Конспект занятия по развитию речи «Чтение стихов о поздней осени.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Карамова Айгюль Ахтямовна

Цель. Формировать у детей представления о поздней осени. Находить признаки осени в художественных произведениях.

Задачи.

1. Развивающаяразвивать устную речь, поэтический слух, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

2.Образовательнаяупражнять в составлении сложноподчинённых предложений. ; упражнять в образовании и подборе имён прилагательных.

3.Воспитательная: воспитывать выдержку, умение слушать и слышать друг друга, не перебивать товарища; воспитывать эмоционально-эстетический отклик на выразительность художественного образа, передаваемого в музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_4.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи «Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение»

Цель. Формировать у детей представления о поздней осени. Находить признаки осени в художественных произведениях.

Задачи.

1. Развивающаяразвивать устную речь, поэтический слух, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

2.Образовательнаяупражнять в составлении сложноподчинённых предложений. ; упражнять в образовании и подборе имён прилагательных.

3.Воспитательная: воспитывать выдержку, умение слушать и слышать друг друга, не перебивать товарища; воспитывать эмоционально-эстетический отклик на выразительность художественного образа, передаваемого в музыке.

Предварительная подготовка: наблюдения за живой и неживой природой;

рассматривание репродукций картин об осеничтение художественной литературы; заучивание стихотворений, отгадывание загадок; приглашение на занятие родителей для чтения наизусть стихотворений об осени.

Методы и приёмы работы с детьми: наглядные, словесные, практические.

Ход занятия

I. Вводная часть.

Актуализация знаний. Постановка темы и цели занятия.

 - Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, о каком времени года мы сегодня будем говорить.

Листья с веток облетают.

Птицы к югу улетают.

"Что за время года"? – спросим.

Нам ответят: «Это. (осень)».

- Сегодня мы будем говорить об осени. Выясним, что происходит в природе в это время года. Будем читать стихи, слушать музыку, рассматривать репродукции картин и отмечать, чем красива осень.

II. Основная часть

1. Беседа об осени (характеристика погоды; осенние изменения в природеосенние месяцы).

- Какое сейчас время года? (осень)

- Назовите осенние месяцы(сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Какой сейчас месяц? (ноябрь)

- Значит, на дворе поздняя осень. Что значит «поздняя»(скоро наступит зима)

- Какая сегодня погода? (ясная или пасмурная)

- Сегодня погода ясная, солнечная.

- Какое сегодня небо?

- Небо голубое или синее-синее.

- Деревья полыхают желтизной. А что значит «деревья полыхают желтизной»(На деревьях много жёлтых листьев.)

- Что называют листопадом? (Листопад — это явление природы, когда деревья сбрасывают листву.)

- В какую погоду листочков облетает больше? (В ветреную погоду.)

- Под ногами ковер из желтых, золотистых листьев. Почему мы говорим «золотистых» листьев? Это какой цвет? (Золотистый — от слова «золото». Золото жёлтого цвета.)

- Если на улице пасмурно или дождливо, то все вокруг становится серым, тёмным, грустным и унылым. Унылый — это какой? (Унылый — грустный, без настроения.)

- Пасмурно — это как? (В пасмурную погоду солнышко прячется, на улице серо, тускло.)

2. Упражнение «Какой у тебя лист?»

Листья падают, кружатся

И у ног моих ложатся.

Я ладошку протяну

И один листок возьму.

А потом другой и третий.

Хороши они, поверьте!

Я от осени привет

Соберу в большой букет! (Галина Ключникова)

- Возьмите каждый по одному листочку. (листья рассыпаны на полу; на магнитной доске лист А2 с аппликацией «Ваза»)

- Встаньте в круг.

- Назовите, лист какого дерева у вас в руке.

- Лист какой?

Лист дуба – дубовый

Лист березы – березовый

Лист рябины – рябиновый

Лист осины – осиновый

Лист клена – кленовый

3. Игровое упражнение «Закончи предложение».

- Я буду задавать вопросы, тот, кто ответил — прикрепляет свой листик на панно. (Добиваться полного ответа)

Листья осенью (что делают) – желтеют и опадают.

Дождь осенью (что делает) – моросит, идет.

Урожай осенью (что делают) – убирают.

