Мастер–класс для родителей по использованию мнемотехники для заучивания стихотворений и составления рассказов
методическая разработка (старшая группа)

Мастер-класс предназначен для родителей, в нем подробно рассматривается технология мнемотехники, которая способствует быстрому запоминанию информации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_konspekt.docx63.66 КБ
Файл master_klass_mnemotehnika.pptx1.79 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер–класс для родителей по использованию мнемотехники для заучивания стихотворений и составления рассказов

Кремлева Лариса Юрьевна, воспитатель первой кв .категории

 «Учите ребёнка каким-нибудь известным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».К. Д. Ушинский.

      Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Одним из этих факторов является наглядность. Существует много способов и методик заучивания стихов. Я хочу предложить вашему вниманию заучивание стихов с помощью мнемотаблиц.

      Мнемотехника – искусство запоминания – система специальных приёмов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка – символ, изображающая действие или предмет, таким образом всё стихотворение зарисовывается. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. А сейчас мы продемонстрируем, как наши ребята запоминают стихотворения при помощи мнемотехники!

(Заходят дети)

Воспитатель: Ребята, давайте с вами присядем и послушаем стихотворение Натальи Нищевой «Снегири».

Вот на ветках,

Посмотри,

В красных майках снегири.

Распушили перышки,

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Улететь хотят.

Беседа по содержанию стихотворения.

-Кто сидел на ветках?

-В чем они сидели?

-Что делали снегири?

- Кто догадался, для чего нам картинки? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, ребята, они будут помогать  нам заучивать стихотворение.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на эти карточки. Показываю мнемотаблицу. В этих карточках спряталось стихотворение «Снегири». Рассказываю с помощью мнемотаблицы. Потом предлагаю рассказать 2-3 детям с использованием схем. Дети рассказывают стихотворение Н. Нищевой «Снегири».

снегири (1).jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Использование мнемотехники для заучивания стихотворений и составления рассказов» МКДОУ д-с №174 Г.Новосибирск Воспитатель: Кремлева Л.Ю.

Слайд 2

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету» К . Д. Ушинский

Слайд 3

Понятие «МНЕМОТЕХНИКА» Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника помогает развивать: Ассоциативное мышление; Зрительную и слуховую память; Зрительное и слуховое внимание; Воображение.

Слайд 4

Значение мнемотехники Использование мнемотаблиц открывает для детей большие возможности: Развитие связной речи, расширение лексико-грамматического строя речи и звукопроизношения. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, воображения и речи. Перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении. Легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, рассказы. Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина — завершение); Помогает составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.

Слайд 5

Варианты мнемотехники В этой технике используются наглядные пособия – таблицы Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию .

Слайд 6

Мнемоквадрат Это отдельная карточка с изображением предмета, действия или другого символа.

Слайд 7

Мнемодорожка У Егора огород, Там морковка и горох. Справа огород Федоры, Там растут помидоры.

Слайд 8

Мнемотаблица Это схема, состоящая из нескольких квадратов, в которую заложена определенная информация.

Слайд 11

Составляем мнемотаблицы Этапы работы над стихотворением: Взрослый выразительно читает стихотворение. Сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть, затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль. Выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме. Читает отдельно каждую строчку стихотворения, а ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Слайд 12

Составляем мнемотаблицы

Слайд 13

Графическая зарисовка Цвет предметов в мнемотаблицах может быть различным – в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Младшие дошкольники – цветное изображение, старшие – черно-белое (например: осень – желтая или оранжевая буква «О», зима – синяя или голубая буква «З», весна – зеленая «В», лето – красная «Л»). Количество клеток в мнемодорожке и мнемотаблице зависит от возраста и уровня развития детей. Рекомендуются следующие размеры таблиц: для младших дошкольников – от 4 до 9 клеток; для старших дошкольников – от 9 до 16 клеток. Изображения должны быть : хорошо знакомы и понятны детям, отображать обобщенный образ предмета, который оговорен детьми или ребенком.

Слайд 14

Практическая работа (задания для родителей) Скороговорки: Кошка на окошке шапку сшила. Мышка в сапожках избушку метет. Загадка: «Сидит дед. Во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает»

Слайд 15

Практическая работа (задания для родителей) Скороговорки: Кошка на окошке шапку сшила. Мышка в сапожках избушку метет.

Слайд 16

Практическая работа (задания для родителей) Загадка: «Сидит дед. Во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей "Использование мнемотехники для заучивания стихотворений"

Использование мнемотехники для заучивания стихотворений...

Мастер-класс: "Использование мнемотехники в заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Мастер-класс разработан для проведения с взрослыми, представлены  способы и приемы заучивания стихотворений - мнемотехника. В ходе масте - класса есть описание и примеры применения мнемоквадрата,...

Мастер-класс для родителей " Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста".

Все родители знают и понимают, что учить стихи с детьми дошкольного возраста необходимо. Заучивание стихотворений играют большую роль в жизни ребенка. Ведь благодаря этому у малышей развивается память...

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»

Мастер-класс для родителей«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»старшая группа «Кукушечка»  Воспитатель:Древаль Татьяна Иг...

Работа с родителями - буклет "Использование мнемотехник при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений.  Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Не все ...