Викторина по сказкам А.С. Пушкина Встреча с библиотекарем.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Колесникова Татьяна Анатольевна

В конспекте представлена викторина по сказкам А.С.Пушкина, которую проводили совместно с библиотекарем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vstrecha_s_bibliotekarem_viktorina_po_skazkam_pushkina.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина по сказкам Пушкина.

Цель: формирование интереса к творчеству А. С. Пушкина.                   Задачи:
1. Проверить знание детьми сказок А. С. Пушкина.
2. Расширить кругозор.
3. Развивать внимание, память, речь и мышление.
4. Воспитывать доброжелательные отношения в коллективе.
5. Развитие коммуникативных способностей. 
6. Формирование навыков работы в команде и групповой сплоченности. 

                                                Ход викторины:

     1.Дети входят под музыку 1 в зал. Вступительное слово воспитателя.

- Дорогие ребята, сегодня у нас в гостях библиотекарь. И мы  приглашаем вас  в удивительный мир сказок.

- А как вы думаете, где живут сказки?

Да! Сказки живут в книжке. Звучит музыка 2 для открытия книги.

Книга - это домик сказок. Посмотрите на эту большую книгу. В ней прячется много сказок. Слушать вам их - не переслушать, смотреть - не пересмотреть!

- Кто пишет сказки? (писатели и русский народ)

- Какие бывают сказки? (народные и литературные)

- Ребята, какие бывают виды сказок? (о животных, социально-бытовые, волшебные)

- Назовите признаки сказки? (зачин, концовка, возможна присказка,

сказочные герои, волшебство и чудеса, устаревшие слова, наличие пословиц и поговорок, победа добра над злом)

- Смешные, милые, умные сказки! Они помогают надеяться на лучшее, приносят радость, окрыляют нас. Поэтому сказки живут с нами, переходя из поколения в поколение. Но сказка не только мечта. Она несет людям знания, по-своему приводит человека в окружающий его мир. "Сказка - ложь, да в ней намек: " Добрым молодцам урок", - писал А.С. Пушкин.

И вот сегодня мы поговорим о чудесных литературных сказках, написанных великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным. Мир сказок открыт нам с детства. Как писала писательница Юнна Мориц:

“Сказка по лесу идёт,
Сказку за руку ведёт.
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка- умница и прелесть,
С нами рядышком идёт.”

И сам А.С.Пушкина писал о сказках так: “Что за прелесть эти сказки…” И нет такого человека, который бы не знал его сказок. А насколько вы хорошо с ними знакомы, мы с вами и проверим сегодня.
     2. Вступительное слово библиотекаря.

- Прежде чем вы отправитесь  в мир сказок великого русского поэта А. С. Пушкина, позвольте мне рассказать вам об его удивительной жизни и творческом пути.

Презентация на проекторе «Жизнь и творчество А.С.Пушкина».

     3. Представление команд и жюри.

- На викторине присутствует две команды. Каждая из команд подготовила название, девиз и выбрала себе  капитана. Представьтесь, пожалуйста.

- Условия нашей викторины такие: я задаю вопрос для одной из команд. Если команда ошибается, то на него может ответить другая команда. За каждый правильный ответ вы получаете очко. В конце викторины мы посчитаем очки, и выясним, какая команда лучше  знает сказки Пушкина.

1 команда “ Золотая рыбка”.

Девиз: “ Не в волшебстве наша сила, а в дружбе”.

2 команда “ Лукоморье ”.

Девиз: “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”.

     4. Викторина.

1 задание: «Узнайте сказку по словам».

1. Путь-дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, зеркальце, ветер, свадьба. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

2. Откуп, дурачина, изба, терем, царица, корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке»)

3. Базар, жадность, лошадь, печка, оброк, море, веревка, расплата. («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

4. Рать, воеводы, мудрец, шатер, шемаханская царица, звездочет, петушок. («Сказка о золотом петушке»)

2 задание: «Найди ошибку».
- Я буду вам зачитывать отрывок из сказки, но с ошибкой. Вам нужно  найти ошибку, исправить ее и назвать из какой сказки этот отрывок.
1. Три соседки
(сестрицы) под окном,
Пряли поздно вечерком.      
(Сказка о царе Салтане)
2. Свет мой, зеркальце, скажи,
Да меня не обмани:
(да всю правду доложи)
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?      
(О мертвой царевне и семи богатырях)

3. Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова буяна
В царство славного Ивана
(Салтана).      (Сказка о царе Салтане)

4. Жил старик со своею старухой
У самого Черного
(синего) моря.      (Сказка о рыбаке и рыбке)

Динамическая пауза «Рыбак и рыбки».

