Конспект занятия по развитию речи в старшей группе .Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Маркелова Ирина Дмитриевна

план-конспект урока по развитию речи (старшая группа) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия20.35 КБ
Файл презентация к конспекту557.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»

Цель. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. Карнауховой), помочь понять ее смысл.

  1. Ход занятия

Дети сидят на стульчиках перед воспитателем.

Воспитатель :Для начала, ребята давайте сделаем зарядку для наших язычков, чтобы речь наша была четкой.

Проводится артикуляционная гимнастика.

Сегодня мы с вами отправимся в страну сказок, но сначала мне хочется узнать,   любите ли вы сказки?

(ответы детей) 

Я тоже очень люблю сказки, особенно русские народные. Ребята, а как вы думаете, что значит – русские народные?

(ответы детей) 

А теперь давайте поиграем.

 Воспитатель проводит дидактическую игру «Что бывает?».
    Что бывает крылатое?

 Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, птицы.

Воспитатель вывешивает на доске воробья.

Воспитатель: Что бывает мохнатое?

(Ответы детей)

                        Правильно, звери.

Вывешивает на доске мышку.

Воспитатель: Что может быть  масляная,  масляный,  масленое? 

(Ответы детей. Воспитатель вывешивает фигурку блина).

Воспитатель: Ребята, мы сегодня не зря вспомнили всё крылатое, всё мохнатое, всё масляное, так как эти слова составляют название русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».

А теперь ребята, давайте поиграем!

Физкультминутка «Мышка».

Дети встают со своих мест и выполняют действия по тексту.

Мышка быстренько бежала (бег на месте),

Мышка хвостиком виляла (имитация движений),

Ой, яичко уронила (наклониться, поднять),

Посмотрите-ка, разбила (показать на вытянутых руках).

Повторяется 3 раза в разном темпе от быстрого к медленному.

 Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю эту сказку, а вы слушайте её   внимательно.

Воспитатель читает сказку.

Во время чтения вывешивает на доску последовательно картинки – сюжеты. После прочтения сказки воспитатель проводит беседу.

Воспитатель: Как звали героев сказки?(Ответы детей)

- Как жили друзья в начале сказки?

- Правильно ли сделал воробей, когда обиделся на друзей?

- Что случилось, когда друзья решили поменяться своей работой?

- «Вот так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет», - так сказал Блин. Почему он так сказал?

- Чем заканчивается сказка?

Воспитатель: А теперь ребята давайте попробуем составить схему, опираясь на которую нам легко будет пересказать сказку. 

Детям предлагаетя выбрать с чего началась сказка, расставить все картинки в соответствии с текстом. После составления мемо-таблицы предлагаем детям пересказать текст.

Воспитатель:

Ребята, нам пора возвращаться из страны сказок. Для этого давайте закроем глазки, повернемся через левое плечо.

- Скажите, как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились?(ответ детей)

- Чему научила вас эта сказка?
(ответы детей)

Действительно, ребята, эта сказка многому вас научила. А впереди вас ожидает знакомство с новыми интересными сказками.

Молодцы. Занятие закончено.

Текст сказки

На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масленый.

Воробей с поля прилетел, мышонок от кота удрал, блин со сковороды убежал.

Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Воробей еду приносил — с полей зерен, из лесу грибов, с огорода бобов. Мышонок дрова рубил, а блин щи да кашу варил.

Хорошо жили. Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать. А мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А блин у печи — румян да пышен — щи варит, крупной солью солит, кашу пробует.

Сядут за стол — не нахвалятся. Воробей говорит:

— Эх, щи так щи, боярские щи, как хороши да жирны!

А блин ему:

— А я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу — вот щи и жирные!

А воробей кашу ест, похваливает:

— Ай каша, ну и каша — горазд горяча!

А мышь ему:

— А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю — хорошо в печи огонь горит — вот и горяча!

— Да и я, — говорит воробей, — не промах: соберу грибов, натащу бобов — вот вы и сыты!

Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали.

Только раз призадумался воробей.

«Я, — думает, — целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С утра блин на печи лежит — нежится, а только к вечеру за обед берется. А мышь с утра дрова везет да грызет, а потом на печь заберется, на бок перевернется, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте — на тяжкой работе. Не бывать больше этому!»

Рассердился воробей — ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать:

— Завтра же работу поменяем!

Ну, ладно, хорошо. Блин да мышонок видят, что делать нечего, на том и порешили. На другой день утром блин пошел на охоту, воробей — дрова рубить, а мышонок — обед варить.

Вот блин покатился в лес. Катится по дорожке и поет:

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок,

На сметанке мешан,

На маслице жарен!

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок!

Бежал, бежал, а навстречу ему Лиса Патрикеевна.

— Ты куда, блинок, бежишь-спешишь?

— На охоту.

— А какую ты, блинок, песенку поешь?

Блин заскакал на месте да и запел:

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок,

На сметанке мешан,

На маслице жарен!

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок!

— Хорошо поешь, — говорит Лиса Патрикеевна, а сама ближе подбирается. — Так, говоришь, на сметане мешан?

А блин ей:

— На сметане да с сахаром!

А лиса ему:

— Прыг-скок, говоришь?

Да как прыгнет, да как фыркнет, да как ухватит за масленый бок — ам!

А блин кричит:

— Пусти меня, лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами — на охоту!

