Творческий проект по познавательному развитию « По следам сказок» (младшая группа)
проект по развитию речи (младшая группа)

Ставрова Елена Александровна
Творческий проект по познавательному развитию « По следам сказок» (младшая группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл null-1.docx32.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18 «Ласточка»

Творческий проект по познавательному развитию

« По следам сказок» (младшая группа)

Выполнила: воспитатель

Ставрова Елена Александровна

Камень- на – Оби 2021 г

Проект по познавательному развитию

«По следам сказок»

  1. Паспорт проекта

Тема проекта: «По следам сказок»

Тип проекта: познавательно-речевой.

Вид проекта: среднесрочный

Сроки выполнения: октябрь- ноябрь 2021г

Руководитель проекта: Ставрова Елена Александровна

Участники проекта: дети 2 младшей группы (3-4 года), родители, воспитатели.

Место проведения: МБДОУ «Детский сад № 18» города Камень – на – Оби, Алтайского края

Цель проекта: развития интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей, вовлечение детей в активную речевую работу.

Задачи проекта:

- Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества – сказкам.

-Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.

-Формировать умение  отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театрализованной деятельности.

Ожидаемые  результаты:

  • Дети узнают персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывают  содержание небольших сказок.
  • Дети участвуют в играх – драматизациях, используют разные виды театров (пальчиковый,  настольный, театр масок) в самостоятельной  деятельности.
  • Возрос уровень речевой активности детей, расширился словарный запас.
  • Дети проявляют взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.
  • Разовьются познавательный интерес и любознательность, коммуникативные навыки, творческие способности воспитанников.
  • Родители принимают участие в выставке совместных рисунков с детьми «Моя любимая сказка»
  • Предметно – развивающая среда пополнилась разными видами театра, сделанных руками родителей.

Актуальность проекта

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Например, взять такие мультфильмы как: «Ну, погоди!», «Том и Джерри» и многие другие мультипликационные сериалы, то мы видим, что кого-то маленького и беззащитного преследует нечто подавляюще сильное и страшное, угрожая его покалечить. Разумеется, того кого обижают, постоянно спасается бегством от своего врага. И, хотя, маленький и беззащитный герой всегда побеждает, а злой и сильный персонаж терпит поражение, дети под воздействием таких образов и примеров часто нарушают установленные нормы общества. Детям сложно самостоятельно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств, быть добрым, внимательным, справедливым. Мои наблюдения за детьми убедили меня в том, что именно взрослым очень важно найти пути воспитания у детей миролюбия и доброжелательного поведения, сформировать у них гуманное отношение к сверстникам, взрослым людям, а также природе и животным. Зная тот факт, что именно художественная литература активно воздействует на чувства и разум ребенка – дошкольника, развивает его восприимчивость, эмоциональность, я считаю работу со сказкой – наиболее доступным средством нравственного воспитания. Ведь содержание сказок показывает примеры дружбы и честности, трудолюбия и товарищества. Характерно и для сказки торжество справедливости, победа добра над злом, счастливый конец для доброго героя. Поэтому, на мой взгляд, сказки помогают ребенку выработать то или иное отношение к окружающей действительности, к поступкам людей, вызывают стремление подражать хорошему и противиться плохому.

Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. В моей работе именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.

Теоретическая значимость: заключается в разработке содержания и форм работы с детьми 2-ой младшей группы по изучению нравственных сторон русских народных сказок, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, участие педагогов группы, детей и их родителей в решении проблемы.

Практическая значимость: заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, так как играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры, занятия, сказки. Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Из сказок дети берут много различных знаний: первые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют увидеть добро и зло.

Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.–

Гипотеза - Сказка является важной составляющей воспитательного процесса детей младшего дошкольного возраста и если приобщать детей к ней, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы в формировании у ребят нравственных качеств. Так же повысит компетентность педагогов и родителей в данном вопросе.

Содержание проектной деятельности

Первый этап- подготовительный.

Определение проблемы и цели проекта.

Составление плана деятельности.

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми.

Выбор форм работы с детьми и родителями;

Определение  ожидаемых результатов.

Второй этап - организационно-практический.

