Конспект НОД по развитию речи «Рассказывание по картине И. Левитана «Золотая осень»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шейнова Галина

Цель: Закрепить представление детей об осеннем времени года.

Задачи:

1.Учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине из пяти – шести предложений, соблюдая композицию рассказа, использовать в речи разные синтаксические конструкции, образные слова и выражения.

2.Совершенствовать монологическую речь детей, развивать наблюдательность, умение чувствовать и передавать в рассказе настроение, заключенное в пейзаже, учить рассказывать связно, плавно, эмоционально, узнавать образы осенней сказки в звуках музыки, стихах, картине художника.

3. Обогащать словарь детей.

4. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.

Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за осенними признаками, чтение стихотворений и рассказов о осени, заучивание стихов, загадывание загадок, проговаривание скороговорок, знакомство с жизнью лесных животных осенью, рассматривание иллюстраций по теме.

Оборудование: Сюжетные картины об осени, картина «Золотая осень» И. И. Левитан, мнемотаблица для составления описательного рассказа по пейзажной картине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zolotaya_osen.doc243.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по развитию речи

«Рассказывание по картине И. Левитана «Золотая осень»

Цель: Закрепить представление детей об осеннем времени года.

Задачи:

1.Учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине из пяти – шести предложений, соблюдая композицию рассказа, использовать в речи разные синтаксические конструкции, образные слова и выражения.

2.Совершенствовать монологическую речь детей, развивать наблюдательность, умение чувствовать и передавать в рассказе настроение, заключенное в пейзаже, учить рассказывать связно, плавно, эмоционально, узнавать образы осенней сказки в звуках музыки, стихах, картине художника.

3. Обогащать словарь детей.

4. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.

Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за осенними признаками, чтение стихотворений и рассказов о осени, заучивание стихов, загадывание загадок, проговаривание скороговорок, знакомство с жизнью лесных животных осенью, рассматривание иллюстраций по теме.

Оборудование: Сюжетные картины об осени, картина «Золотая осень» И. И. Левитан, мнемотаблица для составления описательного рассказа по пейзажной картине.

Ход занятия

Воспитатель беседует с детьми:

- Ребята, с каким настроением вы приходите в детский сад? (Ответы детей).

- А у вас всегда бывает хорошее настроение? (Ответы детей).

- Как можно догадаться, какое у человека настроение? (По глазам, по мимике, по разговору).

- Правильно, о настроении можно узнать по-разному. Интересно, а сможете вы узнать о настроении поэта по его стихотворению? Слушайте внимательно.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса...

- О каком времени года рассказал нам поэт А.С. Пушкин? (Об осени.)

- С каким настроением, с какими чувствами писал он это стихотворение? (Восхищение, любование, нежность, грусть, печаль, уныние, радость...)

- Какими словами он определил свое настроение? (Очей очарованье, краса, пышное увядание, унылая пора, прощальная краса.)

- Ребята, как вы думаете, а по музыкальному произведению можно догадаться о настроении музыканта? Давайте попробуем.

Воспитатель предлагает детям прослушать грамзапись произведения П. И. Чайковского «Времена года».

- Какая музыка прозвучала: веселая или грустная?

- Какие чувства, какое настроение она у вас вызвала? (Грусть, печаль.)

- Ребята, а с помощью рисунка можно выразить свое настроение? (Ответы детей).

- Правильно, по рисунку также можно догадаться о настроении художника, о его чувствах, мечтах.

- Ребята, посмотрите внимательно на картину: на луг, на речку, на золотые листочки берез, на пожелтевшую, почти высохшую траву, на одинокий полуувядший цветок, склонившийся прямо к воде и на яркое солнечное небо над ними.

- А вы хотели бы оказаться на этом лугу?

- Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей).

- И. Левитан выбрал для своей картины название «Золотая осень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

- Правильно, ребята. Все на этой картине как будто золотое: пышное убранство берез, яркий солнечный свет осеннего дня...

- Какие приметы осени вы видите на этой картине?

- Какое небо? (Яркое, солнечное, голубое, прохладное.)

- Какой день изображен на картине: ясный или пасмурный? (Ясный.)