Птицы осенью (что делают) — улетают в теплые края.

Деревья осенью (что делают) — роняют листья.

Звери осенью (что делают)— готовятся к зиме, меняют шубки.

Когда на улице дождь и ветер (что мы делаем) - мы сидим дома.

В яркий солнечный день хочется на улицу (чтобы что делать) - чтобы поиграть с друзьями.

На улице пасмурно и дождливо, поэтому (я что сделал) - я взял с собой зонтик.

Когда на улице дождь и ветер (мы что делаем) – мы не выходим на прогулку.

В яркий солнечный день хочется на улицу (чтобы что делать) - чтобы погулять.

- Листики все прикрепили. Что получилось? (букет из листьев)

- Мы от осени привет — собрали в большой букет!

Физкультминутка

5. Работа по репродукциям картин.

- Ребята, перед вами репродукции картин русских художников. Какое время года изображено на картинах? (осень)

- Исаак Левитан назвал свою картину «Золотая осень». Как вы думаете, почему?

- Какая осень(Красивая, яркая, солнечная, тихая.)

- Ребята, посмотрите на репродукцию картины «Поздняя  осень» Кубарева Вячеслава.

Какую осень вы видите здесь(Мрачная, холодная, темная, сырая.)

-  Осень бывает разной – может быть теплой и солнечной, такую осень еще называют золотой, а может быть холодной и дождливой – это поздняя  осень.

6. Чтение стихотворений.

- Про яркую, броскую красоту осени написано много прекрасных стихотворений.

-Прекрасные – это какие стихи?

Мультимедиа портрет поэта, картина осениЧтение стихотворений на фоне музыки (П. И. Чайковский «Времена года» «Октябрь. Осенняя песнь».)

- Одно из них я особенно люблю, не раз читала его вам и сегодня прочитаю, порадую себя и вас! Иван Бунин «Листопад»(СЛАЙД 1)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

- Иван Бунин пишет, что «лес — точно терем расписной». Как вы себе это представляете? (листья на деревьях, с наступлением осени,поменяли окраску: стали красными, жёлтыми, оранжевыми, каричневыми; Лес- это дом для диких животных — терем. Терем расписной, нарядный, красивый.)

- Чем пахнет осенний лес(дубом и сосной)

- Как вы думаете, автору стихотворения нравится осень? Почему вы так решили? (Автору нравится осень. Он говорит о ней с восхищением.)

- Замечательные русские поэты рассказали в стихах об осени так, как увидели и почувствовали её.

III. Итог.

- О каком времени года мы сегодня говорили? (об осени)

- Что мы делали на занятии?

- Какое задание, упражнение вам больше всего понравилось?

- Где мы можем увидеть, услышать или прочитать об изменениях природы осенью? (наблюдая за природой на улице, читая стихи, слушая музыку, рассматривая картины)

- Кто и что нам может помочь увидеть всю красоту природы в это время года? (поэты, художники, композиторы)

IV. Рефлексия «Осеннее дерево».

(На магнитной доске на листе А2 аппликация «Дерево осенью», заранее вырезанные листочки дерева жёлтого и коричневого цвета по количеству детей.)

- Я предлагаю вам листочки – желтые и коричневые. Если вам понравилось наше занятие, возьмите желтый листок и прикрепите на наше осеннее дерево, а если вам что-то не понравилось, то возьмите коричневый листок.

Посмотрите, какой дерево у нас получилось!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с элементами мнемотехники"Поздняя осень"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 32 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Калининско...

Занятие по развитию речи в старшей группе "Поздняя осень"

Материал для воспитателей старшей группы...

Конспект занятия по развитию речи. Чтение и заучивание стихов о зиме.

Конспект занятия по развитию речи. Чтение и заучивание стихов о зиме.Задачи: способствовать формированию умения вести диалог с педагогом, помочь научиться отвечать на вопросы по содержанию, используя...

Конспект занятия по развитию речи. Чтение стихотворения А.С. Пушкина " Уж небо осенью дышало".

Учить детей видеть , чувствовать и понимать красоту осенней природы....

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Поздняя осень»

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Поздняя осень»...

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе "Поздняя осень"

Занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Поздняя осень»....