План проведения проекта с детьми:

  • - Чтение русских народных сказок. Обсуждение характера героев русских сказок, их черты характера.
  • - Беседы по сюжету сказки;
  • - Пересказ сказки;
  • - Решение нравственных ситуаций;
  • - Проигрывание сказок вместе с детьми с помощью кукольный, пальчикового театра.
  • - Рассматривание иллюстраций по русским народным сказкам.
  • - Слушание сказок в аудиозаписи («Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Лисичка сестричка и серый волк», «Три медведя»);
  • - Просмотр мультфильмов («Гуси-Лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Маша и медведь») ;
  • - Дидактические игры;
  • - Развлечение.

План проведения проекта родителями:

  • - Консультации для родителей: «Воспитание сказкой», «Нравственное воспитание ребёнка»
  • - Выпуск папки-передвижки: «Какие проблемы решают сказки»
  • - Памятка с рекомендациями по организации домашнего чтения.
  • - Акция «Подари книгу группе» - оформление книжного центра.
  • - Индивидуальные беседы и консультации по теме проекта.
  • - Конкурс рисунков совместного творчества детей и их родителей «Мой любимый сказочный герой».

Третий этап- заключительный.

1.Фото - выставка детских творческих работ.

2.Открытое занятие « Путешествие по сказке «Колобок»»

3.Конкурс совместного семейного творчества рисунков «Мой любимый сказочный герой».

4.Публикация о проекте на сайте ДОУ.

Продукт проектной деятельности:

1.Отчет о проектной деятельности на сайте;

2.Фото - выставка детских творческих работ;

3.Итоги конкурса семейного  творчества, награждение победителей.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Сроки реализации проекта

Форма организации

Участники

В процессе реализации проекта

Рассматривание книжной выставки, сказок русских народных. Разучивание пословиц и поговорок о сказках и сказочных персонажей.

Руководитель, дети.

4 октября

Беседа на тему: «Книги – лучшие друзья»

Консультация для родителей на тему: «Сказка помогает говорить правильно»

Руководитель, дети.

6 октября

Чтение сказки «Колобок».Беседа по содержанию сказки.  Раскрашивание раскраски по сказке «Колобок

Руководитель, дети.

8 октября

Чтение сказки «Репка». Беседа по содержанию сказки.

Руководитель, дети.

11 октября

НОД по художесвенно-эстетическому развитию (лепка): «Репка».

Игра-драматизация по сказке «Репка"

Руководитель, дети.

13 октября

Чтение сказки: «Волк и семеро козлят». Беседа: «Кто пришел к нам в дом».   Вечер Дидактическая игра: «Мои любимые сказки".

Руководитель, дети.

15 октября

Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка».

Вечер  Подвижная игра «Зверята». Имитация движений сказочных

Руководитель, дети.

18 октября

Художественно-эстетическое развитие (аппликация): по  мотивам сказки «Заюшкина избушка: «Домик для лисички»

Разучивание пальчиковой гимнастики: «Зайка»

Руководитель, дети.

20 октября

Чтение сказки  «Теремок». Беседа по содержанию сказки.Конструирование: «Построим новый теремок для зверей»

Руководитель, дети.

22 октября

Просушивание аудиосказки «Маша и медведь».Беседа по содержанию. Показ сказки с помощью настольного театра, пальчикового театра, фланелеграфа.

Руководитель, дети.

25 октября

НОД по речевому развитию на тему:  «Путешествие по сказке "Колобок.

Консультация для родителей на тему: «Значение сказок в жизни ребенка

Руководитель, дети.

27 октября

Фото - выставка детских творческих работ.

Руководитель, дети.

8 ноября

Подведение итогов конкурса семейного творчества рисунков на тему" Мой любимый сказочный герой ".

Руководитель, дети.

Приложение

Конспект беседы  во второй младшей группе

Тема: «Книги – лучшие друзья»

Цель:

•        Воспитывать у детей интерес и любовь к книгам;

•        развивать речевую активность, умение по словесному описанию и иллюстрациям;

•        определять знакомые книги и сказки.

Ход беседы:

Воспитатель: - Ребята, вы любите, когда вам читают книжки?  Кто вам их читает? А в нашей группе есть книги? Где же они живут? Правильно, в нашем книжном уголке. А вы заметили, что недавно в наш книжный уголок пришла кукла Катя, она прочитала много книг и поэтому стала такой умной. Весь день она сидит здесь на стуле, наблюдает за нами, а вечером, когда вы уходите домой, она разговаривает со мной. Сегодня Катя согласилась поговорить и с вами.

