Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Древаль Татьяна Игоревна

Мастер-класс для родителей

«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»

старшая группа «Кукушечка»

  Воспитатель:

Древаль Татьяна Игоревна.

Цель: Познакомить родителей с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и развитие памяти (методом мнемотехники).

Задачи:

 1. Повышение компетентности родителей в вопросах развития детей;

2. познакомить родителей с приёмом мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми;

 3. вовлечь родителей в процесс формирования у детей интереса к заучиванию стихотворений, расширению словарного запаса, развитию связной речи дошкольников.

В ходе мастер-класса была представлена презентация и наглядные пособия.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».

В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма.

В чём причина того, что стихи дети запоминают с трудом, а рекламу запоминают великолепно?

Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий, а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка).

Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания. Что же делать родителям, как помочь детям запоминать стихотворные формы, рассказы? Чтобы решить эту проблему, мы расскажем вам о некоторых несложных приемах, с помощью которых мы поможем Вашим детям в развитии памяти, в умении быстро запоминать стихотворения,

скороговорки и любые другие тексты. И вот на помощь нам придёт мнемотехника и мнемотаблицы. Что же это такое?

Мнемотехника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Суть этого способа состоит в том, что разучивая стихотворение, нужно рисовать вместе с ребенком к каждому слову, фразе или строчке какой-нибудь простой рисунок-символ. Удобнее показать стихотворение в виде таблицы. Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения (мнемотаблица) После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

— Быстрота запоминания зависит от того, какая у человека память. Если память хорошая, то выучить можно быстро. Сейчас я проверю вашу память. Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить слова, которые я назову.

Радуга, дождь, машина, гроза, ветер, снегопад, птица.

— Повторите, пожалуйста, слова, которые я сказала.

(Ответы родителей)

— Вы запомнили много слов. Сейчас мы усложним задание. Я назову слова ещё раз, а вы постарайтесь запомнить их по порядку.

Педагог ещё раз называет все слова.

— Повторите по порядку слова, которые я проговорила. (Ответы родителей)

— Все смогли запомнить? (Нет, не все)

— У вас возникло затруднение. В чем у вас затруднение? (Не смогли запомнить слова по порядку)

— Не переживайте, давайте разбираться.

— Скажите, а что помогло бы вам запомнить слова по порядку? (Ответы родителей)

Воспитатель

— Давайте попробуем вместе обозначить каждое слово символом, зашифруем его.

На мольберте расчерчено 7 квадратов в ряд, в каждом квадрате рисуем символ одного слова. — (Можно рисовать одним цветом) (Нарисовать не весь предмет, а его часть…)

— На что похожа радуга? (Ответы родителей)

— Какой символ мы выберем для изображения радуги?

— Тогда я попрошу одного из вас зарисовать этот символ в первом окошечке.

Какое слово мы зашифровали? (Слово «радуга») родитель рисует.

— Как вы думаете, каким символом можно обозначить слово дождь? (Ответы родителей) и т.д.

— Вот мы и «зашифровали» все слова. Теперь повторите все слова по порядку, глядя на эти символы.

Родители называют слова.

— Вам удалось запомнить и воспроизвести все слова по порядку? (Да, удалось.)

— Что вам помогло? (Символы, которые мы нарисовали.)

— Вы сами придумали и изобразили символы, с помощью которых можно легко запомнить слова. Это один из способов быстрого запоминания. Запоминать можно не только слова, но и стихотворения и даже целые рассказы.

—Родители, сегодня вы сами попробуете составить мнемотаблицу по стихотворению. Вы научились подбирать символы к словам, и сейчас настало время подобрать символы к стихотворению. Они ему помогут быстро выучить стихотворение.

Раздаем стихотворения родителям!

Задание. Сейчас Вы прочитаете стихотворение, и каждое слово будете обозначать символом.

— Давайте попробуем рассказать стихотворение, глядя на символы.

Родители рассказывают стихотворение, глядя на символы.

— У вас получилось запомнить стихотворение? (Получилось.)

При регулярном использовании такого способа запоминания текста, у детей развивается память. Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые мы показали сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка.

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»

группа «Кукушечка»

  Воспитатель:

Древаль Татьяна Игоревна.

Цель: Познакомить родителей с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и развитие памяти (методом мнемотехники).

