Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники в ДОУ» Цель:
материал по развитию речи
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники в ДОУ»
Цель:
- ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников.
Задачи :
- повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста ;
- поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников;
- создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов.
- дать понятие мнемотехники,раскрыть актуальность,познакомить с особенностями,принципами технологии,этапами работы ;
- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.
Оборудование :
Листы бумаги, цветные карандаши, мнемотаблица для заучивания стихотворения.
Ход
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада вас приветствовать на своем мастер – классе.
Тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в речевой работе с детьми.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе общего образования, где происходит формирование речи подрастающего поколения. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, я использую приём мнемотехники.
Основной “секрет” мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т.е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет), дошкольник вспоминает и все остальные образы! Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Вот и весь “секрет”!
Что такое мнемотехника
Мнемотехника – это техника развития памяти. Слово происходит от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации.
С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи:
Развивать связную речь .
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи.
Обучать детей правильному звукопроизношению.
Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки..
Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память .
Суть мнемотехники заключается в следующем : на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать : связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.
Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст ( рассказ, стих, сказка и т. п.)
А сейчас вашему вниманию я представлю мнемотаблицу для заучивания стихотворения. На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат, и, дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты.
Этапы работы над стихотворением:
- Сначала я выразительно читаю стихотворение.
-Сообщаю, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз читаю стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
-Задаю вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль стихотворения.
-Выясняю, какие слова непонятны детям, объясняю их значение в доступной для детей форме.
-Читаю отдельно каждую строчку стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
-Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
-Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание мы придумываем картинку (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводят стихотворение целиком.
На начальном этапе я предлагала готовые план – схемы.
Мнемотаблицы мы рисовали с помощью карандашей, восковых мелков, обычного мела, красок и т. д.
Изображения на мнемотаблице располагали : на одной полосе бумаги, на отдельных листах, как карточки, на одном листе, поделив его на несколько частей (как таблица)
Мнемотаблицы рисовали: сам педагог (готовая форма) ; дети совместно со мной; самостоятельно дети.
Заучивание стихотворений
В руки фрукты мы берем
И в корзинку их кладем:
Слива, персик, апельсин,
Груша, киви, мандарин
А сейчас уважаемые воспитатели я предлагаю вам составить мнемотаблицу. Для этого перед вами листы бумаги и карандаши. Рисуем схематично. Что можно нарисовать к этой строчке? Следующая строка и т.д. Наше стихотворение «нарисовано» ,мнемотаблица готова. А сейчас, посмотрите на свои мнемотаблицы и прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось?
Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного. Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатляется в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.
Итак, мнемотехника:
- сокращает время запоминания;
- развивает основные психические процессы;
- развивает умение перекодировать информацию;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- помогает делать выводы и схематизировать материал.
В заключение мастер-класса я предлагаю вам продолжить фразы :
- Сегодня я узнала...
- Было интересно...
- Было трудно, но...
- Я поняла, что...
- Теперь я могу...
Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников.»
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей....
Мастер-класс "Заучивание стихотворения с использованием мнемотехники"
Мастер – класс "Заучивание стихотворения с использованием мнемотехники"Добрый день, уважаемые коллеги, на своём мастер-классе я хочу п...
Мастер - класс к педсовету с педагогами «Использование здоровьесберегающих технологий с целью формирования у детей основ здорового образа жизни».
Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных учреждений, и всестороннего развития личности ребёнка. Бесспорно, чем меньше ребёнок, тем больше он нуждается в охране здоровья ...
Мастер–класс для родителей по использованию мнемотехники для заучивания стихотворений и составления рассказов
Мастер-класс предназначен для родителей, в нем подробно рассматривается технология мнемотехники, которая способствует быстрому запоминанию информации...
Мастер-класс для молодого педагога «Использование элементов «активного слушания» при взаимодействии с родителями»
Цель: повышение компетенций молодого педагога при организации взаимодействия с родителями воспитанников.Задачи: 1.Познакомить молодого педагога с методами, приёмами и правилами...
Мастер-класс по развитию речи "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений"
Все родители хотя бы раз сталкивались с проблемой заучивания стихотворений. Существует множество различных методик для заучивания стихотворений, и одной из самых эффективных является мнемотехника. При...
Мастер-класс для родителей по использовании мнемотехники в развитии связной речи детей.
мастер- класс с родителями....