Сборник стихов, потешек, скороговорок, игровых упражнений по развитию речи для детей 3-5 лет
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

В сборнике  собраны произведения  известных детских авторов, детский фольклор и народное творчество, которые помогут ребёнку говорить не торопясь, интонационно выразительно,   четко произносить слова, умело пользоваться голосом. Предлагаемый сборник   адресован воспитателям детских садов, а также родителям детей в возрасте 3-5 лет. Данный сборник поможет воспитателям детских садов, родителям быстро организовать ребёнка на любой вид деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stihipoteshskorog_zagadigr_upr-slov_igr.docx39.32 КБ

Предварительный просмотр:

В сборнике  собраны произведения  известных детских авторов, детский фольклор и народное творчество, которые помогут ребёнку говорить не торопясь, интонационно выразительно,   четко произносить слова, умело пользоваться голосом. Предлагаемый сборник   адресован воспитателям детских садов, а также родителям детей в возрасте 3-5 лет. Данный сборник поможет воспитателям детских садов, родителям быстро организовать ребёнка на любой вид деятельности.

                                     Пояснительная   записка

В сборник  вошли стихотворения, потешки, скороговорки, загадки и словесные игры.  Содержание произведений, собранных в сборнике,  учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которыми руководит слово. Приятный смысл стихов, четкий ритм и простые слова понравятся ребенку, он обязательно запомнит хотя бы пару строк, и таким образом будет развивать свою память, словарь, связную и грамматически правильную речь. Потешки помогают малышу настроиться на нужный лад и повторять в игровой форме  слова на определённый звук. Скороговорки помогут ребенку освоить правильное произношение звуков. Скороговорные фразы применяются не только для развития речи ребенка, но и используются для развития дикции. Словесные игры укрепляют артикуляционный аппарат, вслушиваясь в звучащие слова, играя с ними, дети развивают свой слух, улучшают произношение, стремятся приблизить, «подогнать» свое произношение к произношению взрослых.

   Данный сборник окажет взрослым большую помощь в развитии и воспитании звуковой культуры речи. Поможет научить детей говорить не торопясь, интонационно выразительно, четко произносить слова, умело пользоваться голосом.

                                         Стихотворения

 «Мышка мыла мылом нос».   М. Мышковская  

1.Мышка мыла мылом нос, мыла уши, мыла хвост.                                                                                                                                                                                                         Мыла так, что стала белой, и от счастья мыло съела.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                         «Пёс» О.Высоцкая

2.Возле дома пёс цепной, но не страшный, а смешной.                                                       Ну кого он устрашит, если он из байки сшит?

             « Бедный Мишка заболел» М. Бобылёв.  

            3.Бедный Мишка заболел, Мишка много мёду ел.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Мишка плачет и кричит «У меня живот болит!»                                                          

            «Вова взял у папы шляпу».  А.Власов

         4.Вова взял у папы шляпу, чтоб похожим стать на папу.                                                                      …      Надевает шляпу эту      Где же Вова?    Вовы нету.

                            «Шёл по берегу петух».   М. Пляцковского

         5. Шёл по берегу петух. Поскользнулся, в речку - бух!                                                                                       Будет знать петух, что впредь –надо под ноги смотреть.

                      «Испугалась лиса». Т. Шорыгиной

                      6.    Испугалась лиса быстрого пса

                      И пустилась наутёк, словно рыжий огонёк.                                                                                            

              «Зачем у маленькой хозяйки». Г.  Сапир

 7. Зачем у маленькой хозяйки, зелёный зонтик взяли зайки?                                              Затем, чтоб прятаться от волка, под этим зонтиком из шёлка

                        «Мы с подругой Катей Т.Шорыгина

                      8.    Мы с подругой Катей, ком большущий катим.                                                                                                                                                                                   Из пушистого комка, слепим мы снеговика

                                       МИШКА А.Барто

                                 Уронили мишку на пол,
                                   Оторвали мишке лапу.
                                 Все равно его не брошу -
                                  Потому что он хороший

                                    КОЗЛЕНОК А. Барто

                                  У меня живет козленок,
                                          Я сама его пасу.
                                   Я козленка в сад зеленый

                                      Рано утром отнесу
                                     Он заблудится в саду -
                                     Я в траве его найду.

