Конспект НООД "Путешествие в весенний город" (старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Киселёва Оксана Григорьевна

Цель: создание условий, позволяющих детям реализовать свои речевые способности

Задачи:

Обучающие:

1.  Уточнять и систематизировать знания детей о характерных признаках весны

2. Совершенствовать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец)

3. Упражнять в подборе слов с противоположным значением (антонимов)

4. Закреплять умение делить слова на слоги

5. Закреплять умение объяснять значение фразеологизмов.

6. Формировать умение выразительно, с естественными интонациями читать стихи.

Развивающие:

1. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки

2. Развивать связную речь, фонематический слух и внимание

3. Уточнять и расширять словарь детей по теме «Весна».

Воспитательные:

1. Воспитывать умение слушать и слышать воспитателя, действовать по словесной инструкции взрослого

2. Воспитывать чувство взаимовыручки, помощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nood_puteshestvie_v_vesenniy_gorod.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ласточка» муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области

     

 

Конспект непосредственно организованной

образовательной деятельности  педагога с детьми старшей группы.

Образовательная область «Развитие речи»

Тема: «Путешествие в весенний город»

 

                                     Подготовила: Киселёва О.Г.,

                                     воспитатель высшей квалификационной категории

г. Нерехта

 

                     

Образовательная область: речевое развитие

Интегрирование образовательных областей:  познавательное развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие

Цель: создание условий, позволяющих детям реализовать свои речевые способности

Задачи:

Обучающие:

1.  Уточнять и систематизировать знания детей о характерных признаках весны

2. Совершенствовать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец)

3. Упражнять в подборе слов с противоположным значением (антонимов)

4. Закреплять умение делить слова на слоги

5. Закреплять умение объяснять значение фразеологизмов.

6. Формировать умение выразительно, с естественными интонациями читать стихи.

Развивающие:

1. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки

2. Развивать связную речь, фонематический слух и внимание

3. Уточнять и расширять словарь детей по теме «Весна».

Воспитательные:

1. Воспитывать умение слушать и слышать воспитателя, действовать по словесной инструкции взрослого

2. Воспитывать чувство взаимовыручки, помощи.

Материал и оборудование:

Демонстрационный материал: ноутбук, проектор, экран, презентация к НООД, мольберт, карточки со схемами предложения, снежинки с заданиями  

Раздаточный: карточки с 3 окошками, фишки для определения места звука в слове, карточки со схемами для слогового анализа

Предварительная работа: разучивание стихотворения «Тише всех» Б.Заходера, просмотр презентации «Весна»

Ход непосредственно организованной образовательной деятельности:

 

1. Организационный момент.

Воспитатель:

Раз, два, три, четыре, пять,

Становитесь в круг играть.

Давайте, поздороваемся друг с другом и с гостями

Здравствуй правая рука - протягиваем вперёд,
Здравствуй левая рука - протягиваем вперёд,
Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг - берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.

Здравствуй, Небо! – поднимаем руки вверх

Здравствуй, Солнце! - руками над головой описываем большой круг

Здравствуйте, дорогие гости! Здороваемся с гостями.

  

День сегодня необычный, удивить хочу я вас

В гости к красавице Весне мы отправимся сейчас.

 

Воспитатель: Вы согласны отправиться в весенний город и встретиться с Весной? (Да). Тогда в путь.

(Воспитатель читает стихотворение, дети идут и выполняют движения согласно тексту).

Дружно, весело шагаем

Ноги выше поднимаем.

Поставим руки на бочок

И по тропинке – скок – поскок.

Бежит тропинка через лес

И вьется словно змейка

Попробуй быстро пробежать

И не упасть сумей-ка

В весенний город мы спешим,

Весну увидеть мы хотим.

 

2. Основная часть.

Воспитатель: Посмотрите, я уже вижу весенний город. (На экране появляется сначала картина весеннего города (слайд №1), затем закрытые ворота (слайд №2)).

- Очень странно, ворота в весенний город закрыты, и Весна нас не встречает. Может нам надо вспомнить весенние месяцы, и тогда ворота откроются? (Дети перечисляют: март, апрель, май). Не открываются. А может надо вспомнить все 12 месяцев? (Перечисляют). Всё равно ворота не открываются. Что же случилось?

(Раздаётся сигнал звукового письма.  Воспитатель читает письмо на экране (слайд №3)). 

«Здравствуйте ребята!