Воспитатель: (берет куклу): «Здравствуйте, ребята! Я каждый день наблюдаю за вами и вижу, кто из вас любит книги, кто умеет с ними обращаться бережно, аккуратно. А ведь умные люди уже давно сказали: «Книги – это лучшие друзья»! В книгах живут стихи и сказки, веселые истории и яркие картинки.

Воспитатель: - Катя, но наши дети еще не умеют сами читать, как же они узнают, о чем, например, эта книга?

Кукла: - Пусть они сначала посмотрят на картинку и скажут, кто на ней нарисован (зайка). Кто же знает стихотворение про зайку? А здесь кто нарисован? (бычок, мишка – чтение стихов). Вот видите, вы по картинкам узнали свою любимую книжку, которая называется «Игрушки».

А теперь попробуйте отгадать, о какой сказке эта загадка?

Маша в коробе сидит, далеко она глядит.

Кто несет ее, ответь, быстрыми шагами?

А несет ее медведь вместе с пирогами.

Провела его малышка, будет он умнее впредь.

Вот у нас какая книжка. Это (Маша и медведь)

Воспитатель: Найдите эту книжку в нашем книжном уголке и покажите.

(то же и по другим книгам)

Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он катился.

(Колобок)

Жили-были семь ребят –

Белых маленьких козлят.

Мама очень их любила,

Молочком детей поила.

Тут зубами щелк да щелк

Появился серый волк.

(Волк и семеро козлят)

Воспитатель: Ты знаешь, Катя, мы с ребятами читаем сказки, а потом в них играем. Давайте покажем, как мы это делаем!

Игра-разминка «Ровным кругом»

- как бабушка Колобка стряпала? (показывают движения)

- как Машенька в лесу грибочки собирала?

- как дед Репку из земли тянул?

(вновь посадить на стульчики)

Кукла: - А знаете ли вы, что есть люди, которые умеют сочинять интересные сказки, веселые истории для ребят?

Воспитатель: - Конечно, в нашем книжном уголке висит портрет писателя Корнея Чуковского, и ребята хорошо знают его книги. Как, например, называется эта книга? («Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Телефон», «Айболит»).

Воспитатель: - Послушай, Катя я прочитаю несколько строк из этих книг, а ребята мне обязательно помогут.

Кукла: - Молодцы! Я поняла, что вы любите книжки, и поэтому решила подарить таким умным и воспитанным ребятишкам сундучок с книгами.

Воспитатель: - Спасибо, Катя! Ребята, давайте посмотрим, какие книги лежат в этом сундучке.

- Это книжки-малышки, их очень любят и самые маленькие ребята, и детки постарше. Их удобно положить маме в сумку или в свой рюкзачок и принести друзьям в детский сад.

- А это большая книга сказок. Посмотрите, какие замечательные в ней картинки. Знаете ли вы эти сказки? (показать сначала знакомые 2-3 иллюстрации, а затем новые). Эту замечательную книгу мы будем читать здесь в группе.

Самая умная книга – энциклопедия! В ней можно найти ответы на самые разные вопросы: почему солнце светит? куда уплывают облака? Зачем ежику нужны иголки?

- Эта книга называется Азбука! Вы хотите научиться читать?  Все люди: ваши мамы и папы, бабушки и дедушки учились читать по Азбуке. Значит, и вам эта книга очень скоро пригодится!

Ребята, а можно ли в этих книгах рисовать? Конечно, нет! Для этого есть специальные книги-раскраски и Катя подарила нам такие книжки!

Давайте все вместе скажем «Спасибо» Кате и пообещаем их беречь и обязательно прочитать все эти книги.

Конспект беседы по содержанию сказки «Репка»  во второй младшей группы

Цель: Познакомить детей с волшебным миром сказок, вызвать эмоциональный отклик и интерес к малым формам фольклора.

Задачи:

Систематизировать знания детей о величине предметов (низкий, выше, ещё выше, высокий);

Способствовать развитию всех компонентов устной речи детей, свободного общения с взрослыми и детьми.

Вызвать желание помочь героям сказки.

Способствовать развитию умения соблюдать в ходе игры элементарные правила;

Ход беседы:

Наш ковёр по небу мчится,

Что же с нами приключится?

Закрывайте быстро глазки

Чтобы очутиться в сказке.

( включается фонограмма, и дети попадают в сказку).