                                       ФЕДОТКА К. Чуковский

                                   Бедный Федотка - сиротка.
                                   Плачет несчастный Федотка:
                                    Нет у него никого,
                                   Кто пожалел бы его.
                                  Только мама, да дядя, да тётка,
                              Только папа да дедушка с бабушкой

         

                                        ЗАКАЛЯКА  К. Чуковский
                                           Дали Мурочке тетрадь,
                                           Это - ёлочка мохнатая.   
                                           Это - козочка рогатая.   
                                           Это - дядя с бородой.   
                                           Это - дом с трубой".   
                                           Ну, а это что такое,
                                           Непонятное, чудное,
                                           С десятью ногами,
                                           С десятью рогами?"   
                                           Это Бяка- Закаляка Кусачая,
                                          Я сама из головы её выдумала".
                                         "Что ж ты бросила тетрадь,
                                                 Перестала рисовать?"
                                                        Я её боюсь!

                                     

                                                        Н. Разговоров

                                            Подогрела чайка чайник,
                                            Пригласила девять чаек,
                                            Приходите все на чай!»
                                           Сколько чаек, отвечай!

                                                    Н.Разговоров


                                          По тропинке вдоль кустов
                                         Шло одиннадцать хвостов.

                                          Сосчитать я также смог,
                                        Что шагало тридцать ног.
                                         Это вместе шли куда-то
                                         Петухи и поросята.
                                         А теперь вопрос таков:
                                          Сколько было петухов?
                                          И узнать я был бы рад
                                          Сколько было поросят?
                                         Ты сумел найти ответ?
                                        До свиданья, всем привет!

                                                         А. Барто

                                                    Резиновая Зина

                                                  Купили в магазине
                                                  Резиновую Зину,
                                                  Резиновую Зину
                                                  В корзинке принесли.
                                                  Она была разиней,
                                                  Резиновая Зина,
                                                  Упала из корзины,
                                                 Измазалась в грязи.

                                              Мы вымоем в бензине
                                                Резиновую Зину,
                                         Мы вымоем в бензине
                                               И пальцем погрозим:
                                            Не будь такой разиней,
                                                Резиновая Зина,
                                             А то отправим Зину
                                             Обратно в магазин.

                                                       Помощница

                                             У Танюши дел немало,

                                             У Танюши много дел:              

                                             Утром брату помогала,—
                                             Он с утра конфеты ел.

                                              Вот у Тани сколько дела:
                                             Таня ела, чай пила,
                                             Села, с мамой посидела,
                                             Встала, к бабушке пошла.

                                                    Перед сном сказала маме:
                                                   Вы меня разденьте сами,
                                                   Я устала, не могу,
                                                  Я вам завтра помогу.

                                                                                                                 

                                                     

 

             Слон

Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой качает сон,
Он слонихе шлет поклон

 

 

 .

   

 

 

Зайка            

Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок

                                                    Мячик

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч

Кораблик

Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:

- Прокати, капитан!

****

 

 

 

 

 

                                             

                                                     Скороговорки

1 «Цо-цо-цо – снесла курица яйцо»  

   «Цо-цо-цо-  у курицы яйцо».

2. Рыбу ловит рыболов,  в реку весь уплыл улов».

3.Сочиним чистоговорку со словом крупа.

Пу-пу-пу, попугай клюет крупу.

Па-па-па, на пол сыплется крупа.

Пы-пы-пы, больше нет у нас крупы.