- Есть ли на небе облака? Какие они? (Белое облачко.)

- Как вы думаете, какое настроение у берез? (Веселое, радостное, игривое настроение, они гордятся своими золотыми платьями.)

- А вы заметили одинокий цветок у ручья? Как вы думаете, какое настроение у цветка? (Он радуется яркому солнцу: радуется, что он такой красивый, но немного грустит, потому что остался совсем один и скоро будет холодно.)

- А теперь давайте отгадаем, с каким настроением художник рисовал эту картину. (С хорошим, веселым, радостным, светлым, вдохновенным, восторженным и немного грустным)

- Ребята, давайте попробуем придумать по этой картине рассказ. Придумайте название своему рассказу и расскажите об осеннем дне, об осеннем небе, об облаках, о солнце, о березах, об одиноком цветке и о голубом ручье.

Примерный рассказ

Наступила осень. Тоненькие березки с белыми стволами нарядились в ярко-желтые платья. Дует легкий ветерок, листики обрываются с веток и летят, кружась в медленном танце. Смотришь на березы и удивляешься, как это зеленые листочки превратились в золотые. По лугу протекает темно-синяя река. Вода уже стала холодная. На изгибе реки стоит одинокая красавица береза, ярко-желтая и ровная, как свечка. Вдалеке виднеются зелено-коричневые деревья, ярко-зеленое поле и несколько деревенских домиков.

Небо голубое-голубое с легким белым облачком. Солнца не видно, но его присутствие чувствуется во всем: словно горит и переливается золотая листва, играя в солнечных лучах. А от деревьев падает тень. По тени можно догадаться, в какой стороне находится солнце.

На берегу реки ярко расцвел осенний цветок. Он радуется сам яркому лучистому солнцу и радует всех своей красотой. Только жаль, что он остался один. Наверное, все цветы уже отцвели.

                     

Слушаем рассказы по картине 2-3 детей с опорой на мнемотаблицу; в случае затруднения педагог предлагает детям помочь рассказчику, подсказываю детям слова и фразы, для выразительного описания.

Каждый рассказ анализируется с участием всех детей группы.

        

Каждый рассказ анализируется с участием всех детей группы.

Воспитатель: Закончить занятие я хочу словами Сергея Есенина:

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком…

Скажите так… что роща золотая

Отговорила милым языком.

                      Сергей Есенин.

Итог.

Вопросы к детям:

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались на занятии? О чем говорили, что составляли?

Дети: Мы сегодня составляли рассказы про осень.

Воспитатель: Репродукция какого художника нам помогла это сделать?

Дети: Левитана.

Воспитатель: Вы такие молодцы! Спасибо Вам за интересные рассказы.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД развитие речи. Рассказывание по картине А. Саврасова "Грачи прилетели"

Конспект ООД  «Коммуникация». Старшая группа. Рассказывание по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».Составила воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №...

Конспект ООД развитие речи. Рассказывание по картине А. Саврасова "Грачи прилетели"

Конспект ООД  «Коммуникация». Старшая группа. Рассказывание по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».Составила воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень»

Программные задачи:1.   Продолжать  знакомить  детей  с  жанрами   живописи  пейзажем   и натюрмортом.2.   Упражнять  в  подб...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: Составление описательного рассказа по картине И. Левитана « Золотая осень».

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: Составление описательного рассказа по картине И. Левитана « Золотая осень». Задачи: Учить детей составлять описательный рассказ по пейза...

Сценарий организованной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет на тему: "Рассказывание по картине И. Левитана "Золотая осень"

Материал представляет собой вариант организованной образовательной деятельности с дошкольниками по рассматриванию и обсуждению картины И. Левитана "Золотая осень". Конспект занятия изобилует...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Золотая осень»

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему:«Золотая осень»Воспитатель: Баймуратова Айгузель Айнуровна ​Цель: выявить уровень овладения детьми речевых у...

Конспект занятия старшая группа развитие речи Тема: рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»

Конспект занятия старшая группа развитие речиТема: рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»Цель. Закрепить представления детей об осеннем времени года, развивать диалогическую ре...