Воспитатель: В сказку с вами мы попали, а в какую отгадайте.

Круглый бок, жёлтый бок

Сидит в грядке колобок.

Врос он в землю крепко.

Что же это? (репка)

(ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали загадку. Посмотрите, какая у нас красива репка! Ребята, давайте теперь вспомним сказку.

Воспитатель: Посадил дед репку, выросла репка большая-пребольшая. (привлекает детей к выкладыванию героев сказки на столе). Стал дед репку тянуть, тянет - потянет, вытянуть не может. Стал он бабку звать.

Воспитатель: Как дед бабку звал?

(дети зовут бабку)

Бабка………… помоги мне вытащить репку. Прибежала бабка.

(на стол ставится фигурка бабки).

Воспитатель вместе с детьми говорит: «бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут вытянуть не могут.

Воспитатель: Позвала бабка кого? (внучку)

Как бабка внучку звала? (дети зовут)

Внучка…………помоги вытащить репку!

Воспитатель: Прибежала внучка. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут, вытянуть не могут.

Воспитатель: Стала внучка Жучку звать на помощь.

Позовите, как внучка Жучка звала?

(дети зовут)

Жучка……….. помоги нам репку тянуть!

Воспитатель:  «Выполните мое задание, тогда помогу» дети, давайте поможем выполнить задание Жучки.

Д.и. «Расставь елки»

(дети садятся за столы)

Воспитатель: Нужно расставить ёлки от самой высокой, до самой низкой

(раскладываем правой рукой, слева направо).

Воспитатель: Какая это ёлка, а эта, а эта…..?

Молодцы дети, справились с заданием Жучки!

(выставляется фигурка Жучки на стол)

Воспитатель: Стала Жучка звать кого? Кошку. Давайте все вместе позовём Кошку!

(дети зовут)

Воспитатель: А Кошка и говорит: «Чтобы вытянуть репку необходимо сделать зарядку!»

Физминутка:

Вот мы репку посадили (наклониться)

И водой её полили. (имитация движений)

А теперь её потянем, (имитация движения)

И из репки кашу сварим, (имитация движения)

И будем мы от репки, здоровые и крепкие. (показать силу)

Кошка: Спасибо, ребята. Пойду, помогу репку тянуть.

Воспитатель: Тянут, потянут, вытянуть не могут. Стала Кошка Мышку звать.

Стала Мышка репку тянуть, тянут, потянут и вытянули репку!

Вот и сказки конец! Нам пора возвращаться домой, в детский сад.

(дети садятся на «ковёр-самолёт» и говорят слова)

Наш ковёр по небу мчится,

Чтоб домой нам возвратиться.

Воспитатель: Ребята, в какой мы сказке побывали? Каких видели героев?

Почему дед один не мог вытащить репку? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, нужно всегда помогать друг другу. И тогда всё получится!

Беседа на тему: «Кто пришел к нам в дом?» по сказке

 «Волк и семеро козлят»

Задачи:

учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки; продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; расширять словарный запас, понимать значение антонимов «тонкий-толстый» (голос) способствовать употреблению данных слов в самостоятельной речи; подбирать нужное по смыслу слово; заканчивать начатую взрослым фразу.

продолжать развивать зрительное и слуховое внимание; устанавливать причинно-следственные связи.

формировать умение передавать мимикой, позой и голосом песенку козы.

воспитывать умение сопереживать героям, разделять их чувства.

Предварительная работа: чтение сказки, рассматривание изображений иллюстраций к книге, просмотр мультфильма «Волк и семеро козлят».

Оборудование:

• Сказка «Волк и семеро козлят»;

• цветные изображения героев сказки;

• шапочка козлика (или ободок с рожками).

• Шапочки волка и козы

Ход беседы:

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики, расставленные полукругом, показать, где у них ушки (ушки слушают, глазки смотрят).

Пальчиковая игра:

Будем пальчики считать

Будем сказки называть

Эта сказка «Колобок»

Эта сказка «Теремок»

Эта сказка «Репка»

Про внучку, бабку, дедка.

«Волк и семеро козлят» этим сказкам каждый рад.

Ребята мы с вами сегодня будем вспоминать сказку, а какую… вы сейчас должны догадаться сами. Посмотрите на эту книжку. Кто догадался, какая это сказка? Почему вы так решили?

Правильно это русская народная сказка «Волк и семеро козлят».