4. Шагают по опушке мышки,

 Под мышками у мышек книжки

5.Шумит на опушке

Мишка Топтыжка

Шишки на макушке

 У бедного Мишки

 6. Шубу, шапку и калоши

Мы найти никак не можем

Вот такие шутки

У нашего Мишутки

 7.Не для шитья нужны ежам

Надёжные иголки

Ежи живут - не тужат там

Где обитают волки.

8.Неуклюжий медвежонок

Ежедневно ужин ждёт,

Ведь на ужин медвежонок

Пьёт охотно жидкий мёд.

9.Каждый жук жужжит о том,

 Как же жутко быть жуком-

 Каждый может обижать

Как об этом не жужжать

10.Жадная жаба на свете живёт,

Жадность той жабе спать не даёт.

Даже жутко - не одна

Такая жадина она.

 11.Щётка в ящике лежит

Щенок к ящику бежит.

Он ищет её тщательно

И стащит обязательно.

 12.Пёс тащит щётку

Щенок тащит щепку

Ведь для щенка

Пока и щепка велика 

13.Танечка чётко

Отбивает чечётку

Ни у кого чечётка

Не звучит так чётко.

14.Ванечка водичкой

Моет плечи, личико,

Моет пальчики, бочок.

Как бы вымыть язычок?

 15.У цапли птенцы такие удальцы!

На одной ноге не лень

Стоять им с цаплей целый день.

16.Котёнок цап кусается

Цыплёнок цып клюётся

Обоим от хозяйки

За это достаётся.

 .17.Сам сказать сумей-ка:

В саду стоит скамейка,

На скамейке сидит кот,

Он нам песенки поёт.

 

18.Днём сонные совы

На соснах сидят,

Когда все уснут-

На охоту летят.

 19.Знает Зоя: иногда

Падает с небес звезда,

Звездопад тех удивит,

Кто, когда темно, не спит.

20.Сосульке сегодня

Совсем не до сна

Знает она: наступает весна.

Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.

На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

Поля поле полет, Коля колья колет.

По траве тропа протоптана.

У  Аграфены и Арины растут георгины.

Пошла Поля полоть в поле.

Маргарита собирала маргаритки на горе. Растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

У пенька опять пять опят.

Был бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.

Свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла.

Орел на горе, перо на орле. Орел под пером, гора под орлом.

Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные шила.

Скок сорока, скок сорока, слепа с ока, крива с бока.

Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок - сорок морок.

Говорит попугай попугаю: "Я тебя, попугай, попугаю, буханкою". Попугаю в ответ попугай: "Попугай, попугай, попугай".

Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски.

Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Кукушкин кукушонок в капюшоне смешон.

Батон, буханку, баранку пекарь пёк спозаранку.

Пётр в печке пёк печенье, да перепёк всю выпечку.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

Как хорошо пирожок - внутри творожок.

Съел Валерик вареник, а Ванюшка ватрушку.

У ежа и ёлки иголки колки. У ежа ежата, у ужа ужата.

Уж и ужи уже в луже.

Белый снег, белый мел. Белый заяц тоже бел. А вот белка не бела - белой даже не была.

Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.

Наш Сеня накосил стог сена.

Стоит воз овса, возле воза овца.

Овца, овца, дай хлебца.

Пришел Прокоп - кипит укроп. И при Прокопе кипит укроп, и без Прокопа кипит укроп.

Кашевар кашу варил, подваривал да не доварил.

                                        Загадки и отгадки.

