У сказки можно поучиться
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Познакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры - сказками; развивать интерес к русским сказкам;

воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл;

закрепить понятия «авторская» и «народная» сказка;

знать сказки наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями.

развивать речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать согласованно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivanova_e.n._u_skazki_mozhno_pouchitsya.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т. Смышляевка                                         СП «Детский сад «Самоцветы»

Конспект НОД в подготовительной группе

«У сказки можно поучиться»

Воспитатель: Иванова Е.Н.

Образовательные области: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, здоровье.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

Программное содержание:

Познакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры - сказками; развивать интерес к русским сказкам;

воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл;

закрепить понятия «авторская» и «народная» сказка;

знать сказки наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями.

развивать речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать согласованно.

Материал:

схема сказки «Теремок»

волшебный мешочек»,

картинки с изображением героев сказок,

листы бумаги с нарисованными деталями «пазла», ножницы, клей

Предварительная работа:

чтение детям русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам; составление рассказов по сюжетным картинкам; инсценировка сцен из прочитанных сказок; выставка детских работ.

Содержание образовательной деятельности детей:

Дети сидят полукругом.

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята!

Много сказок есть на свете,

Сказки любят все-все дети.

Сказки учат нас добру,

Уму, разуму, труду.

Учат дружбой дорожить,

И вообще, как надо жить.

Предлагаю вам ребята, в сказочку отправится,

Мне затея эта, очень даже нравится.

Игра «Назовите название сказки»

  1. «На лесной опушке, в тепленькой избушке жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масляный. Жили они, поживали, друг друга не обижали («Крылатый, мохнатый да масляный».
  2. Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только повадился кто-то ту пшеницу ломать-топтать. В самую полночь прискакал на поле конь – одна шерстинка серебряная, другая – золотая. Бежит – земля дрожит, из ноздрей дым валит, из ушей пламя пышет. («Сивка-Бурка»).
  3. Вот старик и говорит своим сыновьям:

          - Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чисто поле и       стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша.

Сыновья так и сделали, как отец им велел… Только у Ивана Царевича стрела поднялась высоко в небо и улетела не известно куда. Отправился он в путь. («Царевна-Лягушка»).    

  1. На яблоньке, яблочки наливные, веточки серебряные, листочки золотые. Гуляют там три сестры – Одноглазка, Двуглазка и Триглазка, да сиротка – девица красавица, Хаврошечкой которую кличут. Попросил угоститься яблочком. Подошла Хаврошечка к яблоньке – и веточки ей поклонились, и яблочки к ней опустились. И понял я, что она судьба моя… («Хаврошечка»).

- Молодцы!

Воспитатель:

Как у наших у ворот сказка нынче в гости ждет, Русская народная, но доселе модная!

- Ребята, вы любите сказки? Дети: Любим.

- А как можно сказать о сказке, какая она? Если в сказке есть чудо, то она...чудесная; есть волшебство, то... волшебная; есть добро, то ... добрая; есть радость, то... радостная; есть загадки, то ... загадочная; есть мудрость, то ... мудрая и т.д.

- Скажите, почему сказки называют народными?

Дети: Потому что их сочинил народ.

- А если их написал сказочник, автор, то, как они называются?

Дети: Такие сказки называют авторскими.

- Верно. Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки (разные ответы детей).

- Правильно, люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учит мудрости и тому, что добро в ответ рождает добро.

- А что будет, если у народа не будет сказок?

(разные ответы детей)

- Да, не смогут тогда люди передать своим детям, внукам, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок; показать путь добра и света, по которому следует идти, преодолевая трудности.

- Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок. Назовите сказки, какие вы знаете.

(Дети перечисляют знакомые сказки.)

- Молодцы!

Воспитатель:

Сейчас мы с вами поиграем с пальчиками и ещё вспомним названия различных сказок.

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок, Колобок - румяный бок.

Есть Снегурочка - краса,

Три медведя, Волк - Лиса.

Не забудем Сивку - Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар - птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

В круг вставайте дружно, В сказки поиграть нам нужно!

Физкультурная минутка «Заюшкина избушка»

(дети стоят напротив друг друга)

Зайка наш в избушке жил (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)

Никогда он не тужил (головой поворачивают из стороны в сторону)

Песню весело он пел (кивают головой)

И на дудочке дудел (имитация игры на дудочке)

Но лисичка постучала (стучат кулачком о кулачок)

Зайца нашего прогнала (хлопают в ладоши).

Теперь зайчишка грустный ходит (кружатся).

Себе он места не находит (вздыхают, и разводит руки в стороны)

И собака, и медведь (виляют «хвостиком», затем качаются из стороны в сторону)

К зайцу нашему подходят (подходят друг к другу,

И ни с чем они уходят (расходятся).