К вам на встречу я спешила, но злая волшебница Метель мне дорогу преградила. 

Город мой весенний в зимний превратила, ворота снежинками закрыла

Вы, ребята, помогите, и меня освободите! »

- А как же нам Весну освободить?  Подождите, ребята, здесь еще что- то написано.

«P.S.  Чтобы расколдовать весенний город, вам придется выполнить задания волшебницы Метели, которые вы найдёте на снежинках. Если вы всё сделаете правильно, снежинки растают, и ворота в город откроются. Поможет вам волшебное окно.

                                                                             С уважением, Весна».

Воспитатель: Ну, что ребята, поможем Весне, расколдуем весенний город? (Поможем).

 - Сегодня нам предстоит много разговаривать, поэтому давайте сначала подготовим наш язычок.

Жил на свете язычок, чок-чок-чок-чок

Посмотрел в окошко (Открыть рот в виде окошка и удерживать длительно) Поиграл немножко (Показываем несколько раз язык)

Покачался на качелях, (Упражнение «Качели»)

А потом на каруселях. (Облизать верхнюю и нижнюю губы по кругу)

Мяч тихонько погонял, (Упираться языком то в одну щеку, то в другую)

На лошадке поскакал (Упражнение «Лошадка». Широкий язык присасывать к небу, и отрывать, издавая щелчок).

Отдохнул немножко (Удерживать широкий язык на нижней губе)

И закрыл окошко. (Закрыть рот)

 - Теперь мы готовы выполнять задания. Где же у нас первая снежинка? (Дети находят первую снежинку и садятся за столы)

Вы, ребята, не зевайте, свое место занимайте! 

Помним про осанку. 

Сели прямо, и на стол ручки положили,
Чтоб здоровыми, прямыми наши спинки были. 

СНЕЖИНКА №1. «Весенние слова»

Воспитатель: Чтобы выполнить первое задание Метели, нам сначала надо вспомнить все весенние слова. Ребята, а какие весенние слова вы знаете? (Дети перечисляют: грач, скворец, ласточка, ручей, капель, подснежник и т.д.)

- Молодцы, много весенних слов знаете. Теперь нам надо разделить их на слоги. Я буду слово называть, а вы поднимайте карточку с соответствующей схемой. (Воспитатель называет слова, дети поднимают карточки)

- Мы справились с этим заданием и первая снежинка начала таять (слайд №4).

СНЕЖИНКА №2 . «Где спрятался звук?» (слайд №5)

Воспитатель: Посмотрите на экран и назовите, что там нарисовано. (Дети перечисляют увиденное). Послушайте, ещё раз внимательно. (Воспитатель называет слова, выделяя голосом звук –р-). Какой звук чаще всего встречается в этих словах? (Звук- р-). У вас на столах лежат карточки с пустыми окошечками и фишки. Если звук –р- находится в начале слова, положите фишку в первом окошке, если в середине – во втором, если в конце – в третьем окошке.

(Дети определяют место звука- р- в словах: грач, ручей, сморчок, комар, верба).

- Молодцы, и с этим заданием справились (слайд №6).  Какая по счёту снежинка тает? (Вторая) А теперь немножко отдохнем и в игру играть начнём.

Физкультминутка.

Если речка голубая (Дети поднимают руки вверх, потягиваются)

Пробудилась ото сна

И бежит в полях, сверкая, (Бег на месте).

Значит, к нам пришла весна. (Хлопки в ладоши).

Если снег в лесу растаял (Приседание).

И трава в лесу видна,

И поет пичужек стая,- (Махи руками)

Значит, к нам пришла весна. (Хлопки в ладоши).

Если солнца разрумянит (Наклоны головы к плечам).

Наши щечки докрасна.

Нам ещё приятней станет-

Значит, к нам пришла весна. (Хлопки в ладоши ).

 

Воспитатель: А где третья снежинка? (Дети находят снежинку и садятся на стулья около экрана).

СНЕЖИНКА №3 «Расскажи о весне»    

Воспитатель: Продолжаем выполнять задания Метели. Посмотрите на экран (слайд №7), вспомните, что происходит весной с природой. Составьте об этом предложения. (Дети составляют предложения о весенних изменениях в природе).

- Сколько слов в предложении: «Весной природа просыпается»? Какое первое слово? Второе слово? Третье слово? Найдите схему этого предложения. (Дети выполняют задание).

