Путешествие в осенний лес
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Филатова Оксана Ивановна

для детей 4-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osenniy_les_konspekt.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННИЙ ЛЕС

Цель:

Развивать речь детей, закрепить знания о диких животных и осенних изменениях в природе

Задачи:

- уточнять и расширять активный словарь детей по теме «осень»;

- закрепить знания детей о признаках осени;

- расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы;

- развивать познавательный интерес к жизни леса и его обитателям;

- закреплять навык устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование:

музыкальный центр; макеты «Берлога», «Дупло», «Нора»; дидактические пособия «Угадай чья тень», «Подбери предмет по сезону»; корзины, шишки сосновые и еловые, листья деревьев (дуб, клен, рябина, береза)

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети заходят в зал, встают в круг.

Воспитатель:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень: Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся – Утро доброе начнётся.

 – ДОБРОЕ УТРО!!! 

Воспитатель:

- Ребята, я надеюсь, что у вас хорошее настроение.

- Я хочу предложить вам отправиться со мной в лес. Но прежде давайте вспомним, какое сейчас время года?

Дети:

- Осень.

Воспитатель:

Как мы узнаем, что наступила осень?

Дети:

Дует ветер, часто идет дождь, становится холоднее, листья опадают, птицы улетают, животные готовятся к спячке.

Воспитатель:

- Чтобы отправится в лес, нам необходимо подготовиться, давайте подойдем к мольберту и отберем те предметы, которые нам могут пригодиться в путешествии.

Проводится игра «Подбери по сезону»:

Дети подходят к мольберту и отбирают картинки, объясняя свой выбор, например, что зонт нужен для защиты от дождя и т.п.

Воспитатель:

- Молодцы! Вот теперь вы готовы отправиться в путь!

- Не будем терять время, закроем глаза и скажем волшебные слова:

«Повертелись, покружились

И в лесу мы очутились»

Пока дети кружатся воспитатель рассыпает осенние листья с различных деревьев (дуб, рябина, клен, береза).  

Воспитатель:

- Вот мы с вами и в лесу. Ребята, посмотрите на землю, что у вас под ногами?

Дети:

- осенние листья.

Воспитатель:

- Посмотрите, какого они цвета?

Дети:

- Желтые, красные, оранжевые.

Воспитатель:

- Каким одним словом можно их охарактеризовать?

Дети:

- Разноцветные!

Воспитатель:

- Верно! Посмотрите внимательно и скажите, с каких деревьев листья?

Проводится дидактическое упражнение "Назови листочек":

Воспитатель поднимает один лист, показывает детям и задает вопрос:

-С какого дерева этот лист?

Дети:

С дуба.

Воспитатель:

- Значит, какой это лист?

Дети:

Дубовый.

Далее, аналогично упражнение повторяется с листьями клена, березы, рябины.

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, почему опадают листья? 

Ответы детей

- Правильно. Осенью листьям недостаточно тепла, они желтеют, становятся слабыми, ветер дует, и они опадают.

- А как называется это явление? 

Дети:

- листопад.

Воспитатель:

- предлагаю вам полетать вместе с листьями.

Звучит фонограмма «Шум ветра»

Физминутка

Листики осенние (покачиваем руками над головой) 

На ветках мы сидели.

Дунул ветер - полетели.

Мы летели, мы летели (легкий бег) 

И на землю тихо сели. (присели) 

Ветер снова набежал (наклоны)

И листочки все поднял.

Закружились полетели (закружились) 

И на землю снова сели. (присели)

Воспитатель:

Ребята, а чья это тень за деревом?

Дети:

Медведя.

Воспитатель:

- Медведь уже заснул до весны в своем домике рядом с деревом, на постели из листьев. Вы знаете, как называется дом медведя?

Дети:

 - Дом медведя называется берлогой.

Воспитатель:

Медведь спит, не будем будить его. Но он оставил нам подарок.

Стоит корзина с шишками и запиской, в которой правила игры.

Проводится подвижная игра «Шишки»:

Мишка по лесу гулял,

Мишка шишки потерял!

Ну-ка, детки, выходите

И медведю помогите!

(Взрослый рассыпает еловые и сосновые шишки по полу, дети собирают их в корзины. Во время игры педагог обращает внимание на то, что шишки разные по размеру и форме, предлагает покатать их между ладонями.)  

Воспитатель:

- Ребята, а вы знаете кто еще зимой впадает в спячку?

Дети отвечают

- В конце осени еж устраивает себе теплое гнездышко-норку из травы и листьев, сворачивается в клубок и засыпает. Ежик по-своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы, затем несет на себе листовой матрац из душистых листьев в свою норку и устилает ими зимнюю постель.

- Отправляемся дальше! А в ветвях дерева я вижу еще одну тень…

Дети:

- Это белка!

Воспитатель:

- Вы знаете, где живет белка? Как называется ее домик?

Дети отвечают или задумываются.

- Домик белки называется дупло. Дупло находится в стволе дерева. Зимой в дупле у белки сухо и тепло, она укрывается своим хвостиком, как одеялом;

- давайте вспомним, а как меняется сама белка осенью?

Дети:

- у нее меняется цвет шубки с оранжевой на серую.

Воспитатель:

- Смотрите, ребята, белочка тоже приготовила вам задание.

Воспитатель из дупла достает корзину, в которую сложены «тени» диких животных, которые осенью меняют цвет

Проводится игра «Угадай чья тень»

На мольберте тени: зайца, волка, лисы. Вместе с воспитателем дети отгадывают животных, подбирают соответствующие картинки и проговаривают как меняются эти животные.

Воспитатель:

- Молодцы! И с этим заданием справились.

- А как называют этих животных?

Дети:

- Дикие животные.

Воспитатель:

- Почему они называются дикими?

Дети:

- Потому что они живут в лесу, сами добывают себе пищу.

Воспитатель:

- Я с вами согласна. Дикие животные живут самостоятельно в лесу, сами заботятся о себе и своём потомстве.

Воспитатель:

Мы с вами побывали в осеннем лесу. Наша прогулка подошла к концу, нам пора в детский сад. Закройте глаза и скажите волшебные слова:

Повертелись, покружились

и в детском саду мы очутились

Вот мы и вернулись в наш детский сад.

- Что вам больше всего запомнилась?

- Где мы сегодня побывали?

- Что вы узнали для себя нового?

Еще у меня для вас раскраски, которые я хочу вам подарить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник в средних группах "Путешествие в осенний лес"

"Путешествие в осенний лес" праздник в средних группах...

Интегрированная образовательная деятельность на тему"Путешествие в осенний лес" в рамках тематической недели "Осени прощальные мотивы"

Интегрированная образовательная деятельность на тему «Путешествие в осенний лес» в рамках тематической недели «Осени прощальные мотивы».Программное содержание:1. Здоровье. Сохранять и укреплять физиче...

Сценарий осеннего праздника для второй младшей группы "Путешествие в осенний лес"

Сценарий осеннего развлечения разработан для младших дошкольников с учётом возрастных особенностей детей....

Сценарий осеннего праздника "Путешествие в осенний лес" (разновозрастная группа)

Сценарий осеннего праздника "Путешествие в осенний лес" (разновозрастная группа)...

Осенний праздник для детей 2 младшей группы "Осеннее путешествие в осенний лес"

Сценарий раскрывает встречу детей с Осенью. В доступной форме дети знакомятся с осенним временем  года. В прцессе праздника дети просматривают кукольный спектакль. Цель праздника: воспитывать ком...