Лишь единственный петух

Зайцу нашему помог (машут руками вверх-вниз).

И теперь живут в дому (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)

Припеваючи, в ладу (обнимают друг друга).

Воспитатель: Ребята, в сказках даже простые вещи и предметы думают, мечтают, совершают различные поступки. Назовите, в каких сказках мы встречались с такими чудесами? («По щучьему веленью», «Гуси-лебеди» и т.д.)

- А, можно сказку назвать воспитательницей? Почему (ответы детей)

- Давайте подумаем, чему учить русская народная сказка «Гуси-лебеди» (ответы детей).

- А чему учит сказка «Хаврошечка?» (ответы детей)

- У русского народа была тяжёлая трудная жизнь. Люди с утра до вечера трудились, терпели нужду, обиды, но духом не падали и всегда творили доброе дело.

Например, в сказке «Царевна - лягушка» царевич шёл несколько дней, голод томил его, а он терпел, никого не убил на своем пути: ни зайца, ни медведя, ни сокола, ни щуку. За свое милосердие потом он получил большую награду - помощь от зайца, от медведя, от сокола, от щук и...

- Ребята, читая сказки, мы должны с вами научиться всему самому хорошему, но только надо видеть самое главное - смысл сказки и чему она учит.

- Угадайте, что это за сказка? (Детям предлагается схема сказки «Теремок»)

- А чему учит сказка «Теремок»? (ответы детей)

- Как важно научиться жить мирно под одной крышей! Хотя герои все с разными характерами, но каждый житель теремка очень нужен, чтобы вести общее хозяйство. Вот если бы все люди с детства научились жить мирно под одной крышей, тогда бы никто из соседей не ссорился, не воевали бы на планете разные народы.

Любая сказка учит самой главной мудрости в жизни - добру и любви. Будь добр в самом малом: к травинке, к мышке, к берёзке, к ручейку, к старичку, даже к Кощею Бессмертному.

- Скажите, а в сказках все ли герои добрые и отзывчивые? Я предлагаю поиграть в игру. В этом волшебном узелке спрятались персонажи различных сказок, вы должны определить какие из них хорошие, добрые, а какие злые. Для этого давайте сделаем большой круг. Если из узелка вы достанете доброго героя, то остаетесь стоять в большом кругу, но, если вы достанете злого героя, то выходите в середину круга.

Игра «Волшебный узелок»

Дети по очереди достают картинки и называют персонаж, определяют, чем он
плох или хорош. В итоге сортируют персонажей на 2 группы.

- Посмотрите и скажите, какие герои встречаются в сказках чаще хорошие или плохие? Вы хотели бы дружить с этими героями? (Ответы детей).

Я думаю, что они не такие уж плохие, а очень несчастные, потому что у них совсем нет друзей, и, наверное, им очень хотелось бы с кем-то подружиться.

- И чтобы добро действительно побеждало зло, я предлагаю собрать большое - большое сердце доброты.

Игра «Сердце доброты»

Дети вырезают детали из бумаги, складывают их вместе, типа “пазлы”, наклеивают, получается большое сердце.

- Посмотрите, у нас теперь есть сердце доброты. Оно будет посылать нам свое тепло, желать добра и помогать хорошо заниматься. Приложите руки к груди и послушайте, как добро проникает в вас, входит в вашу грудь, в вашу душу. Поместите в свое сердце как можно больше добра, и вы всегда будете счастливы, потому что рядом с вами всегда будут верные и надежные друзья.

Дети исполняют песню кота Леопольда «Если добрый ты...».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский клуб Рекомендация для родителей на тему: "Сказку можно нарисовать"

Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Стоит только начать рассказывать сказку, как дети, уносятся в мир фантазии. Сказочный сюжет способствуе...

Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Можно весело и с пользой поиграть. Сказка «О Веселом Язычке»

Знаете ли вы …что  у нашего язычка есть тоже сказки.  Сказка «О Веселом Язычке»...

Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Можно весело и с пользой поиграть.

Знаете ли вы …что  у нашего язычка есть тоже сказки. Можно весело и с пользой поиграть. ...

Рекомендации «Какие игровые приёмы со сказкой можно использовать в работе с детьми»

Рекомендации по использованию игровых приемов в работе с детьми...

Консультация для педагогов "А сказки можно читать так..."

laquo;Духовная жизнь ребѐнка полноценна лишь тогда, когда он живѐт в мире игры, сказки, музыки, фантазии и творчества. Без этого он –засушенный цветок» В.А. Сухомлинский...

«Где играют дружно, считают умело, там и сказке можно появиться смело»

Встреча в семейном клубе «Навстречу друг другу» в младшей группе...

Консультация для воспитателей "Читать сказки можно по-разному"

В данной статье рассказывается вопрос о пользе рассказывания  сказок и раскрываются  методы работы над сказкой по предложенной Дж.Родари  методике...