Семинар-практикум для педагогов
консультация по развитию речи (младшая группа)

Бородина Ирина Геннадьевна

Семинар практикум для педагогов на тему:«Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста с использованием различных игр и материалов»

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.

Речевое дыхание, в отличие от неречевого, выполняющегося автоматически, происходит произвольно (человек сам себя контролирует). При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения, меняя при этом громкость и речевую мелодику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_seminar.docx23.3 КБ
Файл 1_prezent_po_rech_dyha.pptx2.97 МБ

Предварительный просмотр:

бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска                                                                                                                 «Детский сад №88 комбинированного вида»

Семинар-практикум
для воспитателей
«Развитие речевого дыхания 
у детей младшего дошкольного возраста с использованием различных игр и материалов»

Подготовил воспитатель

Бородина Ирина Геннадьевна

Тема: «Развитие речевого дыхания 
у детей младшего дошкольного возраста с использованием различных игр и материалов»

Цель: Повысить компетентность воспитателей в использовании различных игр и материалов для развития у детей речевого дыхания.

Задачи:

-повысить компетентность воспитателей в вопросах развития речевого дыхания у дошкольников,

-сформировать у воспитателей представление о значимости развития речевого дыхания  у детей;

-предоставить воспитателям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания;

-упражнять воспитателей  в умении самостоятельно подбирать игры и

упражнения для развития речевого дыхания.

-мастер-класс игрушка для развития речевого дыхания.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. 

Этот вид дыхания мы и называем речевым.
(слайд 2)

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.
Речевое дыхание, в отличие от неречевого, выполняющегося автоматически, происходит произвольно (человек сам себя контролирует). При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения, меняя при этом громкость и речевую мелодику.
Другими словами, речевое дыхание это дыхание в процессе речи.

(слайд 3)Рассмотрим,  какие несовершенства речевого дыхания наблюдаются у дошкольников:
1. Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а так же у робких, стеснительных.
2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребенок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове и затем договаривает фразу шепотом. Нередко он из-за этого не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.
3. Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – идем гулять).
4. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием».
5. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.

(слайд 4)

Недостатки детского дыхания можно преодолеть:

1) развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;

2) выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.


Поэтому правильное речевое дыхание можно и нужно развивать! Лучший способ для этого в дошкольном возрасте – игра.

(слайд 5)

Рассмотрим параметры правильного ротового выдоха :

• выдоху предшествует сильный вдох через нос;

• выдох происходит плавно, а не толчками;

• во время выдоха губы складывать трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

• во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос;

• выдыхать следует, пока не закончится воздух;

• во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.(показ правильного ротового выдоха)

  Но при проведении   игр на развитие дыхания важно помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка. Иногда даже могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых.

(слайд 6)Так, например:

  • дети 2-3 лет играют 2-3 минуты (в норме количество слов на одном выдохе составляет — 2-3).
  • дети 3-4 лет могут заниматься по 3-4 минуты за один раз (количество слов от 3 до 5).
  • дети 4-6лет - длительность игры составляет – 4-6 минут (количество слов 4-6).
  • дети  6-7 лет – могут играть по  5-7 минут (норма слов на одном выдохе  5-7).

Следует так же иметь в виду и то, что во всех играх, развивающих дыхание, строго соблюдается 

правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох - с сужением ее. В процессе речи дети приучаются вдыхать только через рот, а не через нос, как это следует делать вне речевых актов.

Но самое главное, на что нужно ориентироваться во время игр– это хорошее самочувствие ребенка и наличие у него положительных эмоций.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

(слайд7)

Упражнения для развития ротового выдоха

Выполнение упражнений на  дыхание лучше всего начинать с забавных игровых упражнений для развития ротового выдоха.

Цель:  формирование длительной, целенаправленной, непрерывной воздушной струи.

«Подуем на вертушки»или «Султанчики»

Педагог рассказывает детям о том, что ветерок очень любит играть с вертушками и предлагает раскрутить вертушки также как ветерок. Для этого нужно сделать глубокий вдох и вытянув губы трубочкой длительно подуть на лопасти  вертушки, чтобы она закрутилась.

«Снежинки» или «Снег»

Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки или бумажные. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд.  Не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

«Подуем на листочки»

У педагога на нитках листья разных деревьев. «Посмотрите, дети. К нам вместе с ветерком прилетели эти листики. Они такие красивые, легкие. Давайте, как ветерок, подуем на эти листики, вот так. (Показать, как нужно дуть). Интересно, чей листик дольше других сможет покружиться на ветру. Педагог смотрит, чтобы дети не надували щеки, не напрягались, дули на листики легко и спокойно.

Аналогично дети дуют на цветы, на бабочек, на птичек, на елочки и т.д.