1.Я умею чисто мыться, не водой, а язычком. Мяу, как мне часто снится  блюдце с тёплым молочком (кошка)

2.Полем идёт, травку жуёт. Мычит «Му-му», а кто не пойму.(корова)

3.У неё большая грива, есть копыта, есть и хвост. Скачет быстро и красиво-просто глаз не оторвёшь (лошадь)

 

4.Жёлтый Антошка
Вертится на ножке.
Где солнце стоит,
Туда он и глядит.  ( Подсолнух)

5.Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошёл,
Красну шапочку нашёл.  (Гриб)

6.На шесте — дворец,
Во дворце — певец   (Скворечник и скворец)

7.Ползун по лесу ползёт,
На иголках грибочки везёт. ( Ёж)

8.Летом — серый,
Зимой — белый. ( Заяц)

9.Сверху дыра,
Снизу дыра,
А посередине —
Огонь да вода.  (Самовар)

10.Сама не ем,
А людей кормлю.  (Ложка)

11.Из горячего колодца
Через нос водица льётся (Чайник)

12. Круглая, да не мяч,
Жёлтая, да не масло,
Сладкая, да не сахар,
С хвостом, да не мышка (репа)

13 Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. ( Морковь)

14.Сто одёжек и все без застёжек (Капуста)

15..Без окон, без дверей
Полна горница людей. ( Огурец)

                                                       Потешки

                                            1. Ладушки, ладушки!  

                                                Пекла бабушка оладушки.

                                                Маслом поливала,

                                                Детушкам давала

                                             2. Рано—рано по утру

                                                Пастушок « Ту-ру,ту-ру»

                                                А коровы в лад ему

                                                Затянули « Му-му-му»

                                           3. Тили-бом! Тили-бом!

                                              Загорелся кошкин дом

                                              Бежит курица с ведром

                                              Заливает кошкин дом.

                                         Будут пальчики вставать

                                           Будут пальчики вставать

                                           Наших деток одевать.
                                          Встали пальчики - ура!

                                           Одеваться нам пора.

                                                           Киска

                                          Киска, киска, киска, брысь!
                                              На дорожку не садись:
                                              Наша деточка пойдёт,
                                             Через киску упадёт.

                                               Только мышки заскребут

                                                 Только мышки заскребут,
                                                Серый Васька тут как тут.
                                                 Тише, мыши, уходите,
                                                 Кота Ваську не будите.
                                                 Как проснется Васька-кот,
                                                 Разобьет весь хоровод.
                                                Вот проснулся Васька-кот -
                                                 Разогнал весь хоровод!

                                                     Ой ты, заяц косой

                                             Ой ты, заяц косой – вот так!
                                            Не ходи ты за мной – вот так!
                                            В огород попадешь – вот так!
                                            Всю капусту сгрызешь – вот так,
                                            Как поймаю тебя – вот так,
                                            Как за уши схвачу – вот так,
                                            Да и хвост откручу – вот так!

                                                Вдоль по реченьке

                                   Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,
                                   Выше бережка головушку несёт.
                                   Белым крылышком помахивает,
                                    На цветы водицу стряхивает.

                                                         Катя

                                                 

                                             Катя, Катя маленька,
                                            Катенька удаленька,
                                            Пройдись по дороженьке,
                                           Топни, Катя, ноженькой.

                                                    Этот пальчик

                                      (Поочерёдно загибаем пальчики)
                                      Этот пальчик — в лес пошёл,
                                      Этот пальчик — гриб нашёл,
                                      Этот пальчик — занял место,
                                     Этот пальчик — ляжет тесно,
                                     Этот пальчик — много ел,
                                           Оттого и растолстел.

                                          Ладушки-ладошки

                                              Ладушки-ладошки
                                             Хлопали в ладошки
                                Хлопали в ладошки (хлопаем в ладоши)
                                Отдохнем немножко (руки на колени).

                                           Идёт котик по лавочке

                                          Идёт котик по лавочке
                                       Ведёт кошечку за лапочки
                                         Топы-топы по лавочке
                                          Цапы-цапы за лапочки.

                                                           Сорока

                                                   Сорока, сорока!
                                                       Где была?
-                                                        Далеко!
                                                     Печку топила,
                                                     Кашу варила,
                                                    На порог скакала -
                                                      Гостей созывала

                                                  Дарики-дарики!