Давайте вспомним её. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать.

Беседа: Задаю детям вопросы по содержанию сказки.

- Где жила коза с козлятами?

(в избушке, а избушка находилась в лесу)

- Куда уходила коза?

- Как козлята узнавали, когда приходила коза?

(коза песенку пела).

Давайте послушаем, какую песенку пела коза.

(включить запись).

- Какой голос у козы?

(ласковый, добрый, тоненький, тонюсенький)

-Кто подслушал, как поет коза? (волк)

Давайте послушаем, каким голосом пел песенку волк в первый раз.

- Каким голосом пел волк? (грубым, толстым)

- Кто помог волку изменить голос? (кузнец медведь)

- Каким голосом пел песенку волк во второй раз? (тоненьким, тонюсеньким, как мама коза).

- Что сделали козлятки, когда услышали песенку?

(козлята впустили волка, они перепутали с мамой козой)

- А как вы думаете, козлята испугались волка?

Покажите, как они испугались.

Сколько козлят осталось после того, как волк побывал в избушке козы? (один самый маленький).

Как узнала коза о своём горе так села она на лавку начала горевать горько, плакать.

Покажите, как коза горевала.

- А что предложила коза волку? (перепрыгнуть через костёр).

Брюхо у волка лопнуло, козлятки оттуда выскочили все живые и стали радоваться. Покажите, как радовались они

А затем стали играть в игру.

Надеть одному из детей шапочку козлика

(или ободок с рожками).

Предложить детям взяться за руки и образовать круг. «Козлика» поставить в середину круга. Предложить детям идти по кругу, распевая слова песенки:

Козлик наш, козлик.

По двору гуляет,

Песни распевает: — Мэ-мэ-мэ!

Предложить детям подойти к «козлику», сужая круг, и приговаривать:

Козлик, козлик,

Нас поймай,

Если сможешь,

За-бо-дай!

Дети разжимают руки и убегают от «козлика». Тот ребенок, до которого «козлик» дотронулся первым, становится водящим и игра повторяется.

Закончи фразу. Предлагаю детям закончить начатую фразу, называя слово с противоположным значением.

Коза добрая, а волк. (злой).

Голос у волка толстый, а у козы (тонкий).

Коза большая, а козленок (маленький).

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в сказку «Волк и семеро козлят». Вы все будете козлятами. Миша будет волком, а Наташа будет мама - коза. Козлята сидят дома и ждут маму-козу. И вдруг приходит волк.

Волк: (поёт толстым голосом)

Козлятушки, ребятушки

Отопритеся, отомкнитеся.

Ваша мать пришла,

Молока принесла;

Бежит молочко пот вымечку,

Из вымечка по копытечку

С копытечка во сыру землю!

- Как испугались козлята? (показывают)

- Пустите ли волка? (Конечно, волка нельзя пускать в дом, даже и незнакомых людей нельзя пускать в дом если вы остались дома одни)

А затем вернулась мама- коза из леса.

Коза поёт тонким голосом.

Обрадовались козлята и открыли дверь.

Воспитатель: Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня занимались! А вам?  Что,  больше  вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект «Путешествие по сказкам» для детей второй младшей группы

Актуальность применения сказок, связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых...

Познавательный, творческий проект образовательной деятельности в условиях ДОУ 2 младшей группы . «Здравствуй, праздник Новогодний, Праздник ёлки и зимы!»

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения. Патриотизм в современных условиях – это, прежде всего, преданность своему Отечеству и сохранен...

Мини-проект по познавательному развитию для детей второй младшей группы «Открытки»

Проект знакомит детей с историей создания открыток,  со способами их изготовления и украшения....

Совместный педагогический творческий проект по познавательному развитию на тему « Вершки-корешки» во второй младшей группе

      Предлагаю вашему вниманию проект «Вершки-корешки», направленный на расширение представлений детей об окружающем мире, воспитание исследовательских  интерес...

Проект по познавательному развитию для детей 1 младшей группы «Волшебный мир сенсорики»

Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запа...

Проект по познавательному развитию для детей 1 младшей группы «Волшебный мир сенсорики»

Тип проекта: познавательный;Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатель, родители.Этапы реализации: долгосрочный, ноябрь  - январь...

Проект по познавательному развитию "Огород на окне" младшая группа

Проект по познавательному развитию "Огород на окне"...