«Загони  мяч в ворота» 

Оборудование: два кубика, шарик из ваты или шарик от пинг-понга.
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

"Самый быстрый карандаш"

Оборудование: цветные карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Перед ребенком, сидящим за столом на расстоянии 20 см, кладем карандаш. Сначала сами показываем ребенку, как дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный край стола. Можно поиграть в эту игру вдвоем сидя друг напротив друга и перекатывать карандаш друг другу.

«Горячий чай»

Оборудование: стаканчики из цветного картона.

Педагог говорит: «Ребята вы сегодня мои гости и я вас угощаю горячим чаем, но чтобы вы не обожглись на него нужно подуть». (Педагог показывает, как нужно дуть и следит за выполнением упражнения).

«Мыльные пузыри »

Педагог предлагает ребенку поиграть с мыльными пузырями. Если же у ребенка не получается дуть или он не хочет, то  педагог может сам выдувать мыльные пузыри, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

«Пускание корабликов»

Цель: формирование умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.

Оборудование: таз с водой, бумажный кораблик.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям покататься на кораблике. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы как для произнесения звука «ф» . Можно дуть вытягивая губы трубочкой, но не надувая щек. Кораблик при этом плывет плавно. Воспитатель: «Но вот налетел порывистый ветер» - дети произносят звук «п» 2-3 раза на одном выдохе: п-п-п.

 «Вертушка» 

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: игрушка-вертушка.

Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки. Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно : Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

«Песня ветра»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: китайский колокольчик "песня ветра".

Ход игры: Подвесьте колокольчик на удобном для ребенка расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее - звук стал громче. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

«Булькание» 

Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.

Оборудование: стакан или бутылочка с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.

Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть. Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо - получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю! По "буре" в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки. Многие дети, которые привыкли пить сок из пакетиков через трубочку, не сразу понимают, что от них требуется, могут начать пить воду (поэтому на всякий случай лучше использовать очищенную питьевую воду). В этом случае сначала предложите подуть через трубочку на кусочек ватки на столе или на ладошку, чтобы почувствовать выходящий из трубочки воздух. Другая из возможных проблем - ребенок может кусать и грызть мягкую трубочку или перегибать ее. В этом случае можно использовать корпус гелевой ручки - прозрачную трубочку из твердой пластмассы. Кроме этого, ребенок может, держа трубочку в губах, выдыхать воздух через нос. В этом случае следует аккуратно зажать нос малыша пальцами и предложить подуть снова.

Аэробол для развития речевого дыхания Парящий шарик - одним из основных и наиболее доступных способов развития речи является повторение несложных, но эффективных упражнений для тренировки так называемого речевого дыхания с помощью аэробола. Аэробол-это простой логопедический тренажер в виде деревянной трубочки с двумя отверстиями.

И много других игр. (все упражнения сопровождаются показом и отрабатываются участниками)

(слайд8)Упражнения для развития речевого дыхания

Сейчас я вам предлагаю сделать свою игрушку для развития дыхательного аппарата.

 Изготовление тренажера: «Слоник»


Для Данного дидактического пособия нам понадобится: трубочка, цветная бумага, длинная полоска шириной 1,5 см, клей, черный фломастер, двусторонний скотч, глазки (круги белые и цветные разного размера), два треугольника белого цвета, ножницы.

  1. Возьмите лист А4, сложите из него треугольник

  1. Отрежьте прямоугольникРазрежьте квадрат на два треугольника и отогните прямые углы немного на себяВозьмите трубочку и приклейте ее к одному из треугольников с помощью двойного скотчаТеперь приклейте длинную полоску ко второму треугольнику, это будет хобот и закрутите его во внутрь. Наложите и приклейте на этот треугольник второй, так чтобы трубочка и полоска, закрученная вовнутрь оказались вместе.

Отогните острые углы книзу, это ушки слоника. Возьмите два белых треугольника и приклейте их по обе стороны от хобота. Это бивни. Возьмите два круга разного диаметра и цвета, наклейте их друг на друга, это будут глазки нашего слоника. Нарисуем зрачки.

Наш тренажер «Слоник» готов.

Давайте вместе попробуем, как он работает.

Мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, и активное участие.
(слайд 9) Творческих всем успехов!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

БДОУ «Детский сад №88 комбинированного вида» Семинар-практикум для воспитателей «Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста с использованием различных игр и материалов» Подготовила: Воспитатель Бородина И.Г г . Омск

Слайд 2

Формирование речевого дыхания – это один из первых этапов коррекционной работы с малышом, имеющим какие-либо речевые нарушения .

Слайд 3

5. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно. Н есовершенства речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста: Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. 2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. 3. Неумелое распределение дыхания по словам. 4. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием».

Слайд 4

Возможности преодоления н едостатков детского дыхания: Дышать надо обязательно через нос, привычка дышать ртом очень вредно сказывается на здоровье человека. Йоги считают, что дышать ртом так же неестественно, как принимать пищу через нос. Они утверждают, что дети, которые дышат через рот, отстают в умственном развитии. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга. Кроме того, такая гимнастика значительно повышает силы защитных механизмов, предохраняющих мозг от недостаточного кровоснабжения. Необходимо дышать через нос и в обыденной жизни, и при выполнении дыхательных упражнений. Цель данных упражнений: ребенок должен научиться ощущать разницу в направлении воздушной струи.