А лиса ему:

— Нет, я съем тебя, проглочу тебя, со сметаной, с маслом да и с сахаром!

Блин бился, бился, еле от лисы вырвался, — бок в зубах оставил, — домой побежал!

А дома-то что делается!

Стала мышка щи варить: чего ни положит, а щи все не жирны, не хороши, не маслены.

«Как, — думает, — блин щи варил? А, да он в горшок нырнет да выплывет, и станут щи жирные!»

Взяла мышка да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила! Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слезы льет.

А воробей дрова возил: навозил, натаскал да давай клевать, на мелкие щепки ломать. Клевал, клевал, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слезы льет.

Прибежал блин к дому, видит: сидит воробей на завалинке — клюв на сторону, слезами воробей заливается. Прибежал блин в избу — сидит мышь на лавке, шубка у ней повылезла, хвостик дрожмя дрожит.

Как увидели, что у блина полбока съедено, еще пуще заплакали.

Тут блин и говорит:

— Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет.

Тут воробей со стыда под лавку забился.

Ну, делать нечего, поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому: воробей еду приносить, мышь дрова рубить, а блин щи да кашу варить.

Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Крылатый, мохнатый да масленый . Подготовил воспитатель старшей группы Маркелова Ирина Дмитриевна

Слайд 2

На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масленый. Жили-поживали, друг друга не обижали .

Слайд 3

Каждый свою работу делал. Воробей еду приносил .

Слайд 4

Мышонок дрова рубил .

Слайд 5

Блин масленый щи да кашу варил. Хорошо жили .

Слайд 6

Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать. Мышь на стол накрывает, ложки считает. Блин у печи возится - румян да пышен: щи варит, крупной солью посыпать. Сядут за стол - друг друга хвалят, да и себя не обижают .

Слайд 7

" А все я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу - вот щи и жирные!"

Слайд 8

"А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю - хорошо в печке огонь горит, обед варится", - говорит мышь .

Слайд 9

"Ну и я, - говорит воробей, - не промах: соберу грибов, натащу бобов - вот вы и сыты!". Только раз призадумался воробей: "Я целый день на охоте - на тяжелой работе. По лесу летаю ножки бью, крылышки треплю, а они как работают?"

Слайд 10

"С утра блин на печи нежится, за обед-то только к вечеру берется, а мышь утром нагрызет дров, а потом заберется на печь и спит до обеда".

Слайд 11

Не бывать больше этому! Рассердился воробей - ножками затопал - крылышками захлопал: "Завтра же работу поменяем!"

Слайд 12

На другой день блин пошел на охоту.

Слайд 13

Воробей пошел дрова рубить.

Слайд 14

А мышонок стал обед варить.

Слайд 15

Катится блин по лесной дорожке и поет: "Прыг скок, прыг-скок, Я - масленый бок, На сметане замешан, на маслице жарен.."

Слайд 16

Навстречу ему Лиса Патрикеевна: "Ты куда. блинок, бежишь-спешишь?" "На охоту". "А какую ты блинок песенку поешь?" Блин заскакал на месте да и запел: "Прыг скок, прыг-скок, Я - масленый бок, На сметане замешан, на маслице жарен.."

Слайд 17

"Прыг-скок говоришь"? Лиса как прыгнет да как ухватит блинок за масленый бок. А блин кричит: "Пусти меня, лиса, в дремучие леса, за грибами за бобами - на охоту!"

Слайд 18

А лиса ему: "Нет, я съем тебя, проглочу тебя, со сметаной да с маслом!" Блин бился, бился, еле от лисы вырвался - бок в зубах лисьих оставил, домой побежал. А дома-то что делается!

Слайд 19

Стала мышка щи варить: чего не положит, чего не прибавит, а щи все не хороши, не жирны, не маслены . Вспомнила мышка, как блин щи варил: в горшок нырнет да выплывет - вот щи и жирные.

Слайд 20

Взяла мышка да кинулась в горшок. Обварилась. ошпарилась, еле выскочила. Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села мышка на лавку да слезы льет.

Слайд 21

А воробей дрова возил. Навозил да давай клевать, на мелкие щепки ломать. Клевал, клевал - клюв на сторону своротил. Прибежал блин к дому видит: сидит воробей на завалинке, клюв на сторону, слезами заливается .

Слайд 22

Вбежал блин в избу - сидит мышь на лавочке, шубка у нее повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Как увидели воробей и мышка, что у блина полбока съедено, еще пуще заплакали.

Слайд 23

Вот блин и говорит: "Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет". Тут воробей со стыда под лавку забился. Ну делать нечего: погоревали поплакали.

Слайд 24

Да стали снова жить по старому: воробей еду приносит, мышь дрова рубит, а блин щи варит. Так они и живут - пряники жуют, медком запивают, нас вспоминают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: " Творческое рассказывание сказки " Курочка ряба" на новый лад"."

Данный  конспект  открытого  занятия  был разработан  и  использован  мною. Творческое  рассказывание -  очень интересный и сложный процесс  совместно...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» . В период самоизоляции с 25 по 29 мая.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе  «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе  «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»

Комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Попробуем сочинить сказку»

Цель: Развивать у детей словесное творчество, фантазию, воображение.Задачи: на основе русской народной сказки «Колобок», приду мать новую сказку, где доверчивый колобок превращается в злог...