                                                  Дарики-дарики!
                                                 Злые комарики!
                                                Вились, кружились,
                                                Да в ушко вцепились!
                                                          Кусь

                                                 Идет коза рогатая

                                       ( Изображаем пальцами «козу»)
                                              Идет коза рогатая
                                                Глазками хлоп-хлоп.
                                              Кто каши не ест,
                                                Молока не пьёт, -
                                       Забодает, забодает, забодает.
                                    (показываем, как бодается коза)

                                                        Улитка

                                                Улитка, улитка,
                                                  Высунь рога,
                                               Дам тебе, улитка,
                                               Кусок пирога!
                                               Ползи по дорожке,
                                               Дам тебе лепешки.

                                                          Дождик

                                                Дождик, дождик,
                                          Кап-кап-кап!
                                         Мокрые дорожки.
                                         Нам нельзя идти гулять -
                                         Мы промочим ножки.

                                           Словесные игры

Игра  «Какой игрушки не стало»

     С левой и с правой стороны на картинках игрушки. Назовите игрушки на картинке с правой стороны (кукла, утёнок, машина) А теперь внимательно посмотрите на игрушки с левой стороны (кукла, утёнок). Какой игрушки не стало? Назовите игрушки на картинке справа(кукла, утёнок, машина). На картинке слева(кукла, утёнок). Чем отличаются картинки?

Игра  «Едем на поезде».

    Заранее расставить кубики – остановки. Дети встают друг за другом в паровозик и едут. Движение начинается с гудка. Когда поезд  подъезжает к остановке, то останавливается и гудит «У-у-у-у» Едет дальше, перестаёт гудеть.

Игра «Покажи, где летит?»

   Дети, постарайтесь услышать в словах, которые я назову, песенку «Р». Если

услышите, прижмите руки к груди. Слушайте: хобот, робот, танец, ранец,

 игла, пары, полы, ложки, рожки. Молодцы! Воспитатель: «Рррр» Кто так

рычит? Кто так ворчит? Дети отвечают. Воспитатель показывает собачку:

 «Это собачка Рекс. Рекс умеет считать. Спросите, сколько у него глаз?

Ушей? Хвостов? Лап? Если дети отвечают правильно, Рекс тоже отвечает на вопрос

Игра « Соблюдай порядок»

      У меня на столе разложены карточки. Рассмотрите их, запомните в каком

 порядке они лежат. Запомнили. Вызвать ребенка, предложить ему

отвернуться и назвать их по порядку. Затем вызвать двух человек, назвать

 песенку в слове ллллук, свекллла, ллиллия

Игра «Подскажи словечко»

     Предложить детям подсказать в конце стихотворения слово, подходящее по смыслу.

1. Я весь день ловлю жучков, уплетаю червячков.

В тёплый край не улетаю, здесь под крышей обитаю.

Чик - чирик, не робей! Я бывалый (воробей)

2.Окраской - сероватая, повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая - известная персона.

Зовут меня (ворона)

Обведите карандашом на картине изображения птиц. Найдите лишнюю птицу.

                             Игра «Животные и их детеныши» 

      Отгадай загадку:

 Скачет зверушка

 - Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку.

И комар и мушка. Кто это?


Ребенок (Лягушка).

   Разыгрывается диалог между ребенком и воспитателем.

- Откуда идешь ты, лягушка -  квакушка?

- С базара домой, дорогая  подружка!

- А что ты купила?

- Всего понемножку:

- Купила квапусту, квасоль и квартошку. 

А теперь представь болото в лесу. Посмотри, в лесу у зверей случилась беда. Они растеряли своих детенышей. Помоги детенышам отыскать своих родителей. Дети подбирают детёнышей своим родителям

                                      Игра «Подскажи словечко»

Предложить детям подсказать в конце каждого стихотворения слово, подходящее по смыслу. Учить произносить ударный звук «И» более длительно.