Задачи:

 1. Повышение компетентности родителей в вопросах развития детей;

2. познакомить родителей с приёмом мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми;

 3. вовлечь родителей в процесс формирования у детей интереса к заучиванию стихотворений, расширению словарного запаса, развитию связной речи дошкольников.

В ходе мастер-класса была представлена презентация и наглядные пособия.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».

В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма.

В чём причина того, что стихи дети запоминают с трудом, а рекламу запоминают великолепно?

Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий, а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка).

Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания. Что же делать родителям, как помочь детям запоминать стихотворные формы, рассказы? Чтобы решить эту проблему, мы расскажем вам о некоторых несложных приемах, с помощью которых мы поможем Вашим детям в развитии памяти, в умении быстро запоминать стихотворения,

скороговорки и любые другие тексты. И вот на помощь нам придёт мнемотехника и мнемотаблицы. Что же это такое?

Мнемотехника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Суть этого способа состоит в том, что разучивая стихотворение, нужно рисовать вместе с ребенком к каждому слову, фразе или строчке какой-нибудь простой рисунок-символ. Удобнее показать стихотворение в виде таблицы. Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения (мнемотаблица) После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

— Быстрота запоминания зависит от того, какая у человека память. Если память хорошая, то выучить можно быстро. Сейчас я проверю вашу память. Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить слова, которые я назову.

Радуга, дождь, машина, гроза, ветер, снегопад, птица.

— Повторите, пожалуйста, слова, которые я сказала.

(Ответы родителей)

— Вы запомнили много слов. Сейчас мы усложним задание. Я назову слова ещё раз, а вы постарайтесь запомнить их по порядку.

Педагог ещё раз называет все слова.

— Повторите по порядку слова, которые я проговорила. (Ответы родителей)

— Все смогли запомнить? (Нет, не все)

— У вас возникло затруднение. В чем у вас затруднение? (Не смогли запомнить слова по порядку)

— Не переживайте, давайте разбираться.

— Скажите, а что помогло бы вам запомнить слова по порядку? (Ответы родителей)

Воспитатель

— Давайте попробуем вместе обозначить каждое слово символом, зашифруем его.

На мольберте расчерчено 7 квадратов в ряд, в каждом квадрате рисуем символ одного слова. — (Можно рисовать одним цветом) (Нарисовать не весь предмет, а его часть…)

— На что похожа радуга? (Ответы родителей)

— Какой символ мы выберем для изображения радуги?

— Тогда я попрошу одного из вас зарисовать этот символ в первом окошечке.

Какое слово мы зашифровали? (Слово «радуга») родитель рисует.

— Как вы думаете, каким символом можно обозначить слово дождь? (Ответы родителей) и т.д.

— Вот мы и «зашифровали» все слова. Теперь повторите все слова по порядку, глядя на эти символы.

Родители называют слова.

— Вам удалось запомнить и воспроизвести все слова по порядку? (Да, удалось.)

— Что вам помогло? (Символы, которые мы нарисовали.)

— Вы сами придумали и изобразили символы, с помощью которых можно легко запомнить слова. Это один из способов быстрого запоминания. Запоминать можно не только слова, но и стихотворения и даже целые рассказы.

—Родители, сегодня вы сами попробуете составить мнемотаблицу по стихотворению. Вы научились подбирать символы к словам, и сейчас настало время подобрать символы к стихотворению. Они ему помогут быстро выучить стихотворение.

Раздаем стихотворения родителям!

Задание. Сейчас Вы прочитаете стихотворение, и каждое слово будете обозначать символом.

— Давайте попробуем рассказать стихотворение, глядя на символы.

Родители рассказывают стихотворение, глядя на символы.

— У вас получилось запомнить стихотворение? (Получилось.)

При регулярном использовании такого способа запоминания текста, у детей развивается память. Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые мы показали сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни з...

Мастер-класс для родителей " Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста".

Все родители знают и понимают, что учить стихи с детьми дошкольного возраста необходимо. Заучивание стихотворений играют большую роль в жизни ребенка. Ведь благодаря этому у малышей развивается память...

Консультация для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений. Не все дети любят учить стихи, у кого-то заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомле...

Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста».

Создание условий оказания помощи родителям в овладении мнемотехническими приемами для развития навыков заучивания стихотворений с детьми....

Консультация для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Не все дети любят учить стихи, у кого-то заучивание стихотворений вызывает ...