3 задание: «Волшебный мешочек».
- Капитан команды  достает  из «Волшебного мешочка» по одному предмету, а команда называет, из какой сказки этот предмет.

Яблоко («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)

Петушок («Сказка о золотом петушке»)
Зеркало («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)
Веревка («Сказка о попе и его работнике Балде»)

Орех («Сказка о царе Салтане»)

Рыбка («Сказка о рыбаке и рыбке»)

4 задание: «Кто лишний?»

- Я буду называть героев из разных сказок, а вы слушайте внимательно. Если герой из сказок Пушкина, то вы должны хлопнуть в ладоши. Если названный герой не относится к произведениям Пушкина – топнуть ногой. Приготовились…

Чебурашка, братья-богатыри, лиса, Снегурочка, комар, Конек-Горбунок, поп, Колобок, Журавль, Царевна-Лебедь, кот Леопольд, царь Салтан, Карабас-Барабас, сестрица Аленушка, рыбка, князь Гвидон, Баба Яга, Балда, Курочка Ряба, Спящая царевна.

Динамическая пауза «Не урони яблоко».

Отгадайте загадку:

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

Я сладкое, наливное,

В сказке волшебное, не простое. (яблочко)

Две тарелки и два яблока, нужно донести и не уронить яблоки.

5 задание: «Переводчики»

- Переведите устаревшие слова на современный русский язык. Капитан достает слово, команда отвечает.

Очи – глаза, перст – палец, воитель – воин, рать – войско, уста – губы, старче – старик, чело – лоб, дитятко – дитя.

6 задание: «Какого героя представляет ребенок?»

1. Не могу прийти к вам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить. (Балда)
2. Ждите меня, скоро буду. Вот только орешки догрызу. (Белка)
3. Приехать не могу - нужно старухе корыто чинить. (Старик)
4. Прошу скорее разбудить меня, а то уже все бока отлежала. (Спящая царевна)

     5. Итог викторины.

Слово жюри.
Молодцы, ребята! Я вижу, что вы очень хорошо знаете сказки Пушкина, сказочных героев. Вы очень хорошо отвечали на вопросы и каждая команда заработала много очков. Наша викторина  подошла к концу.

Это Пушкин. Это чудо.

Это прелесть без конца.

В нашей жизни вечно будут.

Этих сказок голоса.

Сколько сказок у поэта?

Их не много и не мало,

Но все Пушкинские – это

Наше вечное начало!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-викторина по сказкам А.С.Пушкина "У лукоморья"А.С.Пушкин

Игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста...

Литературная викторина по сказке А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане" 2016

Познавательное мероприятие, с расширенной словарной работой, применением ИКТ и театрализации....

Литературная игра - викторина по сказкам А.С. Пушкина "Что за прелесть, эти сказки..."

 В последние годы наблюдаются серьезные трудности в формировании устной связной речи у детей, в силу снижения их общего речевого развития. У детей часто возникают сложности с последо...

Литературная игра – викторина по сказкам А. С.Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!»

Обобщить знания детей о творчестве А.С. Пушкина посредством игры – викторины: прививать интерес детей к творчеству русских поэтов, показать удивительный мир сказок А.С.Пушкина их мудрость и крас...

Игра-викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки» для детей старшего дошкольного возраста

Игра-викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки» для детей старшего дошкольного возраста...

Игра-викторина по сказкам А.С. Пушкина Познавательное развитие15 МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА « СКАЗКИ А.С. ПУШКИНА»

ЗАДАЧИ:1. Закрепить знания детей о сказках А. С. Пушкина, вызвать интерес к произведениям писателя. Совершенствовать умение слушать и понимать заданный вопрос, правильно и полностью отвечать на в...