Слайд 5

Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его правильная организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса. Поэтому конечной целью развития дыхания является выработка длительной воздушной струи, тренировка умения рационального расходовать запас воздуха во время речи.

Слайд 6

П араметры правильного ротового выдоха: В о время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов. В ыдоху предшествует сильный вдох через нос; В ыдох происходит плавно, а не толчками; В о время выдоха губы складывать трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки; В о время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос; В ыдыхать следует, пока не закончится воздух;

Слайд 7

Д ети 6-7 лет – могут играть по 5-7 минут (норма слов на одном выдохе 5-7). Время проведения дыхательных упражнений : Д ети 2-3 лет играют 2-3 минуты (в норме количество слов на одном выдохе составляет 2-3). Д ети 3-4 лет могут заниматься по 3-4 минуты за один раз (количество слов от 3 до 5). Д ети 4-6лет - длительность игры составляет 4-6 минут (количество слов 4-6). П равило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох - с сужением её!

Слайд 8

Требования к выполнению дыхательной гимнастики: перед началом выполнения упражнений необходимо проветрить помещение: воздух в помещении должен быть средней влажности; одежда не должна стеснять движений; не рекомендуется выполнять речевые упражнения после приёма пищи; упражнения выполняются сидя, стоя или лёжа; после дневного сна; в свободной деятельности детей.

Слайд 9

обязательно чередовать выполнение речевых упражнений с другими упражнениями; лучше заниматься, когда эмоциональное состояние ребёнка является уравновешенным и ребёнок не утомлён. Каждое упражнение отрабатывается столько раз, сколько нужно для чёткого его выполнения всеми детьми группы. Дыхательную гимнастику можно проводить: во время физкультурно-оздоровительной гимнастики; во время занятий, включая их организующий момент или в физминутку ;

Слайд 10

необходим контроль воспитателя за правильным выполнением упражнений (детям надо обязательно объяснить, зачем нужно научиться дышать гармонично – полным дыханием, говорить только на выдохе, не добирать воздух во время произнесения слова, при произнесении фраз делать осмысленные паузы); речевые упражнения необходимо ограничивать по времени: от 30 секунд до 1,5 минут, так как они быстро утомляют ребёнка, даже могут вызвать головокружение;

Слайд 11

Упражнения для развития ротового выдоха: «Подуем на вертушки» или «Султанчики»; «Снежинки» или «Снег»; «Подуем на листочки»; «Загони мяч в ворота»; « Самый быстрый карандаш»; «Горячий чай»; «Мыльные пузыри».

Слайд 12

Аэробол Воздушный лабиринт Футбол кораблики Тренажер Фролова И многие другие игры .

Слайд 13

В процессе игр у детей отмечается хорошая положительная динамика, так как именно дыхательная гимнастика играет не маловажную роль в процессе развития речи. Дыхательные упражнения учат детей правильно дышать, равномерно расходовать воздух в ходе разговора, соблюдать нормальный темп и разборчивость речи. У детей улучшается общее звучание и внятность речи. Формируется правильное речевое дыхание, легче и быстрее идет процесс постановки и автоматизации звуков. С помощью этих упражнений не только ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить ваше чадо стороной!

Слайд 14

Практическая часть изготовление игрушки для развития дыхательного аппарата. Изготовление тренажера: «Слоник» Для Данного дидактического пособия нам понадобится: трубочка, цветная бумага, длинная полоска шириной 1,5 см, клей, черный фломастер, двусторонний скотч, глазки (круги белые и цветные разного размера), два треугольника белого цвета, ножницы. Возьмите лист А4, сложите из него треугольник

Слайд 15

Отрежьте прямоугольник. Разрежьте квадрат на два треугольника и отогните прямые углы немного на себя.

Слайд 16

Возьмите трубочку и приклейте ее к одному из треугольников с помощью двойного скотча Теперь приклейте длинную полоску ко второму треугольнику, это будет хобот и закрутите его во внутрь. Наложите и приклейте на этот треугольник второй, так чтобы трубочка и полоска, закрученная вовнутрь оказались вместе .

Слайд 17

Отогните острые углы книзу, это ушки слоника. Возьмите два белых треугольника и приклейте их по обе стороны от хобота. Это бивни. Возьмите два круга разного диаметра и цвета, наклейте их друг на друга, это будут глазки нашего слоника. Нарисуем зрачки . Наш тренажер «Слоник» готов. Давайте вместе попробуем, как он работает.

Слайд 18

Творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"

Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по  проблеме детской а...

Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"

Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...

Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»

Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...

Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности  у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», групп...

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Семинар-практикум "Психологическое здоровье педагогов"

Семинар-практикум  для педагогов ДОУ по теме "Психологическое здоровье педагогов"...

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....