый        и        второй        этапы        работы        включаются        упражнения        на правильное речевое дыхание, на развитие силы голоса и правильного выдоха.

Такую артикуляционно-пальчиковую гимнастику учитель-логопед и дети выполняют весь учебный год. В конце учебного года, когда дети уже научились ощущать органы артикуляции, контрастность положений языка, челюстей, губ, направленность выдоха, зрительную опору – зеркало – можно убрать.

На третьем заключительном этапе дети автоматизируют полученные навыки. Знакомые упражнения дети закрепляют самостоятельно. Упражнения выполняются без помощи зеркала. C:\Users\Администратор\Downloads\WhatsApp Image 2020-12-24 at 22.04.53.jpeg

Биоэнергопластика используется как на индивидуальных, подгрупповых занятиях, так и на фронтальных занятиях. Для осуществления работы по технологии «биоэнергопластика» нами разработаны перспективный план и методические пособия. Методические пособия включают в себя комплексы артикуляционных, пальчиковых гимнастик, дидактические игры и упражнения, подбор сказок.C:\Users\Администратор\Downloads\WhatsApp Image 2020-12-24 at 22.04.53 (1).jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляцио...

Статья:"Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой, как одна из инновационных технологий в логопедии."

В статье говорится о биоэнергопластике,что это, и как её можно использовать на логопедических занятиях.Конспект занятия :"Автоматизация звука р в слогах,словах,предложениях"....

Перспективное планирование Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.

Важным условием для начала успешного  школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная устная речь.«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био – человек как биолог...

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой...

"Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой"

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Семинар-практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика и биоэнергопластика»

Предлагаю материал для практикума для родителей на тему: "Артикуляционная гимнастика и биоэнергопластика",чтобы родители знали,как следует проводить артикуляционную гимнастику в домашних условиях, поз...

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой

Соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата – это когда в момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении н...