- Посмотрите, ещё одна снежинка тает (слайд №8). 

СНЕЖИНКА №4 . Игра «Что это значит» 
Воспитатель: Метель заколдовала  не только весенний город, но и всех его жителей.  Они перестали друг друга понимать, потому что стали говорить загадочными словами. Объясните, что означают следующие слова:
1. Душа в пятки ушла - испугаться

2. На ночь глядя – очень поздно
3. Выйти из себя - рассердиться
4. Зарубить на носу – твёрдо запомнить

5. Капля в море - мало
6. Куры не клюют - много
7. Ни свет ни заря – очень рано
8. Надуть губы - обидеться
9. Повесить нос - грустить
10. Яблоку негде упасть – тесно

11. На краю земли – где-то далеко

- Правильно, четвёртая снежинка тает (слайд №9). А я вижу пятую снежинку. (Дети встают  вокруг  мяча).

 

СНЕЖИНКА №5. Игра «Скажи наоборот» (с мячом)

Воспитатель:  Продолжаем расколдовывать весенних жителей. Чтобы их совсем расколдовать, надо плохое качество превратить в хорошее. (Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет отрицательное качество, ребёнок возвращает мяч и называет положительное качество)

Злой – добрый

Слабый - сильный
Глупый - умный
Грязный - чистый 

Больной – здоровый

Трусливый – храбрый (смелый)
Грустный – весёлый

Вредный - полезный
Неряшливый – аккуратный

Ленивый – трудолюбивый

- Молодцы, какая снежинка тает? (Пятая) (слайд №10).

СНЕЖИНКА №6.  «Угадай, что зашифровано»

Воспитатель: Шестая снежинка находится на экране. Посмотрите на него внимательно. Что вы видите? (слайд №11).

 (На экране появляются животные и предметы из стихотворения «Тише всех». Дети перечисляют увиденное).

- Что же зашифровала здесь Метель? (Стихотворение)

- Давайте его расскажем.

 

            Тише всех

 Кто пришёл так тихо-тихо?

Ну, конечно, не Слониха.

И конечно, Бегемот

Тихо так пройти не мог.

Дождь идёт -

Стучит по крыше.

Ход часов мы тоже слышим.

У часов обычный шаг:

Тик-так. Тик-так.

Но никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел.

Как зелёные травинки,

Сняв зелёные ботинки,

Тихо вышли из земли.

Кто там выглянул молчком

Кверху белым колпачком?

Смотрит Заяц и Зайчиха,

Как подснежник вышел тихо.

И повсюду - тишина.

Это так, а не иначе,

Это значит, это значит,

Тише всех пришла Весна.

- Ребята, вот и последняя снежинка начала таять (слайд №12). Вы замечательно  справились со всеми заданиями злой Метели!

- Смотрите, ворота в весенний город открываются (слайд №13 ) и вот она – идёт красавица Весна!

Весна: Здравствуйте, ребята! Как я рада вас видеть. Спасибо, что вы расколдовали весенний город и освободили меня. Я знаю, что вы очень любите играть, поэтому я хочу с вами поиграть в игру «Скажи ласково». Я буду называть слово, а вы называть его ласково.

Солнце – солнышко

Луч-лучик

Птица-птичка

Туча-тучка

Лист-листочек

Ветер-ветерок

Ручей-ручеек

Проталина-проталинка

Облако-облачко

 - Молодцы. В награду за ваши старания я принесла вам раскраски «Весна». А сейчас мне пора уходить. До свидания.

Воспитатель: И нам с вами надо возвращаться в группу

Чтобы из весеннего города вернуться:

Вокруг себя нужно обернуться.

Хлопнуть, топнуть, улыбнуться.

3.  Заключительная часть

Воспитатель: Вот мы и вернулись в нашу группу. Вам понравилось наше путешествие? где мы сегодня  с вами побывали? Что вам больше всего понравилось, запомнилось? (Ответы детей). Какое задание было самым трудным? А сейчас вы можете раскрасить рисунки Весны.

      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематической прогулки "Весенний разгуляй" (средняя группа)

Тематическая прогулка к празднику Масленица....

Презентация по теме "Моя страна, мой город" старшая логопедическая группа ОНР

Презентация "Моя страна, мой город"  помогает закрепить знания детей о своей стране, о городе в котором живут....

Конспект занятия по конструирование «Город» (старшая группа)

Конспект занятия по конструированию "Город"...