Мяу, мяу- кот пищит, у меня живот… (болит)                                                                 Би-би-би,- гудит машина, не поеду без….(бензина)                                                          Я рубашку сшила Мишке, я сошью ему… (штанишки).

                                Игра « Договори словечко »  

СА – СА – СА – самолет, оса.

СА – СА – СА – такса, колбаса.

СО – СО – СО – сокол, колесо.

СОК – СОК – СОК – поясок, носок.

СУ – СУ – СУ – сумку я несу.

СУ – СУ – СУ – лису найду в лесу.

СЫ – СЫ – СЫ – бусы и носы.

СЫ – СЫ – СЫ – косы и усы.

Игра «Кого не стало»

    Выставить на доске картинки с изображением животных: зайца, волка, лисы, медведя и т. д.   Сказать, кто нарисован на картинках. (Заааяц, вооолк, лиииса, медвееедь). Поочерёдно убирать картинки и предлагать детям назвать кого не стало, добиваться ответов предложениями

Игра «Подскажи словечко»

    У воспитателя на столе из кубиков построен забор, за которым игрушки: петушок, носорог, медведь, белка. Воспитатель спрашивает детей, как они думают, кто спрятался за забором? Хотят ли они узнать кто там? А узнать можно, если они правильно подскажут слово в конце стихотворения. После того, как дети подскажут, педагог показывает игрушку и просит детей найти её изображение на картинке   и обвести его.

1.Встаёт на заре, поёт во дворе. На голове гребешок, кто же это (петушок)

2.Кто один имеет рог, отгадайте (носорог)

3.Он всю зиму в шубе спал, лапу бурую сосал

А проснувшись стал реветь, этот зверь лесной (медведь)

4.Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверушка?

Щёлкает орешки мелко, ну конечно это (белка)

Игровое упражнение «Кто где живёт»

    Давайте вспомним, где живут дикие животные? (В лесу) А домашние? (Дома). Они заблудились и не могут найти свои домики, давайте им поможем. Как называется домик собачки? (конура) Покажите её (показывают). Как называется домик лисы? (Нора) Покажите её (показывают). Проведите дорожки к каждому домику. Вот мы и помогли им.

Игровое упражнение «Самолёт и птицы»

    Как гудит самолёт? (У-у-у-у) Если самолёт далеко летит, как он гудит? (тихо) А если он летит близко, то как гудит? (громко). Предложить прогудеть так, когда самолёт летит далеко. Назовите на картинке птиц (гусь, утка, голубь). Назови их ласково (голубь-голубочек). Добивайтесь протяжного произношения звука. Где живут птицы? (на земле). Где летает самолёт ( в воздухе). Нарисуйте дорожку от любой птицы к самолёту и прогудите, как самолёт.

Игровое упражнение.   Нарисуй «Дождик из тучки»

    Предложите детям несколько картинок с изображением дождя, рассмотрите их. Затем предложите детям нарисовать дождик из тучки, как на первой картинке.

Игровое упражнение «Бублик»

    Воспитатель приносит чудесный мешочек и предлагает  детям узнать, что в нём лежит (вызывает несколько детей, определить предмет на ощупь). Достаёт бублик и предлагает детям сказать какой он и на что похож(круглый, похож на открытый рот). Сложите губы так, чтобы они стали похожи на бублик и произнесите звук «О-о-о-о». Затем дети достают ещё предметы, в названиях которых есть звук «О».

Игровое упражнение «У кого кто»

   Предложите детям рассказать зверюшкам, которые едут в поезде, у кого кто? У курицы - цыплята, у цапли - цаплята, у кошки - котята. Предложите детям

разукрасить картинки - раскраски с изображением животных и птиц.

Игровое упражнение «Поезд и птицы»

     Назвать на картинке птиц (курица, воробей, синица, скворец). Как их можно

ласково назвать? (курица-курочка, синица-синичка) Какая птица тебе

нравится, назови? Почему? Произнеси так, как собачка рычит (куррррица) Игровое упр-ние: «Поезд и птицы». Разложить заранее картинки птиц. Дети

встают в паровозик и едут, возле птиц останавливаются и сажают их в «поезд».

Игровое упражнение «Кто внимательный»

    У педагога в руках игрушечный зайка, который хочет поиграть с детьми в игру: «Кто внимательный». Зайка предлагает детям соединить между собой одинаковые картинки и сказать почему они их соединили (грибы, цветы, тарелки, вилки). А почему не соединили гусей? Потому что, один гусь стоит, а другой наклонился.

Игровое упражнение «Как воет волк»

    Кто нарисован на картинке? (Волк)  Как он воет? (В-в-в)

                                   В поле волк волчище едет

                                   На своём велосипеде

                                   Обогнал сегодня он

                                   Воробья и двух ворон

Кто и на чём едет? Элементы театрализации (Покажите как едет волк) Кого обогнал на своём велосипеде волк? (Покажите, как он обогнал)

Игровое упражнение «Поезд»

      Дети встают друг за другом, образуя «поезд». Заранее расставить предметы, в словах которых есть звук «Ч». Дети начинают движение со звука колёс «Чух-чух - чух». По мере продвижения поезда, берут предметы, называют их, и придумывают своё слово. Тот кто назвал слово, «выходит» на остановке и садится на стульчик.

Игровое упражнение «Как гудят пароходы»                                                                                  Педагог предлагает поиграть в игру «Как гудят пароходы». Когда педагог произносит  «большой пароход» - дети гудят громко: Ы-ы-ы.

Когда говорит «маленький пароход» - дети гудят тихо: Ы-ы-ы.

 

Игровое упражнение «У кого кто»

     Незнайка предлагает детям закончить предложения.

  У лисы -  (лисёнок). У слона - (слонёнок)  У свиньи- (поросёнок)                                     У гусыни - (гусёнок). У страусихи - (страусёнок)                                                              Дать детям задание провести дорожки от лисы к лисёнку, от слона к слонёнку и т. д. Незнайка проверяет задания и хвалит детей.

                          Игровое упражнение «Закончи предложение»

Предложите детям закончить предложения.

1.Дети катаются на (санках)

 2.Зимой на улице (холодно)

 3.Что любит белочка (орехи)  

 4.Что мы едим с супом (хлеб)

Игровое упражнение «Кто, в каком вагоне поедет»

  Раздать детям листочки, на которых нарисованы вагончики, а через определённое расстояние животные. Предложить детям сказать, кто в каком вагоне поедет, а узнать это можно, если пальчиком провести от животного к вагончику (Заяц поедет в первом вагоне, лиса во втором и т.д).

                  Игровое упражнение « Кто как кричит»

    Петух взлетел на забор и кричит: (Ку-ка –ре-ку)        

   Лягушка на болоте квакает: (Ква-ква-ква)    

   Кукушка в лесу кричит: (Ку-ку Ку-ку)  

   Ворона на ветке каркает: (Кар-кар-кар)

  .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и игровые упражнения для развития речи у детей среднего возраста.

       Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого...

Игры и игровые упражнения для развития речи у детей среднего возраста.

       Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого...

Сборник игровых упражнений для развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста

На сегодняшний день для развития коммуникативных умений дошкольников появляется необходимость и потребность в использовании таких приемов, характер которых зависит от индивидуальных особенностей ребен...

Техника речи. Игровые упражнения для развития речи у детей дошкольного возраста.

Техника речи – это совокупность характеристик звучащей речи, ее голосовой, дыхательной, дикционной и интонационной составляющей. Занятия техникой речи пре...

Игровые упражнения для развития речи у детей с моторной алалией.

   Звукоподражательные и речедвигательные упражнения полагают начало работы по развитию фонематического слуха. Первый этап в этой многообразной работе – упражнения по вслушивани...